Литературная судьба К. Т. Хлебникова

Сергей Останин
У кунгуряка, летописца Русской Америки Кирилла Тимофеевича Хлебникова /1784-1838/ трудная литературная судьба. Не все его произведения пробились к читателю. Но их потенциал востребованности, как показывает обзор литераторского наследия, достаточно высок, чтобы оправдать надежды и ожидания массового читателя.
   Литературу и  науку Хлебников осваивал без систематического образования, самостоятельно, по книгам и прислушиваясь к умным людям. Его детство прошло в отцовской лавке, где среди ящиков и бочек продавались церковные книги. Интерес и уважение к печатному слову он пронёс через всю жизнь, итогом которой стала обширная библиотека с фолиантами на доступных ему английском и испанском языках.
   Первые записи К.Т. Хлебникова, которые можно условно назвать литературными, легли в дневниковую тетрадь. Она пополнялась сведениями о жизни путешественника в течение 38 лет, с 28 декабря 1800 года по 1 ноября 1837 года. Тетрадь хранится в Санкт-Петербурге в Российском государственном историческом архиве. Архивисты её назвали так: «Дневник служащего Российско-Американской компании Кирила Хлебникова». /Имя Хлебникова в разных изданиях и документах досоветской и советской поры варьирует с одной или удвоенной «л»./
  Записи отражают в основном три момента в жизни Хлебникова: географию его перемещений, встречи с публичными людьми и известными кораблями, карьерный рост. Отдельные страницы посвящены родословной семьи Хлебниковых. Безусловно, тетрадь не могла просуществовать в условиях дорожно-климатического дискомфорта, экстрима, житейских передряг путешественника во время ночёвок в снегу, вынужденного зимнего купания, морских бурь, потери снаряжения, а также во время голодовок. За несколько десятилетий скопилось столько обрывочных записей, что они могли выжить и сохраниться для потомков при варианте их перенесения в отдельную тетрадь на исходе жизненного пути. В силу их краткости, отрывочности, бессюжетности не все записи одинаково интересны массовому читателю.
  Помимо самого «Дневника…», биографы Хлебникова выделяют несколько отдельных записей, представляющих научно-исследовательский интерес для специалистов. Это – «Дневниковые записи о походе в Калифорнию на бриге «Ильмена» и обратно на бриге «Булдаков» в 1820 году, «Путевые записки вторично о походе на «Булдакове» в 1822 году, «Записки путевые в Калифорнии и крепости Росс на бригах «Байкал» и «Кяхта» в 1824 году, записки о колонии Росс 3 ноября – 20 декабря 1824 года, «Путевые записки на бриге «Кяхте» по островам Андреяновского, Берингова, Ближнего и Крысьего отделов 4 мая – август 1827 г.», «Путевые записки правителя Новоархангельской конторы на шлюпе «Байкал» в 1830-1931 годах. Эти, как и некоторые другие документы, получившие архивные названия по прежним нормам правописания, хранятся в Научном архиве Русского Географического общества в Санкт-Петербурге. Кроме того, под статус дневников попадают путевые записи Хлебникова, хранящиеся в Москве в Архиве внешней политики РФ, в частности, «Путевой дневник правителя Новоархангельской конторы: залив Бодега – Монтерей, 18 сентября 1826 г. – 10 сентября 1827 г.».
   Интерес исследователей вызывает «Краткий дневник К.Т. Хлебникова» из Центрального государственного исторического архива Эстонии в Тарту. Это дневниковые записи на 34 листах тоже, как и большой «Дневник…», с 28 декабря 1800 года /Кунгур/ по 1 ноября 1837 года /Санкт-Петербург/.
   И основной «Дневник…» и отдельные «Путевые записки» отличаются пробелами в хронологии событий. В так называемом санкт-петербургском «Дневнике…» период молчания автора, с некоторыми возобновлениями записей, составляет в сумме один год и пять месяцев, с 13 января 1818 года по 4 июня 1820 года. Это был период вхождения Хлебникова в должность правителя Ново-Архангельской конторы. Он тогда не покидал остров Ситха, постоянно жил в столице российских владений в Америке. А в первую  служебную командировку отправился 4 июня 1820 года в Калифорнию на бриге «Ильмена» с англичанином Стивенсом. Вот тогда произошла череда событий, достойных «Дневника…»: крушение «Ильмены», пересадка на небольшое судно типа «байдара»  и дальнейшее плавание на бриге «Булдаков». Путевые записки неполного состава относятся в основном к сентябрю 1826 года, а также к январю, маю и всем летним месяцам 1827 года. Видимо, начало и конец путешествий проходили в режиме сильной организационной занятости, и было не до записей.
  В какой-то мере равнозначны дневниковым путевым записям некоторые официальные документы за подписью К.Т. Хлебникова. В первую очередь это хранящиеся в Научном архиве Русского Географического общества «Донесения правителя Ново-Архангельской конторы Главному правителю М.И. Муравьёву» - «Об обозрении дел по крепости и заселении в Росс» от 19 января 1823 года и «О требовательности мексиканского правительства снять заселение Росс при Бодего» от 1823 года. Архив внешней политики РФ хранит хлебниковское «Донесение в Главное правление Российско-Американской компании о состоянии дел по конторе Росс» от 1827 года объёмом в два листа.
   В этом собрании источников «Дневник…» стал наиболее востребованным документом среди биографов Хлебникова. Дневниковые записи использовали Н.А.Полевой в некрологе /1/ и советские учёные из Ленинграда при подготовке к печати «Записок» Хлебникова об Америке /2/. Форма использования – пересказ или цитирование отдельных строк. «Путевые записки» удостоились редких ссылок, без обильного цитирования. По этим фактам наглядно видно, что перечисленные материалы из научного и литературного наследия Хлебникова в полном объёме не публиковались и широкой читательской публике до сих пор не известны.
   Центральное место в научном и журналистском творчестве К.Т. Хлебникова занимают «Записки о колониях в Америке». Их судьбу, включая историю создания и особенности содержания, очень подробно отражают исследования советских учёных  Р.Г. Ляпуновой и С.Г. Фёдоровой. Подготовка к публикации, введение и предисловие, комментарии и указатели – такова заслуга этого коллектива. Поэтому нет нужды повторять вслед за ними, какой путь прошёл этот главный труд Хлебникова от рукописи к книге. Нас в данном случае волнует другой вопрос: насколько доступны «Записки…» широкой читательской аудитории? Напомним, что в силу ряда причин /критические замечания автора о положении дел в колониях, его связи с декабристами/ без упоминания имени Хлебникова часть его «Записок…» использовал мореплаватель и учёный XIX века адмирал Фёдор Петрович Литке в морских мемуарах «Путешествие вокруг света, совершённое по велению имп. Николая I на военном шлюпе «Сенявин» в 1826-1829 годах». Этот трёхтомник издан в Санкт-Петербурге в 1834-1836 годах. Также без упоминания Хлебникова фрагменты его «Записок…» были обнародованы в «Историческом обозрении образования Российско-Американской компании и действий её до настоящего времени». Составителем «Обозрения» выступил служащий РАК, начальник Архива Кронштадского порта капитан 1-го ранга Пётр Александрович Тихменёв. Две части его книги изданы в Санкт-Петербурге в 1861и 1863 годах.
   Наиболее полный вариант «Записок о колониях  в Америке»  вышел в свет благодаря усилиям упоминавшихся уже ленинградских учёных в 1979 и 1985 годах относительно небольшими, по советским меркам, тиражами в 8700 и 9600 экземпляров. Не доступные широкой публике тогда, книги стали библиографической редкостью и в настоящее время.
   Особенно стоит указать на форму подачи материала в этих «Записках…». Книга состоит из отдельных статей и заметок энциклопедического характера, а также статистических таблиц, выстроенных по принципу принадлежности к отдельным местностям, включая конторы, отделы и редуты Русской Америки. Читатель не найдёт тут ни сюжета, ни действия, ни других атрибутов из жанра путешествий и столкнётся только с исторической справкой. На фоне общепринятого сейчас жанра монографий, где материал и доказательная  база выстроены ради основной идеи, книга Хлебникова по тематической структуре и стилю изложения тяжеловата. А язык чиновника XIX века создаёт ещё большие препятствия для читательского  восприятия текста. Вполне понятно, что читабельность такой книги возможна лишь в среде узких специалистов – историков, географов, этнографов и лингвистов. Поэтому градус популярности хлебниковских «Записок…» среди массового читателя очень невысок.
   Дальнейший список работ Хлебникова дополняет цикл очерков, статей, обзоров в жанре путешествий. Начало им положили компилятивные по содержанию «Письма о Камчатке». Они создавались, по всей вероятности, в год затворничества кунгуряка в Иркутске, в 1814 году как проба пера и хранятся теперь в Санкт-Петербурге, в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. «Письма…» не издавались.
   Более счастливая судьба у «Записок о Калифорнии». Они появились в журнале «Сын Отечества» в 1829 году в двух частях 174-го тома.  Тогда это издание, считавшееся «журналом литературы, политики и современной истории» /3/ выходило еженедельно. В основу легли впечатления Хлебникова от поездок в Калифорнию в 1820, 1822, 1824, 1825-1826, ещё раз в 1826, а также, возможно, в 1827 и 1828 годах. От последней в этом временном отрезке поездки в Калифорнию до выхода «Записок…» в печать должен был пройти,  как минимум,  год или два. За это время нужно было подготовить рукопись, переправить её в столицу кругосветным путём и оформить в печать. Этому мог посодействовать друг Хлебникова капитан-лейтенант Ф.П. Литке. Он командовал с 1826 по 1829 годы шлюпом «Сенявин» и в июне-июле 1827 года побывал в Ново-Архангельске. При таком раскладе обстоятельств «за бортом» «Записок о Калифорнии» остаются впечатления от поездок 1827 и 1828 годов.
   Журнал «Сын Отечества» «приютил» очерк Хлебникова «Взгляд на полвека моей жизни» в 1836 году в 175-м томе и статью «Жизнеописание Г.И. Шелехова» во второй части издания 1838 года, выходившего тогда ежемесячно. Хотя советские историки называли журнал реакционным из-за приверженности православию, он печатал в 30-е годы произведения А. Бестужева-Марлинского, переводы из Мериме, Бальзака и Виктора Гюго /4/.
   Внимание к журналу вряд ли стоит списывать на «реакционность» Хлебникова. Когда он жил целый год в Иркутске в 1814 году, у него, по всей видимости, была возможность детально и многократно вчитываться в новые книжки «Сына Отечества». Журнал появился в 1812 году в разгар войны, на патриотическом подъёме, который и этим изданием поддерживался сполна. Это был его звёздный час. В «Сыне Отечества» печатались декабристы,  юный Пушкин. Таким помнил журнал Хлебников, не разглядевший его последующей политической деградации. Ностальгия лежала в основе доверия автора к этому изданию.
   Порадовал Хлебникова и «журнал философии, педагогики и изящной литературы» /5/ «Радуга», издававшийся в Ревеле. В 1833 году в трёх книжках этого издания была помещена статья путешественника «Первоначальное поселение русских в Америке». Статья была написана не позднее 1831 года. В Тарту хранится писарская рукопись этой работы с посвящением жене главного правителя РАК баронессе Елизавете Васильевне Врангель и дарственным письмом с автографом Хлебникова. Там обозначены Ново-Архангельск и дата: 21 июня 1831 года. Статья попала и в сборник «Материалы для истории русских заселений на берегах Восточного океана». Издан в Санкт-Петербурге в 1861 году /6/.
   Далее была публикация «Статистические сведения о колониях Российско-Американской компании в столичной «Коммерческой газете» в 1834 году в восьми номерах. Издание не упоминается в советском, не отличающемся полнотой сведений справочнике «Русская периодическая печать». Публикации Хлебникова в периодической печати связаны и с санкт-петербургской «Северной пчелой». В двух номерах этой ежедневной «газеты политической и литературной» /7/ вышли в 1838 году «Отрывки из записок русского путешественника /К.Х,/  в 1833 г.».
   Отдельные статьи Хлебников поместил в «Энциклопедическом лексиконе» издателя А.А. Плюшара. В этой книге, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1835-1839 годах, перу кунгуряка принадлежат краткая биография А.А. Баранова, статьи «Байдара», «Байдарка», «Берингово море», «Берингов залив», «Берингов остров» и многие другие.
    Все эти издания давно стали библиографической редкостью. Данные работы Хлебникова никогда не переиздавались. Поэтому напрашивается всё тот же печальный вывод: массовому читателю они недоступны и, естественно, не работают на формирование исторического самосознания молодёжи, да и на популярность Хлебникова-литератора – тоже.
   Особняком в библиографическом списке, по критерию читательской доступности, стоит книга Хлебникова «Жизнеописание Александра Андреевича Баранова, Главного правителя российских колоний в Америке», изданная в Санкт-Петербурге в 1835 году. Книга написана в 1832-1833 годах за 85 дней плавания на военном морском транспорте «Америка» из Ново-Архангельска в Кронштадт. Идею «Жизнеописания…» Хлебникову подсказал  его друг, главный правитель РАК Фердинанд Петрович Врангель. В каюте «Америки» царила атмосфера соревнования и творчества. Попутчик Хлебникова капитан 2-го ранга Павел Фёдорович Кузмищев составлял во время плавания проект о передаче РАК управление Камчаткой. В отличие от книги Хлебникова, идею Кузмищева начальство не поддержало. А вот автор «Жизнеописания…» свыше 300 экземпляров изданной книги распространил среди знакомых. В родной город отправил четыре. Приятно отметить, что один экземпляр «Жизнеописания…» доступен читателям Кунгура. Он хранится в библиотеке Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Текст  книги доступен также и в Интернете /8/.
   Наш обзор литераторского наследия К.Т. Хлебникова дополняет ряд архивных документов из Государственного архива Пермского края. Ждёт знакомства с массовым читателем «Доклад Главного правления общему собранию акционеров о состоянии дел Российско-Американской компании в американских колониях и в России на 1.1.1836 г., составленный К.Т. Хлебниковым» /9/ на семи листах. В Перми хранится рукопись биографического очерка Хлебникова о мореплавателе Василии Михайловиче Головнине в виде отрывка, написанного не ранее 1832 года /10/. Вполне вероятно, что Хлебников взялся за эту работу повелению души, без расчёта на заказ. Сотрудничая с «Энциклопедическим лексиконом» в 1837 году, он предложил очерк о Головнине, но Хлебникова уведомили, что Головниным занимается контр-адмирал Пётр Иванович Рикорд «как сослуживец и друг покойного» /11/. Впрочем, и сам Хлебников не был уверен, что это его тема. Он предполагал, что статью для «Лексикона» о Головнине готовит журналист, издатель журнала «Сын Отечества» Николай Иванович Греч /12/. В Государственном  архиве Пермского края хранятся и другие рукописные материалы Хлебникова о Русской Америке, в том числе незаконченная статья о РАК. Фонд К.Т. Хлебникова этого архива доступен в Интернете /13/.
   Научный и источниковедческий авторитет Хлебникова сполна подтверждает трёхтомник «История Русской Америки /1732-1867/». В этом издании К.Т. Хлебников упоминается и цитируется на 235 страницах из почти полутора тысяч /14/.
   Некоторые биографы называют Хлебникова писателем. Мы бы поостереглись это делать. Писатель имеет дело с воображением, выдумкой, фантазией. Он торит тропу к читательскому интересу и сердцу с помощью персонажей, идей, облечённых в художественные образы, сцены, сюжеты. У Хлебникова этого нет. Он литератор, журналист, хроникёр. Он не работал в рамках литературных жанров. Поэтому ему с тем, что   он создал как литератор, труднее было идти через годы к массовому читателю. Конечно, его дар не раскрылся в полной мере, его  творческий потенциал не реализовался до конца в связи с ранним уходом из жизни.
   А кем он себя ощущал? Приказчиком, комиссионером, купцом, чиновником? На различных изломах судьбы Хлебников выверял свой курс по одному маяку - печатному слову. Он готовил себя к литературному делу и упорно шёл по этой стезе. Без сомнения, ощущал себя литератором, особенно с того момента, когда окончательно отчалил от американского берега к другому – берегу мечты. Он жаждал увидеть своё имя в книге. Не случайно торопил свою мечту даже таким немного наивным, но проверенным и пройденным многими литераторами способом: переплетал некоторые рукописи в кожу с тиснением на обложке, как у настоящей печатной книги.   
   Мощную подпитку интеллекту летописца Русской Америки давала его личная библиотека. Он собирал русские и зарубежные издания 1774-1837 годов по истории, географии, этнографии, экономике, картографии, живописи, поэзии. На его книжной полке стояла «История Пугачёвского бунта» А.С. Пушкина, материалы следственной комиссии по декабристам /15/.
   Беда Хлебникова в том, что массовый читатель о нём узнаёт из вторых и третьих рук, по методу «сарафанного радио», без привлечения расшифрованных в полном объёме и  многократно изданных первоисточников. Нет даже малого – методичного ввода в научный оборот новых документов. Если исключить из списка читателей его текста историков и других специалистов, то можно уверенно утверждать, что Хлебников не знаком никому.
  На наш взгляд,  проблема доступности произведений К.Т. Хлебникова вполне решаема в современных условиях читательского спроса и издательских возможностей книжного рынка. Наиболее перспективными в этом деле могли бы стать издание сборника путевых  и биографических очерков Хлебникова, а также переиздание «Записок о колониях в Америке» в сокращённом виде, адаптированном к читательским потребностям школьников и учащейся молодёжи. Когда обновлённая книга Хлебникова появится в руках массового читателя, тогда судьбы выдающихся людей как ресурс, объединяющий территории, сработают более эффективно и адресно.
1. См.: Полевой Н.А. Кирило Тимофеевич Хлебников. Некролог. – Сын Отечества, 1838, т. IV, отд. VI, с. 3.
2. См.: Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова. Ленинград: Наука, 1979 и Русская Америка в «Записках» Кирила Хлебникова. Ново-Архангельск. М.: Наука, 1985.
3. Русская периодическая печать /1702-1894/. М.: Госполитиздат, 1959. С. 140.
4. См.: там же. С. 143.
5. Там же. С. 219.
6. См.: Русская Америка в  «Записках» Кирила Хлебникова. С. 225.
7. Русская периодическая печать. С. 188.
8. Режим доступа: http//alaska-heritage.clan.ru.
9. ГАПК. Ф.445. Оп. 1. Д. 46. Л. 1-7.
10. ГАПК. Ф.445. Оп. 1. Д. 40. Л. 1-3.
11. Русская Америка в «Записках» Кирила Хлебникова. С. 18.
12. Там же.
13. Режим доступа:   www.archive.perm.ru.
14. История Русской Америки /1732-1867/. М.: Международные отношения, 1997-1999. Т. I, с. 470. Т. II. С. 551. Т. III. С. 462.
15. См.:  Русская Америка в  «Записках» Кирила Хлебникова. С. 245.