В каждом из нас - Трактат о душе

Валерий Толмачев

         
Что такое душа, где она и бессмертна ли? Всерьез об этом задумываешься только с возрастом, приближаясь к порогу выхода из уютной земной юдоли ли наоборот – из совсем неуютного, враждебного временного пристанища.    Некоторые задумываются и раньше, а самым беспечным до этого и вовсе дела нет. Последним легче всего, они не заморачиваются, а получают информацию сразу за Последней Дверью. Но получают ли? И это тоже вопрос, которым хочется озаботиться при жизни. Если нельзя будет узнать ответа Там, то понятно желание узнать его Здесь.         

Что же именно от нас, от нашего сознания, от нашей личности попадает Туда, если Тот мир вообще существует? Для начала уточню, что же, на мой взгляд, составляет наше сознание.

Во-первых, наше генетическое психическое наследие (ГПН) – своеобразная надстройка над физическим телом, являющаяся его неотъемлемой частью, чувственным и мыслящим дополнением. Во-вторых, и это мое личное мнение - Нечто, что, возможно, появляется на свет одновременно с ГПН, но существует  независимо от него или, по меньшей мере, автономно - в виде сгустка идеальных мечтаний, «божественной искры», и это нечто называется душой. 

Душа, это то, что находится над повседневными хлопотами. Мечты о прекрасном диктуются душой, а обычные мысли - животными инстинктами и в более широком смысле - нашим ГПН, а также фенотипом, то есть, тем, что формируется на основе ГПН под влиянием жизненной среды.  Наверное, и сны, и фантазии, и эмоциональные реакции также создаются при участии души.  Великодушие и  доброта - тоже присущи в большей степени душе, тем более, что окружающий мир  не располагает к доброте. Возможно, и искусство, особенно, в творческом смысле – проявление души. 

И еще - есть люди, которые чувствуют свою душу, и они склонны к поискам прекрасного. А есть, которые нет...

Сознание можно рассматривать как энергетическое поле, возникшее в определенной конфигурации вокруг мозга. Личность (сознание) частично  и неразрывно связана с генами, то есть, с наследственностью.  

Приведу еще несколько умозаключений насчет нашего сознания. Оно подобно микрочипу в организме. Кое-кому это дает основание называть людей био-роботами, а наш мозг - более-менее совершенной нейроматрицей. Сознание может мыслить, фантазировать, путешествовать (отдельно от тела), испытывать эмоции. Но чувствовать физически - только находясь в привязке к собственному телу.   

Между прочим, когда говорят "потерять сознание",  возможно, говорят о душе, которая временно теряется (куда-то отлетает), а ГПН («земная» часть сознания или, если угодно, психическая сущность) -  просто "засыпает", как программа выключенного компьютера. Правда, программа не тождественна сознанию. Она может даже самосовершенствоваться, то есть,  приумножать  собранную информацию с использованием логических алгоритмов, что лежит в основе технологии Искусственного Интеллекта (ИИ). Но ни у программы, ни у ИИ нет самовосприятия как личности.

 Так что, оставим их в покое и продолжим по поводу личности. В силу природной одаренности или напряженной умственной работы, направленной на поиски своего призвания и самореализацию, мы пробуждаем свое ГПН настолько, насколько это получится. Чем больше пробуждаем, тем развитей становится Личность.

Как я уже предположил выше,  природа личности двусложна, в ней, помимо ГПН, присутствует и вторая составляющая. Именно  она образует самостоятельное, независимое и нетленное, а значит,  теоретически вечное "духовное я". Многие подтвердят, исходя из собственного опыта и ощущений, что это "я" не стареет, оно всегда молодо и неизменно, хотя,  будучи привязанным к ГПН, может воспринимать боль и усталость. Если бы душа старела вместе с телом, то тогда бы она не грустила по поводу старости и приближающейся смерти, так как считала бы это естественным процессом. Стареет только психическая сущность, а душа сожалеет по поводу предстоящей утраты оболочки, в которой она находится и с которой сроднилась. 

Недаром же есть выражения - "молод душой", "не стареют душой ветераны" и т.п. Или же спросим друг друга, на сколько лет мы ощущаем себя? Ответ, который наиболее часто доводилось слышать мне, делал человека на 20, 30, а то и на большее число лет моложе по сравнению с реальным возрастом. Почему нередко говорят о ком-то: "радуется как ребенок"? Не потому ли, что в моменты этой радости проявляет себя вечно молодая, нестареющая душа? Я, например, чувствую, что последние 45 лет мой духовный возраст вообще не меняется.  А раз так, то "духовное я" может, вероятно, существовать после остановки жизнедеятельности своего носителя, то есть, организма. Попутный вопрос - где и как оно обретается и поселяется?

Но вернемся к главному, и, как силюсь тут доказать, к Вечному, то есть, к душе.
 
Представляю ее, повторюсь, в виде "божественной искры", незримого огонька или облачка, соседствующего и связанного с ГПН. А то и в виде плаценты, обволакивающей нашу психическую сущность. Как-то они между собой взаимодействуют, живут в симбиозе, а может, всего лишь мирно сосуществуют. Прочувствовать и описать ее отдельно от ГПН пока не берусь. Поэты, писатели, философы, да и обычные люди делали это обильно и во множестве, что, как все знают, и несмотря на тысячелетние усилия, нисколько не приподняло непроницаемую завесу над этой величайшей тайной. Но зато стимулировало и делает все более осознанным, целенаправленным поиск ее разгадки.

Душа, это нечто достаточно бесстрастное и отстраненное. На ней даже лежит печать какой-то безучастности. Она с нами, она непринужденно входит в состав нашей личности. Но так же легко выходит из этого союза, отлетая, когда "прозвонит колокол". Присуща ли ей индивидуальность? Хочется верить, что да. Ведь у каждого из нас свои, в чем-то уникальные, по-своему нюансированные мечты, свои краски восприятия мира. В отличие от психической сущности, которая постоянно пребывает в состоянии волнения,  свет души ровен и ясен, подобно пламени фитиля в масляной лампе, и если колеблется, меняет оттенок, то только в самых краеугольных для личности моментах - возможно, лишь тогда, когда встает вопрос о сохранении самой личности, если это еще актуально. В такие моменты, видимо, тоже проявляется индивидуальность каждой души.

С долей поэтического преувеличения можно сказать, что само по себе присутствие души ощущается, как некая нотка в аромате духов или как привкус одного из ингредиентов в коктейле - вермута, сиропа или, например, розмарина. Едва уловимо и невычленяемо. 

Совесть, порядочность - являются ли они проявлением души? Думаю, нет. Это, скорее, плоды воспитания и генетики отдельно взятого человека. Душа  - это то, что вечно и неизменно, то, что не передается от человека к человеку.

В загробном мире наши души видятся как мириады издали одинаковых огоньков. При жизни они не оставляют тел своего обитания, сопровождая нас на протяжении всего земного существования. Душа не является источником обычных мыслей, она генерирует сверх-идеи, которые нас будто бы внезапно осеняют. Вероятно, именно душа ответственна и за высокие благородные помыслы, потому что психическая сущность, являясь плодом физического тела и будучи привязанной к его потребностям, и к действительному миру, в одиночку не в состоянии их продуцировать. Таковые помыслы рождаются не на пустом месте, а формируются на основе идей, выношенных предыдущими поколениями. Кстати, о бессмертии идей, как паллиативе вечности души, говорил, в моем понимании, академик В.М. Бехтерев в своей известной лекции в Психоневрологическом институте в 1916 году, озаглавленной "Бессмертие человеческой личности как научная  проблема". 

Но я рассматриваю душу как явление конкретное, наделенное собственной идентичностью,  неповторимым почерком, своей, только ей свойственной "сигнатурой".  

Душа, если предположить ее существование, как всякое живое подает признаки жизни. Может быть, сигнал души, излучаемый ею, слаб, и именно поэтому она не может самостоятельно пробиться к сознанию близких людей как при жизни, так и после смерти. Насчет того, пробивается она или нет, есть разнообразные неподтвержденные свидетельства, значительную долю которых можно при  желании почерпнуть из информационного пространства.  В то же время явление близких во снах, предчувствия, неотступные мысли, которые можно истолковать как попытки других душ связаться с нами, не дают достаточных оснований утверждать, что речь идет именно об установлении контакта между душами. Хотя, возможно, если подобные наблюдения систематизировать и проанализировать, какие-то микроскопические основания появятся. Возможно, но пока не факт. Оставлю в стороне и такой распространенный случай, как совпадения, указав лишь на одну их разновидность - когда человек, которому вы звоните или к которому приходите, говорит вам, что именно в этот момент думал о вас. Такое с каждым происходило, не так ли?

Трудно представить это примером общения душ при жизни, тем более, что, контакт, как таковой, не ощущается, никак явственно себя не выдает ни в виде каких-то знаков, ни в виде звуков. Но все ли мы готовы к категорическому отрицанию? К тому же, вышеприведенное совпадение ведет нас дальше, а именно к предположению, что души живых контактируют при обоюдном желании.

Есть еще такой термин, как "астральная проекция" или выход из тела, выход в астрал. Подобные практики рекламируются в информационном пространстве, но насколько они серьезней, скажем, столоверчения и не похожи ли больше на самообман? Не возникают ли они от безысходности, от отчаяния из-за невозможности пройти сквозь стену, отделяющую нас от Тайны существования души?

Порой кажется, что, вместо того, чтобы применять эти распространенные, обкатанные, "сертифицированные", так сказать, но бесплодные, как показало время, подходы, не лучше ли попытаться, не предавая огульно анафеме других предлагаемых способов, подойти к этому вопросу заново, начать с нуля, прислушаться к своему естеству в надежде услышать начало ответа, ухватиться за кончик нити, которая, как нить Ариадны, приведет нас к цели? В поиске на этом направлении меня подкрепляет мысль о том, что, если бы наблюдения за внешними явлениями позволили  обнаружить душу, это давно было бы сделано.

II

Однако, по прошествии некоторого времени с момента написания предыдущих строк могу констатировать, что наглядно установить отдельное, самостоятельное наличие души в собственном сознании мне не удалось. Что же делать? Разумеется, продолжать поиск, но несколько иначе. Искать ли душу в себе или контакт с душами в потустороннем мире?

Очень бы хотел, чтобы душа моего отца достучалась до меня. Но пока вижу только его образ. Даже ощущаю его душу, а точнее, мое приблизительное представление о ней – порождение моей собственной фантазии.

Если душа умершего контактирует с миром живых, то как она это делает? Важно это знать, потому что именно этот контакт может послужить неопровержимым доказательством вечности души. Появление образа умершего человека во сне, разговор с ним, равно как и разговор во сне с живым человеком - еще не подтверждение контакта душ, так как умерший не может подтвердить факт контакта, а живой, если вы его потом спросите, тоже этого не вспомнит. Поэтому подобный контакт, если он не подкреплен какими-то сверхъестественными предшествующими, попутными или последующими событиями, например, странными совпадениями - не более, чем игра нашего воображения. 

Риторический вопрос - как такое прекрасное и совершенное творение, как наша душа, не может существовать вечно? К тому же, если она нематериальна, что ей может помешать в этом? И речь не о каком-то чуде, все рассуждения в рамках элементарной логики: нематериальное нельзя уничтожить, оно не может быть разрушено или стерто с лица Земли, а значит, оно вечно. Оно может быть забыто, даже вычеркнуто из памяти живущих, но оно продолжает жить, как минимум, для себя.  

У души вероятно есть понятие времени. Но само время для нее значения не имеет. Оглядываясь в прошлое и вспоминая какие-то события, мы говорим себе: "это было тридцать лет назад, а кажется, что совсем недавно, будто вчера". При этом в уме мы себя видим такими же молодыми, только ощущаем порой бремя постаревшего тела. Юный огонек, теплящийся в нас, чувствует себя подобно буйку, привязанному к якорю, лежащему на дне. В эти моменты душа более, чем обычно, обнаруживает свое присутствие и демонстрирует автономность, несмотря на прочную цепь, ведущую к грузу.

Мы не ощущаем присутствия других душ, в том числе, душ умерших. Не слышим потусторонних голосов.   Чувствуем душу только в общей смеси, которой является сознание, то есть, чувствуем сознание. Душа, как отмечалось выше, испытывает порой слабость и усталость, но только потому, что взаимодействует с ГПН. Мы явственно ощущаем, что в нас есть что-то неизменно юное, детское, чистое. Если бы это была лишь психологическая сущность, порожденная нашим телом, то она естественным образом бы старилась вместе с ним. 

 Куда попадает душа после смерти? Если она светит в потустороннем мире, то как увидеть этот свет? Души на том свете, наверное, видят друг друга, но каждая из них сохраняет собственное "я". Общаются ли они Там между собой и как это делают - вопрос заманчивый, но неуместный в силу своей преждевременности.

Тот свет - это мрак? Когда мы теряем сознание, то попадаем в темноту, не так ли? Смерть, видимо, то же самое, но темнота безвозвратная. Душа, насколько могу судить сегодня, не выходит за пределы тела, не путешествует отдельно от него. Осуществить контакт с другими душами - значит неопровержимо подтвердить существование души. Почему же это не получается? Предположительно потому, что общаться беспрепятственно души могут, только лишившись тела, которое создает непроницаемый барьер для общения. Но согласны ли мы с тем, что душа настолько бессильна, что такое ничтожное препятствие как физическая оболочка, может служить ей преградой? Пока это  несомненная очевидность, но можно ли приравнивать очевидность к абсолютно доказанному факту?

То, что мы нигде не находим явных следов своей души,  не можем обнаружить ее и доказательно установить ее присутствие, может иметь и другое объяснение - душа изначально не принадлежит нам, она входит в нас в момент рождения и покидает тело в момент потери сознания или смерти. Но если рассуждать таким образом, душа нам чужа и является лишь представителем в нас  некоего вселенского разума, частицей некоей "белой божественной энергии". В этом случае она не представляет для нас интереса, так как обезличенна, равнодушна к нашей судьбе и является лишь невидимым вживленным органом, облагораживающей насадкой на наше естество. Такая версия существования души в корне противоречит нашему устоявшемуся представлению о ней и лишает всякого смысла и стимула ее поиски. Чего ради искать то, что ни в малейшей степени не выражает и не является частью нас самих, причем, самой драгоценной, поскольку вечной и наиглавнейшей частью?

Вторым безапелляционным доказательством существования души (первым мы назвали наличие контактов с другими душами) явились бы ее путешествия за пределы тела после потери сознания. И хотя, помнится, выше, касаясь так называемого "выхода в астрал", мы критически отнеслись к такой возможности, но также и не отвергли ее категорически.

Если душа есть, она бессмертна, а раз так, то несомненно куда-то девается после смерти тела. Установить - куда, явилось бы третьим доказательством ее существования.

Произведение любого творца, художественное произведение, это его нематериальное дитя, выражение его души, но не сама душа. Оно осенено его любовью, в нем частица души его создателя, но оно, набирая популярность, уже живет собственной жизнью. И это не жизнь того, кто его сотворил. Поэтому говорить с памятником, с картиной, с книгой или песней, это, увы, не то же самое, что говорить с их автором.

Когда живое существо испытывает боль, конечно страдает его психическая сущность. Душа при этом становится, образно говоря, тенью, как бы самоустраняется, уходя в отдаленную келью сознания. Коль скоро мы не можем сохранить сознание после смерти, встает вопрос, причем, возник он достаточно давно - а нельзя ли перенести сознание из мозга на другие носители? Так, как переносят программы или записи с одного компьютера на другой или же в электронное "облако", понятие которого ближе ассоциируется у нас с обителью душ.

Почему души,  насколько нам известно на сегодняшний день, не контактируют между собой? Возможно потому, что каждая из них и при жизни, и после смерти, живет в своем собственном мире. Связаны ли эти миры между собой? Опять же возможно - путем взаимодействия на уровне энергетических полей.  Но это взаимодействие весьма слабое либо тонкое, потому что его результаты практически необнаружимы. Лишь в силу отдельных совпадений можно выстроить умозрительную цепочку о том, что  оно есть.

Если душа всегда молода, значит, она не стареет. Раз так, она вечна. Поэтому, с одной стороны, не важно, куда она девается после смерти, ибо главное, что она есть. Однако, для нас, для нашего душевного покоя и оптимизма имеет принципиальное значение не только это, но и уверенность в том, что наша жизнь (душа), окончательно выйдя из своего физического носителя,  обретет себя в новом, вечном качестве. Конечно, душе не нужно вселяться в другие тела или материальные предметы. Она их все равно не оживит, так как не является биологическим явлением. Поэтому душа, вероятно, продолжает существовать в каком-то ином виде. "Психика не подчиняется физическим законам, и это практически означает продолжение жизни", говорил психолог Карл Юнг.

Почему мы не ощущаем присутствия других душ? Возможно, причина та же, по которой мы на сознательном уровне, будь то эмоционально или рационально, не чувствуем в себе присутствия своих предков, хотя оно несомненно. Их "кровь", их наследие зашифрованы на подсознательном, генетическом уровне. Точно так же, наверное, и души наших родных - присутствие их незримо, неосязаемо и неразличимо. Они не фиксируются человеческими органами чувств и разумом, но это не значит, что их нет. Оно выявляется только благодаря необъяснимым совпадениям, странным случайностям. Подобно тому, как наша собственная душа, предположительно, проявляется в интуиции и в предчувствиях событий, которые иначе мы не можем предсказать. К сожалению, эти явления довольно редки и носят спорадический, бессистемный характер, не позволяющий их убедительно проанализировать.

Возможно, души близких - и живых, и мертвых - "приходят" к нам наяву и во снах. Во всяком случае, так можно истолковать тот факт, когда человек "шестым чувством" ощущает, например, что с его близким творится что-то неладное.  Или когда недавно скончавшийся родственник является человеку во сне, имея здоровый вид, и спокойно беседует с ним или просто находится рядом. Этим он дает понять, что с душой умершего все в порядке, и что не надо переживать за нее или из-за нее.

Вынужденно вернемся в исходную точку наших рассуждений. Если при жизни можно не сомневаться в наличии души и даже в ее вечной молодости, то что происходит с ней после смерти? Душа погружается в вечный Мрак, перестает существовать? Возникает Большое Неизвестное, непроницаемая Черная Стена... Представляется несомненным, что, как минимум, с этого момента душа навсегда покидает тело. И поскольку мы не можем доподлинно знать, что с с ней случается дальше, логично попытаться установить, может ли душа оставлять свою физическую оболочку при жизни.

(Продолжение следует)