ПЕВЕЦ КУПЕЧЕСКОЙ РУСИ
Художник Б.М. КУСТОДИЕВ
(1878- 1927 гг.)
***
О нем скажу, заглядывая в даль,
на щит беря красу, а не печаль, -
вот так, ребята, закалялась
сталь!
Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/01/22/1191
http://proza.ru/2024/01/23/544
***
Глава 3: КУПЕЧЕСКАЯ РУСЬ…
Сурова жизнь,
где голод и разруха…
но ты держись, -
и не пера, ни пуха!
Примерно так выглядел для художника Кустодиева
постреволюционный быт России, который он , тем не менее,
не отвергал, а изменял, наполняя яркими красками, в т.ч.
мечтами из своего детства и юности в купеческой среде,
окружавшей его в Астрахани…
А потому главной темой его работ, как известно, стала
крестьянская старина, а также мещано-купеческая Русь.
Но и зимние пейзажи Кустодиева (« Морозный день»,1913 г.,
и др.) фейеричны по сочетанию зеленовато-розового неба и
ослепительно голубого снега, что характерно для
творческой манеры мастера.
На фоне красочной природы ярко смотрятся костюмы и лица -
«Масленичное катание»
(1919 г.) , « Большевик» (1920 г.), "Портрет
Ф.И. Шаляпина» ( 1922г.), естественна и краса
женского тела - «В бане», «Красавица» (1921 г.),
«Купальщица» (1922 г.) , «Русская Венера»
(1925-26 гг.) .
При этом завораживает его «купеческий» цикл картин , где он ,
обращаясь к воспоминаниям детства в купеческом окружении,
создает свой идеал русской женщины - пышнотелой и дородной, хлебосольной и домовитой,хранительницей семейного очага - «Купчиха»
(1913 г.). "Купчиха
за столом» (1916 г.), и «Купчиха за чаем»(1918 г.), "Купчиха перед зеркалом»
(1920 г.).
«Настоящий Кустодиев, - по мнению художника А.Бенуа, -
это русские ярмарки, «пестрядина», « глазастые» ситцы,
варварская «драка красок», русский посад и русское село,
с их гармошками, пряниками, расфуфыренными
девахами и лихими парнями…».
По представлению Ильи Репина Борис Кустодиев еще в 1909 г.
(как «богатырь русской живописи» по определению Репина)
был избран членом Российской Академии художеств.
А в 1923 г был принят в Ассоциацию художников
революционной России.
***
Свою известную картину «Купчиха за чаем» ( на фото) он писал
в 1918 году в возрасте 40 лет. Годы счастливой юности позади,
в постреволюционной России царят голод и разруха, сам художник
прикован к инвалидному креслу. Болезнь агрессивно наступала:
май 1911 г. – лечение в Швейцарии, ноябрь 1913 г. – сложная
операция во Франции, 4 марта 1916 г. - операция на позвоночнике
в течение 5 часов,которая , увы, также не увенчалась успехом
и последние 15 лет своей жизни художник был парализован.
Но в его творчестве, вопреки судьбе и переживаемым болям,
когда кажется , по его словам, что « черные кошки когтями
дерут позвонки», - талантливая кисть мастера выдает яркие
и звонкие краски, щедрое застолье и красивые,
здоровые лица!
Себя не мыслю вне России!
Пускай в движеньях ломота…
Но дух мой крепок!
От Мессии -
дается кисть, краса,
мечта…
В картине «Купчиха за чаем» Кустодиев воплотил свой
давний замысел на тему купеческого чаепития
с женщиной – главной героиней полотна, щедрым застольем и домовитым достатком,
уютом ...
На картине богатое застолье, домовитая и пышнотелая хозяйка в центре стола, яркое небо над головой и белокаменные храмы
за ее спиною. Все дышит
уютом и достатком, благодатью
и душевным покоем . Даже кот, что при хозяйке, - излучает покой и
довольство...
Наличие на столе арбуза
и зелёные маковки церквей
наводят на предположение,
что купеческое чаепитие на балконе происходит в родной Кустодиеву Астрахани,однако картина писана в
Петербурге.
Кто же она – пышнотелая красавица у самовара,
какова ее судьба?
Героиней знаменитого полотна
стала реальная женщина,
но не купчиха , а баронесса Галина Адеркас,
помещица из древнего дворянского рода, землячка
художника по Астрахани, родины Кустодиева.
Сама Галина, что любопытно, дворянством не кичилась
и скромно училась медицине. Но вскоре , не закончив
обучения, посвятила себя вокалу и выступала с гастролями
(сохранилась афиша ее выступления от 1913 г.). Затем, уже
в советские годы, вышла замуж и работала в музыкальной
редакции Всесоюзного радиокомитета. Ее следы теряются
в блокадном Ленинграде 1941 г.
***
Картина была написана в самые тяжелые для России годы –
на силе воли и тяги художника к прекрасному!
Но бытовало и такое мнение: в стране голод и разруха,
а тут прямо-таки «праздник обжорства»! Провокация какая-то,
плевок в молодую советскую республику! Тут воспевать победу
надо, а у Кустодиева какая-то купчиха, пышнотелая и всем
довольная, при откормленном коте и начищенном
самоваре!
Картина в 1919 г. была представлена зрителям на Первой
Государственной выставке, что проходила в Зимнем дворце
(тогда он назывался Дворцом искусств) и пользовалась
огромным успехом у революционно настроенных зрителей,
олицетворяя собою русский дух – вышитая скатерть,
кружевное полотенце, расписные шкатулки и, конечно,
исконно русский символ гостеприимства –
самовар!
Все детали народного прикладного искусства и домашнего обихода , представленные на картине,
художник Кустодиев, прикованный к инвалидному креслу и лишенный возможности познавать окружающий мир вне рамок своей комнаты, изучал
по книгам и рисункам,
впитывал эту красу и
восхищённо передавал ее
в красках!
Особенно ярко особенность
выявлять и переносить на полотно красу окружающего мира проявилась в период
позднего творчества мастера
и выразилась в его
способностях переносить на полотно наглядную красу женского обнаженного тела,
что представлено на его
последнем по времени
творческом шедеваре -
картине "Русская Венера", начатой в 1925 году и законченной за год до его кончины - в 1926-м.
Но о ней поговорим подробнее
в следующий раз...
25.01.2024 г.
(Продолжение следует)
Фото из интернета