1972. На концерте Дина Рида

Наталия Саврасова
Из дневника за февраль 1972.

Были с Люсей на концерте американского певца и киноактёра Дина Рида.
Я потрясена до глубины души! Всем увиденным я потрясена. Хочу писать.
Не получится, как хотелось бы. Но описать этот концерт необходимо. С трудом
достали билеты на этого любимца публики

Гостиница "Россия" построена не так давно и являет собой вполне современное
сооружение. Находится в центре Москвы, на ул. 25-летия Октября. Мы ещё здесь
ни разу не были, и всё нас здесь приятно поражало, ибо было здесь очень здорово.

Дин Рид пел восхитительно. Начал он своё выступление с песни "Элизабет".
Спрыгнул со сцены в зал, подхватил какую-то женщину с первого ряда, она не
растерялась, что-то изобразила наподобие танца.

Меня поразило то, как он по-свойски общается с публикой. Он не просто поёт, он
поёт нам, зрителям, свои песни, он поёт их часто не со сцены, а прямо из
зрительного зала. Сядет на свободное место среди зрителей и поёт. И девушки,
сидящие в это мгновение с самим Дином Ридом, навсегда запомнят это минутное
счастье.

По русски он говорил мало и плохо. Ему помогала сестра его - Марина, долгое
время жившая в России, она прекрасно владела родным и русским языками.
Она переводила его выступления, его комментарии к песням, разговоры с
поклонницами,  осыпавшими его цветами.

Поклонницы - обычное явление, но о них потом. Сначала я хочу написать
немного о нём самом, каким он мне представился и запомнился здесь, в
Московском концертном зале.

Гастролирует он у нас уже второй раз. Удивился, что в Москве мало снегу, - ведь
говорят, что зима в России суровая и снежная, особенно в феврале. А тут,
действительно, ерунда такая, нет снега, тепло, пахнет весной.

Он сказал по этому поводу: "Почему так мало снегу в Москве? Это нехорошо.
Если у вас будет много снегу, позвоните мне в Рим,и я обязательно приеду,
посмотреть."

Пел он песни любви и протеста. Один из его комментариев: "Сейчас я хочу
исполнить песню о любви. Это очень печальная песня. О любви между
мужчиной и женщиной. Эта любовь страстная, но она не вечна. И когда она
кончится, мужчина должен уйти от женщины незаметно и тихо, когда она спит.
Потому что, если она проснётся и он увидит её глаза, он уже никогда не сможет
уйти от неё. И ему станет печально и грустно. Я не знаю, как у вас, а у меня часто
так бывает..."

Песня была действительно печальная, но я не поверила, что Дину Риду жалко
бросать одну женщину и уходить к другой. Он весьма щедрый. Одарить своей
близостью такое количество женщин...

Но простим ему этот грех, такая уж у него профессия, от поклонниц деваться
некуда. Одна дама поднялась на сцену, цветы ему преподнесла, которые он
положил к микрофону, как к памятнику, поблагодарил её, поцеловал. А она так
обомлела, что забыла, где она находится. Прям прижалась к нему и лепечет что-то
о песне про любовь, чтобы он вроде бы её исполнил, вся стала томная такая, даже
в микрофон раздалось её "О-о-х".

В зале иронически засмеялись, многим стало противно. Теперь я уже поверила в
то, что на концертах Магомаева наши девки выбегали и кричали: "Отдаюсь!".
Теперь я этому верю. Так унизиться! Боже мой!

Ну, Магомаев-то вроде свой, всего насмотрелся на Руси, даже в тюрьму попал за
это самое распутство, хотя не в чем его винить-то. Виснут на нём девицы. Очень
стыдно за них, но что поделаешь-обычное явление.

Машкова спросила меня: "Ты что, впервые видишь что-ли? Я к этому давно
привыкла."

А я не могу! Не могу! Что значит "привыкла"? Ты ведь сама ни за что не посмеешь
так сделать? Ведь нет? Конечно, глупо спрашивать. И я не позволю себе. Как же
они могут? Зачем это?

Впрочем, чёрт с ними. Ты, Наталья, монашка и ни хе-хе  не понимаешь в
интимных делах. Как Сонька выразилась: "Ты, Наташа, ещё не согрешила и богу
тебя не в чем упрекнуть."

Грехи, конечно, разные бывают, ибо, если грех только в этом, то я и до конца
своей жизни могу не согрешить.

Ну, ладно, как там Дин Рид? Не устал еще от баб? Устал. Говорит им:
"Здравствуйте! Я рад вас видеть. Спасибо. Как Вас зовут? Вы замужем? Вот
такие вопросы он задаёт им всем по очереди. Спать ему, видно, не скучно.

Ну почему вот, я прихожу послушать артиста и вижу, что искусство тесно
переплетается с этой вот "современностью". И всё так банально. Я всё понимаю:
он красив, молод, строен, замечательно поёт, раздирает душу девчонкам, они
просто не могут не выразить ему своей признательности.

Кстати, вспомнила один эпизод из жизни Лемешева. За ним ведь табуном бегали
дамы в то время. И вот, значит, одна девица счастливо так говорит:
- Знаете, я сейчас разговаривала с Лемешевым!
- Да, при каких обстоятельствах тебе это удалось?
- Я села в его машину. Он подошёл и сказал мне: "Подите отсюда вон".
Впрочем, для кого-то и в этом счастье.

Помимо песен о любви, Дин Рид пел песни протеста. Это песни о партизанах, о
кубинских революционерах, о патриотах своей Родины. Песни очень мелодичные.

"Теперь настало время, - говорит Дин Рид, - спеть нам всем вместе песню на
русском языке." Он снова в зале и заставляет зрителей петь "Пусть всегда будет
солнце!" У кого получается неплохо, кто неважно поёт, конечно, от волнения
голос срывается там, или ещё что, но выглядит всё это довольно интересно.

Что он только не вытворяет: взял у зрительницы бинокль и со сцены на неё
посмотрел. Наконец, попросил зрителей исполнить английскую песню: "Клорэ,
Клорэ, Аллилуйя!" Одна закричала в микрофон: "Не надо!" Дин Рид сказал: "Из тех,
кто ходит на мои концерты, робкие не садитесь в первые ряды, потому что я,
обычно, подхожу к ним и заставляю петь вместе со мной.

У робких людей взгляд мечтательный такой, как будто они в каком-то другом
мире. А я думаю, что они просто молятся, как бы я не подошёл к ним и не
заставил их спеть."

Действительно, мы с Люськой удивлялись, как у них только языки повёртываются,
когда Дин Рид подбегает к ним с микрофоном. Тем не менее, "Аллилуйю" спели
хорошо.

В заключение Рид исполнил три песни под гитару, чем окончательно всех
очаровал. Толпа девиц бросилась на сцену с цветами и программами для
автографов.

Парень, сидевший сзади нас, сказал своей спутнице: "Ну хватит балдеть, пошли."
Мы тоже двинулись к выходу.