2 глава

Валерий Смоланов
                Глава № 2

        В тёмном коридоре я увидел: как на белой трубке домофона загорается красная лампочка и опять также заунывно пиликает домофон. Я снял трубку и строго спросил:
     - Кто?
В трубке ответили: - Это я, Саня.
«Хоть бы пошутил когда-нибудь: - Здорово это я – смерть  твоя пришла, например, а то: это я, Саня - буднично и очень скучно. Я и так знаю, что ты Саня - человек очень серьёзный и шутить не любишь». – Подумал я. 
   - Заходи, - сказал я в трубку домофона и, нажав на маленькую белую кнопку, услышал (жил на первом этаже): как в нашем подъезде заскрипела входная железная дверь, повесил трубку и стал крутить барашек на железной двери в квартире, щёлкнул замок, я потянул на себя дверь.
В дверном проёме  появилась мужская фигура в синих протёртых до белизны на коленках джинсах и в серой с короткими рукавами футболке. Продолговатое лицо с впалыми небритыми щеками наполовину закрывали круглые солнцезащитные очки. На верхней губе, чуть выпяченной наружу,  росли густые чёрные с проседью усы, а на взъерошенных и торчащих над ушами русыми волосами напялена потёртая и полинявшая от времени синяя кепи, типа бейсболки, с длинным  вытянутым вперёд полусогнутым козырьком. Сразу невозможно было понять: кто выглядит старше - сам хозяин или его «модная» кепи. Что его бейсболка была родом из прошлого века – это точно, а,  скорее всего с Московской Олимпиады, когда Советский Союз более близко соприкоснулся  с продукцией «загнивающего» запада. Модную бейсболку ему подарила первая, а по истечению длительного срока, можно уже спокойно сказать, последняя жена, так как жениться он больше не собирается. «Если по молодости не женился, то на старости лет, тем более не женюсь. Я закоренелый холостяк – мне и одного раза с лихвой хватило, на всю жизнь запомню». Так отвечал Саня на вопрос – про женитьбу. На закрытие Олимпиады, когда на стадионе в Лужниках запускали в небо «Олимпийского Мишку» Лев Лещенко пел песню: «До свиданья наш ласковый Миша, возвращайся в свой сказочный лес». Вся страна плакала, когда воздушный Мишка, подпоясанный золотистым поясом с пятью кольцами, медленно улетал в небо на стадионе в Лужниках, зрители, поднимая головы, вытирали слёзы и махали руками вслед улетающему талисману Московской Олимпиады-80. В этот день, как раз, у Сани с Галей в Грибоедовском дворце состоялась церемония бракосочетания, а вечером все приглашённые родственники и друзья гуляли на свадьбе. Все гости пели застольные песни, пили вино, веселились от всей души и под многочисленные заздравные тосты поздравляли молодожёнов, желали им сибирского здоровья, индийской любви и детей побольше. Ровно через год одно из пожеланий Галя прекрасно выполнила и даже перевыполнила на все сто процентов. Она родила ему двойню – мальчиков-близнецов. По такому радостному событию в семье молодая мама и подарила папаше эту модную американскую бейсболку. В восьмидесятые года прошлого века и канувшего в историю уже целого тысячелетия Галя просто работала в промторге. А во времена – страшного дефицита и постоянной нехватки товаров, люди стали стараться доставать и приобретать импортные товары. А заграничные вещи можно было только втридорога купить у фарцовщиков либо доставать по блату у знакомых торгашей, и Саня очень гордился этим подарком и, конечно, своей женой. Счастливый папа хотел купить ей золотое колечко с дорогим камнем, но кольцо одно, а сыновей двое, поэтому он подарил молодой маме золотые серёжки. Саня очень сильно любил жену, по возможности всегда баловал её дорогими подарками, а мальчиков своих боготворил, души не чаял. Правда, недолго длилась семейная идиллия четы Антоновых. Когда сыновьям исполнилось по семь лет, они пошли в школу, в первый класс, а их мама со своим земляком, другом с Украины, сбежала из дома. Галя всё бросила - и Москву, куда обычно все провинциалы стремятся, и презентабельную работу в торговле и мужа, а главное, маленьких детей. С момента исчезновения жены и по настоящее время про неё ничего не известно и не слышно. Про таких гуляк обычно так говорят: «как в воду канул». С тех пор у Сани и сложилось своё особое мнение по отношению ко всему женскому полу. Он уже никому не верил и никого не любил. Детей воспитывала Сашина мама, бабушка Нина Петровна. Она была для них, как мама.
С Московской Олимпиады в жизни Советских граждан впервые появились и новые сладкие газированные напитки – «Фанта», «Пепси», «Кока-кола». Стойкая оказалась иностранная зараза, как в прошлом веке прилипла, так до сих пор не может отлипнуть никак. И по сей день, современная молодёжь злоупотребляет этими напитками даже и во вред своему здоровью.  В то время пользовались большим спросом и модные спортивные вещицы – футболки, кроссовки и бейсболки с написанными на них иностранными словами от фирм их производящих – «Rebook», «Puma», «Adidas» и каждый хотел их иметь. Одно из таких слов – «Adidas» было написано крупными белыми буквами сверху над козырьком и на его уже изрядно поблёкшей бейсболке.  Сколько лет уже прошло, а Саня полинявшую синюю бейсболку с надписью «Adidas» продолжает бесцеремонно носить.  И в настоящее время, судя по своей бейсболке, старался быть модным, но уже не молодым (молодость не вернёшь) постарел в бейсболке с надписью «Adidas» и даже не заметил как быстро. В этом году, 15 апреля, ему исполнилось 55 лет возраст, конечно, солидный – можно себе позволить многое, если организм ещё требует. Да и всяких этих бейсболок сейчас в свободной продаже завались – покупай себе любую, но возникли проблемы с деньгами. Нет денег. Надо работать, а работы тоже нет. А жить-то как-то надо - идёшь устраиваться на работу, а тебе говорят, нельзя, мест нет. Постоянной работы давно уже не стало. А устроиться на новую работу в таком возрасте в наше время очень трудно – приходилось перебиваться временными подработками. А по специальности он – инженер, и надо сказать, в Советские времена толковый был инженер, перспективный и востребованный по всем качествам работник. Одно время, даже работал на почтовом ящике, на предприятии – радиоэлектронной промышленности. Трудовые навыки и смекалка ещё остались, но инженерные качества на рынке труда сейчас оказались не востребованными. Но Саня всё равно  не сдаётся, и может  ещё своими руками двигать  и мозгами шевелить. И в настоящее время Сане только и оставалось молодиться и не унывать, ждать пенсию и надеяться на чудо в виде разного рода подработок. Сколько раз выручал он меня, помогал обходиться малыми затратами при решении серьёзных бытовых проблем в моей квартире. Электричество – это его конёк, а вода, как он любил всегда говорить, когда надо было чинить сантехнику, она как электричество – только не по проводам, а по трубам течёт.
       - Ещё пять минут, и я бы ушёл, - очень серьёзно сказал Саня, оказавшись в коридоре моей квартиры.
       - Пять минут, пять минут как много в нашей жизни значат. – Пропел я сначала, а потом сказал серьёзно. - А ты, Сань, сегодня прям как кот Базилио – одни очки чего стоят, не говоря уже про пышные усы.
       - Да глаза на солнце слезятся, а ты всё поёшь, как я посмотрю, - виновато стал оправдываться незваный гость.
       - От такой жизни, пожалуй, не только запоёшь, но и запляшешь, у тебя курить хоть есть? – тихим сдавленным голосом спросил я.
       - Курить-то у меня есть, а вот тебя я чего-то совсем не узнаю.
       - Да я сам себя не понимаю: то смерть себе ищу, а то за жизнь двумя руками хватаюсь.
       - Видок, конечно, не важнецкий, точно стометровку с барьерами пробежал, - не унимался Саня.
       - Не я  -  вся жизнь  моя - передо мной за три секунды промелькнула. А я как будто успел побывать «там» и смог обратно вернуться.
Саня, нагнувшись, положил на пол свой чёрный полиэтиленовый пакет, достал из него синюю пачку «ЛМ» протянул мне и, глубоко вздохнув, сказал серьёзно.
       - Так не бывает, чтобы за три секунды там побывать и на землю вернуться, - сказал Саня, посмотрев сначала на потолок, а потом – на пол.
       - Бывает, ещё как бывает. А за сигареты спасибочко, спаситель мой, а то я без «курятины» опухать уже начал.
       - За этим ты меня и пригласил? Опухнуть боишься, – ухмыльнувшись в поседевшие усы, спросил «незваный гость» и тем временем снял с носа круглые солнцезащитные очки и, сложив душки внутрь, повесил их на грудь за отворот серой футболки. На лице у Сани было какое-то бледненькое выражение улыбки, видимо, оставшееся после последней нашей встречи, когда мы много пили и веселились. Увидев чёрный пакет с инструментами электрика внутри, я сразу вспомнил и понял для чего он приехал. На сегодня по плану работы был его конёк. В маленькой комнате, которую я сдавал, нужно было провести и поставить две новые розетки. Так вот для чего, оказывается, когда я ни живой – ни мёртвый притащился рано утром домой, то сразу   завёл  свой круглый настольный будильник на 9 - утра, совсем машинально, на подсознательном уровне  даже не вспомнил про наш договор.  А мы с Саней ещё неделю назад  договорились о встрече на сегодня в половине десятого утра, чтобы сделать ремонт в моей квартире. Но я с «ночными похождениями» совсем заигрался и замотался до потери памяти, и напрочь забыл про тот договор. А Саня в этом плане человек обязательный: если скажет, что приедет тогда-то и во столько-то, то  ни взирая на любую погоду или не погоду, и даже стихийные бедствия, он к месту назначения прибудет точно и вовремя. За долгие годы, нашего близкого  знакомства, я, можно сказать, изучил его досконально, как под микроскопом разглядел все «плюсики» и «минусики». Говорил всегда правду и только правду: шутить и врать он не умел, а про своё здоровье старался ничего не говорить. На жизнь свою не жаловался и в жилетку никогда не плакался. А для физически здорового мужика, ещё не пенсионера, в наше время единственный способ для выживания, как десерт на обед, остаются только подработки. Он периодически так и делал: устраивался на непрезентабельные народные  работы – курьером, грузчиком и даже дворником успел поработать, но почему-то нигде более двух - трёх месяцев не задерживался.  А на мой вопрос: почему уволили?  Он всегда отвечал: «Сам ушёл, сам уволился. Начальники все обманывают, сами хапают и гребут совковой лопатой, а нас, простых работяг, с блюдечка кормят – подлизать дают. В другое место пойду работать». Но с каждым таким уходом, старые места менять на новые ему приходилось всё труднее и труднее, а возраст уже сам говорил и даже не говорил, а уже кричал за себя: пора бы успокоиться и жить достойно. Например, как жил раньше, до женитьбы. Однако простой и покладистый характер, который показывал хозяина только с положительной стороны, уже не помогал ему: маленькие слабости к «горячительным напиткам», перевешивали все его достоинства и ломали жизнь.  После скоропоспешного побега жены Саня сильно запил, пытался «наложить на себя руки», отравиться хотел, но как говорят: «Господь Бог уберёг», отвёл беду, жизнь ему врачи спасли, откачали, но зависимость осталась, а вот  работу достойную он потерял навсегда. А у Нины Петровны, так получилось, сразу стало три сына – один старший и два маленьких. Сейчас, конечно, близнецы-братья выросли, и сами стали папами и живут со своими семьями. Нина Петровна недавно умерла, и Саня остался, можно сказать, совсем один, но я всё равно по возможности старался всегда помогать ему. Когда у меня вдруг появлялись лишние бумажные купюры – сразу не проигранные в игровые аппараты и не растраченные на покупки продуктов, свободные деньги я старался пускать на скромное благоустройство своей двухкомнатной квартиры. Мелкий ремонт, нетерпящий отлагательств: кран с холодной или горячей водой на кухне поменять или засор в ванной или туалете пробить мог сделать сам, но всё равно, из-за чувства солидарности на помощь всегда приглашал Саню. И когда я отдавал ему за ремонт деньги, то всегда говорил: «держись, Санёк, до пенсии доживёшь – достойно заживёшь». «Ужасно неудобная и неприятная вещь – деньги! Всегда неловко и брать их и давать…» Как был прав Максим Горький, больше ста лет назад сказал он, а всё так актуально и злободневно по сей день. Деньги не стареют, и не исчезнут «не умрут» никогда. Меняться может только их форма, внешний вид, а суть и содержание остаются прежними: как раньше убивали из-за денег, так и сейчас. Как гласит не писаный закон: деньги – это зло, но без них прожить нельзя. Так всё и осталось. А мой друг держался за меня: знал, что я его в беде не оставлю и на произвол судьбы не брошу. Так случилось и неделю назад, когда у меня были деньги, и я с ним договорился на счёт работы в моей квартире по замене проводки и установке новых розеток. Электричество это его любимая тема. И вот настал этот день, долгожданный день. Саня, конечно, приехал помочь, но ещё он должен заработать деньги, которые я ему тогда пообещал. Договор остался в силе, а денег у меня оказалось не шиша, как у маленького малыша одни пальцы и душа (не считая 24 рублей в кармане) в бедной больной моей головушке сейчас творилась полная катастрофа и пустые карманы – явное тому подтверждение. Но он, конечно, не знал об этом, а просто делал своё дело, выполнял свои прямые обязательства по нашему договору. И, видимо, моя безграничная и не затухающая с годами любовь не прошла для него даром. И сегодня не зря, так настойчиво он названивал в мой домофон, возможно, стоя  на улице, у нашего подъезда, Саня думал только о своих меркантильных земных делах: где бы деньжат хоть чуть-чуть на хлеб или сигареты взять, а на деле выполнил Божественную миссию – спас человека. Значит, не зря столько лет я помогал  своему другу.