Чеэн. Чтение-написание. Часто не совпадают. Цели написания чего-то конкретного и цели прочтения чего-нибудь.
В такое понятие, как чего-нибудь, не входят тексты-задания и тексты-указания.
Тексты-указания - это то, что только советуют прочитать. Советуют без всякого нажима. Говорят взахлёб, с восхищением. "Прочитай - не пожалеешь!"
Нажим появляется при столкновении с текстами-заданиями. Их обязательно нужно прочитать, но и их не всегда читают, а только тогда, когда твёрдо знают, что тот, кто заставляет их читать, может проверить степень прочитанности текстов-заданий.
В отличие от текстов-заданий и текстов-указаний, в рамках чего-нибудь, располагаются тексты-мечты, тексты-неожиданности и тексты-упреждения.
Сами авторы-сочинители часто утверждают, что для читательниц и читателей текстов-мечтаний не существует. Желание прочитать какой-то текст - это не мечта, это тяга, как в хорошей печке. Так думают некоторые сочинители.
Тяга только тянет, только зовёт, но не манит. Мечта должна манить. Заманивать. Поэтому авторы, скептически относящиеся к существованию книг-мечтаний для читателей, говорят так:
Книгу-мечту никогда нельзя прочитать, но вполне реально её написать!
Но среди чего-нибудь встречаются книги-неожиданности или тексты-неожиданности. Но для того, чтобы понять, что столкнулся с неожиданным, читательница или читатель должны иметь опыт предыдущего чтения.
Неожиданность - это совокупность отличий того, что читательница или читатель читает сейчас, от того, что читала-читал раньше.
Не ожидала, не ожидал, что так увлечёт. Не ожидала, не ожидал, что так понравится. Если так себе говорят, то точно - столкнулись с текстами-неожиданностями.
Тексты-неожиданности сразу, при первом чтении, люди дочитывают до их завершения. Другое дело - тексты-упреждения.
Основное отличие текстов-упреждений от текстов-неожиданностей в том, что их, как правило, советуют прочитать.
От текстов-указаний тексты-упреждения отличаются тем, что их редко начинают читать сразу же после того, как их посоветовали прочитать.
Тексты-упреждения предназначены не тому чтателю, какой их читает, а тому, читателю, каким станет человек в будущем, порой - неизвестно, когда именно.
Если текст-упреждение большой, то он есть книга-упреждение. Очень часто люди книгу-упреждение не прочитывают в первый раз до её завершения. Но возвращаются, иногда через очень большое время, к книге-упреждению, чтобы её дочитать.
Большая книга-упреждение дочитывается сразу, при первом её чтении, до её завершения, когда она является книгой-откровением.
Учат ли в литературных институтах написанию, если не книг-откровений, то хотя бы текстов-откровений? Не учились - не знаем!
Можно только предположить, что текст-откровение:
Первое. Вводит читательницу или читателя в особое состояния. В исследовательское. В отличие от задачника или сборника лабораторных заданий, текст-откровение будоражит исследовательский потенциал не логики, а чувств человека. Текст-откровение - это совокупность сочетаний слов, превращающая чувства человека в исследовательский инструмент.
Второе. Содержит в себя как сочетания слов, понятные с первого прочтения, так и те сочетания, которые нужно прочитать ещё хотя бы один раз, чтобы понять. Для того, чтобы человек не заскучал и не отбросил текст-откровение из-за того, что слишком часто приходится возвращаться к уже прочитанным фразам, отношение сочетаний слов, перечитываемых для понимания и сочетаний, понимаемых с первого прочтения, может быть один к трём , один к четырём, а лучше - один к десяти.
Третье. Будоражит собственные прошлые впечатления, то есть воспоминания читательницы и читателя. Это самое сложное для автора сочинителя - найти и включить в свой текст-откровение сочетания слов, будоражащие собственные впечатления-воспоминания читательницы или читателя.
Четвёртое. Содержит в себе подсказки для читательницы и читателя о том, как вести себя и как выходить с положительным для себя результатом из определённого стечения обстоятельств. Создать такие подсказки легче тому автору, который сам имееет опыт положительного выхода из определённых обстоятельствах или доверяет, как самому себе, источнику сведений о таких выходах из представляемых читателям стечений обстоятельств.
Пятое. Вызывает желание себя перечитывать. Текст того автора, который справился с задачей разработки жизненных подсказок, обязательно вызывает желание себя перечитывать, но расстраиваться тем авторам, тексты-откровения которых не перечитываются - не стоит. Вполне возможно, что автору текста-откровения так удалось представить свои жизненные подсказки, что они запомнились читательницам и читателям с первого их прочтения.
Как именно разрабатывать жизненные подсказки? Неизвестно! Можно лишь предположить, что их источником является человеческая память о своих, автора, или чужих положительных выходах из печальных и радостных жизненных обстоятельств.
В заключение этого эссе только одно можно заявить с уверенностью: создание текста-откровения - это достаточно проверенный и удовлетворительно успешный способ обеспечения совпадения целей чеэн - чтения какого-то текста читателями и его написания автором.