Сашенька Глава последняя

Галя -Галина
ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА.  .ДЕВОЧКА В РОЗОВОМ ПЛАТЬЕ
   
Дом, в котором жила семья Люси назывался в посёлке финским домиком.
 Именно так – домик, а не дом, потому что он был мал по сравнению с бараками , зданиями магазинов, конторы, клуба , частных домов, построенных из добротных брёвен, да и тех четырёхквартирных домов, которые были построены из таких же бревен, но уже не частниками, а леспромхозом. Их так и называли – леспромхозовские дома, не домики, а дома, потому что они  были значительно просторнее финского домика , и  люди, хотя и жили в этих домах по четыре семьи, не чувствовали той тесноты, которая превращала дом в домик.
В  домик и вошла Люся, открыв дверь ключом, который лежал под ковриком у входной двери.
Две крошечные комнаты , одна из которых была кухней, были заполнены вещами, необходимыми для жизни семьи, в которой было четыре человека – двое взрослых, родители, Люси и двое детей.
Здесь я должна сказать, что у Люси был младший брат.
 Родители в это время были на работе, а Юра – в детском саду. Через час Люся пойдет за ним в детский сад, а когда они вернутся домой, там их уже встретят мама и папа.
 Сейчас дома никого нет, Люся немного растерянно стоит перед зеркалом, наблюдателю было бы невозможно точно определить куда она смотрит – в зеркало или в ту неведомую для посторонних глаз глубину своего мира, где живут её чувства и рождаются мысли.
Зеркало отражает девочку в школьном форменном платье, с белым кружевным воротничком и такими же белыми манжетами, черный сатиновый фартук с двумя большими карманами дополняет её наряд .
Её русые пушистые волосы заплетены в две тугие косички с аккуратными шелковыми лентами, которые завязаны в пушистые банты на концах косичек.
Люся , словно очнувшись, быстро переодевается в домашнее фланелевое платье . Это оно висело на спинке кровати вместе с другим её платьем, которое  было куплено только вчера , мама и Люся назвали его праздничным.
 Как и любая обновка оно должно было ждать праздника, Ближайшим праздником будет новый год, и вот тогда платье  увидят все. Все – это ребята -одноклассники, и те, что будут на школьной ёлке, где Люся будет петь в хоре .
Таков план .
Сейчас же Люся делает домашнее задание и поглядывает на часы.
Дальше все было как и должно было быть. Семья собралась за ужином,  разговоры были обычные – о домашних делах , о планах на завтра. Мама заметила, что Люся  не всегда внимательна к тому, что говорят другие, и забеспокоилась :
- У тебя ничего не болит, дочка, - ласково спросила она, прикасаясь ладонью ко лбу Люси.
- Нет, ничего не болит, - я сама не понимаю, о чем я думаю и думаю, - эти слова Люся произнесла почти шепотом.
- Что-то случилось, ты хочешь что-то рассказать , - мама тоже заговорила шепотом.
- У нас в классе – новичок, он будет сидеть со мной , он приехал из  Москвы,- Люся все ещё говорила шепотом.
- Он -озорной ,неспокойный , мешает уже тебе ? - в мамином голосе послышалась тревога.
- Нет, нет, я ещё не знаю, какой он , но он мне кажется хорошим, - Люся смотрела на маму , словно ожидая от неё подтверждения своим словам.
- Не будем торопиться судить и рядить о человеке, которого совсем не знаем, - мама обняла Люсю одной рукой, потому что другой рукой она уже обнимала Юру, который за день соскучился по маме ,да и на глаза его  уже набегала  сонная дрёма.
Пришло утро следующего дня. Люся -одна дома, она собирается в школу, как вы уже знаете, Сашенька и Люся учились во вторую смену.
Она задумчиво стоит перед зеркалом , неловко перекладывая из руки в руку  школьную форму.
 Вдруг её лицо прояснилось , движения стали быстрыми и  точными, Она аккуратно повесила школьную форму на спинку стула, достала из ящика комода детское одеяло, на котором она и мама гладили  выстиранное бельё и одежду , достала из кухонного шкафчика новенький электрический утюг, одним движением включила его в розетку и расстелила на столе одеяло.
 Утюг нагревался быстро, но Люся торопила его, проверяя ежеминутно наслюнявленным пальцем. В руке она уже держала две сиреневые атласные ленты, которые она  через несколько мгновений  начёт аккуратно разглаживать утюгом.
Готово. Она быстро заплетает волосы в две  косы. Она знала несколько способов плетения  косичек и всеми пользовалась , но сегодня ей хотелось что-то особенное.   Она собрала волосы надо любом и сделала две тонкие косички , которые легко легли пообе стороны пробора , Люся разделила остальные волосы на две части и вплела в каждую из них тонкую косичку, теперь две толстенькие косички были продолжением двух тоненьких. именно их Люся и украсила бантиками.  Тонюсенькие косички тоже не остались без украшении. Люся нашла свою самую красивую ленточку – этобыла не настоящая лента, а отрезок от бархатной ткани, из которой было сшито праздничное платье мамы Люси. Я разделяю Люсин выбор -лучшего украшения для её пушистых волос трудно было бы придумать. Жаль, что полоска ткани коротка и её не хватит на две тоненькие косички, но Люсю это не огорчает, она повязывает крошечный бантик на левую  тонкую косичку. Прическа готова.
Люся ещё раз подержала в руках школьное платье, но это длилось только мгновение, когда оно стало прошлым, на Люсе уже было её самое новое, самое праздничное  и уже самое любимое,  розовое в горошек фланелевое платье. В таком виде она и появилась на пороге класса. Что было дальше ?  Вы ждёте, что учительница её отправила домой переодеваться ? Вы ждете, что одноклассники смеялись над ней и дразнили ? Вы ждете то, о чем я не могу даже догадаться , и это придется  оставить , как говорится, за скобками моего повествования.
Я – свидетель этой истории, поэтому даже под присягой могу вам сказать, что учительница поздоровалась с Люсей и улыбнулась ей, а одноклассники … я не могу сказать за всех, но среди них была я сама, поэтому могу сказать, что  сердце одной одноклассницы замерло за секунду от восхищения красотой девочки в розовом платье.
Вот она уже сидит на первой парте рядом с Сашенькой , а он осторожно , искоса поглядывает на её ,в поле его зрения нарядный маленький бархатный бантик, толстенькая косичка и плечо девочки в розовом платье.  Первый урок закончен, в маленькую перемену шумный как всегда класс занимался своими детскими делами, не обращая внимания на Сашеньку и Люсю.
Дети окликали друг друга по имени или фамилии,в нестройном хоре ребячьих голосов можно было услышать разные имена, но были и повторяющиеся, поэтому приходилосьназывать при обращении друг к другу не толькоимя,но и фамилию. В классе было две Гали, две Лены, - это среди девочек, а среди мальчиков как вы уже знаете, было два Саши – полные тёзки, но на этом дело не ограничивалось, два Жени, ,два Сергея . Этих мальчиков  различали по фамилиям, потому что фамилии у них были очень разные и во многом интереснее для сверстников чем более знакомые имена. У Женей были фамилии Фишер и Юрчик, а у Сергеев – Козел и Захарчук. У большинства же детей в классе фамилии были похожие на мою – Иванова, Большунова, Лисицин, Певицин, Петрова, Виноградова, Шутиков . Вы сами догадались, что общего в этих фамилиях и почему они казались одноклассникам обычнымиПосле второго урока была большая перемена. О ней я хочу рассказать чуточку подробнее.
В большую перемену ребята пили чай с булочками, их приносили в класс из рабочей столовой. Булочки были ещё теплыми, их приносили в большой корзине, надёжно укутанной в большую шаль ,  Булочки раздавали дежурные по классу, вовремя раздачи булочек школьники сидели на своих местах, потому что после булочек разносили чай. Чай был в металлических кружках, они были заполнены не до самых краёв , чай был горячий, сладкий, но не обжигающий .
Сашенька и Люся одновременно подули на чай, что случилось  неожиданно для них самих , а  синхронность движений заставила   их улыбнуться друг другу, а потом и рассмеяться.
Смешинка , как говорится, попала им в рот, Они уже не могли спокойно пить чай, изредка они смотрели друг на друга и смущенно фыркали.
 Когда чаепитие закончилось , а чашки и тарелки убирали в опустевшую корзину, начинаясь игры.
Это были довольно шумные игры. Учительница спрашивала у ребят, во что они хотели бы играть сегодня . Выбирали ту игру, за которую голосовало большинство. В этот день школьники выбрали игру в ручеёк.
Если вы не знаете правил этой игры, то сегодня вам легко может помочь поиск в Интернет. Я не буду останавливаться на ней подробно. Суть игры в том, что надо выбирать себе партнёра на протяжении всей игры.
Замечу, что не сговариваясь , ребята одноклассники старались делать так, чтобы Сашенька и Люся как можно чаще – в соответствии с правилами игры – выбирали друг друга.
Никто и никогда из их одноклассников не дразнил их женихом и невестой, никто и никогда не кричал им  вслед глупых, оскорбительных  слов. Я назову это деликатностью подростков из лесного посёлка, где мальчик Сашенька и девочка Люся стали друг для друга смыслом , радостью, источником вдохновения, новым миром, светом , возникшим в их душах и осветившим всё вокруг.
Да, найдутся люди, боящиеся света, но это – не настоящие люди и их  можно даже пожалеть. Настоящие люди способны к сопереживанию , они сами наполняются светом, там, который есть в них самих. Недаром говорят о свете любви . Я позволю себе процитировать знамениты классические строчки русского поэта
Иннокентий Анненский
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
1909 г.
Ни Сашенька, ни Люся не знаю ещё эти прекрасные строки, они не говорят слово « любовь» , оно им не нужно – они рады друг другу, им есть о чем поговорить, у них так много общих дел  … Я оставляю их сидящими на первой парте во вторую маленькую перемену, именно она бывает перед последним уроком .
 Сашенька достал из портфеля три фигурки, которые он вырезал из фанеры лобзиком , но ещё не раскрасил. Они говорят о том, какой краской лучше раскрасить лошадку . Здесь я и закончу мою главу о девочке в розовом платье .Пусть остаётся без ответа возможный вопрос о том, когда она снова придет в школу в форменном платье с черным фартуком.

ЭПИЛОГ

Начну его с рассказа о судьбе медведя, который, как вы помните, жил в клетке , стоящей напротив конторы леспромхоза. Его отвезли в город , где он прожил долгую жизнь в зоопарке   Там у него не было цепи ,приковывающей к стенке тесной клетки, там был большой и довольно просторный вольер с домиком, где медведь мог спать всю зиму. Посетителям было запрещено его кормить , ему давали ту пищу, которую служители зоопарка считали медвежьей.
О судьбе моих героев я напишу кратко.
Нюра – нянька Сашеньки – закончила школу рабочей молодёжи и поступила учиться на заочное отделение педагогического института. Она стала учительницей биологии и много лет работала в московской школе, где была завучем, а потом и директором . Нюра вышла замуж и своего старшего сына назвала Сашей.
Катя – девочка из группы московского детского сада, куда ходил Сашенька, - стала актрисой, во время гастролей её театра в Польше, она познакомилась с польским пианистом , через три года после знакомства они поженились , Катя и сейчас живёт в Варшаве, у неё уже есть правнуки.
Владимир – друг отца Сашеньки прожил недолго..  он умер от инфаркта через три месяца после описываемых событий. 
Анна Ивановна – мама Владимира  ненадолго пережила сына.
Костя – одноклассник и сосед Сашеньки в лесном посёлке. После окончания школы поступил в технический университет, и сейчас , будучи на пенсии, не оставляет преподавательскую работу  в том же университете, он – профессор, доктор технических наук, специалист по космическим технологиям.
Евграф, он же Граф – сосед Анны Ивановны в лесном посёлке, Когда закончился срок его поселения в этом посёлке, уехал в Ленинград – Санкт Петербург – работал чернорабочим на заводе , увлёкся литературой, написал под псевдонимом несколько историй  для детей и подростков. Два  его текстов были изданы, остальные, возможно, ждут своего часа. Умер от инфаркта в день своего пятидесятилетия.

Тяпа – собачка из фанеры. Хранится у меня. Не спрашивайте, как она ко мне попала.  Это – другая  история ,  в ней много действующих
лиц.
Елена Сергеевна – уборщица в школе лесного посёлка, где учился
Сашенька. Закончила школу рабочей молодёжи, получила заочно образование агронома, всю жизнь проработала в теплицах  недалеко от большого города, умерла несколько лет назад в возрасте 96 лет.
Мама Сащеньки прожила долгую жизнь– 94 года,  она была  замужем  за своим коллегой – строителем, у них родилась двойня , две девочки – сводные сестры Сашеньки. О жизни этой семьи в СССР мне пришлось бы писать новую повесть. Скажу только, что я дружу с этими двойняшками, сегодня уже бабушками, мы встречаемся иногда в реальном мире, а чаще всего виртуальный мир объединяет нас в наших разговорах о сегодняшнем дне и в воспоминаниях , которые  не тускнеют с годами.
Нина Николаевна – учительница Сашеньки в школе лесного посёлка . До пенсии работала  в этой школе, на пенсии переехала к старшему сыну в столицу одной из союзных республик бывшего СССР. Больше о ней ничего не знаю.
Саша Большой – одноклассник Сашеньки. Сегодня он – мой виртуальный друг, мы встретились на Мейл. Ру  , реальной встречи ещё не сумели организовать. Он живёт далеко за пределами бывшего СССР.
Юра – брат Люси, погиб в Афганистане.
Сашенька – ему сегодня под 80 лет, жив , большая семья, удачная карьера художника, заслуженные награды и звания, хорошая семья, правнучку зовут Люся. У его жены – другое имя.
Люся . Люси давно нет в живых, это её могила была первой на кладбище лесного посёлка.  Она не дожила и до 11 лет, тяжелая , в острой форме болезнь оборвала её жизнь. Я думаю, что теперь вы понимаете, почему моя повесть посвящена моей сестре.
На этом – прощаюсь.