Апрельский Железноводск с утра и до вечера

Герман Плотников
На такси от порта Минфод до Железноводска  минут 15.

Таксист судачил о невесте, что училась на врача. Догадайтесь в каком городе невест она ? В Иваново !

И о том, что Железноводск это еще не значит что в местной воде много железа.

 

Разместился я за смешные деньги на несколько дней в домике на окраине Железноводска в нескольких стах метрах от горы Железной. Приехал в коттеджную часть городка уже в темноте. На улицу Красикова. Дом за № 43 стоял без огней. Но как вышел из такси огни зажглись, дверь открылась и на пороге меня ждала молодая хозяйка домика.

В небольших горах вокруг   много почти альпийских если не лугов, то полян. И пахнут те поляны по весне в апреле медом.   Приехать сюда на отдых – значить много сэкономить на Швейцарии.

Железноводск  самый маленький из четырех курортов Кавказских Минеральных Вод с населением в 25 тысяч человек, что на порядок меньше 100-тысячных коллег. Компактный городок у подножия горы Железной — такая мини-версия Кисловодска, с живописным парком немалых размеров.

Вышел на улицу утром – голубое небо и белые дерева стоят по весеннему окрашенные.

Метнулся сперва проверить не умру ли с голоду – на рынке сало за 15 рублей и вино по 125. Точно не пропасть !

Улицы городка на холмах предгорья  открывают виды один краше другого.  Например на горы со смачными названиями. В южном  направлении на гору Медовая, Кабанка, Острая, Баштау, Трахит, Лохматая, и далее в соседнем поселке Лермонтово гора Шелудивая. За что ее так ? Вот если горя с названием «Козьи скалы» – это понятно. Или там же гора «Два брата» или гора «Храм Солнца».

А Шелудивая то за что ?

В  жилой,  не пафосной части города среди пятиэтажек на холме красуется и глаз радует Ольгинская церковь. Со звонницей.

Во дворах цвели яблоки и вишни, в палисадниках нарциссы и прочие разноцветные цветочки – «лютики в садочке».

На ветках скандалили упитанные сойки. Трава ярко зеленая украсилась  коврами желтых одуванчиков.

Пятиэтажное наследие СССР было удачно разбавлено новоделами разноцветными – глаз радовался.

 

С утра после осмотра магазинов и завтрака вегетарианца  с жирной клубникой  в поход на горы…

Начал с горы в центре в парке Железноводска. Их всего две но зато какие ! Железная — главная, гора Развалка  в довесок, но точно ничего.

Моя улочка упиралась в горбольницу и, обогнув ее часовню у въезда, скатываешься резко вниз по улице Чапаева, то есть по чапаевски, к ближайшему Западному бювету в сквере у предгорных санаториев «Дубрава» и «Горный воздух». Бювет это такое строение с большим залом где водохлебы воду стаканами пьют из подземли.

После остаканивания лечебными водами недалеко и до главной штрассе – улицы Ленина лысого. Дойдя до нее и свернув  налево, вошел в рощу сосновую и обошел скромный желтый  домик, на котором было утверждение, что это Церковь евангельских Христиан.

За церковью у подножия горы Железной небольшой жилой микрорайон пятиэтажек и   сталинских трехэтажек. С детскими игрушками на деревах.

На этом знакомство с городом заканчивалась, так как сил больше не было терпеть – душа рвалась к зеленым склонам горы и ее лечебного парка.

Современный железноводский лечебный парк является достопримечательностью не только железноводского курорта. Лечебный парк города разбит на базе естественного леса (единственный из парков других городов курортов), не имеет границ и незаметно переходит в естественный Бештаугорский лесной массив, занимающий территорию более 12 тысяч га. Железноводский лесопарк имел большое значение в развитии парков Кавказских Минеральных Вод. Из этого парка вывозили посадочный материал в другие города – курорты.

Тропы сами повели тело и душу от домов как в храм в светлый буково-грабовый лес с травяными коврами и цветочными полянами.

Запахи цветов были подобны дорогим духам, но бесплатны и полезны.

Один  цветок золотистый  называется эрантис и имеет народное название весенник.

Через минут 20 горная тропика вывела на терренкуры для пешеходных моционов курортников с напиленными для сидения деревами и с  языческими деревянными указателями  и не только деревянными.

Сперва пошел подальше в сторону горы Развалки и соблазнился указателем на Маршрут «Тайны спящего льва», к древним могильникам и каменным росписям. Полез по тропке в гору, но недолго мучился. Вскоре достиг некоего скопления огромных скальных глыб, поросших местами мхами.

Свернув на якобы древнее  городище, нашел в нем сходящую ко мне навстречу тургруппу  из  двух  семейных пар, которые поведали, что тока что видели тут лисицу, которая была с ними очень ласкова.  Бог их поцеловал в тот день, ибо они не знали, что лисицы ласковы только во время бешенства и укус бешеной лисы мог бы оказаться смертельным.

Но лиса та почувствовала наверное,  что я знаю все про ее бешенства и потому не появилась мне.

Со скал тех прекрасный вид, уходящий в бесконечность ставропольских равнин, среди которых в дымке виделись одинокими горами Чертов палец и Змейка.

Поселок Новотерский красиво смотрелся с высоты горной.

Вернулся натерренкур № 3 и в окружении полян белых цветов продолжил растворение в местном раю.

Обросшие зелеными  мхами белые скалы с промоинами на боках напоминали огромных леших, вышедших из под земли посмотреть  свои владения.

Нельзя было не осмотреть бетонные плиты Грота вечной мерзлоты у подножия горы Развалка, о котором подробнее в следующих главах.

Деревья в этом месте растут скрюченными, как карликовая береза в тундре. Температура между камнями даже в летнюю жару не превышает +1 градуса. В самом холодном месте  памятник советской эпохи. Бетонные плиты, как льдины, нависли над входом в «Пещеру вечной мерзлоты».

От него повернул назади вниз к Селетряным скалам.

Каменный хаос развальского пейзажа никого не оставит равнодушным: скалистые склоны, обломки рассыпавшейся породы, каменные стержни, которые держатся на честном слове. Удивительно живописное место — Селитряные скалы. В укромном месте спряталась Селитряная пещера, о которой все железноводские экскурсоводы советского периода рассказывали как о стоянке древнего человека. Но оказалось что все же она не относится к эпохе палеолита — древнего каменного века, с которым раньше связывали этот памятник. Раскопки, которые проводились в начале 2000-х годов, подтвердили это. Ученые пришли к выводу, что самые ранние из обнаруженных там слоев относятся, ну, может быть, к эпохе средней бронзы. А в основном это уже кобанская культура, поселения 1 тысячелетия до нашей эры. К древним людям этот памятник мы отнести не можем.  Чувствуете как я стал почти археологом ?

На обратном пути от скал зашел к источнику родниковой воды.

Ну, а далее терренкурами все ниже и ниже пока не вышел из леса к знаменитому курортному озеру.  Озеро накануне получило в рамках нацпроекта обрамление плиткой и прочими благоустройствами.

Шикарна была широкая концертная площадка на фоне горы Железной .

Познакомился там же и с доступной курортницей.  Но  оказалась памятником.

От нее путь был только один и опять наверх, но не тропами, а по шикарно отреставрированной и удлиненной Каскадной лестнице. Внизу лестницы на стенде  было написано сколько калорий, эквивалентных конфетам, сжигает подьем на каждый  пролет данной уникальной лестницы. Хоть конфет и не ел, но все равно полезно.

Еще полезнее были стенды на лестнице, которые были посвящены местным фестивалям:  воздухоплавания, грязи (фестиваль «Железная грязь»), цветов и даже международный фестиваль кинофестиваль с парой иностранцев «Герой и время». И был даже отдельный стенд для стихов всех желающих о Железноводске.

В середине каскадной лестницы павильон бювет с водой, памятник открывателю вод  доктору Гаазу и барельеф Лермонтову, который с интересом рассматривал серый кот.

Взошел на гору Железную, кою опоясывал отремонтированный в плитке променад для отдыхающих больных и бездельников типа меня.

В парке наверху горы много вкусностей ждало – еще два бювета, фонтан, пушкинская галерея и даже Дворец эмира Бухарского, где отдыхали Крупская и сестра Ленина.

Местный мужчина познакомил с богиней Фортуной. Она была статуей у выставочного павильона и он  рассказал мне ее античную историю.

Здесь был последний приют Лермонтова в доме, что стоит в окружении брошенных домов и полудиких кошек.

Отсюда летом 1841 года он уехал на дуэль и отказался в Вечности. 26 лет и всемирная известность навсегда – неплохой вариант реализации принципа «Живи быстро, умри рано».

От музея Лермонтова по лестнице мимо заброшенных домов лакомого курортного места (вот она – русская безалаберность) через улицу Ленина к вокзалу железной дороги, которая не работала. Но дала надежду расписанием помочь с доставкой до других городков Минвод.

За вокзалом пытался стартовать от дымящихся, как после бомбежки развалин какого то сокрушенного строения,   разведкой боем до предгорий горного массива Бештау, коей запланировал назавтра.

Дошел до лесничества, обогнул санаторий и все выше и вышел через  час в наступающих сумерках в направлении городка Лермонтово и почти дошел до него, но остановил лай серьезных псов у какого то хутора в горах.

Сумерки готовы были разразиться ночью и потому отложил  на следующий день поход к вершинам. Спустился быстро и мимо санатория.

Вышел на перекресток Ленина и Чапаева. Перекресток был славен кафе «Баку», в котором в соответствии с его названием были только армяне и предлагали только шашлык. Обещал им заходить.

По пути в свой коттедж поспрашивал у местных на улицах  как проехать на общественном транспорте к Пятигорску в 20 километрах от Железноводска. Но либо они как то плохо были знакомы с местной географией, либо я спрашивал у «понаехавших» мигрантов… Смутно они слышали и о Москве.

Ночью приснилась правильная актриса. Пристала ко мне на улице в районе Красных ворот в Москве в образе слепой. Тренировалась на прохожих входить в образ. Но меня то не проведешь. Разоблачил ! Познакомился. А потом рекомендовал ее актеру и продюсеру Федору Бондарчуку. И она стала зажигать как звезда кино Люся Гурченко и у нас была любовь втроем. Или вчетвером. Я, она, Бондарчук и искусство.

А вам что сниться ? Например юбилей местной пожарной команды или тезоименины императора Николая Второго ?