Когда Самаркандская агломерация станет комфортной

Анастасия Павленко
Когда Самаркандская агломерация станет комфортной для жизни?
Часть первая.


В 2023 году Президент Шавкат Мирзиёев поручил пересмотреть генеральный план Самарканда с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, прогноза численности населения и мер по развитию транспортной и социальной инфраструктур. Это связано с тем, что Самарканд стремительно растет и становится городом-миллионником. Так, в прошлом году часть территории Акдарьинского района вдоль реки Зеравшан перешла в подчинение Самарканда, и процесс по «укомплектованию» города-миллионника за счет присоединения к нему территорий продолжается. Продолжается и строительство жилых массивов, наблюдается стихийное и неблагоприятное расположение производств, нерациональное использование территорий промышленных комплексов. Насколько наблюдаемые процессы соответствуют международным и отечественным градостроительным нормам? Чем аукнется в ближайшем и отдаленном будущем игнорирование этих нормативов и рекомендаций? С этими и другими вопросами мы обратились к эксперту группы "Сохраним Самарканд", члену ИКОМОС, кандидату архитектуры Рахиму Шамсиевичу АВАЗОВУ.


Предваряя первую часть интервью, напомню, что «комплексное развитие регионов, реализация стратегии урбанизации, повышение уровня обеспечения населения доступным жильем» является важным направлением принятой Указом Президента Ш. Мирзиёева Стратегии «Узбекистан-2030». Среди обозначенных мер: доведение уровня урбанизации с 51-го до 60 процентов, превращение Самарканда в «город-миллионник», разработка генеральных планов всех населенных пунктов, внедрение практики разработки генеральных планов и мастер-планов районов (городов) с разделением на три категории (реновация, реконструкция и консервация) с учетом предложений населения и предпринимателей. Поэтому поднимаемые ниже вопросы актуальны и требуют внимательного отношения как специалистов-архитекторов, так и представителей госорганов.


- Рахим Шамсиевич, в 2018 году на страницах нашей газеты Вы обстоятельно указали на опасность современной застройки при отсутствии генерального плана города и концепции по сохранению и реконструкции историко-культурного материального наследия. Время прошло, утвержденного генплана по-прежнему нет, но застройка города продолжается, увеличился объем строительных работ по всему Самарканду. С одной стороны, это жилье и социально-бытовые удобства для населения, развитие строительной индустрии и сферы услуг, а значит, увеличение рабочих мест для десятков тысяч людей. С другой – самаркандцы устали от автомобильных пробок, аварий в энергетическом секторе и на водолиниях, смога и пыли, они не успевают привыкнуть к быстрой смене облика некоторых исторических улиц. Связаны ли подобные негативные моменты с отсутствием утвержденного генерального плана города и четким следованием градостроительным нормативам?


- Безусловно, да. Потому что любые градостроительные решения городов и населенных пунктов должны приниматься в рамках генерального плана. Это предусмотрено Градостроительным кодексом и другими-нормативно-правовыми актами. Кроме того, все вопросы, связанные с реализацией развития городских и сельских поселений, охраной окружающей среды, организацией массового отдыха людей, социально-экономической сферой, должны решаться на базе схемы районной планировки. Это главные документы социально-экономического и градостроительного развития региона. В такой ситуации, когда нет системы научно-проектных работ по градостроительству, когда нет схемы охраны памятников культурного наследия, памятников природы и окружающей среды в целом, трудно принимать правильные решения с перспективой на будущее. Возможно, очередной жилой массив сможет решить локальные и сиюминутные социально-экономические проблемы, но в дальнейшем игнорирование градостроительной науки и нормативов приведет к непредсказуемым и малоприятным для населения и государства последствиям.


- Есть ли конкретные примеры подобного развития событий?

- Какие процессы развития расселения происходят в отсутствии схемы и слабо проработанной районной планировки, расскажу на примере Ферганской долины. В 1983-85 годы я изучал схему ее районной планировки, которая была разработана к 1980 году, и, конечно, устарела и нуждалась в корректировке. Уже в те годы особенностью процессов развития системы расселения Ферганской долины была высокая плотность сети городов и сельских поселений в пределах агломераций. Она отличалась развитыми межселенной территорией и производством, линейно формирующимся вдоль главных трасс. К началу 80-х годов это был один из самых плотно освоенных регионов мира. К примеру, на территории Ферганской долины площадью 22 тыс. кв. км (это 4 % территории Узбекистана) располагалось около 3000 поселений различного уровня. В них проживало более восьми миллионов человек или порядка 30 процентов населения страны, при этом с высокими темпами воспроизводства. Расстояние между поселениями местами достигало от 400 до 500 метров, что говорило о стихийном их развитии, а сельхозугодья оставались небольшими островками между селами. Более того соприкасались внешние зоны Андижанской и Фергано-Маргиланской агломераций. Агломерации Ферганской долины являлись по форме городскими, а по сути сельскогородскими, где плотность колебалась между 500 и 1000 человек на квадратный километр.


- И эта ситуация на сегодняшний день усугубилась: сегодня здесь проживает более десяти миллионов человек...


- Да, современные процессы развития показывают, что между Андижаном и Ферганой-Маргиланом наблюдаются тесные производственные и социальные и культурно-бытовые связи. На наших глазах зарождается Ферганский субрегиональный сельско-городской мегаполис со сплошной застройкой, с демографическими, экологическими, пространственно-планировочными и архитектурно-градостроительными проблемами. И он нуждается в целенаправленном управлении его развитием на республиканском уровне. Организация систем поселения диктует появление новых связей, новых высокотехнологичных предприятий и организаций в сфере производства, науки, туризма, культуры и, следовательно, новых подходов к управлению. В свою очередь, с появлением новых связей в системе расселения необходимо решать природоохранные, экологические и пространственно-планировочные вопросы. На все это следует обратить пристальное внимание, выявить позитивные стороны, а не игнорировать их, как это происходит до сих пор с агломерациями в республике. Подобная система поселений также сложилась в пределах плотно освоенных территориях Ташкентской, Самаркандской, Бухарской агломераций.


- Поэтому в Стратегии «Узбекистан-2030» этой проблеме уделяется особое внимание. Беспокойство оправдано. Нужно принимать срочные меры по разработке адекватных генеральных планов городов и схем районной планировки, иначе будет упущено время, а на исправление допускаемых ошибок потребуются огромные финансовые ресурсы, которые могли бы пойти на развитие страны и повышение благосостояния населения. Но вернемся к Самарканду…


- Сегодня город Самарканд становится составной частью более сложных планировочных образований. Как показывает опыт, его развитие не может быть замкнуто в пределах административных границ. К городу плотно примыкают в большом количестве малые и большие поселения, срастаясь и образуя целую систему населенных пунктов вдоль главных транспортных дорог. К исторической зоне примыкают большие природные образования и национальный парк на пойме реки Зеравшан, которые нуждаются в сохранении и восстановлении. Формируются инженерно-технические коммуникации, группы общественных и обслуживающих предприятий вдоль главных транспортных дорог. Становится все более бесспорным, что при обновлении и разработке планировочной структуры нужно, в отличие от прошлого, рассматривать город не в пределах его существующих или заданных административных границ, а в системе агломерации. Необходимо распространять реконструктивные мероприятия не только на Самарканд, но и на тяготеющие к нему населенные пункты.