Актриса Марина Неёлова

Александр Щербаков 5
Эта удивительная актриса — вечная загадка как для коллег, так и для зрителей. Она играет перед переполненным залом, но панически боится толпы и терпеть не может интервью. Режиссёры видели в ней исключительно романтическую принцессу или наивную слабую женщину, а она сама всю жизнь мечтала быть клоунессой и смешить людей. Недавно  Марине Неёловой исполнилось 77 лет. Давайте  вспомним её лучшие роли.

В свои 77 лет Марина Мстиславовна по-прежнему мужественно выходит на сцену, превозмогая страшные боли. А после спектакля сразу уезжает домой: по словам народной артистки, наиболее комфортно она чувствует себя в одиночестве, в кресле, в тёплых носках и с книгой.

«Я абсолютный интроверт. Человек угла, норы. Мне очень хочется выйти из себя и войти в какую-то общую жизнь. Но я не могу этого сделать, — жалуется звезда. — Меня всегда пугают большие компании и много народа».

Не придаёт она большого значения и всевозможным титулам и регалиям, хоть сама и имеет немало званий и наград. «Всё что надо знать о наградах — Моцарт их не имел», — со свойственной ей прямотой говорит Неёлова.

Некоторые коллеги жалуются, что у Марины Неёловой тяжёлый, почти несносный характер. Но она критикам спокойно отвечает: «Просто он у меня есть». А как ему не быть, если жизнь заставила её пройти такой трудный путь, на котором было всё — от страшных разочарований и предательств до огромной любви?

Марина Неёлова — коренная ленинградка. Она родилась в 1947 году, в очень далёкой от искусства семье — мама Валентина Николаевна во время войны была радисткой, затем стала домохозяйкой, а папа Мстислав Павлович работал инженером на заводе.

В детский сад девочка не ходила, поскольку много и часто болела. Чтобы укрепить здоровье дочери, мама отвела её в балетную студию — мечтала видеть Марину великой балериной. Да и сама девочка буквально «заболела» балетом, когда совсем малышкой попала на «Щелкунчика»: девочка словно оказалась в чудесной сказке. Но увы — из-за болезней занятия приходилось пропускать, поэтому о балетной карьере пришлось забыть.

Юная Марина с самого детства ощущала тягу к сцене, с удовольствием занималась в кружке художественного слова и обожала декламировать стихи. Родители позже вспоминали, что дочь невозможно было оставить без присмотра — вокруг неё тут же собиралась толпа восхищённых слушателей, которым девочка проникновенно читала стихотворения. Во время учёбы в школе Марина Неёлова даже выиграла несколько конкурсов чтецов и даже вышла на всесоюзный уровень, а значит, могла поехать на конкурс за рубеж, в одну из соцстран. Но на это родители не согласились.

В 1964 году 17-летняя Марина поступила в легендарный Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) — правда, в качестве кандидата. Это значит, что если бы она «завалила» экзамены в конце года, то её отчислили бы. Но она была полна решимости и уверенности, активно боролась с природной стеснительностью и скромностью.

Именно из-за своей зажатости она иногда дерзила своим наставникам, поэтому быстро прославилась как острая на язык. Резкость суждений и смелость юной студентки удивляла даже маститых педагогов — например, народный артист СССР Василий Меркурьев, который вёл их курс, однажды не выдержал и заявил Марине: «Ух, как ты мне надоела. Я тебе — слово, ты мне в ответ — десять». Мало кто догадывался, что это всего лишь оболочка, которой Неёлова защищала свою нежную и ранимую душу.

С экзаменами у Марины проблем не было, но на втором курсе возникли другие проблемы. Изящную студентку с глазами испуганного оленёнка заметила режиссёр Надежда Кошеварова, и пригласила девушку сниматься в своём фильме. Это была кинокартина «Старая, старая сказка», в которой Марина снялась с Олегом Далем, да ещё и сыграла сразу две роли — принцессы и дочери трактирщика.

После выхода фильма на экраны Марина проснулась знаменитой, а вот в институте были не слишком рады: из-за съёмок студентка пропустила слишком много занятий и накопила «хвостов», из-за чего чуть не было отчислена. Однако обошлось, и в 1969 году восходящая звезда экрана и сцены благополучно окончила институт.

После выхода «Старой, старой сказки» режиссёры начали наперебой приглашать Неёлову в свои фильмы — в основном на роли принцесс и капризных девушек. Получив диплом, Марина сначала устроилась на киностудию «Ленфильм», но уже через два года решила резко всё поменять и переехала в Москву. Там она недолго играет в Театре имени Моссовета, но уже вскоре получает приглашение от режиссёра театра «Современник» Василия Фокина. С тех пор и до нынешних дней Марина Мстиславовна верна этому театру, хоть и не раз признавалась — было много поводов уйти.

За полвека работы в «Современнике» кого только не сыграла Марина Неёлова: Раневскую в «Вишнёвом саде», Марью Антоновну в «Ревизоре», Елизавету в спектакле «Играем… Шиллера!» и десятки других ролей. Зрители покупали и покупают билеты именно на Неёлову, чтобы насладиться великолепной игрой актрисы, которая с головой погружается в каждый свой образ — и особенное удовольствие получает от нестандартной роли. Так, в 2004 году она привела театралов в восторг, сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в нашумевшем спектакле «Шинель» режиссёра Валерия Фокина.

«Зрителю, который заглянет на „Шинель“, возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неёлова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу. Существо, хоть и зовется Акакием Акакиевичем, нисколько не сходствует ни с мужчиной, ни с женщиной, ни вовсе c человеком», — писало издание «Газета» 6 октября 2004 года.

А в 2022 году в «Современнике» поставили спектакль «203—205» по пьесе «Калифорнийская сюита» Нила Саймона об отношениях двух немолодых пар, живущих по соседству. Режиссёр Александр Жигалкин пригласил на главные роли двух блистательных актёров — Марину Неёлову и Леонида Ярмольника. Дуэт получился просто великолепным, ярким, трогательным и смешным, при этом артисты преподают зрителю важный урок, как услышать и простить друг друга даже в самых странных и сложных ситуациях.

Леонид Ярмольник так отзывался о Марине Неёловой после премьеры: «Она замечательная партнерша, рядом с ней становишься лучше, чем ты есть на самом деле. Играть с ней плохо невозможно. Она невероятная! Это мастер такого уровня, что я считаю — мне очень повезло, я — баловень судьбы, потому что играю с Мариной Мстиславовной спектакль на сцене „Современника“. Она одна из самых ярких звезд этого театра, собственно, она и есть этот театр. Нам надо всем ее беречь».

Сама Неёлова часто говорит, что ей не хватило в жизни комедийных ролей — она хотела бы смешить людей, но никак не могла найти подходящий материал. Своими главными учителями она считает великих актёров прошлого, с которыми ей посчастливилось работать: «Нина Дорошина, Таня Лаврова, Олег Даль, Табаков, Евстигнеев, Никулин, Гафт, Кваша… Это и была моя школа настоящая, „мои университеты. Ну и, конечно, Василий Васильевич Меркурьев».

Одним из главных людей в своей жизни Неёлова считает Фаину Раневскую: великая актриса называла её «внученькой». Кроме того, Неёлова — последовательница учения великого театрального теоретика Михаила Чехова.

«Вот всё что он делал, все, что он говорил, и тот способ, в котором он существовал, и тот путь, который он проделывал к своему персонажу, к открытию персонажа — как будто вот он для меня был учитель», — признаётся Марина Мстиславовна.

За свою долгую творческую жизнь Неёлова много раз была отмечена престижными премиями, званиями и госнаградами. Вот только некоторые из них:
• 1976 — премия Ленинского комсомола — за воплощение образа современников в кино
• 1977 — премия всесоюзного кинофестиваля за роль Валентины Костиной в фильме «Слово для защиты»
• 1981 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за роль Аллы в фильме «Осенний марафон»
• 1990 — Государственная премия РСФСР в области театрального искусства — за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут» Е. С. Гинзбург
• 1993 — премия «Ника» за лучшую женскую роль в фильме «Ты у меня одна»
• 1996 — орден Дружбы — за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд
• 2000 — премия «Триумф»
• 2001 — Государственная премия Российской Федерации за роль Елизаветы в спектакле «Играем… Шиллера!»
• 2006 — орден за заслуги перед Отечеством IV степени — за большой вклад в развитие театрального искусства и достигнутые творческие успехи
• 2012 — Орден Почета за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства
• 2016 — Почетный приз Московского международного кинофестиваля имени Константина Станиславского «Верю. Константин Станиславский»

В 2022 году, когда Марине Неёловой исполнилось 75 лет, свои поздравления актрисе прислал президент России Владимир Путин. Глава государства отметил, что игра Неёловой в театре и кино «захватывает зрителей, заставляет их сопереживать, испытывать самые глубокие чувства», а также назвал артистку человеком «необыкновенного обаяния и таланта». Кроме того, президент наградил актрису орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

О том, как сложно работать с актрисой Неёловой на сцене, ходят легенды. Но сама она объясняет это своей принципиальностью: «Характер у меня не ужасный, он у меня просто есть. Я очень дотошная, должна знать про свою героиню все досконально, буквально каждый миллиметр».

Этой дотошности она училась у своих старших коллег, когда зелёной девчонкой попала в фильм «Старая, старая сказка» — там студентке-второкурснице пришлось работать с целым созвездием именитых артистов. Причём не все из них были в восторге от неопытной партнёрши — например, Олег Даль поначалу воспринял появление Марины на площадке в штыки. Неёлова была страшно расстроена.

«Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова — нежный, чуткий человек — нашла в этом что-то и утвердила на роль», — вспоминает Марина Мстиславовна. Прониклись к будущей коллеге и старшие товарищи — Георгий Штиль и Олег Даль, которые даже вступились за неё перед критически настроенным худсоветом. О тех временах у Марины Мстиславовны остались лишь самые светлые воспоминания, а Даля она по сей день считает лучшим своим партнёром. «В кино мне везло с партнерами, просто Олег Даль был один из самых замечательных», — говорит актриса.

Следующим заметным фильмом в карьера стала работа той же Надежды Кошеверовой «Тень», вышедшая на экраны в 1971 году. По сюжету, учёный Христиан-Теодор приезжает в страну, где влюбляется в принцессу Луизу, но теряет свою тень. Марина сыграла в фильме трогательную и искреннюю Аннунциату, дочь хозяина гостиницы, которая помогает главному герою.

В 1972 году Неёлова поразила всех своей игрой в драме Ильи Авербаха «Монолог»: она сыграла Нину, взрослую дочь одинокого учёного, который много лет не видел своего ребёнка и не принимал участие в его воспитании. Партнёром Марины стал неподражаемый Михаил Глузский, с которым у Неёловой сложился великолепный тандем. А сцена с истерикой Нины, которую, по признанию актрисы, пришлось переснимать спустя месяцы после окончания съёмок, до сих пор считается одной из самых пронзительных в современном кинематографе.

В 1978 году Неёлова сыграла помещицу Зою Васильевну в фильме Маргариты Микаэлян «Красавец-мужчина». Её героиня до безумия любит своего красавца-супруга Аполлона Евгеньевича Окоемова, не зная, что он давно её разорил и теперь хочет развестись с ней и женится на миллионерше.

А спустя год вышел знаменитый «Осенний марафон» Данелии, в котором Марина Неёлова сыграла Аллочку, любовницу нерешительного главного героя, которого сыграл великолепный Олег Басилашвили. С этим фильмом у Неёловой связана своя история: в то время она тоже переживала отношения с женатым человеком, поэтому постоянно пыталась вмешаться в работу режиссёра, высказывая своё мнение о образе своей героини. Данелии это в какой-то момент надоело. В итоге режиссёр и актриса рассорились до такой степени, что перестали разговаривать друг с другом.

«Мы так с ней ссорились, что на съемках часто общались только через Володина. Забавно это выглядело. Я: „Передайте актрисе Неёловой, что здесь нужно так-то и так-то“. А она: „Передайте товарищу режиссеру, что он деспот!“ Потом мы помирились и даже подружились с Мариной», — вспоминал Данелия.

После «Осеннего марафона» за Мариной Неёловой прочно закрепилось амплуа беззащитной, несчастной и слабой женщины. Поэтому через год, в 1980 году, Неёлова сыграла у режиссёра Иван Киасашвили в очередной трогательной лирической картине о женском одиночестве «Дамы приглашают кавалеров». Там она мастерски воплотила образ товароведа Аню, которой очень хочется замуж, но в жёны почему-то берут других. Всё меняется, когда девушка берёт отпуск и отправляется на море.

В последние годы Марина Мстиславовна почти не снимается — нет подходящего материала. А играть в низкопробных сериалах, да ещё и на вторых-третьих ролях — не её уровень.

«Сериальность вытеснила все остальное, поскольку нуждается в чем-то другом. Да и мне вряд ли интересно сыграть просто маму героя, не говоря уж о бабушке героини!» — заявила однажды звезда.

Однако в 2017 году она сделала исключение — и какое! Неёлова сыграла пожилую учительницу в фильме Владимира Котта «Карп отмороженный». Её героине врачи ставят неутешительный диагноз: она может умереть в любой момент. Чтобы не тревожить родного сына, вечно занятого бизнесмена (Евгений Миронов), она начинает подготовку к собственным похоронам, а когда всё готово, просит лучшую подругу Люду (Алиса Фрейндлих) лишить её жизни.

Сам фильм вызвал у критиков неоднозначные эмоции, но игру Неёловой они в один голос называют эталонной и завораживающей.
«Марина Неёлова просто притягивает своим лицом к экрану, как магнит, — пишет один из обозревателей. — Организуя собственные похороны, героиня попадает на свадьбу. И ей там наливают шампанское в пластиковый стаканчик. Как актриса пьет это шампанское. Как будто последний раз в жизни!»

Сегодня у Марины Мстиславовны с личной жизнью всё прекрасно: у неё любящий муж, талантливая дочь и красавица-внучка. Но на пути к этому счастью ей пришлось пережить немало драм.

Поклонники мало что знают о романах Марины Мстиславовны, поэтому часто ищут информацию о том, кто был муж у Неёловой. Отвечаем: первым её супругом стал кинорежиссёр Анатолий Васильев. В 1970 году 23-летняя Марина снималась в его дипломном фильме «Цвет белого снега». Режиссёр не смог устоять перед очарованием юной актрисы и начал ухаживать за ней, несмотря на разницу в  возрасте — Васильев был на 8 лет старше.

Вскоре влюблённые поженились, Марина переехала к мужу в Москву. Жили молодые бедно, ютились в хрущёвке, но любовь разрушили не бытовые условия, а популярность Марины.

Их брак продлился семь лет, после чего супруги мирно и без ссор развелись. Детей у них не было. Сам Васильев, который позже женился на актрисе Ие Савиной, объяснял причину расставания так: «Неспроста говорят люди, что семь лет — это такой критический возраст. Просто нужда друг в друге закончилась. Она была довольно мощной».

Долгое время Марина Неёлова была одна. Но в 37 лет она случайно познакомилась с подающим надежды шахматистом, в которого без памяти влюбилась. Этого шахматиста звали Гарри Каспаров (признан Минюстом РФ иноагентом), и ему на тот момент было всего 20 с небольшим. Мать будущего гроссмейстера была, мягко говоря, не в восторге от отношений сына с возрастной артисткой — боялась, что роман может помешать его карьере. Однако влюблённым всё было нипочём: Каспаров постоянно приезжал к Марине в Москву, а она ввела его в «высший свет», познакомила с известными людьми, как сейчас сказали бы, со столичной «тусовкой».

Спустя два года бурный роман неожиданно завершился. О причинах разрыва Неёлова никогда не распространялась, но вскоре после расставания, в 1987 году она родила дочь. О том, кто отец Ники, Марина никогда никому не рассказывала, и даже дала дочери свою фамилию. Да и сам Каспаров от своего отцовства многократно открещивался и никаких отношений с девочкой не поддерживал. Однако только слепой не заметит сходства дочери актрисы со знаменитым шахматистом.

Отца Нике заменил третий муж Неёловой, Кирилл Геворгян. Мамину любовь к сцене девушка не унаследовала: она окончила Лондонскую школу изобразительного искусства и стала скульптором. Работы Ники ценятся очень высоко, а в 2010 году она даже одержала победу на конкурсе «New Sensations», который проводился «The Saatchi Gallery» вместе с Четвёртым каналом британского телевидения.

Сама Неёлова, какой бы закрытой она ни была, о дочери говорит с нескрываемым восхищением и любовью. Она признаётся — рождение дочери стало настоящий подарком судьбы.
«И хочу сказать, что мои ожидания оправдались. Она умная, глубокая, тонкая, образованная, талантливая, но, поскольку не знает об этом или всегда мучилась сомнениями, может убить меня, прочитав это. Мы очень разные, мы почти все воспринимаем по-разному, много спорим, но при этом очень похожи. Мы с мужем уважаем ее независимость и гордимся ею», — говорит народная артистка.

Три года назад дочь Марины Неёловой родила ей внучку, которую назвали Вьян. Подписчики соцетей Ники уверяют, что девочка как две капли воды похожа на свою знаменитую бабушку. Неёлова старается как можно чаще летать к своим девочкам в Англию, но в последнее время из-за закрытых границ делать это всё сложнее.

Третьим мужем Марины Неёловой стал дипломат Кирилл Геворгян. Прежде он работал советником российского посольства в Париже, затем стал послом России в Голландии, а сегодня занимает должность судьи Международного суда OOH. Из-за специфики профессии мужа Неёловой приходится жить на несколько стран. По её словам, в Москве она в основном работает, а в Европу ездит отдыхать и проводить время с близкими. Но с годами постоянные перелёты стали даваться нелегко.

По словам Марины Мстиславовны, ей очень нравился Париж, но Голландия её просто покорила: «Я влюбилась в эту страну, и если Париж был для меня продолжением моего Ленинграда, то Голландия стала тоже моей „родственницей“: ведь Петр I строил Петербург по подобию Амстердама».

В последние годы Неёлова больше времени проводит в Москве, а в Гаагу прилетает лишь на короткое время. «Что я там делаю, приезжая на короткий срок? Я снова любуюсь этой страной. Я улыбаюсь цветам, собакам, гусям, и цаплям, и деревьям», — рассказывает звезда экрана.

В июле 2023 СМИ опубликовали тревожные новости: «Народную артистку РСФСР Марину Неёлову госпитализировали в тяжёлом состоянии». Поклонники похолодели: что случилось с Мариной Неёловой? Почему отменили спектакли с Мариной Неёловой?

Подробности позже сообщил телеграм-канал Mash: выяснилось, что актриса обратилась к врачам из-за сильных болей в животе. Неёлову экстренно положили в больницу на обследование. Первоначальный диагноз был довольно прозаическим: неинфекционный гастроэнтерит и колит. Однако позже у актрисы выявили новообразование в кишечнике, а все спектакли с участием артистки в «Современнике» были отменены.

«Настоящая актриса! Не заменишь её этими молодыми актрисулями. Пусть выздоравливает и на сцену!» — писали тысячи опечаленных поклонников в соцсетях. Все беспокоились о том, как чувствует себя Неёлова, и искали хоть какую-то информацию. Но многие при этом были недовольны тем, что журналисты вывалили на всеобщее обозрение детали заболевания артистки. «Зачем на всю страну объявлять о её болячках. Я думаю, что она этого очень бы не хотела!!!» — возмущались зрители.

Сейчас Марина Мстиславовна находится под постоянным наблюдением врачей, которые не дают ей переутомляться.

Многим интересно, где сейчас живет Неёлова — в России или за границей? По большей части она проводит время в Москве, в своей квартире в Потаповском переулке. Это очень удобно для артистки, ведь буквально в нескольких шагах от её дома находится её любимый и родной театр — «Современник».

К слову, около 10 лет назад квартиру Неёловой и Геворгяна обокрали: воспользовавшись отсутствием хозяев, преступники пролезли внутрь через балкон вынесли все драгоценности из квартиры актрисы.

Звезда к подобным напастям относится философски: сейчас для неё самое важное — это здоровье, а также общение с родными и близкими. А вот толпы людей Неёлова так и не полюбила: она крайне редко появляется на светских мероприятиях и почти не даёт интервью. Длинных речей и поздравлений она боится как огня, и даже в собственный день рождения предпочитает спрятаться от всех — туда, где ей хорошо и уютно.

На вопрос, что её греет сегодня, Неёлова неизменно отвечает: «Плед, шерстяные носки и красивый диван, где я с книгой в руках». Такой уж она человек. А мы просто поздравляем любимую артистку с очередным днём рождения и желаем ей долгих лет жизни и крепкого здоровья!