80-летию нашей Великой Победы. 26 января

Серж Пьетро
     Январь идёт со снежною зимой!
Но мы сражаемся и снова идём в бой!
Освобождаем наш народ и нашу землю –
От тех, кто стал коричневой чумой.

     26 января 1944 года.  
      Продолжается Днепровско-Карпатская операция (Битва за Правобережную Украину с 24 декабря 1943 по 17 апреля 1944) - стратегическая военная операция Вооружённых Сил СССР против немецко-итало-венгеро-румынских войск с целью освобождения Правобережной УССР в ходе Великой Отечественной войны (Восточный фронт Второй мировой войны). 2-й Украинский фронт, 3-й Украинский фронт и 4-й Украинский фронт продолжали Днепровско-Карпатскую операцию (24 декабря — 17 апреля).
   СВОДКА СОВИНФОРМБЮРО ЗА 26 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА
  Дневное сообщение Совинформбюро 26 января 1944 года
   Войска Ленинградского фронта, продолжая развивать наступление, в ночь на 26 января штурмом овладели городом и железнодорожным узлом Гатчина (Красногвардейск).
   В течение 26 января западнее, юго-западнее и южнее Гатчины наши войска, продолжая развивать наступление, овладели населёнными пунктами Клясино, Шундорово, Каськово, Кандокюля, Муратово, Медниково, Луйсковицы, Валериановка, Малые и Большие Борницы, Ильино, Парицы, Малое Колпано, Пролетарская Слобода, Большая Загвоздка, Пижма, Пустошка и железнодорожной станцией Войсковицы.
  Западнее и северо-западнее Тосно наши войска, сломив сопротивление противника, с боями заняли несколько населённых пунктов и среди них крупные населённые пункты Саблино, Ново-Лисино, Сусанино, а также узловую железнодорожную станцию Ново-Лисино и железнодорожные станции Галашевка, Стекольный, Семрино, Сусанино.
    За время наступления с 14 по 25 января 1944 года войска Ленинградского фронта нанесли немецко-фашистским войскам следующие потери:
 В ходе наступательных боёв войска фронта разбили 10 пехотных дивизий и нанесли тяжёлые потери 2 пехотным дивизиям.
Захвачены, по неполным данным, следующие трофеи: орудий разных калибров - 619, в том числе тяжёлых орудий калибров от 150 мм до 406 мм - 116, миномётов разных - 454, самоходных орудий - 20, пулемётов - 1.360, винтовок и автоматов - 7.286, танков - 60, бронемашин - 24, снарядов - 173.000, мин - 85.000, винтовочных патронов - до 9 миллионов штук, автомашин - 350, повозок с различным грузом - 413, лошадей - 300, складов артиллерийских, инженерных, вещевых и продовольственных - 65.
 Учёт захваченных трофеев в Гатчине ещё не закончен.
 Уничтожено: танков - 158, орудий разного калибра - 200, пулемётов - 497, миномётов - 245, автомашин - 901, складов с боеприпасами, вооружением и продовольствием - 30, железнодорожных эшелонов - 5, паровозов - 5, вагонов - 300, повозок с грузами - 200.
Противник потерял только убитыми свыше 40 тысяч солдат и офицеров. Захвачено в плен до 3 тысяч солдат и офицеров.
    Севернее и северо-западнее Любань наши войска с боями продвигались вперёд, заняли населённые пункты Рамцы, Будково, Вериговщина, Новинки, Пельгора, Ушаки, Жары и железнодорожные станции Рябово и Георгиевская.
   Северо-западнее, западнее и юго-западнее Новгорода наши войска, продолжая наступление, овладели населёнными пунктами Либуницы, Кромы, Нехино, Бодрино, Старое Веретье, Горное Веретье, Малиновка, Белец, Голино, Оспино и железнодорожной станцией Люболяды.
   Восточнее Винницы и севернее Христиновки наши войска продолжали успешно отбивать атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.
   На других участках фронта в ряде пунктов шли бои местного значения.
   В ТЕЧЕНИЕ 25 ЯНВАРЯ наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 144 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 49 самолётов противника.
   Войска Ленинградского фронта в ночь на 26 января штурмом овладели городом Гатчина (Красногвардейск). Немцы превратили город в крепость и сосредоточили здесь огромное количество огневых средств. Действуя штурмовыми отрядами, советские бойцы выбивали противника из железобетонных укреплений и очищали от гитлеровцев одну улицу за другой. В это время части другого нашего соединения совершили обходный манёвр и атаковали немцев с запада. Вражеские войска, оборонявшие город, были разгромлены. Лишь отдельные группы немецких солдат, бросив вооружение, спаслись бегством. Овладев крупным железнодорожным узлом и городом Гатчина, наши войска захватили большие трофеи. В боях на подступах к городу и на его улицах уничтожено несколько тысяч немецких солдат и офицеров.
  Западнее, юго-западнее и южнее Гатчины наши войска продолжали наступление и, успешно продвигаясь вперёд, заняли ряд населённых пунктов. Бойцы Н-ской части, стремительно ворвавшись в один населённый пункт, захватили 40 немецких автомашин с оружием и боеприпасами. В другом районе взято в плен значительное число немецких солдат и офицеров.
Западнее и северо-западнее Тосно наши войска с боями продвигались вперёд. Части Н-ского соединения стремительной атакой заняли железнодорожный узел Ново-Лисино, а также несколько других населённых пунктов. Советские артиллеристы уничтожили 12 немецких танков, 22 орудия, до 100 автомашин и взорвали два склада боеприпасов. Преследуя противника, подразделения Н-ской части разгромили немецкую автогужевую колонну. Захвачено 9 штабных автобусов, 26 легковых автомашин и много повозок с грузами. Уничтожено до 400 гитлеровцев, следовавших за повозками.
  Советские лётчики совершили налёт на вражеский аэродром и уничтожили на земле 13 немецких самолётов.
  Севернее и северо-западнее Любань наши войска, преодолевая упорное сопротивление немцев, овладели железнодорожными станциями Рябово и Георгиевская на магистрали Ленинград-Москва. В бою за эти станции уничтожено до батальона гитлеровцев. Захвачено у немцев 8 орудий, 59 пулемётов и крупный склад с военным имуществом. Группа лыжников-автоматчиков под командованием старшего сержанта Белогубова проникла в тыл противника и разгромила штаб немецкой части.
  Западнее Новгорода наши войска сломили сопротивление крупных сил противника и овладели железнодорожной станцией Люболяды. В бою за Люболяды уничтожено до 1.500 немецких солдат и офицеров. Захвачены большие трофеи и пленные. В другом районе советские танкисты, быстро продвигаясь вперёд, в крупном населённом пункте разгромили штаб немецкой дивизии. Захвачены десятки автомашин, до 200 лошадей и повозок и другие трофеи. Один из взятых в плен немецких офицеров заявил, что их дивизия полностью разгромлена, а небольшие группы оставшихся в живых солдат разбежались по лесам.
  Восточное Винницы и севернее Христиновки наши войска продолжали вести бои с крупными силами танков и пехоты противника. Утром немцы с двух направлений атаковали советские позиции. Противник рассчитывал одновременными ударами прорвать оборону и окружить наши части, действующие на этом участке. Ожесточённый бой длился в течение всего дня. Все атаки немцев были успешно отбиты нашими войсками. Особенно тяжёлые потери нанесли противнику советские артиллеристы и миномётчики. На подступах к нашим позициям сожжено и подбито свыше 100 немецких танков и самоходных орудий, 35 бронетранспортёров и 11 бронемашин.
  Партизанский отряд, действующий в одном из районов Ровенской области, заминировал большой участок шоссейной дороги. Ночью автоколонна противника наскочила на минное поле. Несколько немецких автомашин взорвалось. Находившиеся в засаде партизаны пулемётным огнём перебили свыше 50 гитлеровцев. Взято в плен 8 немецких солдат и захвачены трофеи.
  На Ленинградском фронте перешёл на нашу сторону унтер-офицер 399 полка 170 немецкой дивизии Густав М. Перебежчик заявил: «Первые два дня русского наступления были самыми ужасными в моей жизни. На моих глазах погибли сотни немецких солдат. Когда закончился артиллерийский обстрел, солдаты 12, 13 и 14 рот побросали оружие и разбежались, несмотря на окрики и угрозы офицеров. Я никогда не думал, что за такой короткий срок вполне боеспособные воинские подразделения могут превратиться в обезумевших людей. В ноябре дивизия праздновала четвёртую годовщину своего существования. Нам огласили приказ, в котором был дан обзор боевого пути дивизии и её потерь. За время боевых действий в России она потеряла 650 офицеров и 24.450 солдат и унтер-офицеров. Эти данные меня ошеломили. При этом, как я позже узнал, эти цифры являются также преуменьшенными. Потери на самом деле ещё больше. В связи с всеобщей растерянностью и паникой при отступлении я отстал от своих и сдался в плен».