В Москве звонят колокола из баварского Пассау

Анатолий Гурьевич Холодюк
                Про все звучит венец металла,
                И поучителен им звон.

                Ф. Шиллер. Песнь о колоколе.               


Подъезжая воскресным утром к баварскому городу Пассау, расположенному на  слиянии  трех рек, слышишь звон церковных колоколов. В ударах колокола скрывается какая-то дивная сила, вливающая в сердце  верующего человека небесную гармонию. Баварцы любят колокольные звоны и приписывают им способность не только отгонять бесов, но и очищать зараженный воздух.

Впервые колокола появились не в Византии, а в Западной Европе. Сохранилось предание, где изобретение колокола в нынешней его форме приписывается святому Павлину в конце IV - начале V века. Однажды св. Павлин  во сне увидел себя среди полевых цветов. Среди них были и знакомые нам колокольчики, якобы издававшие при легком дуновении заоблачно-волшебные звуки. После этого сна святой велел отлить колокола, форма которых напоминала полевой цветок.

Известно, что в ветхозаветной церкви верующие созывались на богослужения не колокольным звоном, а звуками особых труб. К IV веку стали использовать била или кандии (деревянные доски), а потом и клепала - согнутые в полукруг железные или медные полосы металла. По одной из версий, само название "колокол" произошло от немецкого "Glocke".

Первые колокола в Германии клепали из листового железа. Использовались и так называемые кимвалы - бронзовые кольца, подвешенные за петлю. Такие кимвалы сегодня можно увидеть в Свято-Пантелеймоновом монастыре на Святой горе Афон. В баварском местечке Хагенсбах сохранился с 1144 года самый старый колокол на территории Германии. Первоначально немецким колоколам давали мужские имена, а позже - только женские. Специалисты колокольного звона  различают три формы колоколов: западноевропейскую, русскую и китайскую.

Литью колоколов обычно  предшествуют молитвы об удачном исходе дела. Об этом автоору рассказали в Пассау мастера колокололитейного искусства всемирно известной фирмы «Rudolf Penner GmbH & Co. Glockengisserei».

- Изготовление колоколов передается в нашей семье из поколения в поколение, - поведал нынешний хозяин фирмы, господин Пернер. - Начало литью колоколов положили мои предки еще четыре столетия назад. Сначала они отливали колокола в Южном Тироле, потом в Чехии. После Второй мировой войны мои родители обосновались в Пассау и открыли здесь фирму. Если рассказывать о самом процессе литья колокола, то его, по-моему, очень точно описал в своих стихах Фридрих Шиллер:

                Утвердивши форму в глине
                Обожженную огнем,
                Выльем колокол мы ныне.
                Ну! Живей, друзья, начнем!
                Медь дружнее плавь, олова прибавь,
                Чтобы с силой надлежащей
                Медь лилась струей кипящей...

Для литья колоколов, как известно, берут 80 % частей меди и 20 % частей олова. Металл плавят при температуре 1084 градуса. Чем чище олово и медь, тем чище звук. Серебро добавляют редко. В Пассау можно видеть разрез глиняной печи, куда опускается форма для отливки колокола. Рассказывают, что когда-то в Нюрнберге и  в Галле придерживались такого старинного рецепта: на глиняное ядро наносили сало в специальной покрышке, потом все это покрывали глиной. Огонь сжигал сало и высушивал ядро с покрытием.

Ударной частью любого колокола является его "язык", так называемые говорящие уста колокола. В отличие от России, где звонари железным языком ударяют в неподвижный колокол, в Германии наоборот - сначала раскачивают колокол, и он сам ударяется о железный язык, снабженный специальными деревянными подушками. К примеру, для раскачки старинного колокола в Эрфурте требуются 16 человек, а кельнского колокола "Кайзер Глоке" - 24 человека.

В Россию первые колокола, по мнению знатоков,  привозили из стран Западной Европы. Только в XVII веке в городах Новгород, Ростов Великий, Москва и Ярославль сложилась отечественная школа литья колоколов, хотя еще в XV веке среди колокололитейщиков появляются русские фамилии.

В России часто прибегали к помощи немецких мастеров колоколитейного искусства. Например, в новгородском Клопском монастыре когда-то звонил 50-ти пудовый колокол, отлитый в 1647 году в немецком Любеке. Примечательно, что уже в наше время Москва обратилась с просьбой к немецкому городу Пассау изготовить колокола для Андреевского монастыря.

- Мы изготовили 10 колоколов для Андреевского монастыря в Москве. Самый тяжелый из них весит 3000 килограммов, а "легкий" - 100. Это была очень ответственная для нас работа, и мы с ней, кажется, справились достойно. Это мнение русских монахов, и мы им очень дорожим, - рассказал автору  господин Пернер.

Отливке колоколов предшествовал год кропотливого труда российских и немецких знатоков колокольного дела. На литье колоколов пожертвовали деньги мюнхенская книготорговая фирма "Кубон и Загнер", частные лица из Великобритании, Швейцарии, Югославии и России. Фактически баварские колокола подарили российской столице христиане Западной Европы.

13 декабря 1996 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, по благословению  ныне покойного Патриарха Алексия II в Пассау состоялась плавка 10-ти колоколов общим весом 6 тонн, предназначенных для звонницы Андреевского монастыря. Посольство Германии в Москве содействовало доставке в русский монастырь этого уникального дара Баварии.

- Мастерам из Пассау пришлось немало потрудиться, чтобы баварские колокола, предназначенные для русского монастыря, соответствовали самым высоким требованиям, - отметил в день поднятия колоколов тогдашний настоятель Патриаршего подворья Андреевского монастыря протоирей Борис Даниленко .

В настоящее время московские виртуозы колокольного звона извлекают из баварских колоколов разной величины отличные по тону звуки и соединяют их в одну определенную мелодию. Причем каждый звон имеет свое назначение. Колокольный звон во все времена волновал души людей верующих и неверующих в России и в Баварии.

Мюнхен, 2006 и 2024.