Преодолевший себя -4

Владимир Федулов
ПЕВЕЦ  КУПЕЧЕСКОЙ  РУСИ

Художник Б.М. КУСТОДИЕВ
(1878 -1927 гг.)

***
О нем скажу, заглядывая в даль,
на щит беря красу, а не печаль,-
вот так, ребята, закалялась
сталь!
***

Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/01/22/1191
http://proza.ru/2024/01/23/544
http://proza.ru/2024/01/25/821
***

Глава 4 : ГИМН  ЗЕМНОЙ  КРАСЕ

Творил, превозмогая боль,
а нам даря земную
соль…
Где тела женского краса
одушевляла
небеса!

Попробуем и мы, вослед за художником Кустодиевым, окунуться в то время 
20-х годов, когда Россия еще не оправилась от голодна и разрухи,
вызванных Гражданской войной, когда сам Кустодиев признает в письме
к режиссеру В. Лужскому : «Мы живем здесь неважно, холодно и голодно,
Все просто говорят о еде и хлебе…».

Но даже в таких трудных условиях, и понимая при этом, что смерть
для него уже близка,  - Кустодиев не изменяет своей  яркой,
жизнеутверждающей манере письма, создавая все новые
шедевры.

Одним из последних таких шедевров стала картина «Русская Венера»
(на фото), над  которой художник, находясь в инвалидном кресле и
вырывая для творчества у болезни по 2-3 часа в сутки, настойчиво
и вдохновенно  работал два года (1925-26 гг.).

Холста для новой картины найти не смог, как и березового веника
для задуманной банной темы. Но выход нашелся – решил пустить
в дело обратную сторону холста прежней картины «На террасе»,
написанной еще в 1906 г. (автор  не считал ее шедевром!). 

В 1925 г. холст был перевернут и на его обороте закипела
работа… ( А вскоре нашелся и березовый веник, которым художник
в два сеанса прикрыл интимное место Венеры!).

Замысел был таков: создать свою Венеру, но не мифологическую,
а вполне реальную, русскую и земную! Именно поэтому она должна
быть изображена в бане, где нагота вполне оправдана, зрима
и естественна. При этом символично- с одной стороны полотна
русская Венера, с другой – русское семейное чаепитие!

В работу дружно включилась вся семья художника.
Супруга Юлия Евстафьевна , повседневный ангел-хранитель,
дежурила у кресла-каталки,выполняя распоряжения художника,
подавая ему кисти и подвигая кресло. Сын Кирилл, уже окончивший
Академию художеств, грунтовал холст, крепил его к раме, взбивал
пену для изображения мыльных пузырей…

Но кто же претендовал на роль модели русской Венеры
на картине Бориса Кустодиева?

Одно время считалось, что это  была профессиональная
натурщица. Однако Адель Алексеева, автор книги о Б.М.Кустодиеве,   
утверждает, что для  рыжей купальщицы  позировала  родная дочь
художника Ирина Кустодиева, которая с детства была любимой
натурщицей  для отца!

Конечно, Венера на картине – не точная копия Ирины. Это
собирательный образ русской красавицы. Но, даже зная, что смерть
для него близка, Кустодиев не изменил жизнеутверждающему накалу
своего творчества!

***
В 1933 году, через несколько лет после смерти Б.М.Кустодиева,
картина «Русская Венера» была продана его семьей Максиму
Горькому, который передал ее в дар  Горьковском
художественному музею.

Однако в 1980-х годах, во время затопления музея, картина
была серьезно повреждена и за ее восстановление взялся известный
художник-реставратор Павел Иванович Баранов. Он не только
блистательно отреставрировал полотно, но и соорудил специальный
подрамник, благодаря которому зрителю стал доступен еще один
шедевр Кустодиева – его картина «На террасе», написанная на
оборотной стороне полотна «Русская  Венера».

Так два шедевра художника  идут к нам
в сегодня и завтра рядом -
рука об руку!

26.01.2024 г.

Фото из интернета