И его в водичке укусила птичка

Сергей Кувалда
Каждому из нас хочется, чтобы дети и внуки превзошли себя самого. Тот, кто полагает, что должен доминировать над наследниками, внушая им своё миросозерцание, обрекает их на вырождение.
Мой прадед Моисей Иванович Литвинов, знал  восемь языков, причем из технических: немецкий, английский, испанский, итальянский. До революции окончил с отличием техникум, работал на Юго-западной железной дороге. В семье родилось и до тифа 1921 года выжило 8 детей. В 1921 году от тифа умерла младшенькая  Лидочка. Остальные, слава Богу, выжили.
Много раз я спрашивал мою бабушку Валентину Моисеевну о  причине того, что прадеда, который в 1920-х годах выписывал море литературы из-за границы ( оказывается это тогда было в порядке вещей), не загребли в 1937-38 годах как «врага народа». Ведь  могли, ведь запросто, ведь достаточно было одного доноса в НКВД. Но видимо не нашлось того, кто бы мог оклеветать. К тому же в середине 1920-х годов в Виннице строился Химкомбинат ( «супзавод» в обиходе – завод по производству суперфосфатных удобрений) на импортном итальянском оборудовании.  Конечно же в те времена  людей, кто знал итальянский было немало, но кто знал итальянский технический не оказалось никого, кроме прадеда. А производство  было опасное: серная кислота и прочие реактивы это не шутки, чтобы пренебрегать нарушениями технологии. В 1930-х, когда предпосылки к авариям участились, прадеда то и дело отзывали с железной дороги дабы он помогал их устранять, следуя итальянской документации.
Но, как говорила бабушка, жили они в «злыднях», то есть на грани нищеты. Дети  перед сном просят поесть,  а есть-то разве что «червячок заморить» с чаем из самовара. И тогда берет прадед Моисей гармошку и начинает играть: «Танцуйте дети, танцуйте!» Напрыгаются, натанцуются и  уставшие спать ложатся. Зато каждую неделю всей семьёй выпускали  журналы, где были карикатуры, шаржи, стихи, истории за прошедшую неделю. Они у меня до сих пор хранятся, как свидетельство того, что не хлебом единым жив человек.
Все дети моего прадеда вышли в люди и всем им Господь дал таланты рисования, пения, стихосложения. Разлетелись, выйдя замуж за военных его дочери и сыновья:  Москва, Новосибирск, Омск, Томск, Свердловск.  До последних своих дней все были дружны и доброжелательны. Не было среди них ни склок, ни интриг, ни пакостей по отношению друг к другу…
Прошло много лет и мне захотелось, чтобы мой сын хоть как-то унаследовал таланты семьи Литвиновых. Начал я с ним , четырёхлетним, в игре проговаривать начало стихотворения, глядя на то как он продолжит строфу. И вот как то я начинаю: « Шёл олень по лесу и упал в водичку…», а он тут же, не задумываясь, продолжает: « И его в водичке укусила птичка»….
И тогда я вспомнил слова моего комэска, сказанные, правда по иному, отрицательному поводу: « Что хером вложено – палкой не вышибешь!»
Внучата, уже без моего влияния, пошли дальше сына – рисуют, занимаются спортом, танцами. Да и учатся куда лучше чем их дед-балбес. Дай Боже им здоровья и мира.
И Слава Богу за то, что  призвав к себе моих прадедов, прабабушек,  дедов и бабушек, папу и маму, Господь не дал им увидеть нынешнее межславянское безумие.