Откровения идеалиста

Валерий Стрельцов
Жизнь коротка, искусство вечно.
Любимое выражение  С.И. Мамонтова
В заставке портрет Мамонтова
работы М. Врубеля



         Светёлка 

 
Вторая самая трудная в исполнении заповедь Христа гласит: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.. О ближнем здесь не будем говорить  - у богословов много трактовок этой заповеди… А как самого себя полюбить, а главное - за что и что в себе можно и нужно полюбить? Можно, конечно, и не задумываясь над этим вопросом, к себе как к самому-самому относиться. А если задуматься? Может быть тогда и ближних будет легче полюбить и вообще понять, кто такие ближние, близкие тебе…

Некоторые богословы считают самопознание главным смыслом жизни человека… Доктор Штайнер тоже говорит об этом, но более конкретно и с присущей ему глубиной понимания взаимосвязи человека с физическим и духовным миром: «Чтобы по-настоящему познать мир, загляните глубоко внутрь себя; чтобы по-настоящему познать себя, по-настоящему интересуйтесь миром». На таком разнонаправленном интересе и основан процесс познания сущего. Мысль более глубокая чем откровения богословов, но естественно более трудно реализуемая. Что-то из этого после завершения обязательных программ, став свободным художником автору сделать удалось -  не мне судить сколько.
В этой работе очень много личного: изложения некоторых результатов того самого самопознания, которое есть смысл жизни. Путь, на который указывают богословы и Доктор Штайнер труден, но он  дает человеку редкий шанс по завершении предписанной всем трудовой деятельности обрести второе дыхание, понять своё предназначение и украсить свою жизнь плодами личностного развития и творчества.


Направлений и подходов к самопознанию много -  описываемый  здесь основан на  личном опыте и подходит для пишущих людей, - но и  с этой точки понятно, самопознание при таком подходе ведет к познанию духовных начал, действующих в мире, к пониманию, как искры Божьи, искры Духа  неведомым образом озаряют жизнь самых разных людей, живших в разные времена, ведет к пониманию, как огонь творчества  и искусства поджигает сердца людей и объединяет их в одно духовное братство…
И то что удалось почувствовать мне, это маленький фрагмент бесконечно сложных явлений духовного мира, постигнуть которые обычному человеку не дано, можно только на мгновение прикоснуться к ним своей душой и попробовать отразить это прикосновение в своём творчестве… И этот момент очень важен для понимания  духовной сущности, от имени которой автор обращается к вечности.


                ***


Как бы трудно не было, самому или с чьей-то помощью это надо обязательно сделать… Каждому человеку хочется найти в себе, в своей жизни, нечто возвышенное, что в  первую очередь собственных глазах оправдывало бы его появление на земле, объясняло бы те усилия, которые каждому из нас  приходится делать на жизненном пути. Всё объяснить  едва-ли возможно, но какой-то главный мотив, чистую незамутненную жизнью  родниковую струю, которая облагораживала всё остальное содеянное,  обнаружить надо… И если такое в себе удастся найти, то у вас будет светелка, уютное, укромное, чистое место, где-то над всеми, в котором можно будет побыть с самим собой...
Поэты предлагают нам свои варианты, Сергей Таратута пишет о месте в памяти, где складируются светлые воспоминания - такое место есть, наверное в памяти каждого человека:

 
 На всякий случай в памяти есть угол,
Все светлое складируется там.
Чтобы в часы, когда бывает туго,
Тот светлый угол превращался в храм.
Осталось места в нем еще немало,
Но чем заполнить эту пустоту,
И, как нарочно, память не устала,
Вбирает все, и ловит на лету.

 
Такой мир в душе  человека существует - надо только открыть его в себе,  у кого-то уголок с приятными воспоминаниями, а у кого-то это может быть мир стремлений и чувств, -  Ф. Тютчев в своем стихотворении-проповеди  «Silentium”  писал об этом:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!.
 
Любуясь  родниковой красотой и переливами, вы будете припадать к этой чистой струе, когда станет трудно, когда жить будет невмоготу или когда вам захочется побыть в уединении с самим собой… Это обязательно приведёт, если не к гармонии с миром, то к гармонии с самим собой или просто успокоит душу.  Но чтобы искать этот таинственно-волшебный мир надо знать хотя бы примерно, что  он из себя представляет и где он у человека  находится.
Известно, что человек состоит из двух половин светлой и темной, которую иногда называют дьявольской. Искать естественно надо в светлой, чтобы не разрушить свое психическое здоровье и не погрузить себя в пучину несчастий. Поэт С. Есенин рассказал и показал своей жизнью, как опасно иметь дело с Черным человеком. Да и психика художника М. Врубеля в конце концов не выдержала общения с демонами…
 
Искать надо с осторожностью и что-то такое, что делало бы жизнь  и вашу личность самоценной, независимой от оценок, окружающих вас людей. При общем успешном фоне жизнедеятельности и наличии признанных  общественно значимых  достижений можно и ими конечно довольствоваться, знаки признания почести, богатство, почет и уважение - важные составляющие нашей культуры и морали, - никто не отменял и никогда не отменит.
Но это эссе не о тщеславии и почестях, а о самооценке черт характера и своих стремлений, о самооценке в которой вы будете уверены, и которая станет краеугольным камнем вашей личности,  тем, за что вы сможете полюбить себя… Для ориентировки сразу скажу: именно за чертами характера - глубокие знания об этом можно почерпнуть у Доктора Штайнера, а я писал об этом в нескольких статьях, посвященных структуре личности  человеческого существа -  скрывается тот человек, с которым вам нужно поближе познакомиться, в этом направлении нужно вести поиск… 
Характер, как известно, определяет нашу судьбу, а проявляется в наших духовных устремлениях. Именно здесь, рассматривая и анализируя свой внутренний мир, можно узнать, что скрывается в глубинах нашей души. И если вы человек творческий, то это обязательно отразится   на содержании и темах ваших творений. И эти отклики о многом могут рассказать посвященному… На этих  знаниях, сообщаемых нам духовной наукой,  и построено   исследование, описываемое в данной работе. При этом надо помнить, что автор по своему мироощущению идеалист.  Читателям других душевных ориентаций оно может показаться вычурным и надуманным… Довольно странная для сегодняшних времён личность…
Идеализм как философское направление исходит из существования мира идей и признания метафизического факта о том, что все вещи на Земле и в мире есть подобие своих идей, называемых прообразами. Основатель этой философии Платон. И эти идеи являются первоистоком всего сущего. И эта философская концепция полностью соответствует моему мироощущению, поэтому и называю себя идеалистом. Доктор Штайнер в своих работах подтверждает реальность такой философской концепции. Мир идей  в своей «Теософии» называет царством духа. У восточных метафизиков у этого мира есть своё название, но здесь мы об этом распространяться не будем, а просто подчеркнем, что мир идей объективная духовная реальность, известная с древних времён.


Главными действующими лицами этого эссе будет немецкий философ Имануил Кант, французский поэт Э. Ронсар, русский художник М. Врубель и промышленник-меценат Савва Великолепный, Савва Иванович Мамонтов. В моих  определениях и эпитетах знаменитый немец не нуждается, а меня он сильно зацепил своими определениями природы, культуры, свободы, нравственного закона и Красоты… Имя этого   «беспокойного старика» стало широко известно  нашей публике после публикации в 1966 году в журнале «Москва» романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Тогда читатели СССР начали входить во вкус мистики и почувствовали сверхъестественную силу необычных персонажей этого произведения очень далёкого от социалистического реализма…

Мужество пользоваться своим умом - не так это просто при большом количестве авторитетных суждений по волнующему тебя вопросу….    Сейчас очень трудно - практически невозможно - представить жизнь на Земле без человека. Есть минеральный мир, растительный и животный, и Всё остальное тоже есть, а человека нет. - такая причуда Создателя! В чьем сознании такой мир будет существовать? Никто не сможет его увидеть, обонять осязать… Homo sapiens - средство отражения величайшего деяния творца. Все творцы одинаковы - они хотят признания. И кто понесёт легенду о творении Земли в века? Разве только сам Творец, но он Всё и Везде и кому он о своем творении расскажет и кому интересно будет разгадывать эту Загадку? Кто будет верить в Бога, прославлять Творца?  В Театре одного актёра нет зрителей!  Похоже, без человека такое Божественное деяние лишено всякого смысла. Получается, что только человек может рассказать о своей планете, о себе и о сущности, сотворившей это Чудо, только человек...
Очевидно Бог со всеми своими делами хотел отразиться в сознании человека надеялся на его познавательные и творческие способности, но поставил ему пределы, ограничил его познавательные способности: дал ему для этого только пять основных чувств и разум. С таким арсеналом выразительных средств человек начал обосновываться на отведённой ему планете. Первой его задачей было навести свой порядок в отведенном ему доме и  выстроить правильные отношения с живой и неживой природой.

Отношение человека к природе - сложнейшая практическая и философская проблема.  Дикая природа со всеми её составляющими - враждебный фактор для  человека и люди испокон века делают всё возможное, чтобы обособиться от неё в своих дома, селениях, посёлках и городах. Там они чувствуют себя в безопасности и могут спокойно выполнять свои биологические программы  и решать с жизненные задачи. Объединяясь в конгломерации люди защищают себя от дикой природы и могут в относительной безопасности осуществлять свою жизнедеятельность, развиваться и эволюционировать. Природа становится окружающей средой, откуда он получает все необходимые для жизни ресурсы: солнечный свет, воздух, воду,  пищу,  энергоресурсы и всевозможные полезные ископаемые. В этой колыбели человечество вместе с растениями и животными развивается со времен зарождения жизни на Земле. В природе существует бесчисленное количество вещей, факторов и явлений, которые должны найти своё отражение в сознании для безопасного и благополучного существования человеческого существа. 

Человеческое существо устроено очень сложно: можно только удивляться и удивляться  этому творению Создателя. Когда мы бодрствуем,  наши чувства постоянно работают, рассказывая  о происходящем во внешнем мире и внутри нас. Визуальные образы, звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения. После осмысления этих  ощущений события и факты нашей жизни непрерывным потоком в виде понятий и представлений грузятся в наше сознание, формируют его, заставляю принимать решения и действовать. В треугольнике чувств, мышления и воли приобретаются знания, жизненный  опыт, функционирует и развивается личность каждого человека.
Основные стимулы, движущие большинством - это выживание или обретение более комфортных условий жизни по стандартам своего времени. Интеллектуальное обеспечение этой деятельности осуществляет практический разум (термин И. Канта). Обычная история для подавляющего большинства людей во все времена и у всех народов, деятельность жизненно необходимая, но не оставляющая  каких-либо заметных следов в культурном слое человечества…
Деятели материальной культуры  -  талантливые инженеры, изобретатели и ученые - трудятся над созданием новых  видов материальных благ,  предлагая   стремящимся к комфорту людям всё больше и больше новых вещей и  достижений научно научно-технического прогресса. И та жизнь потребителей материальных благ и деятельность  их творцов--создателей - это внешняя видимая сторона нашей цивилизации, с которой все живущие так или иначе соприкасаются.
Такова реальность для всех без исключения людей, живущих на нашей планете. Существование в этой реальности библейские мудрецы, познавшие все из доступных благ и удовольствий на свете, называли суетой сует и погоней за ветром… И как в этой реальности, в этой суете сует, в которой великие мудрецы не могли найти смысла, искать в себе какие-то лейтмотив, чистую родниковую струю? Говорят, трудно поймать черную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет… 


         Три мира

Не надо быть мудрецом или философом, чтобы понять, что наша жизнь в этом  мире многотрудна, заполнена бесконечными суетливыми заботами и в своих конкретных проявлениях бесконечно разнообразна. И эти труды и необозримое многообразие плотной привычной сетью опутывают людей. И, находясь  в гуще этих событий, в середине этого потока трудно понять, куда нас несёт. Но  многие  сознательно или бессознательно хотят вырваться из её пут или хотя бы ослабить их давление, некоторые хотят понять смысл происходящего: кто-то в книгах ищет рецепты спасения, другие в  телевизор смотрят, в кино ходят, на концерты, в театры, на выставки, в кафе, рестораны, дома пропускают рюмку-другую - способов ненадолго раскрепоститься много…
 
Стремление к свободе - не миф, оно существует и разного рода элиты дабы сделать реальность терпимой или чем-то украсить, гармонизировать  её указывают нам возможности преодоления тягостного чувства несвободы. Проблема эта одна из вечных и её осмыслению посвящены труды очень многих философов и религиозных деятелей, которые хотят помочь нам почувствовать в себе такое стремление,  осознать своё положение и заставить действовать.. Художники различных направлений тоже пытаются со своей стороны помочь думающим людям вырваться из этого плена. Такого рода помощь, на мой взгляд, и является важней шей задачей культуры.
Глубоко исследовать это явление здесь невозможно, однако хочу попытаться для себя и заинтересованных читателей на нескольких философских идеях, очень емко описывающих эту ситуацию, показать, как великие умы пытаются помочь нам выжить в этом жестоком мире, мире насилия и зла - так называл мир дикой природы И. Кант.

Итак -   кратчайший курс эволюции сознания и творчества человека после появления на планете обитания…

Оказавшись перед лицом дикой природы (по Канту - «мир жестокости и зла», Имануил Кант, 1724-1804, основоположник классической немецкой философии и эстетики) и осознав невозможность жизни по её законам, человек начал создавать для себя культурное пространство, в котором он мог бы чувствовать себя защищенным и свободным в достижении своих целей. Для этого потребовалось создание  не только облегчающих жизнь средств материальной культуры, но и правил общественной жизни людей, создания соответствующих норм морали и права.
Этот мир, противостоящий природе, Кант называет  миром свободы (миром культуры и морали). Свободу он определяет по-немецки конкретно: как способность ставить любые цели. У культуры два направления воздействия на людей: одно через право регулирует их внешнее поведение, прагматичным образом обеспечивая им свободу в достижении поставленных целей, второе - обеспечивает моральное развитие личности. Во втором плане культуры человек выступает как существо морально полноценное, абсолютно свободное, возделывающее самого себя.
Мораль регулирует внутреннюю сторону человеческого поведения, она определяет мотивы поступков и строй мыслей. Идея моральности индивида и общества становится у него высшим проявлением культуры. Смысл культуры по Канту в замене деспотизма природы «деспотизмом разума». Потом немецкий философ стал говорить о нравственном законе, который по мере эволюции, особенно с появлением христианства, стал проявляться в человеке, - это давало более надёжную опору для его духовного развития.

Надеюсь, прочитавшие эти тезисы почувствуют силу философского мышления Канта и его способность из бесчисленных разнообразных наблюдений фактов человеческой жизни извлекать из неё квинтэссенцию, идеи, выражающие их сущность, показать реальное положение homo sapiens  и пути его выживания.  И очевидно эти теории имеют объективный характер, потому что не теряют своей актуальности с течением времени. Из этих положений философии Канта видно в какое стеснённое положение человеческое существо поставлено в этом мире: деспотизм разума постоянно направляет и в тоже время ограничивает нашу деятельность - так проявляет себя внешняя сторона культуры цивилизации, в которой мы живём. Сейчас в России в условиях СВО видно, как работает эта сторона культуры: право и меняющиеся моральные установки и ценности болезненно трансформируют наше общество, тридцать лет жившее по канонам постсоветского либерализма.
Второй план культуры, где по Канту человек может абсолютно свободно возделывать самого себя, очень труден для большинства даже образованных и думающих людей. Направить людей в нужное русло может только религия, церковь и религиозные заповеди. В России этот путь за последние века подвергался деформации: раскол русской православной Церкви, годы либерального дореволюционного свободомыслия, потом большевистский атеизм сильно искалечили сознание русского человека. Для реализации имеющейся здесь свободы и возделывания самого себя  человек должен быть не только хорошо образован, но и иметь очень глубокое понимание явлений духовного мира и личный духовный опыт. Кант показывает направление для размышлений по этому поводу, обозначает начало трудного пути личностного развития. Духовный опыт, Красота и искусство могут помочь человеку найти опору в этой области.

Следуем за Кантом дальше. Оказалось, что для гармоничного сосуществования мира природы и созданного людьми новообразования (мира культуры и морали)  необходим ещё своеобразный третий мир - мир красоты. Его существование вызвано необходимостью развития сознания, нравственного совершенствования и творческой деятельности людей. Теперь мы и подошли к знаменитому определению, которое Кант дает красоте: красивое есть то, что непосредственно одной своей формой вызывает в нас незаинтересованное наслаждение. Неизъяснимое, но влекущее к себе удовольствие - вот что стоит за красотой. Для  прояснения этого определения Канта несколько дней слушал в записи пение лесных птиц  пока не понял божественной природы издаваемых птахами звуков. Для раскрытия и понимания сущности и форм существования красоты как источника  духовного развития человека появилась эстетика.
На этих трёх китах Кант строит свою философию, а Ф. Шиллер принимает его понимание мира красоты и эстетики для создания принципов эстетического воспитания целостного гармоничного человека. Оказалось, что красота связывает нас с дикой природой и способна будить чувства и мысль творчески одарённых людей,  заставляет человека одухотворять окружающий мир и запускать в действие  механизм эволюции человечества… Действующим лицом эстетики Шиллера становится так называемый «играющий человек». Эта идея пришлась мне по душе, я стал использовать её при анализе лирической поэзии Сергея Таратуты и других поэтов. С этим методом можно познакомиться в серии эссе «Игра в бисер с Сергеем Таратутой».


Это мои личные ассоциации… Конечно и до Канта древние философы и после него говорили об эстетике: советский философ А.Ф. Лосев написал многотомный труд по истории  античной эстетики, но выбрал эти отрывки из  Канта, чтобы показать, какое значение в нашей духовной жизни имеет искусство и в частности поэзия, которой последние годы занимаюсь.  Чтобы показать глубинную сущность наших интересов: наши художественные и философские пристрастия не случайны, и если прислушаться к чувствам и мыслям, которые они вызывают, можно много узнать о себе, о своей личности, о своём характере…
Отмечу, мысль А. Ф. Лосева из его истории, важную для понимания заключительной части эссе. Он справедливо считал, что эстетика и красота могут присутствовать в любом явлении общественной жизни. В своих работах я занимаюсь её поисками - идея философа и художника стали инструментом творчества...  Именно в таких поисках и рождается настоящее искусство: за всех конечно не могу говорить, но это мой метод. Хорошим примером такого поиска божественной красоты - художник может увидеть её буквально во всём -  является стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девчонка»:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Это широко известное стихотворение тоже подтверждает мысль об эстафете, которую гении мыслители и художники передают друг другу из эпохи в эпоху, из века в век. А меду древним греком и советским поэтом более 25-ти веков. Поэт  говорит не только о многообразии форм и видов красоты,  но и пересказывает мысль великого Пифагора о сущности и главной задаче воспитания детей, заключающейся  не в наполнении детских головок  знаниями, а в том чтобы поджечь в душе ребенка огонь и жажду познания… С таким огнем-факелом такой человек и пойдет по жизни, освещая и себя и всё вокруг этим волшебным светом, собирая по пути все необходимые знания. И мне посчастливилось принять в свою душу искру этого огня...

Осмысливая  представления о красоте, мы  сможем  понять что она является одним из начал любого творчества. Мало того они руководят многими людьми, ищущими эстетических удовольствий в окружающей жизни и искусстве. Помните в «Калине красной» герой после выхода на свободу говорит: Душа просит праздника!   Это он об этом стремлении говорит. И «праздник», который ему устроили в ресторане вы тоже помните... Такие ассоциации, конечно, моё видение и моё восприятие их трудов и творений, но может кому-то они покажется интересными и послужат стартовой площадкой для самостоятельного поиска.

То о чем здесь рассказано  связано с  актуальными духовными потребностями многих людей и  имело большое значение для моей личной судьбы, оно также дает ключ к конкретизации представления о той самой светёлке, о которой говорилось во введении к эссе.
Размышляя  над этим эссе вдруг  утром 26 декабря 2023 года - после ночи часто приходят удивительные откровения -  понял, что главным моим стремлением в зрелые годы, объединяющим всё что было близко моей душе, было стремление к первоистокам, к прекрасному и возвышенному, к благородству - желание получать всё из первых рук: и чистую воду, и натуральные продукты, и стихи  поэтов от Бога, и тяга к благородным, думающим людям, и, самое главное, поиск идей, незамутненных чьим-то не вызывающим доверия интеллектом. Именно поэтому в мою жизнь пришла духовная наука, антропософия Р. Штайнера, она привлекла меня потому, что  указывала места нахождения прообразов всего сущего, указывала путь к Истине и Добру, определяла сущность и назначение человека говорила о роли самопознания в нашей жизни.
Меня это открытие в то знаменательно утро сильно взволновало - действительно поиск первоистоков самых разнообразных форм был одним из смыслов моей жизни.  Открытие это достаточно интимного свойства, но возможно кому-то из близких оно покажется важным. Мне оно показалось важным  потому, что оно связано с идеями гениального философа. Он определил место мира красоты в своей философской концепции. Эти идеи и мысли обнаружил не только у Каета, но и у многих известных мне поэтов, с творчеством  которыми мне пришлось-посчастливилось познакомиться в процессе моих литературных изысканий.

Постоянно возвращаюсь   к идее Красоты, возвращаюсь потому что постепенно  начинаю понимать, как глубоко она проникла в душу и какое место она заняла в моей жизни: на завершающей фазе она стала тем самым лейтмотивом, о поиске которого говорилось в   начале эссе. Эти вопросы уже затрагивались в статьях «Лики красоты» и «Принцесса Грёза», здесь же хочу сделать некоторые обобщения из сказанного. Внимательный читатель может убедиться, что поиск красоты -  одна из главных тем моих литературных исследований. Читая эти работы можно также увидеть, какой отклик в душе обыкновенного заряженного творчеством человека  находят произведения великих художников и великих деятелей…
Наверняка найдутся люди, которым только что сказанное и последующее покажется бредом сивой кобылы… Скорее всего это будут люди с мироощущением материалистов. Это проверенный факт идеалист с такими людьми не сможет найти общего языка. Спорить и убеждать в своей правоте в таком случае бесполезно… Наверняка найдутся и другие -  их будет немного, -  которых мои открытия и рассуждения заинтересуют. Двух таких маститых близких по духу я сам нашел в дореволюционной России Эта встреча   утвердила меня в правоте моих чувств и переживаний по такому необычному поводу...
Изложил здесь взволновавшие и запомнившиеся мне эстетические идеи Канта, а теперь переместимся в дореволюционную Россию, в которой эти идеи на свой лад представили публике художник М. Врубель и подхватил купец-промышленник С.И. Мамонтов. Правда в этой творческой эстафете  и французский поэт Э. Ронсар принял участие. От кого он эту палочку получил я не знаю и выяснять не стал - искусство вечно, Дух не укротим  и пути его неисповедимы… В моей нейронной сети все эти люди соединились напрямую.


        Мир красоты глазами М. Врубеля
 
Мир красоты, идея красоты, её поиска и творческого осмысления так или иначе присутствует в творчестве художников, и действуя мистическим образом   помогает рождению всё новых произведений. У Игоря-Северянина много стихов об этом. Его «Интродукция» может быть прекрасной поэтической  иллюстрацией к трактовке красоты Кантом:

Я — соловей: я без тенденций
И без особой глубины…
Но будь то старцы иль младенцы, —
Поймут меня, певца весны. Я — соловей, я— сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края. Я — соловей! На что мне критик
Со всей небожностью своей? -
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из  ветвей! Я— соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!
1918 г.

Удовольствие от голоса соловья получают все, но кто сможет объяснить своё пристрастие к удивительно красивому пению этого пернатого. Размышлений об этом удивительно красивом пении соловья. может быть много, попытался и я разобраться с этим феноменом красоты в эссе «Зачем поют соловьи?».

Напрямую об этом мало кто говорит, только Михаил Врубель сказал об этом, написав панно «Принцесса Грёза» по мотивам  четырёхактной драмы в стихах Э. Ронсара (1895 год).   Попытка проникнуть в символику  этого  произведения может дать очень много в понимании языка искусства и поэтому уделил много внимания  этим важным символам в нескольких своих эссе, писал об особенностях грёзового состояния художников, открывающее им видения духовного мира… Искусствоведы зала М. Врубеля очень хорошо объясняют историю создания и смысл этого шедевра. Чтобы показать как идеи отражаются в сознании художников приведу здесь предысторию и краткий пересказ содержания этой пьесы.


Поражает духовная связь и единодушие этих двух русских людей… Это пример редкой духовной близости творческих личностей, стремившихся каждый по своему выразить себя. В своем знаменитом поместье-даче в Абрамцево Савва Иванович  приютил и приветил многих русских художников. Мистический талант художника нашел понимание и поддержку со стороны богатого промышленника.  Русский предприниматель-меценат  Мамонтов, очевидно обладая сильной интуицией и  редким безошибочным вкусом, помогал Врубелю в исполнении и продвижении этой монументальной  работы. Прикипел он к этому полотну художника: после того как академическая комиссия Нижегородской промышленной выставки отказалась принять её для экспозиции, он выкупил полотно у автора, построил для него специальный павильон и выставил его там для обозрения публики…. В итоге работа имела шумный успех и рекламу.

Загадка этой картины Врубеля в художественном символическом представлении идеи красоты и роли художника (Трубадура) в  мистическом действе обнародования идеи прекрасного для людей, не обладающих способностями гениев. Для её понимания и осмысления очень важны идеи Канта о трёх мирах и, в особенности, о мире красоты, без которого человек задохнулся бы во всё поглощающем рационализме.
Размышляя об этих связях можно прийти к пониманию места искусства в нашей жизни. Судя по тому, как этот замысел художника повлиял на Мамонтова,  затронул мою душу и  отразился  в моём сознании, «Принцессу Грёза» надо признать одним из шедевров М. Врубеля. Собственно это уже и произошло, в чем легко убедиться, посетив персональный зал художника в Третьяковской галерее.

Продолжение истории о духовной близости художника и мецената:  потом на одной из своих фабрик Мамонтов сделал её вариант из майолики и Принцесса  воцарилась над Метрополем и «полетела» над центром древней Москвы, заставляя прохожих отрывать взгляды от земли напоминая  о существовании вечных истин и идей. Принцесса воцарилась и дала нам надежду, что искусство действительно когда-нибудь спасёт мир! 
Отношения художника и мецената пример очевидного для меня  духовного родства двух творческих людей. На портрете Мамонтова кисти Врубеля (написан в 1897 году, заставка в начале эссе) художник увидел и показал на полотне скорый драматический излом в судьбе Саввы Ивановича: судебный процесс, разорение, тюремное заключение, произошедшее в 1899 году. На картине видно, как художники могут прозревать судьбы героев своих произведений.  Врубель  очевидно обладал ещё и мистическим провидческим  даром… Всё это можно увидеть в этом тревожном изображении.
Низкий поклон этому великому человеку! Эти два гения совершили подвиг во имя искусства, значение, и истинный смысл которого до сих пор не оценено. «Принцесса Грёза» вещала, вещает и будет вещать потомкам о существовании возвышенных идеалов в нашей жизни и указывать на место их обетования…  Правда, сейчас шедевр обрёл вторую жизнь: оригинал полотна художника после долгих приключений найден, отреставрирован и нашел своё место во врубелевском зале Третьяковки и экскурсоводы стали рассказывать посетителям историю изображенной там необычной любви.
 
Вот рассказанная поэтом и увековеченная художником история любви Трубадура Жуфруа Рюделя и прекрасной принцессы Мелисанды, вошедшей в историю искусства под именем Принцессы Грёза.. По теперешним временам она кажется невероятной, сказочной, и любовь там необычная, платоническая.  Принцесса живёт далеко за морем, Трубадур её никогда не видел, а только слышал рассказы пилигримов о её красоте, доброте, и благородстве. Под впечатлением от рассказов  Жофруа воспылал сильным чувством к Мелисанде. Под влиянием этой любви беспечный и ветреный Трубадур сильно изменился. Он сложил о возлюбленной бессчетное количество стихов и, наконец, отправился в путь, чтобы увидеть возлюбленную.
Корабль, на котором плыл Трубадур, попал в сильный шторм, его захватили пираты, но всё же добрался до Триполи. В дороге Трубадур заболел и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда принцесса взошла на корабль и обняла несчастного, он на мгновение очнулся и спел возлюбленной последнюю песню, после чего умер у неё на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и ушла в монастырь.

Сцену встречи и прощания на корабле и изобразил на своем панно М. Врубель, а С.И. Мамонтов потом перенёс её на майолику фронтона московского Метрополя рядом с Государственным академическим Малым театром, где актрисой служит и моя последняя любовь. Наши даты рождения  с Мамонтовым разделяет ровно  100 лет. Но наша встреча с ним и Врубелем всё-таки состоялась… Не знаю, сколько других взволновала эта история, но я один из них. Мой романтизм и идеализм привели и породнили меня с ними.  Она не только сильно затронула мои чувства и указала на одну важную черту моего характера, но   заставила написать об этом.
Импульс, полученный из прошлого от этих двух гениев оказался очень сильным.  Практически все мои работы появились таким образом, как отклик на чье-то сильное и глубокое чувство, на чей-то талант. Это своеобразная лирика в прозе. Подобное пробуждает подобное. Так работает искусство, пробуждая творческие начала у зрителей и читателей: теперь уже я выступил современным Трубадуром этих талантливых людей и постарался рассказать в своих статьях о том, что мне открылось через них…  Да и в себе начинаешь видеть  скрытое ранее. Так работает этот удивительный метод самонаблюдения и самопознания.

Добавлю здесь, жизнь полна непостижимых умом связей: Врубель   с юности сильно  притягивал меня своим мистицизмом, своей глубоко драматичной  картиной «Демон сидящий» - мне почему-то была жалко это  очевидно могучее и одинокое неземное существо, о конфликте с Богом  и падении которого я тогда ещё ничего не знал..  А потом через много лет он же и с Принцессой Грёза познакомил меня, а она сы нициировала написание нескольких статей о себе и указала на одну из важнейших черт моего характера.  В последней части эссе попытаюсь рассказать об этой мистике: о том как благодаря искусству и творчеству встречаются родственные души.
 

         Антология настроений и чувств

«Позовите меня - я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтёт...»
Игорь-Северянин

Это стихотворение трогает своей искренностью и огромным желанием просьбой быть понятым.  Что еще остаётся поэту-лирику - а Игорь-Северянин лирик тончайший.- в общении с читателем.  Он здесь не только о своих чувствах, но и о тайне живой поэтической речи:

Позовите меня, - я прочту вам себя,
Я прочту вам себя, как никто не прочтёт.
Как никто не прочтёт, даже нежно любя,
Даже нежно любя... Но причем здесь почёт!
Вы поймете тогда, как я мал и велик,
Вдохновенье мое вы поймёте тогда...
Кто не слышал меня, тот меня не постиг,
Никогда-никогда, никогда-никогда!


Я тоже питаю такие надежды, надеюсь быть понятым, хотя и обращаюсь к читателям с письменной речью… Начав эту работу, сейчас понимаю, насколько  рискованно в такой манере и в таком ключе, ориентированной на очень заинтересованного и доброжелательного читателя, писать о себе, пытаться самому рассказать о духовных подосновах своего творчества. Что заставило более пяти лет с таким упорством пытаться выразить себя в области далёкой от прошлых профессиональных интересов.…  Но если не я, то кто? Сам-то в любом случае хочу понять, почему именно эти работы вышли из под моего пера, из под клавиш моего компьютера. Возможно это был спасательный круг, брошенный мне кем-то свыше, что вполне вписывается в мистический сценарий моей жизни.


Простыми словами, в этой части эссе пытаюсь сделать  обзор работы проделанной за годы литературного творчества с одновременной попыткой понять, какими стремлениями и чертами характера вызвано появление тех или иных работ. На какие явления, какие жизненные ситуации, на каких людей,  какие поступки среагировала моя душа и захотел высказаться мой разум. Основные черты своего характера мне удалось прояснить в статье «Три признака развитого человека», так что в каком-то смысле это эссе продолжение начатой работы… Там же и рассказал, как вошел в мою жизнь Доктор Штайнер, духовная наука и почему появилось желание писать на литературные темы. Могу здесь признаться - он главный авторитет и вдохновитель моего творчества на завершающем её этапе, когда всё это забурлило и выплеснулось наружу Он был азимутом на этом этапе моего пути.
Понимаю, что мало кого это заинтересует и мало кто захочет в эти переживания вникать, но остановиться уже не возможно. В конце концов самому важно понять, что двигало тобой в эти самые увлекательные и насыщенные три десятилетия жизни… Многие вспоминают детские, юношеские годы как самые яркие и счастливые годы жизни. Нет, у меня  всё наоборот… Именно в эти годы мне удалось стать самим собой, побыть и пообщаться с этим интересным человеком и собеседником. Так что придется продолжить этот нелегкий разговор и экскурс во внутренний мир.


С этим местом в центре Москвы - с Малым театром и Принцессой Грёза -   уже более 25-ти лет связана и моя судьба. Казалось бы абстрактные философские идеи и художественные образы, далёкие от реальной жизни -  и почему на всё это нужно так реагировать простому человеку?!...   Однако всё это через столетие  дошло и  до меня, затронуло  душу,   отразилось и на моем творчестве, сделав и меня своего рода Трубадуром стремлений и страстей героев моих очерков, статей и эссе… А смог я об этом сказать и написать, потому что таковы свойства моего мироощущения, и  такого рода стремления и эти чувства уже присутствовали во мне, были заложены в мой характер и ждали там повода и своего часа, чтобы заявить о себе… Это одна из главных загадок человеческой души, для разгадки и понимания которой нужно верить в существование закона повторяющихся жизней, закона реинкарнации...
 
Напомню, эстетика, красота может присутствовать в любом явлении нашей жизни… Восприятие их субъективно и зависит от вкуса и способностей человека.  Все  работы, написанные мной, это как бы песни моей души, песни не пишущего стихов поэта-лирик, пробужденные желанием прочувствовать и понять красоту, скрывающуюся за судьбами этих людей, людей на которых срезонировали мои душевные струны. Едва  ли сам сказал о себе так - Мой друг поэт, хотя стихов не пишет - так написал о моей прозе в одном своём стихотворении  один знакомый поэт.  Поэтому я и назвал этот раздел эссе  «Антологией настроений и чувств». Не знаю как у других пишущих  прозу, но у меня каждое сильное переживание в последние два десятилетия жизни заставляли  меня пытаться понять их причину и требовали литературной обработки появившихся прозрений. Началось это после окончания трудовой деятельности и продолжатся до сих пор. Это было как бы моим вторым рождением...

Душа не только болью напоминает о своем существовании, она еще и разговаривает с нами..  Она довольно сложный музыкальный инструмент. На котором пытаются играть все кому не лень. Некоторые сами пытаются овладеть этими гуслями и исполнить мелодию, мотив своей жизни…  В этом заключении делается попытка озвучить эту мелодию и посмотреть, что же из всех моих литературных трудов, которым я посвятил около двух десятков лет,  получилось… Какие умелые руки трогали эти струны и как  на эти прикосновения реагировала моя душа?…Надо также иметь ввиду, гусли не зазвучат гитарой или духовым инструментом и что ничто не происходит само собой: под всеми внешними событиями и проявлениями чувств лежат глубинные причины, инстинкты, влечения и стремления человека, определяющие его характер и судьбу.

Первыми были мои родители и предки. Непонятно откуда, а скорее всего из рассматривания фотографий семейных альбомов, появилось желание узнать, откуда я родом… желание было достаточно сильным: пришлось много расспрашивать отца и маму - они тогда были еще живы - и изучать семейные архивы. Рассказал о поисках в биографическом очерке «Правда моей семьи». В эпиграф взял слова из книги Джеймса Редфилда. «Селестинские пророчества»:  Мы ведь не только физически происходим от своих родителей. Мы и в духовном смысле их создания Вы родились у этого мужчиныи этой женщины. И их жизнь оставила неизгладимый отпечаток на вашей личности. Чтобы добраться до своей истиной сути, надо начать с уяснения того, что эта суть – ваше истинное «Я» - зародилось между правдой отца и правдой матери. И родились вы у них именно для того, чтобы подняться выше и увидеть каждую из этих правдв более широкой перспективе. Ваша  жизненная цель – найти правду, которая бы объединила их верования, подняв их на более высокий уровень. 
В этом эпиграфе все сказано, комментировать не буду. Этот очерк не публиковал, а раздал детям и близким. Этот мотив конечно очень важный, если не главный в жизни каждого человека. Моя жизнь не исключение…

Хронологическую последовательность событий, появления и переплетения тем выдержать не возможно. Все переплетено и неразделимо, как годовые кольца дерева.  Вместе с Клавдией, моей третьей женой в 1997 году (мне тогда было 56 лет) в мою жизнь стала входить духовная наука антропософия и её создатель Рудольф Штайнер. Вошла в мою жизнь она не сразу, а постепенно с непонятным упорством начала  упорядочивать образовавшиеся за время жизни скопления и завалы различных знаний и опыта.  Антропософской литературы в библиотеке жены накопилось много - а это далеко не беллетристика -  начал с «Теософии», рассказывал об этом погружении в статье «Три признака развитого человека». Думаю,  таким же образом искусство вошло в жизнь промышленника С. Мамонтова: нереализованные таланты проявились в покровительстве и поддержке людей искусства, большинство из которых не отличалось практицизмом и способностью самостоятельно пробивать себе дорогу. Такая же волна, но со спецификой моего характера,  во второй половине жизни накрыла и меня. След этого увлечения можно увидеть в большинстве моих работ.

Это началось совсем недавно, в 2017 году - было мне тогда уже 76 лет -  опубликовал первую работу о религиозном чувстве и неодолимой силе веры старообрядцев. Одна из неслучайных случайностей, которых было достаточно много в моей жизни… Знаменательно, что именно с этого сильного впечатления всё началось. В обширной библиотеке жены оказалось несколько томиков русского религиозного философа, литературного критика и писателя Василия Васильевича Розанова (1856-1919).  Блестящее перо, легкий и в тоже время глубокий стиль…  Это он совершенно справедливо, прозябая с семьей в голоде и нищете в Сергиевом Посаде, написал в конце жизни, что царскую Россию погубила литература… Страшное признание, очень глубоко характеризующее менталитет русской интеллигенции! 
Прочитал несколько его работ, но глубоко зацепила статья «Психология русского раскола» - сработали мой врождённый идеализм и чувство веры. Много раз перечитывал её. Там рассказывалось  о начавшейся тогда деформации русского религиозного сознания, медленном и въедливом проникновении  униатских идей в русское православие и о том как самоотверженно, часто жертвуя своими жизнями, противостояли этому разлагающему влиянию староверы-старообрядцы. О протопопе Аввакуме и боярыне Морозовой, о несгибаемой силе духа людей верных древнему православию… Трудно сейчас найти и даже представить людей с такими характерами и с такой силой духа.  Свое осмысление этих трагических для России событий изложил в очерке «Слово о староверах». Опубликовал его на Проза.ру 30 марта 2017 года. Это была первая моя работа, появившаяся в Интернете. Способствовал её публикации мой старинный приятель Михаил Иванович Лапшин, публицист и поэт.

Думаю, такое начало литературной деятельности с такой темы  было символично для меня, для этой фазы моей жизни… Начиная с 2017 года за 6 лет было написано обозреваемые здесь литературоведческие труды, большинство из которых пронизаны одной идеей, идеей красоты, поиску духа в произведениях искусства…
Много разных факторов сложилось вместе и способствовали этим трудам: завершение хлопот о благоустройстве своей жизни и образовавшиеся резервы свободного времени, относительное материальное благополучие, семейные обстоятельства, и состояние здоровья, и нашествие ковидного вируса с возможностью самоизоляции в своей бутовской квартире. Как мистик полагаю, высшие силы хотели, чтобы В. Стрельцов на старости лет таким образом подвел итоги своей жизнедеятельности. 

Не всегда нужно настаивать на своем и слушать только свои доводы. Пришлось согласиться с этой казавшейся мне неразумным желанием жены… С этим её проектом новая свежая струя вошла в мою жизнь. Приобретение женой небольшой квартирки под дачу на берегу Финского залива на северо-востоке Эстонии и несколько поездок туда  вызвали к жизни серию работ, связанных с этими местами: о советском директоре Н.Н. Федюкине, поэте Игоре-Северянине и известном русском купце-магазинщике Г. Елисееве. Три больших очерка стали результатом исследований мощных эмоциональных импульсов, вызванных деяниями этих великих русских людей: «Путешествие в Азери», «Мир Игоря-Северянина» и «Сумасходный народ». Страсти делают людей яркими, значительными, деятельными. И это всегда проявление каких-то талантов человека. Это сигнал свыше, которому нет сил и нельзя противиться. Это и счастье, дар Божий и часто рок, страдание.

У Николая Федюкина, советского директора - это был талант организатора керамического производства, устроителя комфортной, здоровой, обеспеченной  жизни заводских рабочих, строителя коммунизма в отдельно взятом посёлке на берегу моря. Был-жил я в этом месте: душу там охватывал восторг, тишина и упоение благодатью разумной деятельности во благо страны и человека-труженика.

У Игоря-Северянина - это были необыкновенные способности стихосложения, нечеловеческий эгоцентризм, дар Божественного откровения и выражения поэтическим языком сущности окружающих вещей и явлений. Северянин - один из гениев русского художественного слова. Много времени провел с его стихами. Тоже с драматичной судьбой.

Создатель империи гастрономической еды Григорий Елисеев тоже оставил заметные следы своей гениальности в том рыбацком посёлке, где жил со своей женой эстонкой Фелиссой Круут Игорь-Северянин. - это красивейший парк Ору на прибрежных  холмах Финского залива. Щедрость этого  жеста невообразима -  сам Елисеев был со своей женой в этом поместье всего несколько раз, о чем свидетельствует огромный памятный валун с высеченной памятной записью. Но этот парк и дворец, и запись лишь один микроэпизод жизнедеятельности этого великого купца-предпринимателя, о которых можно написать не одну книгу. Но всеми своими деяниями, семьей, детьми он пожертвовал  ради своей любовной страсти…

Таланты редко могут жить в рамках общепринятых правил морали, в самых различных их проявлениях они  поднимают человека над толпой -  такой эгоцентризм  в природе таланта - но он пробуждает в одарённом  человеке и сопутствующие страсти, тщеславие, гордыню, жажду славы и почестей. Не всякая личность может выдержать такие испытания: не выдержал их и Н. Федюкин, после разрыва с женой погиб от страданий и болезней Северянин. Григорий Елисеев, довел до самоубийства свою жену и проклятый детьми уехал с молодой женой выращивать лилии где-то под Парижем. Всё созданное его предками-купцами и процветающие гастрономические магазины принёс он в жертву этой последней такой по-человечески понятной страсти. Сильно затронули меня эти истории: стремления в какой-то критический момент жизни освободиться от культурных и моральных уз было свойственно и автору этих строк… И за все эти порывы пришлось заплатить свою цену…

Сильный внутренний отклик вызвали мои поездки по северо-востоку Эстонии… Очень затронули мою душу малолюдье, чистота и красота этих мест. Нигде больше не получал такого удовольствия от поездок на автомобиле как там, нигде не испытывал такого чувства свободы, нигде так не радовались мои глаза и легкие. 
Это было как бы возвращение через 65 лет в моё деревенское детство с осознанным ощущением счастья, которое я испытал во втором семилетии своей жизни. Только тогда я его не осознавал... А знакомство с биографией, с рыбацким поселком Тойла, где Король поэтов оказался в 1918 году, посещение мест, где Северянин бродил с удочкой, погружение в его поэзию  пробудило во мне  поэтические настроения,  и имело самое серьезное  продолжение с многолетним погружением в поэтическое творчество  двух десятков мастеров художественного слова… Интерес к поэзии сопровождал всю мою сознательную жизнь, а в этот период он стал главным моим увлечением.
Иосиф Бродский в этих исследованиях сыграл немаловажную роль, дал импульс, которым я руководствовался в этой работе: в одном интервью он назвал поэзию уникальным инструментом познания и нашей видовой целью.  Это послужило для меня толчком для моих многолетних поисков. Это не единственное мнение о высоком предназначении поэзии… Перечитав многие сотни стихов различных признанных авторов, убедился, что нобелевский лауреат был прав… Но не только Бродский - это  откровение соединилось с моим юношеским увлечением поэзией, необычайной выразительностью поэтического языка Северянина,  упорством и склонностью к аналитическим исследованиям. Но увлечения, не вписавшиеся в какую-то серьёзную жизнеспособную идею, могут быстро угаснуть, а здесь - сами гении направляли и поддерживали меня на выбранном пути..

Изучая свою биографию, сделал много удивительных открытий. Метод  исследования биографии по семилетиям оказался очень эффективным и объясняющим, что происходит с человеком на каждой фазе его развития. Подробнее писал об этом в предыдущей статье. Здесь - только о финальных семилетиях после 63-х лет, которые в духовном отношении оказались самыми важными в моей жизни.
Главное открытие - духовный подъем, который начался у меня на одиннадцатом семилетии моей жизни. Внешне он проявился в угасании интереса к материальной стороне жизни и  пробуждении  литературных способностей и написании значительного количества литературоведческих работ, о некоторых из которых я уже рассказал выше. Этот творческий процесс неожиданно активизировался в 2015-2017 годах. Отмечу тут, интерес к Эстонии после разработки вызванных ею тем начал угасать и у меня и у жены. Сначала этому способствовал ковид, а потом СВО.

Появилось это    - то главное, о чем здесь пытаюсь поведать -  конечно не на пустом месте. У каждого человека наступает пора, когда нужно оставить нескончаемые хлопоты о материальной стороне жизни и о «душе подумать». Пришла такая пора и у меня...
Рассказал об этом в статье «Три признака развитого человека». Из пролетарской семьи, закончил МАИ - высшее образование тогда сильно расширяло горизонты человеку, -  диссертацию защитил, никаких дорожных карт, всё сам…  Путь и все испытания проходил вместе с советским, а потом российским народом, всё испытал на своей шкуре.. Говорю об этом, чтобы показать - не в башне из слоновой кости родился, рос и жил. Прадедушка Иван по материнской линии ещё крепостным был: чувствовал я еще гены деда и прадеда в себе...
Духовному подъему  предшествовал весь советский период моей трудовой деятельности, потом в начале 90-х предпринимательство, финансовые кульбиты, руководство страховой компанией «Лонжа»,  улучшение  финансового положения, приобретение и отделка квартиры в Бутово, знакомство с Клавдией Моисеевой, третий брак, смерть мамы в 2014 году, завершение строительства и обустройства дачи, увольнение в 2009 году из Минфина, окончание отделки и переселение в новый дом в Щербинке, покупка женой однокомнатной квартиры в эстонском Азери на берегу Финского залива, приобретение надёжного автомобиля, дальние и вдохновляющие поездки с женой в Эстонию - ознаменовали завершение длительного этапа материальных устремлений в моей жизни. Завершился продолжавшийся почти четверть века  (с 1991 года) переход из советского прошлого и скудной жизни на  небольшую зарплату научного работника в новые социальные и экономические реалии.  Наконец закончилась  период борьбы и лихорадка  обустройства личной жизни. Трудный был период - фанфары по поводу частных побед не звучали - но когда сложишь этот пазл в цельную картину, стало видно сколько важных и чудесных событий произошло за это время, и как упорно В. Стрельцов - часто сам того не сознавая -  шел к завершающему этапу своей жизни, к своему шансу стать самим собой и выразить себя в  искусстве. Упорно шел, сам на себя сейчас удивляюсь.

После  отвлечения возвращаюсь к антологии настроений, появлявшихся в этот период. Благодаря поездкам в Азери, эмоциональному подъему, который там испытал, погружению в судьбы трёх русских талантов и ряду случайностей в 2017 году в моей жизни появился действующий талантливый советский и российский поэт Сергей Таратута со своим лирическими стихами (других он не писал). Этой встрече, сама того не желая, способствовала Клавдия Моисеева: они оба закончили (в разные годы) Щукинское театральное училище и были хорошо знакомы. И случилось это вскоре после того как был завершен очерк об Игоре-Северянине: говорят счастливый случай происходит тогда, когда клиент готов.
Написал о поэзии Таратуты и по  фактам его биографии за 6 лет более десятка очерков, статей и эссе, и больших обзорных с биографическими событиями из жизни Сергея и отдельных по мотивам некоторых его лирических стихов.  Для меня эти работы и возможность постоянного живого контакта с поэтом стали своеобразной школой постижения особенностей и возможностей поэтической речи и лирических настроений талантливого советского и российского поэта. Поэт дал мне несколько сотен телефонных интервью за это время.

Несколько эссе вошли в серию «Игра в бисер с Сергеем Таратутой». Для меня эти работы были интересным опытом исследования смыслов поэтического языка, языка насыщенного очень концентрированными образами и символами. . В  игре был и более глубокий подтекст, связанный с творчеством  писателя и философа Германа Гессе. Это он придумал игру с таким названием. Г. Гессе (1877-1962) немецко-швейцарский писатель,  лауреат Нобелевской премии (1946 год).  Гессе  предвидел и описал в романе «Игра в бисер» духовный кризис, который мы сейчас переживаем. Чтобы  противодействовать духовной деградации герои романа создали орден-клуб интеллектуалов, которые пытаются вернуть людей к истокам истины и культуры. 
Смысл  игры  заключается в поиске участниками связей и смыслов, скрытых за поверхностью наблюдаемых художниками вещей и явлений, в том числе и скрытых в текстах и образах литературных произведений - «игры со всеми смыслами и ценностями культуры» как выражения истины. Такой подход к произведениям искусства превращается для игроков в бисер в широкую и серьезную программу самообразования, постижения эпохи, в которой разворачивается действие рассматриваемого произведения, её исторической канвы, знание страны и понимания духа времени, в которое там разворачиваются события. Я всё это испытал на себе... 

Эта интеллектуальная игра очень увлекла меня, но и потребовала больших затрат душевных и физических сил.. Её цели соответствовали моему главному душевному стремлению - стремлению к первоистокам, - открытому мной в себе однажды утром. Игра в бисер, этот поиск смыслов и крупиц истины в художественных произведениях очень увлекателен, но она требует ясной и серьезной мировоззренческой основы для определения ценности полученных таким образом знаний. При наличии такой основы найденное в процессе игры будет находить своё место и усиливать ваши мировоззренческие позиции.
Для меня такую основу дала антропософия, духовная наука Доктора Штайнера. Зная её основы мне удалось сделать Игру в бисер целенаправленной. И не только Игру она дала мне методическую основу для моей литературоведческой работы, превратив её в процесс самообразования, самопознания, направленный на выявления всех особенностей внутреннего мира. Без авторитетного Учителя такую работу проделать было бы невозможно.

Все талантливые художники, стремясь найти и выразить красоту, пытаются приблизить нас к пониманию Истины. Каждый в меру своего таланта сознательно или нет хочет выразить её в своих произведениях. Доктор Штайнер говорил в одной из своих лекций: «Всякое подлинное искусство ищет дух», говоря другими словами ищет дорогу к Богу, творцу всего сущего. Путь это долгий, многоэтапный и многоступенчатый, но при философском складе ума на каждой ступени можно узнать и познать что-то важное для своего личностного развития. Это  говорю о себе не будучи в состоянии оценить массовость такого подхода к искусству в культурном пространстве нашей страны.
А пишущий эти строки как литературовед пытался увидеть и обнародовать найденные мной связи и крупицы смысла. Идя по этому пути в поисках духа можно понять смысл и глубину изречения Ф. Шиллера (его приписывают также Ф. Достоевскому): Красота спасёт мир, которое в настоящее время, пожалуй, звучит слишком оптимистично.
 
Ориентиром в таких поисках для меня был опять же мудрость Доктора: «Красота - это не божественное в одеянии физической реальности; нет, это физическая реальность в божественном одеянии». Доктору, как ясновидящему способному обозревать духовный мир, можно доверять и следовать за его суждениями. Художники способны видеть этот божественный отблеск красоты на физической реальности.  Именно поэтому красота во всех её формах так  влечет и вдохновляет гениев. Острота чувств, а иногда и сверхчувственные способности, помогают им видеть её там, где обычные люди равнодушно проходят мимо. И не только видеть, но и выразить это в меру  вкуса и таланта  в своих произведениях.

Художникам в поисках красоты довериться можно, для распознания красоты нужен вкус и способность удивляться, которыми чаще всего обладают творческие натуры. Однако у бездарных непрофессионалов, у людей, лишенных вкуса - а таких большинство -  с этим могут быть большие проблемы. Внутренняя тяга есть, но не всегда за внешним блеском можно распознать скрывающуюся за ней сущность. А эта сущность может быть и отвратительна.  На этом блеске и силиконовой красоте  строится привлекательность многих эстрадных шоу, где зрителям вместо искусства предлагают ширпотреб, иллюзию красоты. Люди, устав от будничных дел и гонки за успехом, жаждут красоты и праздника, а  находят там пошлую подделку, а могут и довольствоваться этой иллюзией, вновь и вновь прибегая к этому дешевому наркотику. При этом деятели и так называемые «звёзды» этих шоу в азарте массового поклонения и финансовых успехов становятся в один ряд с наркоторговцами, зарабатывая на пагубных страстях  заблудившихся  людей.


Знакомство с поэзией и поэтическим языком не ограничилось лирикой С. Таратуты. В своих эссе писал и о нашем великом русском А.С. Пушкине, А. Блоке, И Бунине, Н. Гумилёве, других поэтах Золотого и Серебряного века русской литературы. Общался лично      и писал о нескольких знакомых самодеятельных поэтах: Михаиле Лапшине, Иване Ивановиче Тимченко (оба в настоящее время уже покинули земные приделы), о ныне здравствующем поэте и моем друге поэте-молочнике Владимире  Козлове.  Последние книги стихов С. Таратуты, М. Лапшина и И. Тимченко вышли с моими вводными статьями. О поэзии В. Козлова написал статью «Поэт-молочник» с приложением подборки избранных стихов этого самобытного поэта и опубликовал их летом 2022 года  на своей странице в Интернете.

Для постижения тайн творчества поэтов призывал на помощь Р. Штайнера (статья «Скрытые глубины душевной жизни»великого психоаналитика и исследователя психологии творчества К.Г. Юнга (доклан «Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы» из книги «Проблемы души нашего времени»). Во мне присутствует способность к системному анализу, эти авторы вооружили меня методически и очень много мне дали для понимания произведений мастеров художественного слова. В статье «Тайны поэзии» рассказал о сделанных открытиях. С помощью Уильяма Блейка, английского  поэта и художника-мистика понял, что подлинный поэтический талант всегда от Бога и поэзия таких поэтов полна Божественных откровений.

Кроме индивидуальных и родовых качеств в каждом из нас присутствуют качества свойственные народу, к которому мы относимся.  Важно их разделять и понимать, как они через нас действуют.  Исследование биографии и  литературные изыскания помогли мне разобраться с этими наслоениями. Об индивидуальных и родовых качествах уже писал ранее.
Долг каждого разумного человеческого существа знать историю, особенности  менталитета и культуру  своего народа. Наше школьное образование и знания, получаемые в средних и высших учебных заведений имею много изъянов и в основном ориентированы на потребности будущей профессиональной деятельности.  Надо сказать, что эти изъяны полностью сознавались мной и я надеялся, что когда-нибудь в будущем смогу залатать эти прорехи.
По ходу жизни при наличии склонности к познанию каждый набирается разной разности - по интересам нахватывается общих знаний, но систематически заняться этим смог только в последние десятилетия своей жизни. Все время приобретал впрок книги, а во время работы в страховой компании сильно пополнил свою библиотеку многочисленными поэтическими сборникам различных поэтов и многочисленными  толковыми словарями. Тяга к словарям досталась мне в наследство от отца, который, читая газеты и журналы, постоянно листал Ожегова в поисках смысла непонятных слов...
Тяга к поэзии была всегда, но тогда мне еще были неведомо моё будущее увлечение исследованием этого вида искусства. Должен сказать, что самообразование в смысле восполнения знаний по истории России и западных стран или знакомства с литературой не носило систематического характера, а было связано с темой очередной работы. Конечно эти знания были фрагментарны и не носили энциклопедического характера. Особенности моей памяти,  новое время и возможности Интернета позволяли действовать именно таким образом. 
В итоге было  собрано много сведений по широкому кругу интересовавших меня  вопросов. Многое из узнанного нашло отражение в темах и содержании написанных работ. В их числе была и история России. Но мой метод был не таким, как она излагается в школьных учебниках. Меня особенно не интересовала хронология событий, время жизни и деятельности правителей,  вождей, полководцев, да и сами они за редким исключением мало интересовали.  Он был связан с моими литературными и духовными интересами.

Национальное самосознание. Никто не знает, каким образом дух нации действует на сознание народа. Скорее всего это происходит через язык. Но мы все так или иначе ощущаем себя частью народа в среде которого мы появились на свет. Осознание своей национальной идентичности важно для любого разумного существа. Через свои работы о поэтическом творчестве мне удалось прояснить это полубессознательное  чувство в себе. И у старовером оно было очень сильно выражено, у Игоря-Северянина много стихов-размышлений о России и русском народе.
Говоря о каком-либо поэте или литераторе, невозможно обойтись без погружения в эпоху, время его творчества и народа, среди которого возник и проявился его талант.  Если произведение исторического плана, то и время действия тоже будет иметь большое значение при анализе его смысла. Все талантливые российские поэты прошлого и настоящего пишут или говорят о своей национальной идентичности. На мой взгляд, это один из признаков российского  таланта.
В работах Штайнера, посвященных России, наш народ называется «народом Христа». О менталитете русских много говорили и философы и писатели. Однако сказанное Доктором это уже совсем другой взгляд на Россию и населяющих её людей: он дает понимание как прошлого, так и будущего нашего народа.. Здесь речь идет о духовных особенностях народа и его миссии в христианском мире. В очерке «Народ Христа», написанном под влиянием книги  философа-антропософа Бондарева Г. А. Ожидающая культура: Эзотерические очерки русской истории и культуры начал прояснять для себя этот сложный вопрос.
Доклады Доктора о России и эта книга дали мне толчок для написания ряда статей с размышлениями на эту тему. Кроме «Народа Христа» ей посвящен большой очерк «Великое разумение и интеллект», статья «Новый человек» (по роману Е. Водолазкина «Лавр»). Содержание этих работ пересказывать не собираюсь, но для меня они были связаны с погружением в историю Второй мировой войны и историю российского Средневековья  и дали мне ещё большее понимание глубин и особенностей русской души. В результате были заполнены существовавшие в моем сознании белые пятна в понимании важнейших событий в судьбе советского и русского народа.

Всего здесь конечно не перечислил - утомительное для меня занятие, перебирать эти четки,  - но и этого достаточно чтобы понять, всё написанное  - лирика в прозе, а автор «поэт, хотя стихов не пишет». Так определил меня   Владимир Козлов, герой очерка «Поэт-молочник».

         Лирический герой

Человек развивается всю свою жизнь, каждое семилетие с нами происходит что-то важное. Духовная наука рассказывает о всех фазах и кризисах развития человеческого существа. Понимание этих фаз очень важно для формирования нашего сознания и психического здоровья. Наиважнейшие изменения - при правильной эволюции - происходят после 63-х лет: в этот период у человека при его физической инволюции могут начать развиваться духовные органы, которые помогают ему преодолеть этот кризис и самый трудный период жизни.
При неизбежном старении всего организма у него появляется возможности духовного развития и творчества.. К счастью так произошло и со мной… На это время пришелся пик развития моих духовных интересов, достаточно полно отразившийся в моей литературной деятельности. Развившиеся к этому времени способности верить, удивляться и стремление к красоте помогли завершению формирования личности и написанию работ, о которых было кратко рассказано в предыдущей части эссе.

В финале работы хочу показать,  чем, какими внутренними качествами было обусловлено написание работ, краткий обзор которых был приведен в предыдущем разделе, и чем был предопределён выбор их тем. В литературоведении есть  термин «лирический герой» произведения. Он говорит о том, от чьего лица написано то или иное литературное произведение. В таких произведениях автор говорит с нами от лица как бы своего двойника. Это может быть и не лицо вовсе...
Полная картина поступков, мыслей и чувств человека необозрима, замусорена бытовыми и профессиональными переживаниями хотя  в итоге она концентрированно отражается в нашей судьбе - это  прижизненное творение каждого, итог  всей его жизни, хотя творчеством его можно назвать только в очень редких случаях. Но осознание своей судьбы и принятие её это редкий и  великий акт духовного  развития человеческого существа. И если в ходе самопознания удастся придти к такому результату, можно говорить о понимании человеком смысла своей жизни как бы оптимистично, драматично или трагично это не выглядело. Но в любом случае это будет важный шаг в его личностном развитии.

В литературном творчестве автор - писатель или поэт - имеет возможность спрессовывает время или вообще не считаться с его законами,  и может от лица своего лирического героя сообщить что-то важное о себе, о своем душевном состоянии, о своем внутреннем мире, о какой-то другой неизвестной даже близким стороне своего Я.. Этот план явно или неявно присутствует в любом творении.
Если кто-то возьмёт на себя труд заняться такого рода психоанализом и сложить эти картинки в единое целое, то можно получить представление о затаенных глубинах личности художника. Обычно этим занимаются литературоведы и критики, а здесь сам автор…  Но именно такому  самоанализу и посвящено это эссе.

Психологи говорят, представление о человеке складывается из трёх ипостасей: из того каким он видит себя сам, из мнения о нём окружающих и из того какой он есть на самом деле. Представление о себе думающий и самокритичный человек составить может, мнений о нём  может быть много, только неясно, кто их может собрать воедино и привести к общему знаменателю. А третье истинное, наверное, находится в компетенции Господа Бога…. Кто же кроме него его определит составит?…. 
Можно сказать, с попыткой узнать самого себя при жизни, отражаясь в других людях, собирая мнения и оценки ещё труднее. Портреты знаменитым художникам заказывать и развешивать их в своём жилище с ума можно сойти... Смерть часто проясняет понимание личности ушедшего.  Поэтому ушедшие от нас в другой мир, освобождённые от мишуры каждодневных поступков, постепенно начинают проявлять себя перед нами в своем истинном свете. И столько прочуствованных, но запоздалых  слов о себе они слышат из неведомых далей на поминках.
Большое видится на расстоянии - это из  «Письма к женщине», где  Есенин пытается рассказать о себе уходящей женщине от лица своего лирического героя… Но разлюбившие, как правило,  равно как и безразличные таких признаний уже не слушают. Но у искусства свои законы и именно благодаря им помним великих художников и ценителей их творчества. И сам Врубель и его герои, и Савва Мамонтов смотрят на нас спустя столетие… Искусство вечно! И художники надеются на время - «нас всех расставит по местам придирчивое время».

Но всё-таки, опережая придирчивое время,  посмотреть  на себя через призму своих творений,  по прошествии лет, тоже бывает небезынтересно, хотя, возможно, это самый трудный путь. На этом пути много соблазнов приукрасить себя…
Ретроспективный взгляд на сделанное за эти 6 лет удивляет меня самого - сложилось впечатление, будто кто-то сверху направлял моё творчество, предлагая моей душе проявить себя и помочь приблизился к пониманию своего предназначения. Под этим тайным руководством была проделана большая интеллектуальная работа.  Самообразование происходило в процессе самопознания и направление всему этому процессу давала духовная наука,  её положения и стали стержнем и остовом моего мировоззрения. В «Теософии» Р. Штайнера - моей настольной книге - дается представление о существе и душевном развитии человека,  о перевоплощении духа и судьбе,  связи человеческого существа  с физическим, душевным и духовным мирами.  Эта книга и сейчас лежит одесную от меня.
Эти знания дополнили картину физического мира и дали достаточно цельную картину мироздания, основанную на тысячелетиях духовной жизни и духовного опыта человечества. И эта картина охватывает не только физический, но и духовный мир. И все эти знания подтверждены личным духовным опытом Доктора. Без подобного рода опоры заниматься самопознанием и познанием окружающего мира невозможно. Они дали  базу для всех собственных исследований, проделанных за эти годы. Без них это было бы блуждание в темноте и перебором случайно собранных фактов.
 
В результате этой работы получил представление о своей индивидуальности, о своем роде, о русском народе, фрагментарно об истории России и истории европейкой культуры. И вообще человеческой цивилизации, а также о душевно-духовных составляющих мироздания. Антропософские представления Штайнера мне удалось подтвердить для себя фактами, описанными  в различных литературных источниках. Описал эти откровения в нескольких больших работах: «Объять необъятное», «Феномен и миссия Павла Шаматрина»,  «Человек с Минервой», «Вечная женственность», «Черный монах», «Пятая стихия», «Два ума»», «Безмятежный ум».
Эти работы и откровения подтверждают правильность метода  работы с литературными произведениями, предложенного Г. Гессе в своем романе «Игра в бисер». Да, при определённой подготовке фрагменты истины можно найти в произведениях талантливых писателей и поэтов, но для соединения их в цельную и стройную систему нужен и объединяющее эти частности общее проверенное временем учение,  позволяющее избежать возможных ложных выводов и заблуждений.
Опасность такого рода реальна: к примеру, в настоящее время есть разумные люди, доказывающие с помощью фактов, что Земля плоская  - это в физическом мире, где к настоящему моменту, казалось бы, всё вдоль и поперёк исследовано. А в духовных исследованиях субъективизма может быть неизмеримо больше.… Для меня таким  путеводным  учением стала духовная наука антропософия, которая показывала мне место каждого пазла, частицы истины в общей картине мира. Так я под влиянием своего характера создавал по крупицам по частицам своё мировоззрение.
 
Характер - это стержень, основа личности, поэтому и говорят, что он определяет судьбу человека. Черты характера человека приносятся нами из прошлого воплощения, и с чем мы переходим в следующее.  Глубочайшая характеристика нашей личности. Выявить эти черты значит понять самого себя и своё предназначение. Этому и была посвящена статья «Три признака развитого человека» с автобиографическим заключением..

Краткий перечень этих характеристик и хочу привести для конкретизации предыдущих достаточно абстрактных рассуждений. А помогла мне их разыскать-определить моя бабушка по отцу Ольга Ивановна Гележе, которую я не знал и никогда не видел - только на старых фотографиях в родительском альбоме. Отец называл в  биографии свою маму самым любимым и дорогим человеком, она жила и умерла в Белоруссии, когда я был совсем маленьким. В роду бабушки Ольги было много образованных людей, педагогов. Вот результаты нумерологического анализа фамилии ГЕЛЕЖЕ, которые мне удалось найти в Интернете.
В по-буквенном анализе фамилии Гележе с учетом акцента от трех букв Е я нашел ещё больше близких мне черт в фамилии, попадание было в яблочко:
 Г — жаждут к знаниям, проявляют интерес к таинственным вещам, могут выстраивать взаимосвязь между различными ситуациями. Добросовестные, уделяют должное внимание мелочам. Такие люди пребывают в поиске острых ощущений, так как имеют в них необходимость.

 Е — любят самовыражаться, обмениваться опытом с окружающими людьми. Часто в конфликте это посредники. Достаточно болтливые личности, проницательны, имеют понимание о таинственном мире. Очень любят путешествовать и узнавать что-то новое, не задерживаются на одном месте надолго.

 Л — имеют тонкое восприятие к прекрасному, мягкий характер, в нужный момент могут подобрать ключ к любому человеку. Артистичны и открыты, наделены творческим складом ума. Желают делиться знаниями и опытом. Все время в поиске своего истинного предназначения, не проживают жизнь бессмысленно. Могут быть самовлюблены, недовольны другими людьми.

 Ж — скрытые личности, обладают разносторонним внутренним миром.     Нуждаются во внимании к себе со стороны окружающих. Стремятся стать значимыми, обрести факт признания, не обязательно в виде реальной картины.

В характеристике бабушки ничего не добавил и не убавил.  Буква Е повторяется три раза с одними и теми же качествами. Когда прочитал расшифровку её фамилии, и сравнил их со своими качествами близкими мне оказались более восьмидесяти пяти процентов из общего перечня. Надо понимать, что это качества рода бабушки, доставшиеся мне от неё по наследству, и стали и частью моего генофонда.
Главными очевидно присутствующими во мне,  могу назвать  жажду к знаниям, интерес к таинственным вещам и мирам, способность устанавливать связи между различными ситуациями, добросовестность, любовь к самовыражению, сильное стремление обмениваться опытом и знаниями с другими людьми, любовь к путешествиям, постоянный поиск своего предназначения, мягкий характер, тонкое восприятие прекрасного, разносторонний внутренний мир, требует к себе внимания.
И эти качества, присутствуя во мне, как волшебный фонарь освещают окружающее  обращая внимание на то, что близко и дорого моей душе. Он говорит, посмотри как это красиво, обрати на эту красоту внимание, здесь скрывается что-то важное для тебя! А вызванное этим волнение и эмоциональный подъем после их осмысления приводят к рождению очередной статьи, очерка или эссе. Так работает мой механизм самовыражения.

Для того, чтобы придти к таким выводам  пришлось проштудировать несколько докладов Доктора, посвященных структуре личности человека, которая состоит из родовых качеств,  характера и темперамента. Размышления об этом привели к написанию  статьи «Человеческий характер».
 
Главная черта моего характера, которой не было у моих ближайших предков - это способность верить.  Способность верить одна из разновидностей человеческих талантов и  дается свыше.  Видов веры много, у меня это вера в Бога, в существование духовного мира, в сверхъестественные силы. Эта способность развилась у меня из юношеского романтизма и стремления к красоте. Красота - это творение Бога, отражение божественного в сознании творческого человека. Идя за этим отражением, пытаясь осмыслить его, предрасположенный к этому человек становится верующим. А вера привела меня к духовной науке, к Рудольфу Штайнеру.
Много раз в разных местах рассказывал о Докторе, рекомендовать его нет необходимости - это не только философ и величайший мистик с редкими сверхчувственными способностями, это христианский эзотерик с глубочайшим пониманием миссии Христа, импульса Христа и духовных основ христианства...

И такие наклонности моей души потребовали выражения и подтверждения в моих литературных изысканиях, в поиске адекватных этому настрою жизненных ситуаций и в написании работ, о которых рассказывается в этом необычном эссе. Верить этим откровениям можно, потому что каждое из них возникало спонтанно, по своим непонятным мне причинам... Уверен, что  понять сказанное здесь сможет только человек, прошедший этот путь. Но  картина моей жизни - этот огромный пазл, - моя духовная биография в результате моих размышлений и трудов в  главной своей части сложилась и стала основой моего внутреннего мира!

Сказанное здесь может вызвать  сомнение, но для меня это открытие того самого таинственно-волшебного мира, о котором Ф. Тютчев пишет в своём стихотворении-проповеди  «Silentium». А названные душевные качества и есть те самые родники, волшебные струи которого питали меня всю вторую половину моей жизни. Внешне это проявилось в том, что везде, где бывал, искал родники, брал из них воду для себя и своих близких...
Это объяснение огромного пласта моей жизни: десять семилетий это стремление жило в глубине души,  изредка пытаясь выбиться на поверхность, а последние шесть лет вырвалось наружу, отринуло всё мешавшее им  и подчинило себе все остальное, всю мою сегодняшнюю жизнь. Это откровение проясняет и вопрос любви к ближним - ближние для меня это люди с чертами, которые мне удалось открыть в себе. Слава Богу, такие  люди есть сейчас вокруг меня!