Цели чеэн...

Светлан Туголобов
     Чеэн. Чтение-написание. Часто не совпадают. Цели написания чего-то конкретного и цели прочтения чего-нибудь.

     В такое понятие, как чего-нибудь, не входят тексты-задания и тексты-указания.

      Тексты-указания - это то, что только советуют прочитать. Советуют без всякого нажима. Говорят взахлёб, с восхищением. "Прочитай - не пожалеешь!"

      Нажим появляется при столкновении с текстами-заданиями. Их обязательно нужно прочитать, но и их не всегда читают, а только тогда,  когда твёрдо  знают, что тот, кто заставляет их читать, может проверить степень прочитанности текстов-заданий.

       В отличие от текстов-заданий и текстов-указаний,  в рамках чего-нибудь, располагаются тексты-мечты, тексты-неожиданности и тексты-упреждения.

     Сами авторы-сочинители часто утверждают, что для читательниц и читателей  текстов-мечтаний не существует. Желание прочитать какой-то текст - это не мечта, это тяга, как в хорошей печке. Так думают некоторые сочинители.

     Тяга только тянет, только зовёт, но не манит. Мечта должна манить. Заманивать. Поэтому авторы, скептически относящиеся к существованию книг-мечтаний для читателей, говорят так:

     Книгу-мечту никогда нельзя прочитать, но вполне реально её написать!

      Но среди чего-нибудь встречаются книги-неожиданности или тексты-неожиданности. Но для того, чтобы понять, что столкнулся с неожиданным, читательница или читатель должны иметь опыт предыдущего чтения.

      Неожиданность - это совокупность отличий того, что читательница или читатель читает сейчас, от того, что читала-читал раньше.

      Не ожидала, не ожидал, что так увлечёт. Не ожидала, не ожидал, что так понравится. Если так себе говорят, то точно - столкнулись с текстами-неожиданностями.

      Тексты-неожиданности сразу, при первом чтении, люди дочитывают до их завершения.  Другое дело - тексты-упреждения.

     Основное отличие текстов-упреждений от текстов-неожиданностей в том, что их, как правило, советуют прочитать.

     От текстов-указаний тексты-упреждения отличаются тем, что их редко начинают читать сразу же после того, как их посоветовали прочитать.

     Тексты-упреждения предназначены  не тому чтателю, какой их читает, а тому, читателю, каким станет человек в будущем, порой - неизвестно, когда именно.

      Если текст-упреждение большой, то он есть книга-упреждение. Очень часто люди книгу-упреждение не прочитывают в первый раз до её завершения. Но возвращаются, иногда через очень большое время, к книге-упреждению, чтобы её дочитать.

      Большая книга-упреждение дочитывается сразу, при первом её чтении, до её завершения,  когда она является книгой-откровением.

      Учат ли в литературных институтах написанию, если не книг-откровений, то хотя бы  текстов-откровений?  Не учились - не знаем!

      Можно только предположить, что текст-откровение:

     Первое. Вводит читательницу или читателя в особое состояния. В исследовательское. В отличие от задачника или сборника лабораторных заданий, текст-откровение будоражит исследовательский потенциал не логики, а чувств человека. Текст-откровение - это совокупность сочетаний слов, превращающая чувства человека в исследовательский инструмент.

      Второе. Содержит в себя как сочетания слов, понятные с первого прочтения, так и те сочетания, которые нужно прочитать ещё хотя бы один раз, чтобы понять.  Для того, чтобы человек не заскучал и не отбросил текст-откровение из-за того, что слишком часто приходится возвращаться к уже прочитанным фразам, отношение сочетаний слов, перечитываемых для понимания и  сочетаний, понимаемых с первого прочтения, может быть один к трём , один к четырём, а лучше - один к десяти.

     Третье. Будоражит собственные прошлые впечатления, то есть воспоминания  читательницы и читателя. Это самое сложное для автора сочинителя - найти и  включить  в свой текст-откровение сочетания  слов, будоражащие собственные впечатления-воспоминания читательницы или читателя.

     Четвёртое. Содержит в себе подсказки для читательницы и читателя о том, как вести себя и как выходить с положительным для себя результатом из определённого стечения обстоятельств. Создать такие подсказки легче тому автору, который сам имееет опыт положительного выхода из определённых обстоятельствах или доверяет, как самому себе, источнику сведений о таких выходах из представляемых читателям стечений обстоятельств.

     Пятое. Вызывает желание себя перечитывать. Текст того автора, который справился с задачей разработки жизненных подсказок, обязательно вызывает желание себя  перечитывать, но расстраиваться тем авторам, тексты-откровения которых не перечитываются - не стоит. Вполне возможно, что автору текста-откровения так удалось представить свои жизненные подсказки, что они запомнились читательницам и читателям с первого их прочтения.

      Как именно разрабатывать жизненные подсказки? Неизвестно! Можно лишь предположить, что их источником является человеческая память о своих, автора,  или чужих положительных  выходах из печальных  и радостных жизненных обстоятельств.

     В заключение этого эссе только одно можно заявить с уверенностью:  создание текста-откровения - это достаточно проверенный и удовлетворительно успешный способ обеспечения совпадения целей чеэн - чтения какого-то текста читателями и его написания автором.