Стихи прорастают вольными крыльями

Елена Узун
Газета Logos press / № 2 (1504) 26 Янв. 2024

В Библиотеке русской литературы и культуры имени М. В. Ломоносова состоялся оригинальный творческий вечер музыковеда, театрального критика, журналиста и поэтессы Елены Узун «Стихи прорастают вольными крыльями». Ее стихи по своей сути музыкальны - музыка и слово в творчестве Елены неотделимы. Поэзия звучала в исполнении автора под любимую ею классическую музыку Рахманинова, Брамса, Малера, Шнитке.

Елена Узун – личность многосторонняя, автор семи книг, в том числе четырех литературных сборников: «Дневники души» «Краски дня», «А может?», «Я человек из прошлого». Как музыковед она знаменита книгой о балете «Раду Поклитару. Свободный танец» (2012), которая посвящена нашему земляку, известному хореографу современности, руководителю «Театра «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ», одному из постановщиков открытия Олимпиады-2014 в Сочи. Это первое научно-популярное исследование творчества Раду Поклитару, поставившего более 40 спектаклей в лучших театрах СНГ. Елена Узун стала единственным критиком, рискнувшим собрать в один сборник рецензии на 16 его ранних постановок. Книга востребована во многих странах - в Израиле, России, Беларуси, Украине, Болгарии и, конечно, в Молдове.

Также Елена Узун издала сборник театральных рецензий и публикаций о композиторах «Перекрестки судьбы» и книгу «Молдова. Опера. Балет», повествующую об истории, личностях и знаковых спектаклях Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу.

Хочется отметить особо ее сборник «Я человек из прошлого» - он стал новым этапом активной творческой деятельности в поэзии. Это сборник стихов, аллегорически созвучных идее природных и личностных циклов, своим содержанием затрагивающие вопросы как общечеловеческого, так и глубоко личного характера. Например, «Рождественские песни» – предвосхищение грядущегo жизненного цикла, осмысление героиней задач и вызовов на новом витке. «Зимние мысли» – сезон переосмысления себя, время непростых внутренних прозрений, полемических, по сути, диалогов со своим «я».

Любопытно, что к статусу «творца искусства слова» Елена Узун, музыковед по профессии, редактор Национального театра оперы и балета им. Марии Биешу, пришла в ... 53 года. До этого она много лет работала как редактор в компании «Телерадио-Молдова», затем почти два десятилетия - музыкально-театральным критиком в газетах «Молдавские ведомости» и «Панорама». И была удостоена одной из высших наград в этой области - Диплома, бронзовой медали и звания лауреата премии Фонда Ирины Архиповой «За доброжелательность и освещение музыкальных событий Молдовы и России». А также многих премий как член Союза композиторов и музыковедов Молдовы.

Газеты стали закрываться, и Елена задумалась: что же делать? Творческий процесс, если он в человеке заложен, неутомим и требует реализации. И вдруг она заметила, что некоторые картины, необычные фото становятся стимулами к ее литературным эссе. «Это даже не поэтическая рецензия на живопись, а то, что я считываю за ней, ощущая некий сокрытый смысл, - комментирует Елена. - От изобразительного искусства и возникли первые импульсы к поэтическим и прозаическим миниатюрам».

Интерес к творчеству, как таковому, был «посеян» Учителями с большой буквы в средней музыкальной школе им. Е.Коки – единственной в Молдове такого плана для одаренных детей. «Преподаватели воспитывали в нас самостоятельное индивидуальное творческое мышление. Оно очень важно и во взрослой жизни, когда человек открывает в себе способности, которых раньше не обнаруживал, и их развивает».

Елена Узун получила консерваторское образование, обладает музыкальным мышлением, что отражается на ее поэзии. «Кто с детства почувствовал красоту, несравненную сердечность классической музыки, тот потом от нее никуда не уйдет – музыка не отпустит. Для меня нет ничего лучше классической музыки, и наслаждения более высокого я ни от какого другого искусства не получаю. Музыка меня расковывает. Хотите расковаться – слушайте музыку, и у вас заработает воображение».

Уже год в музыкально-поэтической гостиной «Элегия» Елена рассказывает о жизни и творчестве композиторов-именинников месяца: Бах и Рахманинов, Чайковский и Брамс, Шостакович и Вагнер, Кальман и Рубинштейн... Гости «Элегии» полюбили ее и почувствовали, что классикой можно наслаждаться... «Я не стремилась рассказывать биографии композиторов, это доступно в Интернете. Моя задача - подняться над сегодняшней сложной ситуацией в мире и понять: зачем нам с вами нужно великое искусство и композиторы», - говорит автор о концепции лекций в библиотеке.

«В поэзии Елены много красивых образов нашего мира, она видит красоту и загадочность плывущего облака, яркого кленового листа, прозрачность дождя и тихую гладь озера, - делится впечатлениями Елена Ковальски. - Поэтесса любит побыть в тишине, за чашкой ароматного кофе. Или послушать любимых композиторов, помечтать. А затем рождаются музыкальные стихи, «прорастающие вольными крыльями». Стихи Елены оптимистичные, они не призывают грустить, а наоборот, вселяют надежду».

Елена Узун много пишет о живой природе. «Я - такое природное явление, из которого произрастают стихи. Их не придумывала, не вынашивала - писала, вдохновленная первым впечатлением от увиденного, услышанного и т. д. Для меня творчество равно очищению, борьбе со старыми привычками, окружением, нынешними трудностями и препятствиями. Иначе оно и не проявляется».

«Удивительна способность поэтессы к созданию тонких, многоплановых семантических образов-узоров, - комментирует Василий Медведь, композитор (Бостон, США). - Порой мне кажется, что слово, само по себе, исходящее из-под пера Елены Узун — это уже живой образ. Образ мира, до боли знакомого, но - наполненного иным содержанием и подающего надежду вопрошающему уму. Мира глубоко личного, изменившегося благодаря внутренней трансформации самой поэтессы».

На творческом вечере выступил известный фортепианный дуэт Народных артистов Молдовы Анатолия Лапикуса и Юрия Маховича. Анатолий Лапикус отметил, что Елена Узун – одна из немногих музыковедов, которая талантливо и весьма широко освещает концертную жизнь республики. «Во всем цивилизованном мире существует институт музыкальной критики, когда после любого концерта классической музыки в прессе сразу появляются отзывы специалистов. У нас института как такового нет, и Елена – единственный человек из музыковедов, который по-настоящему высокопрофессионально освещает концерты».

Председатель Ассоциации русских писателей Молдовы Олеся Рудягина также подчеркнула, что на сегодняшний день Елена Узун – музыковед номер один в республике. «Нет ей равных и как театральному критику: сегодня вся критика в руках этой обаятельной женщины, которая на все «выстрелы» судьбы отзывается позитивом своего дарования».

Пианисты - друзья Елены - исполнили совершенно феерическую пьесу «Прогулка с Огинским» ведущего белорусского музыканта Валерия Боровикова и напомнили, что князь Огинский не был профи музыкантом, но оставил после себя массу фортепианных пьес: польские танцы, марши, менуэты, вальсы, романсы.

На вечере выступила также композитор Снежана Пысларь, рассказавшая, как быстро и профессионально Елена реагирует на премьеры произведений ее коллег. И как это важно для круга профи музыкантов.

С восторгом о деятельности Узун отозвались ведущая «Элегии» Алла Каменская и директор библиотеки им. М. В. Ломоносова Маргарита Щелчкова, благодарная многим дарованиям Елены и ее желанию отдавать посетителям библиотеки свои знания. На вечере многие читали произведения Елены, которые дополнились исполнением дуэтом Махович - Лапикус «Паваны» Форе и «Декабря» Чайковского.

Атмосфера творческого вечера Елены Узун была удивительно проникновенной, душевной и утонченной – не часто в одном человеке сочетается позитивность, доброжелательность и яркая неординарность, что оставляет надежду на новые интересные встречи.

Автор: Татьяна МИГУЛИНА