Преодолевший себя -3

Владимир Федулов
ПЕВЕЦ  КУПЕЧЕСКОЙ  РУСИ

Художник  Б.М. КУСТОДИЕВ
(1878- 1927 гг.)

***
О нем скажу, заглядывая в даль,
на щит беря красу, а не печаль, -
вот так, ребята, закалялась
сталь!

Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/01/22/1191
http://proza.ru/2024/01/23/544

***

Глава 3:  КУПЕЧЕСКАЯ  РУСЬ…

Сурова жизнь,
где голод и разруха…
но ты держись, -
и не пера,  ни пуха!

Примерно так  выглядел  для художника Кустодиева
постреволюционный быт России, который он , тем не менее,
не отвергал,  а  изменял,  наполняя яркими красками, в т.ч.
мечтами из  своего детства и юности  в купеческой среде,
окружавшей его в Астрахани…

А потому главной темой его работ, как известно, стала
крестьянская старина, а также мещано-купеческая Русь.

Но и зимние пейзажи Кустодиева (« Морозный день»,1913 г.,
и др.) фейеричны по сочетанию зеленовато-розового неба и
ослепительно голубого снега, что характерно для
творческой манеры мастера.

На фоне красочной природы ярко смотрятся  костюмы и лица -
«Масленичное катание»
(1919 г.) , « Большевик» (1920 г.), "Портрет
Ф.И. Шаляпина» ( 1922г.),  естественна   и  краса
женского  тела  - «В бане»,  «Красавица»  (1921 г.),
«Купальщица»  (1922 г.) , «Русская Венера»
(1925-26 гг.) .

При этом завораживает его  «купеческий» цикл картин , где он ,
обращаясь к воспоминаниям детства в купеческом окружении,
создает свой  идеал русской женщины - пышнотелой  и дородной, хлебосольной и домовитой,хранительницей семейного очага - «Купчиха»
(1913 г.). "Купчиха
за столом» (1916 г.), и «Купчиха за чаем»(1918 г.), "Купчиха перед зеркалом»
(1920 г.).

«Настоящий Кустодиев, - по мнению художника А.Бенуа, -
это  русские ярмарки, «пестрядина», « глазастые» ситцы,
варварская «драка красок», русский посад и русское село,
с их гармошками, пряниками, расфуфыренными
девахами и лихими парнями…».

По представлению Ильи Репина  Борис Кустодиев  еще в 1909 г.
(как «богатырь русской живописи»  по определению Репина)
был избран членом Российской  Академии  художеств. 
А  в 1923 г был  принят в  Ассоциацию  художников
революционной России.

***

Свою  известную  картину «Купчиха за чаем» ( на фото) он писал
в 1918 году в возрасте 40 лет. Годы счастливой юности  позади,
в постреволюционной России царят голод и разруха, сам художник
прикован к инвалидному креслу.   Болезнь агрессивно наступала: 
май 1911 г. –  лечение в Швейцарии,  ноябрь 1913  г. –  сложная
операция во Франции, 4 марта 1916 г. -  операция на позвоночнике
в течение 5 часов,которая , увы,  также не увенчалась успехом 
и последние 15 лет своей жизни художник был парализован.

Но в его творчестве, вопреки судьбе и переживаемым болям,
когда кажется ,  по его словам,  что  « черные кошки когтями
дерут позвонки»,  - талантливая кисть  мастера  выдает яркие
и звонкие краски, щедрое застолье и красивые,
здоровые лица!

Себя не мыслю вне России!
Пускай в движеньях ломота…
Но дух мой крепок!
От Мессии -
дается кисть, краса,
мечта…

В картине «Купчиха за чаем» Кустодиев воплотил свой
давний замысел на тему купеческого чаепития
с женщиной – главной героиней полотна, щедрым застольем и домовитым достатком,
уютом ...

На картине богатое застолье, домовитая и пышнотелая хозяйка в центре стола, яркое небо над головой и белокаменные храмы
за ее спиною. Все дышит
уютом и достатком, благодатью
и душевным покоем . Даже кот, что при хозяйке, - излучает покой и
довольство...

Наличие на столе арбуза
и зелёные маковки церквей
наводят на предположение,
что купеческое чаепитие на балконе происходит в родной Кустодиеву Астрахани,однако картина писана в
Петербурге.

Кто же она – пышнотелая красавица у самовара,
какова ее судьба?

Героиней  знаменитого полотна
стала реальная женщина,
но не купчиха , а баронесса Галина Адеркас,
помещица из древнего дворянского рода, землячка
художника по Астрахани, родины Кустодиева.

Сама Галина, что любопытно, дворянством не кичилась
и скромно  училась медицине. Но вскоре , не закончив
обучения, посвятила себя вокалу и выступала с гастролями
(сохранилась афиша ее выступления от  1913 г.). Затем, уже
в советские годы, вышла замуж и работала в музыкальной
редакции Всесоюзного радиокомитета. Ее следы теряются
в блокадном Ленинграде 1941 г.

***
Картина была написана в самые тяжелые для России годы –
на силе воли и тяги художника к прекрасному!
Но бытовало и такое мнение: в стране голод и разруха,
а тут прямо-таки  «праздник обжорства»!  Провокация какая-то,
плевок в молодую советскую республику! Тут воспевать победу
надо, а у Кустодиева какая-то купчиха, пышнотелая  и всем
довольная, при откормленном коте и начищенном
самоваре!

Картина в 1919 г. была представлена зрителям на Первой
Государственной выставке, что проходила в Зимнем дворце
(тогда он назывался Дворцом искусств) и пользовалась
огромным успехом у революционно настроенных зрителей,
олицетворяя собою русский дух – вышитая скатерть,
кружевное полотенце, расписные шкатулки и, конечно,
исконно русский символ гостеприимства –
самовар!

Все детали народного прикладного искусства и домашнего обихода , представленные на картине,
художник Кустодиев, прикованный к инвалидному креслу и лишенный возможности познавать окружающий мир вне рамок своей комнаты, изучал
по книгам и рисункам,
впитывал эту красу и
восхищённо передавал ее
в красках!

Особенно ярко особенность
выявлять и переносить на полотно красу окружающего мира проявилась в период
позднего творчества мастера 
и выразилась в его
способностях  переносить на полотно наглядную красу женского обнаженного тела,
что представлено на его
последнем по времени
творческом шедеваре -
картине "Русская Венера", начатой в 1925 году и законченной за год до его кончины - в 1926-м.

Но о ней поговорим подробнее
в следующий раз...

25.01.2024 г.

(Продолжение следует)

Фото из интернета