Неприличное слово

Ирина Граузите
  В одном из  выпусков „Дома культуры” Юрия Мамина описан, а может автором придуман, интересный жизненный эпизод. Поэт Василий Андреевич Жуковский  был  педагогом  детей императора Александра Павловича. Его ученица   княжна Елена Павловна  неожиданно задала странный вопрос :
- Василий Андреевич, я  вчера случайно услыхала   такое непонятное слово – х…. Что это такое?
  Когда она это слово произнесла, все присутствующие члены благородного семейства, были в полном шоке. Жуковский, прекрасно зная психологию ребёнка, нисколько не растерялся.  Дети любознательны, их всегда интересует незнакомое, непонятное.  К сожалению,  легко запоминается то, что  для детских ушей не  предназначено. Педагог  пытался объяснить:
- Многие слова образуются от других, похожих. Например, глагол „суй” от похожего глагола „совать” и так далее, а это слово, возможно, от глагола „ховать” Но лучше бы вам  его не повторять  Это слово грубое и неприличное.
 Дабы переключить внимание девочки на более подходящую для светской беседы тему, Жуковский  заинтересовал её своим новым стихотворением  и предложил высказать мнение об услышанном.
   Возможно, этот случай только выдумка автора „ Дома культуры”.  Мне даже показались смешными объяснения словообразований от предлагаемых глаголов.
   Вспомнилось  подобное  из моей собственной жизни. Pодители строили дом, а меня отправили  к родственникам, которые жили в маленьком шахтёрском посёлке на Донбассе. Там я и  поступила в первый класс. Со мной переехала бабушка. Обосновались мы с ней в семье её средней дочери Людмилы, моей крестной. Бабушка в молодости учительствовала. Людмила работала в школе, преподавала математику. На семейном совете решили, что  ,ребёнку необходимо создать условия для начала успешной учёбы.
   Как- то раз с гурьбой мальчишек первоклассников  после уроков идём по улочке шахтёрского посёлка.  Я  с удовольствием громко читаю надписи на заборчиках соседних дворов.  Мальчишки сначала удивлённо притихли, потом почему- то засмеялись.  Слов, написанных мелом на заборчиках, было много.  Мальчишки ещё не умели, так как я, хорошо читать.
- Ира, прочти.  А здесь что  написано?
 Я,  чувствуя своё преимущество ,даже с гордостью читаю -   х…. Идём дальше,   я опять читаю, они хохочут.
- Ну что вы смеётесь, я ж не знаю, что это слово обозначает.
- Это ругательное слово.
- Не поняла, даже ругательства что –то обозначают. Например, дурак- это глупый человек , а это что?
 Они просто заливаются смехом.
-Не хотите сказать и не надо, у бабушки дома спрошу, она всё знает и мне объяснит.
- Спроси, спроси, ха-ха –ха.!
 Вхожу в дом , бегу к бабуле со своим вопросом. Наверное, он её ошеломил и расстроил. Любимая внучечка, нежная девочка, которую она бережно,  как хрупкий цветочек растила, вдруг говорит такое.
- Где ты это слово услышала?
- Я прочла, оно здесь на многих заборах мелом написано.
- Это гадкое слово , написали его хулиганы. Никогда его не произноси, даже забудь! Хорошие люди такие слова не говорят.
   Может слово не забылось, но вычеркнуто было  из лексикона, даже его стыдно стало не только  произнести, но и подумать.
   Более тридцати лет живу в Прибалтике, так уж сложилась моя жизнь Язык государственный, русский сейчас  в опале. Хотя часто поток слов националов  прорывает обильный русский  мат .Наверное, в некоторых ситуациях он звучит  убедительнее и доходчивее.  Как там в известной пословице – „ На чужой роток не накинешь платок”.