О гневе

Владимир Пащенко 1
АЗБУКА ВЕРЫ

1) гнев Божий — Божественное действие; образно выражаемая реакция Бога на грех;
2) сильная степень возбуждения естественной для человека раздражительной силы души;
3) греховная страсть (гнев входит в состав 8;ми наиболее пагубных страстей).

По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл.

Гнев в нормальном проявлении должен отторгать зло, быть иммунной силой души, поэтому выражение праведный гнев вполне законно, в отличие от белой зависти и лжи во спасение. Гнев подобен сторожевому псу, поставленному охранять дом; если он нападает на грабителей, то он достоин похвалы, но если он начинает бросаться на гостей и случайных прохожих, то занимается вредительством.

Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.

Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (Мф.5:22). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (Еф.4:26), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.

архимандрит Рафаил (Карелин)

Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл