Сашенька-Глава7 и 8

Галя -Галина
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ШКОЛА ПЕРВЫЙ КЛАСС

Школьная жизнь для Сашеньки,  как и для всех его ровесников в то время, начиналась в семь лет.
 Было очень важно, чтобы семь лет исполнилось к первому сентября, потому что школьный год начинался именно  с этого дня в календаре 1957 года.
Да, это та самая дата, которую потом он будет вспоминать , рассказывая о школе уже своим детям, а сегодня я пишу историю о самом Сашеньке и рассказываю это вам.
Задолго до этого дня в дом к Сашеньке приходила учительница, которая переписывала детей школьного возраста.
Её визит хорошо запомнился Сашеньке, потому что …
Здесь мне надо написать коротко – потому что учительница была очень красивая,  и с первого взгляда можно было понять, что она – добрая .
 Она была похожа на Марью Искусницу из книги сказок, которую Сашенька начал читать сам. Этим он не только удивил и обрадовал учительницу, но и успел немного поговорить с ней о картинках в этой замечательной книге. Так случилось, что учительница застала его за чтением.
Учительница работала в школе, в которую предстояло пойти Сашеньке. Она записала его в эту школу.
Как вы поняли, Сашенька научился читать до школы.
Да, он читал ещё по слогам и медленно, но очень любил читать и рассматривать картинки в книгах, которые он вместе с мамой или Нюрой приносил из городской библиотеки.
К первому сентября были куплены учебники, тетради, карандаши, ручка, а к ней – набор перьев, куплен и пенал , о котором я расскажу подробнее.
 Пенал выглядел как деревянная коробочка со скользящей крышкой. На крышке было небольшое углубление, куда нужно было вставить палец и потянуть крышку на себя, тогда и открывалось содержимое пенала, которое Сашеньке казалось несметным богатством.
В специальных углублениях лежали ластик, перья для ручки, сама ручка, два карандаша, точилка для карандашей и перочистка.
Вы знаете, что такое перочистка ?
Надо пояснить, что во время Сашенькиного детства в школах писали перьевой ручкой, для этого её окунали в чернила, бывало, что перо набирало много чернил и они засыхали на нём, образуя корочку, которая мешала четкому написанию букв и цифр и от неё могли появиться кляксы.
 Чтобы клякс не было, перо надо было регулярно вытирать о … правильно, о перочистку, которую шили из лоскутков материи.
Обычно она делалась круглой формы, а лоскутки сшивались в стопочку. Сашенькину перочистку сшила мама.
Надо сказать, что в первой четверти первого года обучения в школе ученики не пользовались ручкой и чернилами, они писали карандашом, но уже во второй четверти ручка была необходима, а с ней и перочистка, и перья.
Как вы поняли, школьный год делился на четыре четверти, между которыми были каникулы – осенние, зимние , весенние и летние.
Мы вернёмся к началу Сашенькиной школьной жизни.
Надо рассказать ещё об одном очень важном событии, которое с ней было связано- это поход в магазин « Детский мир».
Именно там мама купила ему школьную форму и портфель. Сашенька примерял свою первую школьную форму перед большим зеркалом , а продавец улыбалась ему и говорила, что в этой форме он похож на бравого лейтенанта.
Она так смешно выговаривала « бравого», что Сашенька засомневался – взрослая ли она, если не может точно произнести « Р».
 Ростом продавец была маленького, что только усиливало сомнение. Сашенька не решился спросить её об этом, но по дороге домой – они долго ехали в метро – он всё-таки поинтересовался  об этом у мамы, задав ей вопрос о том, могут ли работать в детском магазине дети.
 Надеюсь, вы уже знаете, что ответила ему мама.Хочу заметить, что « Детский мир» был настоящим миром – самый большой детский магазин СССР
он всегда был полон покупателей со всех уголков страны, можно было сказать, что именно здесь взрослые могли чувствовать себя детьми, выбирая необходимые вещи и игрушки для своих детей.
Как вы думаете, почему продавец сравнила Сашеньку в новенькой школьной форме с бравым солдатом ? Ответ у меня есть, возможно, он не покажется вам единственно верным, но я напишу его здесь.
Как вы знаете, только недавно закончилась Великая Отечественная война  Советского Союза с фашистской Германией, ещё многие люди хранили дома или носили военную форму, да и школьная форма была немного похожа на военную. Нет, она не была защитного цвета, - серого цвета были  школьные брюки и куртка,  похожая на гимнастёрку , фуражка  была с твёрдым козырьком и кокардой  и тоже такого же цвета, всё это дополнялись ремнём с пряжкой.
Когда ремень застёгивался, то складки куртки заправлялись назад – именно так выглядели военные гимнастёрки.
 Сашеньке были куплены и новые ботинки, которые надо было зашнуровывать.
 Делать это надо было самому – он же не маленький, скоро , очень скоро – в школу.
 Это сейчас он уже дома, сидит дома на полу и старательно учится шнуровать новые школьные ботинки. Завязать их на крепкий узел – настоящее искусство, и Нюра понимающе смотрит на его старания.
Сашенька не просит помощи, раз за разом он всё больше приручает непослушные шнурки , которые наконец-то сложились в бантик, который и затянулся крепким узлом.
Придёт время и Сашенька научится так крепко завязывать ботинки, что в них можно будет бегать и прыгать не думая о том, что шнурки развяжутся и о них можно будет споткнуться. Этот опыт придёт не сразу, а после того случая, когда ему пришлось запнуться о развязавшийся шнурок и упасть прямо под ноги большой девочке из пятого класса.
Её смех – насмешливый и весёлый – был замечательным поводом для экспериментов со шнурками, которые и закончились открытием самого крепкого узла.
 Так ещё будет, а сейчас Сашенька собирает портфель в школу. Он и мама аккуратно обёртывают учебники и тетради специальной обёрточной бумагой, мама пишет на этой бумаге название учебника , а на тетрадях написано имя Сашеньки, его фамилия, название школы и класса. Сашенькин класс называется 1» В», это значит, что есть ещё 1»А» и 1 « Б». О том, что есть классы 1 «Г» и 1 « Д»
Мама и Сашенька узнают об этом первого сентября, когда они придут в школу.  и вся школы выстроится на торжественную линейку. Именно так встречали в школе первоклассников – вся школа строилась в определённом порядке по классам, первоклассники стояли отдельно, все поздравляли их, говорили добрые слова напутствия, потом для них звонил колокольчик, который извещал о начале первого урока, после этого звонка и расходились все в свои классные комнаты. Первоклассники шли первыми, им аплодировали, многие родители смахивали слёзы .
В классной комнате, где должен был учиться 1»В» , в три ряда стояли  черные парты, учительский стол стоял перед первой партой среднего ряда, напротив  доски, висевшей на стене. Сашенькиной партой стала та, что стояла третьей в среднем ряду.
 Был в классной комнате большой шкаф, содержимое которого первоклассникам придётся узнавать день за днём. В шкафу лежали самые разные предметы, которые помогали учительнице рассказывать школьникам о буквах и цифрах , о растениях, о .животных, странах и городах – обо всём, чему учат в первом классе. Эти предметы называлось пособиями.
Теперь пришло время сказать, что учительницей в 1»В» классе стала та красивая молодая женщина, которую Сашенька при первой встрече с ней сравнил с Марьей Искусницей  из сказки.
Это она ввела первоклассников в классную комнату и рассадила их за парты. За каждой партой сидело двое детей. Большинство мальчиков сидело с девочками, но были и такие парты, за которыми сидели два мальчика. Как вы поняли, девочек в классе было меньше, чем мальчиков.
Сашенькиным соседом по парте стал мальчик, имя которого предстояло узнать всему классу, так как учительница начала читать список класса и просила того, кого она называет, встать . Она показала, что вставать надо, осторожно открыв крышку парты.  Надо сказать, что парты в первом классе как во всей школе были сделана на рост учеников- в первом классе парта была сделана так, что скамейка, на которой сидели ученики, соединялась с наклонным  столом, на котором были специальные углубления для чернильницы и  ручки. Углубление для чернильницы было одно на двоих учеников, а углублений для ручки – два.
О чернильнице, которую называли непроливайкой, я хочу написать несколько добрых слов. Да, она была настоящей непроливайкой, это её свойство проверил не только Сашенька, но, как я думаю, и большинство школьников, которые ею пользовались. Чернильницу можно было наклонять и даже перевёртывать , но чернила не проливались, но .. если потрясти её, то брызги полетят во все стороны. Как Вы понимаете, тряска не была предусмотрена в конструкции чернильниц, назначение которой было обозначено словом «непроливайка»  .
 Ручку с пёрышком надо было окунуть в чернильницу, осторожно поднять и легко встряхнуть от лишних чернил, чтобы начать писать без клякс . Чернила сохнут долго, поэтому в тетрадях была предусмотрена промокашка . Так называлась специальная бумага , пористая, легко впитывающая влагу, дети и взрослые называли её промокашкой. Чтобы написанное чернилами выглядело аккуратно , промокашку надо было осторожно положить поверх написанного и прижать руками так, чтобы она не сдвигалась. Если промокашка сдвинется, то чернила размажутся и написанное будет выглядеть не аккуратно. Промокашки были в каждой тетради, только цвет их был разный – синий, розовый, белый или сероватый .
Сашенька уже знал о существовании тетрадей с промокашками, мама купила ему тетради и ручку с перышками, чтобы он пробовал ими писать и рисовать.
 Сашеньке больше нравилось рисовать , его тетрадь – та, что у него была до школы, - заполнилась рисунками пером. Каждый рисунок был  аккуратно высушен промокашкой , а  случайных клякс Сашенька  дорисовывал в разные фигуры или узоры. 
Я отвлеклась , продолжу рассказ о парте , за которой первоклассники будут учиться читать, писать, считать. 

 Вернёмся к столу парты.
Он  был с крышкой, вернее, с двумя крышками – каждый ученик мог открыть свою крышку тогда, когда ему надо было сделать стол парты короче. Это было нужно, чтобы встать , отвечая на вопрос учителя или чтобы найти что-то нужное в портфеле, который лежал на полочке  под крышкой стола. У каждого школьника была своя полочка, которая не соединялась с полочкой соседа по парте. Такое тайное хранилище для портфеля и других нужных в школе вещей.
Про парту можно было  без всякого сомнения сказать , что она была придумана и сделана со знанием дела, которым будет заниматься школьник.
А какие у школьников дела ? Сидеть, вставать, читать, писать, рисовать, мастерить , делать рабочую гимнастику. . Об этой гимнастике Сашеньке ещё предстоит узнать.
Школьную парту называют изобретением . Так оно и есть.
 Самую первую школьную парту изобрёл русский учёный, основоположник науки о гигиене Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году. Она была  сделана им одноместной, с наклонной столешницей.
В Сашенькином классе парты были для двух учеников.
Вот учительница назвала и имя Сашенькиного соседа по парте. Я знаю, что его имя было Женя.
Можно много рассказать о жизни первого класса московской школы, каждый день был заманчиво новым , события опережали друг друга. Я бы с радостью описывала для вас эти события, которые были наполнены радостью зарождающейся школьной дружбы, которая, как покажут годы , сохранится на всю жизнь. Мне много хотелось бы рассказать о Сашенькином классе и красавице учительнице, я решила, что об этом я расскажу вам в другой книге, где главной темой будет жизнь учеников начальной школы Советского Союза. В этой книге я хочу подробнее рассказать о тех событиях, которое делают жизнь Сашеньки уникальной, неповторимой, именно его жизнью среди людей.
              Как вы понимаете, именно поэтому в названии книги стоит его имя. 
            Школьные годы сменяли один за другим и наступил тот день, когда Сашенька стал уже третьеклассником.
 Снова наступило первое сентября , снова ранняя осень сменилась поздней, и  …
Осенью – особенно, когда она стала  поздней – тревога Сашенькиной мамы возрастала день за днём.
Она стала замечать, что Сашенька быстро устаёт и иногда его подушка бывает мокрой от ночного пота.  Вы помните о Сашенькиной пробе Манту, о которой я писала в прошлой главе.
Настал тот день, когда мама приняла решение.


ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ДОРОГА К ЛЕСНОМУ ПОСЁЛОКУ
 

Мама Сашеньки приняла решение после совета со специальным врачом – фтизиатром , именно к нему на приём она пришла вместе с Сашенькой. Именно ему она рассказала о своём беспокойстве о здоровье сына и о результатах пробы Манту. Как вы уже поняли врач фтизиатр специализируется на лечении и профилактике туберкулёза. Именно он направил Сашеньку на дополнительное исследование , именно он по результатам исследования порекомендовал его маме сменить обстановку . Именно он сказал, что было бы очень полезно для мальчика жить в сосновом лесу, пить свежее козье молоко , много гулять по свежему воздуху . Он не прописал никаких лекарств, посчитав, что они не нужны по результатам его исследований.
Здесь мне надо напомнить, что у Сашеньки были папа и дедушка. Дедушку, который был папиным папой, Сашенька никогда не видел, но знал его судьбе и смерти от друга дедушки, передавшего им с мамой  прощальное письмо  деда.Я расскажу об этом письме в другой главе.
 Как вы уже читали ранее в моей книге,  папа Сашеньки умер от ран и контузии, которые он получил во время войны. Мама Сашеньки выросла в детском доме и у неё не было никого из родных, кроме самого Сашеньки.
Сашенька быстро освоился в школе, и для него были полной неожиданностью слова мамы о том, что ему придётся сменить школу после первых же школьных каникул в третьем классе.

. Она объяснила, что это – необходимо, что так посоветовал врач, а к словам врачей надо обязательно прислушиваться.
Я не случайно напомнила вам о папе и дедушке Сашеньки. Его мама обратилась за помощью к другу дедушки. Он жил в лесном посёлке, расположенном в сосновом лесу, в посёлке было много детей, там только что открыли среднюю школу, а это значит, что дети там могли учиться с первого по десятый класс.
Надо сказать, что программы обучения во всех средних школах Советского Союза были одни и те же,  школьники всех школ страны  учились по одним и тем же учебникам. Мама Сашеньки поговорила с его учительницей о возможности возвращения сына в её класс после некоторого времени . Учительница не видела в этом ничего невозможного, но чувствуя тревогу мамы, не стала задавать ей вопросов о том, какое время она имела в виду, когда говорила о «некотором времени.» Думаю, что мама и сама не могла точно предполагать, каким будет это время.
К началу осенних Сашенькиных каникул переписка с другом дедушки о возможности переезда Сашеньки к нему на некоторое время была закончена и принято решение о времени приезда мамы и Сашеньки в посёлок с названием Медвежка. К этому времени друг дедушки – пора назвать его по имени – Владимир узнал о том, что в третьем классе местной школы есть место для Сашеньки, а учить его будет учитель. Да, в  начальной школе преподавали не только учительницы - женщины, но и учителя – мужчины.  Не так часто , но и такое бывало, как это и стало в   поселковой школы, которую теперь Сашенька станет называть своей.
Мама и Сашенька долго ехали поездом, который отправился из Москвы с Ярославского вокзала. Поезд  отправлялся поздно вечером, а утром следующего дня  они вышли из  уютного  плацкартного вагона на станции Нея .
Было холодное осеннее утро, его можно было бы назвать хмурым и безрадостными, если бы не свет в станционных залах ожидания, и сияние ламп на перронных столбах . На перрон из поезда кроме мамы и Сашеньки никто не вышел, не было и пассажиров, которые входили бы в поезд. Тихо, безлюдно.  Сашенька успел сосчитать, что фонарных  столбов на перроне  было шесть, как шесть же было и окон в здании станции, куда они с мамой собрались направиться. Однако, им пришлось остановиться- их окликал незнакомый человек, который торопливыми шагами приближался к ним, вдруг словно возникнув из темноты. Он называл маму Саши Сашенькой  и извинялся, что не встретил их возле вагона, ссылаясь на  какую-то передачу, которая подвела его в пути.
Что это за передача и как она могла подвести в пути, Сашенька узнает очень скоро, а пока он с удивлением смотрит на маму, он впервые слышит, чтобы его маму называли как и его - Сашенькой. Он не успевает спросить её об этом, крепкая мужская рука уже протянута ему,  а ясный и уже весёлый голос произносит « Добро пожаловать, Саша, меня зовут Владимир». Сашенька пожимает руку ,  замерев на секунду от ещё незнакомого, но приятного чувства, возникшего в нём при слове «Саша».
Через несколько минут мама, Сашенька и их небольшой багаж разместились в машине, которую Владимир назвал козликом.
Здесь мне надо уточнить , что все автомобили имеют заводские марки, я думаю, что вы сами может назвать многие из них. Я называю только две – « МАЗ» и « Тойота». Это – первое, что пришло мне в голову, надеюсь, что и в вашу голову уже пришли названия марок автомобилей, Для моего рассказа важно, что водители грузовых и прочих автомобилей давали и дают им ласковые и не очень прозвища.
Автомобиль, в котором сейчас едут мама и Сашенька недаром назвали козликом. Он мог неожиданно – как и козлик – взбрыкнуть и остановиться от самой неожиданной и не ожидаемой поломки, но при этом был надёжен и непривередлив к качеству и обустройству дороги как и козлик, который тоже непривередлив к еду и условиям его содержания. Козлик , конечно, был с заводской маркой. Он был произведён на  автозаводе в городе Горьком – сегодня это город  Нижний Новгород -  и назывался ГАЗ-69 , а люди дали ему имя  «Козлик» или просто «Газик».
«Козлику», который « Газик» досталась непростая дорога. Если измерять расстояние по карте, то от станции до посёлка Медвежка не очень далеко – каких-то пятьдесят километров, но это была дорога лесом и болотами в то время, когда об асфальте и прочих материалах для строительства дорог в этих местах даже не мечтали. Посёлок был временным, построен только для рабочих леспромхоза в расчёте на то, что заготовка леса закончится и посёлок будет закрыт, работающие в нём люди переедут на другое место, где снова можно будет вырубать леса для заготовки древесины. Такой был государственный план.  В посёлке, как вы уже знаете, была школа, был там и пункт медицинской помощи, где людей принимал фельдшер, он же продавал и лекарства, был аптекарем, была там баня и магазин с самыми необходимыми товарами и продуктами питания. Как говорили сами жители посёлка, жить там было можно, но дорога … Дорога сейчас и приводила в движение «Козлик»- он не только двигался вперёд, как должна двигаться автомашина, но и раскачивался из стороны в сторону как качали, он подпрыгивал и падал вниз как лодка в шторм в открытом море, он дрожал  мелкой дрожью и внезапно заваливался на бок ..И всё почему ? Да всё потому, что дорога – то, что ею называлось - была размыта осенними дождями, каждая колея была наполнена водой и таила в себе неожиданности . Дорога проходила , как я уже писала, по лесам и болотам. Почва часто была очень зыбкой и трудно проходимой даже для диких животных. Люди прокладывали свой путь с помощью лежнёвки- так называли деревья с обрубленными ветками , которые были уложены в ряд или в несколько рядов на топком месте. Таких лежнёвок на пути « Козлика» было три. На первой же , когда автомашину качало и трясло во все стороны, Владимир повернулся к Сашеньке, сидевшем на заднем сидении , и сказал:
      - Не бойся, это только осенью такие дороги, вот придёт зима и здесь будет настоящий асфальт как в Париже. Знаешь, как говорят, у нас как в Париже, только асфальт пожиже, да дома – пониже.
Надо сказать, что до первой лежнёвки осенняя темнота уже рассеялась и можно было рассмотреть не только то, что освещали автомобильные фары, но и то, что открывалось в боковых окнах « Козлика». Открывался лес. Мне хочется написать слово лес с большой буквы – Лес. Таким величественным и прекрасным он был.
Сейчас мне надо описать как в лучах восходящего солнца заиграли краски осеннего леса, как каждый листок преобразился , восхищая неповторимостью оттенков для которых найдётся описание только в специальных словарях и энциклопедиях по цветоведению.
В эту минуте Сашеньке не до названий цветов и их оттенков, его сердце замерло от восхищения – большие, просто огромные деревья – хвойные и лиственные , стройные и причудливо изогнутые обступали дорогу со всех сторон и, казалось, смыкались над крышей « Козлика», который метр за метром преодолевал лесную дорогу.
Солнце –  осеннее , уже холодное солнце – превратило сумрак раннего утра в сияние рассвета. То мягкое, нежное сияние, в котором все предмета и люди выглядят так, как будто они ожидают чуда. Такое чудо случается каждый день при восходе солнца , когда  рождается новый день.
Сашенька сам не заметил , что его губы прошептали :
- Боже, как красиво …
В только что родившемся дне , в сиянии раннего утра Сашенька рассмотрел Владимира. Он оказался совсем не старым, хотя и был  другом отца , а Сашенька  представлял отца  другим другим другим человеком.
Друг дедушки и такой молодой .
 Владимир заметил в  ветровое стекло  удивлённо – внимательный взгляд Сашеньки, улыбнулся и кивнул ему . Сашенька смутился и отвёл взгляд.
Владимир и мама Сашеньки негромко переговаривались, из-за ворчания мотора , добросовестно напрягающего силы для преодоления очередной  ямы в разбитой колее, слов было не разобрать, да Сашенька и не вслушивался в их разговор.  Он был переполнен чувством восхищения лесом и  светом разгорающегося дня.
Это чувство было таким сильным, что даже резкие движения автомобиля, когда « Козлик» нырял в очередную яму или выскакивал из неё, не нарушали этого очарования, а , кажется, добавляли к нему новые оттенки .
Мама обернулась к Сашеньке , хотела что-то спросить, но увидев его горящие глаза, улыбнулась ему и  только спросила:
-Красиво здесь ?
Сашенька кивнул .
До этой поездки он видел деревья только в московском парке, да из окна вагона, когда они ехали сюда, и вот он – лес, - рядом и вокруг …
Дорога пошла в гору, болотистая местность быстро сменилась на твёрдую почву, колеи дороги стали менее ухабистыми, а вскоре и совсем ровными . По таким ровным колеям « Козлик « и вынырнул из леса на открытую местность прямо к реке. Дорога пролегала по высокому обрывистому берегу, довольно широкая река – река Нея -темнела между деревьями , то появляясь, то исчезая , вызывая настоящая рабочая лошадка, потому что по ней сплавляют лес.
- Как это ? – Владимир услышал Сашенькин вопрос и обещал показать ему  сплав. Дорога по берегу реки была очень короткой, она круто повернула вправо и вот  он – мост через реку. Деревянный мост , с перилами по обе стороны, с досками положенными вдоль перил  как тротуар  для пешеходов и с брёвнами между  тротуарами – для проезда машин. По этим брёвнам и зашуршали колёса « Козлика» .
Через реку переехали и вот он – посёлок, в котором Сашеньке предстоит провести, как вы уже знаете,  некоторое время.