По Мясницкой разъезжать. Не просто место на карте

Александр Ерошкин
Александр Сергеевич Пушкин в 1829 году изложил в стихах «Дорожные жалобы».

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
 
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?

То ли дело быть на месте,
ПО МЯСНИЦКОЙ РАЗЪЕЗЖАТЬ,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..


ПО МЯСНИЦКОЙ РАЗЪЕЗЖАТЬ.  Улица Мясницкая протянулась от Лубянской площади до Садового кольца. Несколько лет назад она обновилась: асфальт и освещение сменили, вывески и фасады освежили. Тогда же сузили проезжую часть и расширили пешеходную. Теперь Мясницкая — одно из идеальных мест Москвы для прогулок как в  будни, так и выходные дни.


Time Out рассказывает, как улица получила свое имя и когда ее переименовали в улицу Кирова, почему Лев Толстой часто бывал в самом известном особняке на Мясницкой и как на улице появился домик в китайском стиле.

Уверяют, что история улицы началась с XV века. Сперва  за Никольскими воротами Кремля появилась церковь Успения на бору, а ближайшие земли вокруг нее стали заселяться. Название улица получила от Мясницкой слободы, поскольку с XVI века там поселились  скотоводы и мясники.

В 1918 году улица получила новое имя — стала Первомайской, или I Мая. Новая власть – новое имя.

В 1934-м одной из главных улиц Москвы присваивается имя Кирова — советского политического деятеля, убитого в Ленинграде в тот же год. Тогда по Мясницкой прошла траурная процессия, а 5 декабря газета «Правда» написала о прощании с Кировым: « Медленно движется траурная процессия… И вот плавные и торжественные аккорды Шопена заполняют сверху донизу все узкое дефиле Мясницкой…».

Заглянем в более отдалённое прошлое.

В XVI — начале XVII веков Мясницкая улица проходила между большими дворцовыми огородами, сейчас в Москве об этом напоминает  переулок Огородная Слобода.

К 1630-м годам мясники покинули  Мясницкую слободу: осталось только два двора, а земли до Мясницких ворот (ныне вход в метро «Чистые пруды») занимали монастырские подворья, боярские и церковные дома — к этому времени были выстроены церковь архидиакона Евпла (на углу с Милютинским переулком) и церковь Фрола и Лавра. Постепенно улица начала преображаться: дорогу покрыли булыжником.

В конце XVII века улица связывала центр Москвы с Новой Басманной, с  Немецкой слободой, где  любил бывать Петр I.

В XVIII веке большинство дворов принадлежало дворянам, лишь несколькими домами владели богатые заводчики и фабриканты: Кропин, Демидов, Кункин и Докучаев. Постепенно ворота и стена Белого города — того, что внутри современного Бульварного кольца — стали разрушаться, и Мясницкая протянулась от центра до самого, по нашим меркам, Садового кольца.

Дома строили в основном из дерева. Из камня возводили палаты, которые  стояли в глубине двора за деревянными заборами, рядом были конюшни и людские избы. Выделялись  дворы Меншикова и Строгонова: двор первого выходил на улицу садами и деревянными оранжереями, второго — каменными строениями.


Пожар 1812 года не пожалел деревянные постройки — почти все здания на Мясницкой сгорели. После освобождения Москвы от французов  начался новый этап застройки улицы, теперь уже каменными домами. Здесь оставались дворяне, однако это  были далеко не самые богатые люди страны.

Во второй половине XIX века улица становится «деловой», «буржуазной», как писали в советское время, магазины и конторы заняли почти все первые или цокольные этажи.

К 1850-м появилось железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом, и на нынешней Комсомольской площади построен Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал, позже присоединились Рязанский (Казанский) и Ярославский.

По Мясницкой постоянно ездили экипажи и сновали пешеходы. Улица стала магистралью, которая связывала центр и вокзалы. К концу века владельцы домов на Мясницкой снова  сменились: это были не дворяне, а купцы и фабриканты, владельцы крупных капиталов: Лепехины, Мазурины, а в начале XX века — Кузнецовы и Стахеевы.

В конце XIX — начале  XX века Мясницкая считалась одной из передовых улиц: здесь появилось освещение, сначала газовое, потом — электрическое, запустилась линия конки, а в XX веке — трамвай. Он был демонтирован только в советское время, здесь  стали ходить автобусы и троллейбусы. К 1935 году под Мясницкой, тогда Кирова, проложили линию метро со станцией «Кировская» («Чистые пруды».)

Сегодня улица остается одним из самых популярных прогулочных маршрутов. В домиках ушедших столетий и новостройках расположились офисы, магазинчики, кафе и учебные учреждения, редакции и правительственные организации.


Именно на этой улице жил главный герой романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», жил до того момента, пока не выиграл по облигациям крупную сумму денег. Об этом он сообщил при первой же встрече в клинике для душевнобольных поэту Ивану Бездомному.


Вот дом Черткова на Мясницкой, 7. Из окружающей застройки его  выделяет приусадебная территория и небесно-голубой цвет фасада. В XVIII веке особняк принадлежал Долгоруковым, но продлилось это недолго. С приходом к власти Анны Иоановны Долгоруков был лишен власти и отправлен в ссылку. Позже особняк покупают Салтыковы — при них были выстроены крылья здания.


Новый этап в истории особняка наступает в 1831 году, когда его приобретает Чертков. Его имя знала вся просвещенная Россия XIX века. Но только не запад.
Александр Дмитриевич Чертков, нумизмат, археолог, историк, председатель Московского общества истории и древностей российских, библиофил, собиратель и владелец знаменитой Чертковской библиотеки,  родился 19 июня (1 июля) 1789 г. в Воронеже. Происходил он из старинного дворянского рода; его отец и дед по отцу  занимали важные государственные и общественные посты, владели большой семейной библиотекой, и Александр Дмитриевич получил прекрасное домашнее образование; с детства он интересовался историей России. В 19 лет Чертков поступил на службу в Департамент министерства внутренних дел в Петербурге, но вскоре перешёл на военную службу в лейб-гвардии конный полк. Во время Отечественной войны 1812 г.  участвовал в военных действиях, получил орден св. Анны 4-го класса и прусский железный крест.

В 1822 г. полковник Чертков оставил службу и путешествовал по Австрии, Швейцарии и Италии, с увлечением занимаясь естественными науками,  археологией и культурой этрусков. У него не было проблем с чтением текстов, ведь самоназвание этрусков  - РАСЕННА, то есть русские. Но,  воспитанные на скалигеровских методах,  западные историки, хронологи  и лингвисты не признали труды А.Д. Черткова и поляка Тадеуша  Воланского, и так продолжалось более ста лет. Более того, находились фальсификаторы и пародисты, которые искажали суть учения Черткова и доводили ситуацию до абсурда.

После  возвращения в Россию Чертков  живёт в Москве, потом возвращается в армию и участвует в русско-турецкой войне в качестве командира резервных эскадронов гусарского полка эрцгерцога Фердинанда.

В 1829 г. получив возможность окончательно выйти в отставку, Чертков поселился в Москве. Вскоре он становится московским губернским предводителем дворянства,  живёт в собственном доме на Мясницкой и полностью посвящает себя изучению русской истории. Унаследовав значительную библиотеку, Чертков усердно пополнял её  сочинениями о России и славянстве на всех европейских языках (в историческом, археологическом, литературном и других отношениях).

Из всех заграничных поездок Александр Дмитриевич постоянно привозил  книги,  атласы, планы и виды городов, портреты, эстампами – всё, что имело отношение к русской истории и культуре. Свободно владея французским, немецким, латинским и итальянским языками, Чертков находил в греческих, римских и византийских источниках забытые имена и дела славян; эти изыскания представлены во многих его трудах.

Уникальная «Россика» росла быстро, и вскоре появилась необходимость иметь каталог, чтобы знать, что есть и что нужно покупать. Полное описание библиотеки было сделано самим Чертковым, и в 1838 г. в печати появился первый том – «Всеобщая библиотека России, или Каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях». Через семь лет появился второй том «Каталога». Всего в двух томах насчитывалось 8800 книг. Свой каталог Александр Дмитриевич составил с соблюдением всех правил библиографического описания того времени. Это издание, по отзывам специалистов, и по сей день не утратило своей ценности.

Особняк Черткова стал своеобразным центром культурной и научной жизни Москвы. Гостеприимный хозяин, Александр Дмитриевич охотно предоставлял книги всем, кому они были необходимы; здесь бывали учёные и писатели – Пушкин, Жуковский, Гоголь, Погодин, композитор Роберт Шуман.

Пушкину Чертков подарил свою книгу «Воспоминания о Сицилии».

Черткова  можно считать также основателем русской нумизматики как науки. Его «Описание древних русских монет» с «Прибавлениями» положило начало точному, систематическому описанию наших древних монет. Этот труд был удостоен от Академии наук Демидовской премии, от которой Чертков, однако, отказался, передав её на напечатание «Остромирова Евангелия». Александр Дмитриевич Чертков умер в Москве 10 (22) ноября 1858 г., похоронен на Ваганьковском кладбище.

Его сын, Григорий Александрович Чертков в 1859 г. пристроил к дому на Мясницкой, 7 со стороны Фуркасовского переулка новое трехэтажное здание с мозаичным каменным полом, для безопасности от пожара. Выполняя волю отца, он открыл здесь бесплатную частную библиотеку, первую подобного рода в России. Библиотека была организована по способу, принятому в библиотеках Британского музея, снабжена каталогами и открыта три дня в неделю для учёных, литераторов и любителей просвещения. В 1867 г. в ней уже насчитывалось, благодаря частным пожертвованиям и приобретениям, 13 412 сочинений в 21 349 томах. К библиотеке примыкало книжное собрание зятя Черткова, князя А.Н. Голицына, размещённое в том же помещении. С 1859 г. хранителем библиотеки был известный библиограф П.И. Бартенев; он издавал журнал «Русский архив», публиковавший рукописи из собрания Черткова.

В 1871 г., в связи с переездом в Петербург, Г.А. Чертков принял решение о продаже московского особняка. Книжное собрание он пожертвовал Москве.

С 1873 г. Московская городская публичная Чертковская библиотека находилась в ведении Московской городской думы и помещалась в Румянцевском музее в Доме Пашкова. В 1887 г. с согласия Г.А. Черткова книги и коллекции были переданы в Российский императорский исторический музей. Городская дума продолжала выделение средств на пополнение фондов библиотеки вплоть до 1918 г. Впоследствии Чертковская библиотека составила основу книжных фондов Государственной публичной исторической библиотеки. Рукописи русских писателей, собранные Чертковым, были переданы в Государственный литературный музей.

Государственная публичная историческая библиотека отдает должное Александру Дмитриевичу Черткову и его детищу – библиотеке, посвящая ему и его наследию Чертковские чтения, которые проводятся с 2011 г., а также книжно-иллюстративные выставки, представляющие сокровища из фонда Черткова. До Черткова ни в государственных заведениях, ни в частных коллекциях России не было такого собрания книг, посвященного истории страны.

Не раз библиотеку посещал Лев Толстой, когда работал над романом «Война и мир».

В Москве на Мясницкой Александр Пушкин посещал не только Библиотеку Черткова, он заходил в дом на Мясницкую, 8, где жил историк Михаил Петрович Погодин.

Более всего с именем поэта связаны каменные палаты в Кривоколенном переулке. В доме № 4, совсем рядом с Мясницкои; улицей, Пушкин бывал у поэта Д.В. Веневитинова. Здесь же в 1826 году Пушкин в кругу друзеи; читал «Бориса Годунова».

Потому в «Дорожных жалобах» Пушкин вспоминает, как хорошо быть дома и по Мясницкой разъезжать.

Еще одно уникальное строение Мясницкой расположено недалеко от входа в метро «Тургеневская» — трехэтажный Чайный дом Сергея Васильевича Перлова,  мецената, коллекционера и чаеторговца: еще прадед и дед купца занимались этим бизнесом. Для благозвучия купцы сменили фамилию — в 1807 году Михайловы по дозволению Сената приняли новую красивую фамилию ПЕРЛОВЫ. В 1869 году отец Сергея Перлова умер и семейное дело поделили между сыновьями:  старшим Семеном и младшим Сергеем. Первый получил дом на Мещанской улице с чаеразвесочной фабрикой, второй — дом на Мясницкой. Перловы были поставщиками императорского двора, их чай пили император Австрийский, король Румынский, князь Черногорский и их приближенные.


В 1890 году Сергей Перлов оставил семейное дело и основал компанию Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко», которая торговала только по России. Архитектор Клейн возвел для Сергея Перлова «Чайный магазин», вошедший в пятёрку  самых красивых магазинов Москвы. 

Изначально дом был построен в стиле позднего ренессанса и не особо выделялся из линии домов. В 1896 году  «Чайный магазин» преобразился: архитектор Гиппиус  оформил дом на Мясницкой в китайском стиле. Элементы отделки и декора  — фарфоровые вазы, предметы мебели и различные скульпторы — доставили Перлову из Китая. В 1896 году  по случаю коронации Николая II в Москву должен был пожаловать чрезвычайный посол и канцлер Китая Ли Хунчжан. Китайский сановник в доме на Мясницкой не остановился, но домик Сергея Перлова в восточном стиле стал самым популярным чайным магазином в Москве.

Вот ещё интересный адрес - Мясницкая улица, 21. Здесь расположена Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — высшее учебное художественное заведение.
 
Академия основана в 1987 году народным художником СССР Ильёй Сергеевичем Глазуновым. Учебные корпуса  Академии располагаются в центре Москвы, в частности,  в «доме Юшкова», построенном зодчим В. Баженовым в XVIII веке, а также в знаменитом «доме писательского кооператива» в Камергерском переулке.

В Академии функционирует 5 факультетов, аспирантура, ассистентура-стажировка, 10 кафедр, из них 7 выпускающих, музей и научная библиотека. Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова находится в г. Перми.

Научно-педагогический коллектив Академии составляет 140 человек, в их числе два народных художника РФ: Глазунов Иван Ильич и Щербаков Салават Александрович; семь заслуженных художников РФ: Сидоров Николай Павлович, Москвитин Станислав Геннадьевич, Слепушкин Дмитрий Анатольевич, Афонин Александр Павлович, Зубрилин Константин Владимирович, Сергеев Юрий Алексеевич, Лапин Игорь Витальевич. Десять преподавателей Академии являются академиками и членами-корреспондентами Российской академии художеств.

На пяти факультетах Академии (живописи, реставрации живописи, скульптуры, искусствоведения, архитектуры) работают подготовительные курсы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 января 2014 года, ректор Академии назначается Правительством Российской Федерации.

Несколько слов об основателе и первом  ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Илья Сергеевич Глазунов (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский, российский художник-живописец почвеннического направления, сценограф, педагог. Народный художник СССР (1980). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
 
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западноевропейского  экспрессионизма  («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Цикл графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
Живописное полотно «Мистерия XX века» (1978 и 1999). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.

Живописное полотно «Вечная Россия», представляющее историю и культуру России за тысячу лет (1988).

Исполненные в графически стилизованной манере произведения, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
Серия работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
Интерьер советского посольства в Мадриде.
Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского дворца.

На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Улица Мясницкая, 20. Здесь находится «Вышка» - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) — автономное учреждение, федеральное государственное высшее учебное заведение.
 
ВШЭ создана в 1992 году, нынешний статус носит с 2009 года. Основной кампус находится в Москве, ещё три — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
Я не могу по-доброму относиться к этому учебному заведению, поскольку оно планирует долговременное обнищание российского населения. Деньги, положенные мною на счёт в Сбербанке, обесценились в  несколько раз. Ограблены абсолютно все, ограбление продолжается. Посчитайте сами, сколько и чего вы могли купить десять лет назад, и сколько сегодня. Обесцененная западная валюта всё равно почти в сто раз дороже нашего рубля. В Китае за такие дела расстреливают. Внутренние санкции опаснее внешних.

Напомню, что становление рыночной экономики в СССР началось ещё в конце 1980-х. И когда в 1992 году правительство Егора Гайдара инициировало серию реформ, в России остро потребовались специалисты, разбирающиеся в современной мировой экономике и умеющие анализировать и прогнозировать результаты.

Образование тогда было полностью государственным, и в 1992 году насчитывалось 33 вуза в области социологии и экономики. Это был также год с самым низким ВВП и минимальными расходами на образование — всего 3,57 процента (данные с 1980 по 1998 год). Реформирование существующих консервативных вузов, к которым относился и МГУ, показалось правительству неэффективным решением, поэтому оно одобрило идею создать научно-исследовательский институт социально-экономических наук.

Реформаторами-разрушителями  был принят закон, позволяющий открывать частные вузы. Иногда слушаешь банкира или министра из экономического сектора и возникает вопрос: а они арифметику учили, чтобы заявлять, что с помощью высокой ключевой банковской ставки можно снизить инфляцию?

Википедия цитирует Егора Гайдара: «В начале 1990-х мы понимали, что отсутствие российской экономической школы, российского экономического образования — это стратегическая проблема для страны <…>. Создавать такую систему образования на базе существовавших экономических вузов было практически невозможно, поэтому, как в Институте экономики переходного периода, в Высшей школе экономики всё началось с чистого листа». 


Практически вся исследовательская работа того времени была сосредоточена в Академии наук. В МГУ в 1980-х годах Ярослав Кузьминов преподавал историю экономических учений. В 1989 году он стал заведующим сектором Института экономики АН СССР, тогда же при поддержке Фонда Джорджа Сороса создал «альтернативную» (то есть немарксистскую) кафедру экономики в МФТИ, позже эта кафедра недолго работала в МГУ. В одно время с Кузьминовым в МГУ преподавал  статистику  Евгений Ясин, который с того же 1989 года вошёл в комиссию Совета министров СССР по экономической реформе.
Существует университетская легенда, что Кузьминов и Ясин обсуждали идею создания «колледжа нового типа» ещё в 1990-м в сквере рядом с Большой Пироговской улицей.
«ВШЭ изначально задумывалась как think tank для чиновников. Она должна была содействовать реформам в России, готовить экономистов, аналитиков, преподавателей, способных работать в новых условиях на новую власть».— Евгений Ясин.

27 ноября 1992 года Егор Гайдар подписал постановление Правительства «О создании Высшей школы экономики» (которое стало его последним распоряжением в роли исполняющего обязанности премьер-министра). Создатели ВШЭ отмечали, что намеренно избегали слова «университет» и выбрали название «школа», которое отсылало к Лондонской школе экономики. Кузьминов был назначен директором, а Ясин — научным руководителем. Первое заседание Учёного совета состоялось 3 октября 1993 года. Согласно постановлению, ВШЭ изначально курировало  Министерство  науки, высшей школы и технической политики, однако вуз быстро перешёл в ведомство Минэкономики, которое поддерживало ориентацию на мировой опыт и не требовало следовать строгим образовательным стандартам.
ВШЭ сразу же получила гранты Евросоюза и Правительства Франции, отправила преподавателей на обучение в Голландию и пригласила профессоров из Сорбонны и университета имени Эразма Роттердамского. Отсутствие проверенной образовательной программы и опыт иностранных преподавателей стали преимуществом вуза, поскольку Вышка сделала упор на знание английского и перевела на русский язык качественные зарубежные учебные пособия. Отсутствующую библиотеку компенсировал быстро созданный онлайн-ресурс с учебными материалами[18].
Вуз первое время финансировало Минэкономики, а эксперты Вышки консультировали министерство по социально-экономическим реформам, юриспруденции и политическим наукам. Так, Кузьминов и Ясин в начале 2000-х участвовали в создании «Стратегии—2010» Германа Грефа, которая фактически легла в основу политики правительства этого времени. ВШЭ сопровождала административную реформу вместе с Сергеем Собяниным со времён, когда он был на посту вице-премьера и руководителя Аппарата правительства.

Летом 1992 года Вышка создала магистерскую программу переподготовки по экономике, привлекая студентов других вузов, закончивших специалитет, а в сентябре 1993 года первая в стране внедрила Болонскую систему образования.
К 1998 году, когда Россия включилась в Болонский процесс, Вышка уже имела сертифицированный магистерский цикл. Первый магистерский выпуск состоялся в 1995 году, на следующий год — первый выпуск бакалавров.
Стратегией вуза изначально была борьба за качественные кадры и студентов. В первый учебный год Вышке пришлось продлить сроки поступления, чтобы набрать достаточно абитуриентов на бакалаврские программы. В середине 90-х годов преподаватели стали презентовать вуз в московских школах, делая упор на то, что «новый экономический порядок требует нового типа подготовки».
Параллельно с бакалавриатом оставался и специалитет, в вузе была открыта аспирантура, но даже будучи бесплатной, она не привлекала студентов других вузов из-за условия защищать диссертацию в альма-матер. Из Википедии

Я преднамеренно привожу большую цитату из Википедии в отношении Вышки, чтобы напомнить, как создавалась система уничтожения экономики социального государства и подчинения великой страны западному капиталу.
И завершить прогулку по Мясницкой  хочу в музее нонконформистов.
В конце июня 2024 года в Москве на Мясницкой, 24/7, стр. 2, открылся Музей нонконформизма. Это открытие прошло тихо, а о музее мало что известно. Основательница музея — галерист и коллекционер Надя Брыкина - Nadja Brykina Gallery.

Почему решили открыть галерею в Москве?
НОНКОНФОРМИЗМ. Под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950-1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с неформальными молодёжными движениями.

«Открытие галереи в Москве было связано с тем, что мы к тому моменту уже представляли художников-нонконформистов в Швейцарии, а наши соотечественники о них вообще ничего не знают. Выставки проходили в Цюрихе, где довольно много публики из России, но они никогда не слышали об этом искусстве. Поэтому и возникла идея организовывать выставки в Москве. Для галереи нашли подходящее пространство на Мясницкой. В этом доме раньше располагались общежитие и квартиры преподавателей Строгановки. Стены этого здания начиная с конца XIX века в течение многих десятилетий впитывали в себя дух творческих поисков. Чтобы сохранить нашу историю и продолжить культурные традиции, мы начали знакомить публику с последующими поколениями художников, так называемыми шестидесятниками, в свое время обделенными вниманием. Это были свободные и сильные натуры, которым удалось выработать абсолютное безразличие к славе и материальным благам, погасить амбиции и исключить конъюнктурность», - Надя Брыкина.

Коллекцию Надя Брыкина  стала собирать в начале 1990-х. Вся коллекция складывалась на глубоких духовных связях с авторами: их судьбы, их истории,  их необычные рассказы, от которых душа наполнялась эмоциями, а разум — бесконечными вопросами. Отношения строились на дружбе и понимании.

Организатор галереи рассказывает: «Мне всегда были интересны художники, которые жили в России и не собирались ее покидать. Эти художники себя не продвигали. Они чувствовали себя чужими не только в официальных художественных кругах, но и среди представителей андерграунда. Этих авторов в то время не только не знали зрители, но и они сами не знали друг друга. Например, в 2006 году на выставку московского художника Марлена Шпиндлера в Цюрихе приехал его коллега и ровесник скульптор Андрей Красулин из той же Москвы, и оказалось, что Красулин ничего не знал о Шпиндлере, потому что Марлен 15 лет промыкался в ссылках и тюрьмах и его никто не выставлял. Тот же самый Красулин ничего не знал о Михаиле Матюшине, русском авангардисте, одном из создателей направления, названного «органикой».
Как-то в 1980-х Андрей оказался в запаснике Третьяковской галереи по своим делам и там впервые увидел произведения, которые имели сходство с его работами. Это были работы Матюшина — таким образом он узнал об авторе. Получалось, что мы старались показать этих художников на Западе, чтобы там их полюбили и оценили, а в России о них ничего не знали. Как после этого не создать галерею в Москве?
К сожалению, в то время не было практически никакой информации, никаких изданий. Когда мне нужно было составить первые книги, я думала, что мне помогут искусствоведы, а они говорили: «Если хотите, мы можем написать статью, а рыться в архивах, находить структуру — это работа черная, мы этим не занимаемся». Хотя время было сложное, и оплата была нормальная. Но никто не хотел. Отступать было некуда, и мне пришлось заниматься этим самой. Интуитивно, по старинке наклеивала изображения на листки бумаги, чтобы легко можно было все разложить на плоскости. Надо было прочувствовать автора, его душу, ход его мыслей, все увидеть и сравнить, понять развитие языка художника. Так рождались наши издания. Очень благодарна дизайнеру Николаю Штоку, с которым мы уже 30 лет вместе работаем и смогли издать около 30 каталогов, монографий на четырех языках.
Когда я начала собирать коллекцию, делать выставки и выпускать книги, которые рассказывали об истории искусства этого периода, об условиях, в которых эти художники жили и работали, нащупывая свой путь в искусстве, у меня появилась мысль о создании некой институции, выполняющей функции музея. Но друзья в Швейцарии мне говорили: «Вот есть музей Пикассо в Люцерне, там представлено 40 работ художника, их все один раз посмотрели и больше туда не приходят. Нужна галерея, чтобы было движение». В 2006 году была создана галерея, но оставалось чувство, что все это надо сохранять, а не продавать. Музейщики, художественные критики, которые посещали выставки наших художников в Цюрихе, отмечали высокий художественный уровень экспонированных работ и часто говорили, что у нас не просто галерея, а настоящий музей. Но тогда я не могла и мечтать о музее. Казалось, что не хватит сил и смелости, да и само слово «музей» меня тогда просто пугало.
Следующим шагом стало создание в 2018 году в Москве некоммерческой организации — фонда поддержки современного искусства. Это было логичное продолжение нашей деятельности, несмотря на обтекаемость этого определения. Благодаря фонду стало легче договариваться с государственными музеями о проведении выставок.
Потом начался коронавирус, всех заперли по домам, люди обозлились, настроились друг против друга. В мире сложилась странная ситуация, а в прошлом году стало еще больше неопределенности. На Западе резко заговорили об отмене русской культуры. Не надо забывать, что в советское время шестидесятников уже запрещали у себя на родине.
И все эти обстоятельства, как ни странно, подтолкнули меня к созданию музея. Появилось сильное внутреннее сопротивление и обостренное чувство ответственности. Надо было отстаивать свои позиции: сохранить определенный пласт нашей культуры, память о тех сильных и мужественных людях, многие из которых ушли в мир иной. Понятно, я и сама не молодая и не грех было бы побольше отдыхать, но совесть не давала мне покоя. Разумеется, брать на себя дополнительную ответственность не хотелось. Но я понимала, что художники мне доверяли, что по жизни мне очень повезло с ними тесно соприкоснуться, и пока я еще жива, нам просто необходимо создать музей. Надеюсь, потом появятся другие люди, молодые, они продолжат идею. Но начинать надо немедленно.
Я подала документы на регистрацию музея, думая, что с таким названием его все равно не зарегистрируют. Но Музей нонконформизма зарегистрировали».