The new mind of the king in the shadow of the nake

Лариса Миронова
Сontent

Preface

From Kantor to Kant

V. M. Bondarenko, Leading Researcher at the Institute of Econom-ics of the Russian Academy of Sciences, Director of the Interna-tional N. D. Kondratiev Foundation, Academician of the IAIB, RAS, MAGI

p. 3
Part I.
Roger Penrose. "The New mind of the King"
p. 5
Part II.
Roger Penrose. "Shadows of the Mind"
p. 376
Part III – III (add)
Perpendicular thinking
(If there is no water in the faucet
Does the parasite change the behavior of the host
or how the Tail wags the Dog?
Gladiator fights)
p. 457; 461
Part IV.
Philosophical insights
p.  543
Afterword
p. 555
Literature
p. 560

Небольшой текст на русском языке из Первой части книги
Но «осознает» ли компьютер свои действия в большей мере, чем это доступно обычным деревянным счетам? Сегодня компьютеры могут играть в шахматы на уровне гроссмейстеров. Но «понимают» ли они эту игру лучше, чем машина для «крестиков-ноликов», собранная группой компьютерных хакеров из поломанных игрушек?
Книга Пенроуза является самой мощной атакой на теорию сильного ИИ из всего написанного до сих пор. За несколько прошедших столетий было высказано немало возражений против понимания мозга как машины, управляемой общеизвестными законами физики; но доводы Пенроуза более убедительны, ибо они базируются на недоступной для его предшественников информации. Пенроуз, вопреки все более настойчивым возражениям небольшой группы физиков, имеет смелость отстаивать позиции здорового реализма. В его преставлении реальна не только вселенная, но и математическая истина, непостижимым образом ведущая свое собственное независимое и вечное существование. Подобно Ньютону и Эйнштейну, Пенроуз испытывает благоговейный трепет и чувство смирения как перед физическим миром, так и перед Платоновым царством чистой математики. Выдающийся ученый в области теории чисел Пол Эрдос любит говорить «о божественной книге», в которой записаны все лучшие доказательства. И математикам иной раз приоткрывается та или иная ее страница. Моменты прозрения, когда математик или физик внезапно вскрикивает «Ага!», по мнению Пенроуза, не могут явится «результатом сколь угодно сложных вычислений»: в эти мгновения разум соприкасается с объективной истиной. Возможно ли, вопрошает Пенроуз, что мир «идей» Платона и реальный физический мир (который физики сегодня все больше «растворяют» в математике) — на самом деле тождественны?  Большое внимание Пенроуз уделяет знаменитой фрактальной структуре, называемой множеством Мандельброта - в честь ее первооткрывателя Бенуа Мандельброта. Хотя в статистическом смысле такие объекты обладают свойством самоподобия, которое выявляется при увеличении отдельных частей, их бесконечно причудливые очертания постоянно меняются самым непредсказуемым образом. Пенроузу кажется непонятным, как можно сомневаться в том, что эти экзотические структуры существуют не менее «реально», чем гора Эверест, и могут быть исследованы точно так же, как исследуются джунгли. Пенроуз принадлежит к постоянно пополняющейся группе ученых, которые считают, что Эйнштейн не был упрямым или, тем более, бестолковым, когда однажды, ссылаясь на свой «левый мизинец», он провозгласил неполноту квантовой механики. Чтобы  подтвердить справедливость этого утверждения, Пенроуз  увлекает нас в головокружительное путешествие, в  ходе которого мы знакомимся с комплексными числами, машинами Тьюринга, теорией сложности, поразительными парадоксами квантовой механики,  формальными системами, теоремой неразрешимости  Геделя, фазовыми и гильбертовыми пространствами,  черными и белыми дырами, излучением Хокинга, энтропией, строением мозга — и множеством  других вопросов, занимающих умы современных  ученых. «Осознают» ли кошки и собаки свое «я»? Могут ли в теории существовать передатчики материи, способные переместить человека из одного места в другое на манер астронавтов из сериала «Звездный Путь»! 
Насколько полезно нам — с точки зрения выживания — возникшее в ходе эволюции сознание?  Существует ли структура более общая, чем квантовая механика, где бы нашлось естественное объяснение направлению времени и различиям между правым и левым? Важны ли законы квантовой механики, а может и некие более «тонкие» законы, для деятельности разума? На два последних вопроса Пенроуз дает положительный ответ. Его знаменитая теория «твисторов» — абстрактных геометрических объектов, действующих в многомерном комплексном пространстве, которое лежит в основе обычного пространства-времени — носит чересчур узкоспециализированный характер.  Она стала результатом его двадцатилетних усилий проникнуть в область более глубокую, чем квантовые поля и частицы. Прибегая к своей четырехступенчатой классификации теорий — превосходных, полезных, пробных и тупиковых, — Пенроуз скромно поместил теорию твисторов в разряд пробных, вместе с суперструнами и другими теориями великого объединения, которые и посейчас вызывают острые дискуссии в научной среде. В один прекрасный день, когда Пенроуз лежал в кровати, с ним случился, как он сам называет это, «приступ сумасшествия», когда ему явственно представился невозможный объект в четырехмерном пространстве. Если бы существо из четырехмерного мира наткнулось на эту штуку, шутит Пенроуз, оно наверняка воскликнуло бы: «Боже мой, что это такое!?» Работая в 1960-х годах вместе со своим другом Стивеном Хокингом над проблемами космологии, он сделал свое самое известное открытие. Если теория относительности выполняется «до самого конца», то в каждой черной дыре должна существовать сингулярность, где законы физики теряют свою силу. Но даже это достижение отошло в последние годы на второй план, после того как Пенроуз предложил конструкцию из «плиток» двух видов, которыми можно покрыть всю плоскость подобно мозаике Эшера — только непериодическим образом. К всеобщему изумлению оказалось, что трехмерные аналоги этих фигур могут служить основой для новой необычной формы материи — «квазикристаллов», после чего изучение «квазикристаллов» превратилось в одну из наиболее активных областей исследований в кристаллографии.  Это, безусловно, самый впечатляющий пример того, как в наши дни математические игры могут иметь совершенно неожиданные практические приложения. Достижения Пенроуза в математике и физике рождаются из постоянно присутствующего в его душе ощущения тайны и красоты бытия. Мизинец «подсказывает» ему, что человеческий мозг представляет собой устройство куда более сложное, чем набор RC-цепочек - крошечных проводков и переключателей.  Роджер Пенроуз еще и пытается указать на целый ряд принципиальных трудностей, которые стоят перед наукой на ее пути к конечной цели.  В частности, он утверждает, что явление сознания не может быть описано в рамках традиционной физической теории. Это явно противоречит довольно устоявшемуся  пониманию сущности научного подхода, согласно  которому все аспекты умственной деятельности (включая,  в том числе, и сознание) — не более,  чем результат вычислений, происходящих в мозге;  соответственно, электронные компьютеры должны быть потенциально способны к сознательному  восприятию, которое возникло бы само собой при  наличии достаточной мощности и соответствующих  программ. Он старается по возможности беспристрастно аргументировать свое несогласие с традиционным взглядом, указывая на то, что проявления сознательной деятельности мозга не могут быть объяснены в вычислительных терминах и — более того — с позиций современного научного мировоззрения в целом. Однако он ни в коем случае не утверждает, что понимание этого феномена невозможно в рамках научного подхода — просто современная физико-математическая наука еще не достигла уровня, необходимого для решения такой задачи. (По этой же причине я и оставила на время – приостановив на 50 лет своё в ней присутствие, - занявшись более понятными для людей вещами.  А в начале второго десятилетия 21 века снова вернулась к своим «детским» вопросам. Противники Пенроуза были не только из лагеря убежденных сторонников «компьютерной» модели разума, но и со стороны тех, кто считает научный метод недопустимым для изучения сознания. А попытка затронуть чью-то личную философскую концепцию сознания — как и религиозные воззрения —  может оказаться делом довольно рискованным.  Но насколько щекотливой бывает подчас эта тема — Пенроуз в ту пору едва ли мог представить себе в полной мере. А насколько важна теорема Геделя для критики выдвинутых положений? Если попытаться изложить в двух словах суть этой теоремы (справедливость которой не оспаривается), то она будет выглядеть так. Пусть мы располагаем какой-нибудь вычислительной процедурой Р, позволяющей нам формулировать математические утверждения (для определенности договоримся, что это будут утверждения какого-то одного вида, аналогичные, допустим, знаменитой теореме Ферма (см. тему «Неразрешимость проблемы Гильберта»). Тогда, если мы готовы считать правила процедуры  Р надежными — в том смысле, что мы будем полагать всякое  математическое утверждение, полученное при помощи  этой процедуры, неоспоримо верным, — то равным  образом мы должны принимать и неоспоримую справедливость некоторого  утверждения G(P), которое  лежит за пределами действия правил процедуры  Р. Таким образом, как только мы научились автоматизировать некоторую часть нашего  математического мышления,  у нас сразу же появляется  понимание, как выйти за его границы, что  однозначно свидетельствует о том, что математическое понимание содержит определенные элементы, которые не могут быть полностью  сведены к вычислительным методам. Однако многие критики остались при своём, указывая на различные «тонкие места» в этих логических построениях. В следующей книге Пенроуза «Тени разума» он постарался ответить на все подобные возражения и привел ряд новых аргументов в пользу своей точки зрения. Тем не менее споры все еще продолжаются.