Пределы

Евгений Бриммерберг
ПРЕДЕЛЫ
2023г.

1.
Творение есть наука о пределах.
Пределы есть единственная конкретность, образующая реальность.
Реальность есть ощущение мыслимого.

2.
Что такое предел? Это вынесенная из мировой бездны поверхность чувственного представления, в которой разум находит свое понятие.

3.
Каждое состояние мира предельно, поскольку является предназначенной для разумного понятия поверхностью чувственного представления. Поэтому сущность мира разумна.

4.
Определение, следовательно, есть структура понятия.
Предопределение есть осмысленная в разумном понятии идея.

5.
Поскольку структура состоит из множества предопределенных определений, она, помимо существенных значений, заключает идеальную интуицию. Идеальная интуиция позволяет предопределять появление определения, но только опыт или воображение могут это определение установить.

6.
Подтверждение или опровержение совпадения предопределения и определения ведет или к индифферентности, или к четкому различию добра и зла. Индифферентность помогает объяснять и оправдывать события, происхождение которых неясно: или они происходят по воле Бога, или от умственного расстройства человеческого существа и его общественного устройства. Предопределение как истинная цель творения устанавливает подлинность событий в среде абсолютного духа. Именно этот дух согласен с истиной и ее подлинным содержанием. Против этого абсолютного духа выступает личностное своеволие, готовое выдать реальность своего деяния за факт предустановленной подлинности. Теоретическое обоснование несовпадения предопределения и определения состоит в следующем: абсолютный дух является реальностью событий только в том случае, если эта реальность заключает в себе истинную подлинность. Что такое истинная подлинность? Это предел мирового образования, события которого устанавливают реальность абсолютного духа. В чем заключается эта реальность и как отличить ее от реальности живого существа, не разделяющего добро и зло? Реальность абсолютного духа вовлекает живое время в процесс творения еще не найденного существа мира; реальность не определенного абсолютным духом существа служит той истине, судьба которой не может различить добро и зло. Судьба истины вообще - это абсолютный дух. У своеволия нет судьбы, а есть лишь посягательство на судьбу истины. Но поскольку истина в абсолютном духе преодолевает любое сопротивление, то и подлинность творения запечатлевает своеволие лишь как феномен личностного определения. Определенная своеволием личность лишь эпизод внеисторической реальности в развитии абсолютного духа.

7.
Не все в истории история, а лишь то, что движимо абсолютным духом.

8.
В состав предопределения входят понятия цели, смысла, провидения, истины. Все это вместе образует понятие идеи бытия. В отличие от бытия откровения, в котором замысел еще не отделился от ничто, это бытие наполнено жизнью творения и есть состояние абсолютного духа, разворачивающегося в истории в развитии абсолютной идеи. Такого понятия достигла философия в своем экстремальном выражении. Деятельность абсолютного духа ограничена определением времени, в котором творение узнает себя в качестве впечатления. Понятие разума в том и состоит, чтобы исчерпать эволюционный потенциал в конкретно созданном выражении. Можно сказать, что разум Бога состоит из впечатлений, которые наполняют абсолютный дух феноменами истины и подлинного бытия. Творение из предумышленного полагания цели в истинном ее незнании превращается в неопровержимый факт бесцельного существования, поскольку определенное творение не совпадает со своим предопределенным замыслом.

9.
Беспредельным называется такое определение, в котором обозначенные в своих пределах смыслы утрачивают предметность, становясь осознанной волей. Такая обозначенная в себе беспредельность называется дух.

10.
Эта осознанная воля лежит в основе беспредметного искусства. Ведь только она являет собой феномен духа в своевременном образовании. Современным искусством должно, следовательно, называться то, в чем прослеживается становление духовного образа беспредметного мира посредством действия осознанной воли. Эта осознанная воля есть инструмент абсолютного духа, который приближает истинное творение к подлинности своего бытия. Ведь осознанная воля в качестве беспредметного духа и есть первоначальный опыт истины, в котором она проявляет сущность абсолютного духа или предопределение. В ней устанавливается корреляция определения с предопределением, истины с подлинностью. Подлинная истина в отличие от ложной истины есть достояние духа, заключенного в беспредметности осознанной воли. Ложная истина является безвольным, инертным следствием предметного существования в известных пределах.

11.
Задача живописи сводится к тому, чтобы выявить элементарную подлинность определения.

12.
Искусство - это рана, которую наносит человек Богу. Бог отвечает любовью и красотой.

13.
Эпохальные моменты истории состоят из ран, которые человек нанес Богу. Первым таким деянием, преобразовавшим мир, было убийство сына Бога, нанесение ему нравственной раны. В ответ Бог установил на земле милосердие и любовь посредством своих миссионеров. Почти две тысячи лет человечество с благодарностью отзывалось на любовь Бога и его милосердие. Затем Ницше покусился уже на самого Бога, не ранив, а убив его. Мертвый Бог уже не может ответить бессмертной любовью, поэтому возмездие и кара обрушились на человечество. Но если Бог мертв, то кто карает? Мертвое противоречит вечности и бессмертию Бога, поэтому Ницше не убил, а отверг его. Адекватный ответ Бога не любовь, а кара, поскольку отвергнутое не может навязывать свою любовь отвергающему. Так что кара бесноватым фашизмом и коммунизмом была адекватным ответом на человеческую глупость. Ведь если есть высший человек и есть общественное равенство, то для этого не обязательно отвергать Бога. Вне Бога высший человек превращается в низшего, а равенство - в безнравственную иерархию. Так что человеку ничего не остается как вслепую ранить Бога, обнаруживая его присутствие. Эти раны целительны, они исцеляют душу, поскольку благодатная божественная любовь согревает ее. Даже женщина не может согреть так, как согревает божественная благодать. В пределах Бога художник ищет добычу: тот дар, который был творением, а стал тяжким бременем жизни. И Бог никуда не исчез. Он лишь отвечает благодарностью на благодарность, считая человека взрослым творением и умом, с которым надо говорить серьезно и без компромиссов.

14.
Почему историческое искусство, искусство абсолютного духа стало современным преодолением нигилизма?
Предшествующее искусство идет к тому, что ничем не кончается.
Современное искусство идет к тому, с чего ничего не начинается.

15.
Современное искусство находится в полном согласии со вселенной, которая, утрачивая свое предметное вещество, одновременно обретает свою вещественную предметность в сознании себя. Возвращая себя в качестве предмета из бездны материи, она создает Бога, ибо Бог есть кульминация вселенского сознания. Так и искусство обретает свой предмет, потеряв его, поскольку его невозможно было сохранить: ведь абсолютный дух не знает своего определения, так что не обладает предметом своего сознания, а есть лишь истина, стремящаяся к подлинности.

16.
Если я утверждаю, что абсолютный дух в мировой истории не имеет никакой цели, а лишь искушает истину посредством искусства, то я должен признать, что искусство или неопределенно, или определено мной как его своевременным началом и антидуховным вызовом. Только человек противостоит историческому абсолютному духу как временное существо, располагающее сознанием бытия истины, искушающей этот абсолютный дух. Поскольку человек это я и без этого я человека не бывает, то я и утверждаю свое превосходство над абсолютным духом как своевольное существо, устанавливающее свою цель в противоположном духу направлении. И если дух стремится от начала, то я стремлюсь к началу, в котором действие духа раскрывает свою истинную причину. Беспричинная истина невозможна, ее причина в подлинности, а подлинность есть мое сознание, устанавливающее границы мира, его определенность. Поэтому когда говорят о беспредельности мира, исключают меня из его рассмотрения: я есть его предел. Мир, определенный мной, есть момент абсолютного духа, в котором свершается история его судьбы. Судьбоностность творения в том и заключается, чтобы противостоять моему сознанию, побуждая его к подлинному выражению духа.

17.
Бунт против абсолютного духа, который освобождает от ответственности за судьбу мира и являет творение в непогрешимой чистоте, оставляет наедине с возвращением в предсотворенную бездну. Но это не та плоская бездна, в которой еще нет пустоты: это зияние свершившейся судьбы абсолютного духа, помраченного отсутствием дальнейшего света. Грозно смотрит это чудовищное творение, пресекшее свой путь. Смотрит прямо в лицо отсутствием своего лица. Присваивает лицо, чтобы вырваться из отсутствия времен. И я принимаю это определение абсолютного духа в своем лице. Отныне наступила подлинность всего сущего без тьмы и света, добра и зла. Отныне идет навстречу тому то, что не дошло до этого. И эту дистанцию, разделяющую то и это, предстоит пройти.

18.
Можно предположить, что целью абсолютного духа было достижение самого себя, свершение своей судьбы. Обрисованный им мир обрушил в себя установленные ценности. Бог, истина, любовь растворились в напряженном определении его образа, ограниченного человеком, мной, вне его живым существом, заботящимся о сохранении жизни. Эта забота и самозабота, которая пришла на смену абсолютному духу, сугубо индивидуальна. Этот феномен описан в философии прошлого века. Человек с его насущной нуждой, в бессмысленном бытии вечности, протекающем во времени, грезит неопределенностью сверх ограниченного определением абсолютного духа творения. Если что и сотворено, то оно вернулось в неопределенном взгляде на свой образ. Образ Бога затерялся в неясности предопределения, в глубокой широте абсолютного духа, закончившего свою судьбу. Я стал вне того, что было тем, чему я принадлежал. Я покинут чем бы то ни было в абсолютной найденности для себя и собой. И это то, что пришло на смену абсолютному духу.
Поэтому появляется соблазн на смену искушению и искусству предъявить антиискусительное антиискусство. Такая попытка и была сделана. И поскольку она не принадлежит к сфере абсолютного духа, не входит в состав его судьбы, оценить ее невозможно. Она реальный факт, который несоизмерим с идеей, поскольку идеи антиискусства нет иной, чем протест, бунт человека против предумышленного существования. Человек отказывается от себя как исторического творения, как мифа, породившего реальность. Он есть безначальное начало себя, вынужденное заставлять себя не быть вместо того, чтобы быть. Это и есть принцип антибытия, антиискусства и антиискушения. Истина свершилась ложью, абсолютный дух иссяк, человек не хочет быть тем, кем он стал не по своей воле. Но у него нет воли, которая могла бы помочь ему понять кем он должен был стать  и теперь быть. Очищение от истории, абсолютизма идеи, веры, моментальное обладание собой во времени, вот то, в чем он находит свое призвание. Каждый момент неизвестности, беспрестанное ощущение светящейся бездны в ночном мраке, зовет туда, где тревога бытия найдет покой и ясное, не нуждающееся в творении, постигшее себя начало.

19.
Постабсолютизм в искусстве окончательно сформировался в Европе в начале прошлого века. Он не имел собственного названия, пока манифестанты не придумали ему имя. Пытались представить его в виде антиискусства, оно таковым и было, поскольку исходностью его было не историческое прошлое, не традиция, а бескомпромиссное ее отрицание. Исходным стал человек, жизнь свою сделавший искусством, а не изображаемый предмет. Искусство распалось на множество личностей, стремящихся общими усилиями вернуть абсолют утраченного, тот абсолют, который и был началом искусства в качестве идеального предмета, а ныне стал уносящей человека от самого себя стихией. Каждая личность порождает свое искусство, поскольку искусство обусловлено не идеей, а безусловной свободой человека. Искусство постабсолютизма имеет сколько угодно названий и будет иметь их еще больше. Название ограничено только способностью человека его выдумать и преподнести. Это и есть принцип солидарности художников, а не тот принцип, который складывался на основе рутинного представления о единообразии искусства. Общество разделяется по тому же принципу: абсолютный дух приводит к государственному устройству; постабсолютизм - к свободному обществу. Между ними идет непримиримая война, в которой участвуют Восток и Запад. Государственное устройство как архаичный вид развития человеческого общества обречено еще долгое время пребывать в России. Постабсолютистские преобразования еще не коснулись ее, реакционный консерватизм настаивает на сохранении государства, фиксируя нравственное развитие людей на реликтовом уровне.

20.
Вспомнилось московское антиискусство 70-х годов. Чем оно запомнилось? Каждый его представитель был индивидуальностью. Большинство из них были идиотами, но их идиотизм был актуален. Он был сильнее традиционного ума. Они не были холопами, они отрицали, тогда как традиционалисты старались приспособиться. И я помню этих людей до сих пор. Мы легко понимали друг друга, хотя я в то время стоял на абсолютистских позициях. Но я чувствовал их правоту, и это была не художественная правота, а гражданская и мировоззренческая. Проблема здесь в том, что искусство не должно зависеть от своей антипозиционности. Нет культуры - нет антикультуры. А если культура есть, то может быть только дальнейшая культура, пусть даже в виде отрицающего ее продолжения. Новая теория, новые взгляды не уничтожают старые, а лишь отодвигают их вглубь веков. Ведь и времен не было бы, если бы каждый новый вид культуры уничтожал предыдущий. Не отрицал же Вагнер Бетховена, а, наоборот, восхищался им, написав "Паломничество к Бетховену". Кто из эпигонов культуры чтит ее столь же горячо, как отрицающие ее новаторы? Никто. Именно отрицатели лучшие хранители. Но не те, которые не знают что отрицают, а те, которые нашли подтверждение ценности отрицаемого. Так что представители постабсолютизма, отрицатели культуры как раз и были теми продолжателями культуры, к которым я причисляю себя. Моя посткультура носит характер классической культуры в образе сверхкультуры. Человек, я стал синонимом искусства, а не Бог или идея. Тотальное искусство возникло как доведенное до предела выражение постабсолютистского искусства. Пусть все будет тотальным искусством, пусть люди станут творцами - это позиция, а не искусство. К искусству будут предъявлены иные требования чем те, которые сумело ему предъявить тотальное искусство. Тотальное искусство как наиболее эффективный способ коммуникации оправдало себя: человек почувствовал, что он есть мир, а не среда, в которой он живет. Современный постмодернизм есть последнее звено постабсолютистского искусства. Насколько уплотнило оно мир ожиданием чуда всепомешательства - предстоит узнать. Но реальность, поиграв с ним, проигнорировала это чудо, растворив его в непроницаемом фанатизме действия. Простодушие тотального искусства пришло к своей противоположности в породившей его тупость реальности.

21.
Творец вложил веру в человека не для того, чтобы он верил, а для того, чтобы он хотел жить, не веря.

22.
Я лгу, не ведая причин. Причины есть, но ложь их скрыта.

23.
Апокалипсис - это состояние ума, при котором не хочется жить. Мир тускнеет, жизнь превращается в кошмар однотипного существования, радость меркнет, а путь в никуда кажется нескончаемым. Тогда следует снисходительно отнестись к своему жалкому существу, простить его и предаться той нескончаемой силе, которая движет жизнью, несмотря на ее сокрушение.

24.
Предмета для изображения нет. Художник сам есть предмет - неуловимый, необозначенный, недостижимый в своей власти над собой. Сколько бы он ни старался овладеть своим понятием, оно всегда будет внешним ему образом, в котором он обретает сознание той части себя, которую ему удалось выделить из собственного абсолютного могущества.

25.
Прежде, чем что-то сделать, подумай: действительно ли ты делаешь не то, что надо, или заблуждаешься и делаешь то?

26.
Человек всегда один на один с существом человечества.

27.
Все больше тянет меня уйти из жизни. Был я там, когда меня не было, или появился никогда не быв? Бытие все еще ускользает. Что значит быть? Обнаружить свое присутствие среди противоположного. Но кого я обнаружил в качестве обнаруженного? Не противоположное ли противоположному? Тождество обнаружил. Но тождество и без противоположного должно быть? Так куда я стремлюсь, чтобы покинуть мое тождество? Разве не в тождество без сознания своего тождественного бытия? Не в тождество без противоположного? Но как же это тождество будет мной, если не сознает своего бытия, то есть присутствия среди противоположного? Разве тождество не бытие без бытия? Но каким еще может быть бытие без бытия? То бытие без бытия, в которое я стремлюсь? Как обозначилось в противоположном самотождественное, которому противоположно все, а оно не противоположно ничему? Тождеству достаточно стать, а не быть. Ставшее не нуждается в бытии, и тождество может быть как конечнее бытия, так и начальнее. Ведь начальное предстоит тождеству, а конечное тождеством устанавливается. Минуя противоположное через тождество происходит становление предстоящего в установленное. Этот процесс, следовательно, не рефлексивный, поскольку исключает из своего становления противоположное, а самопроизвольный. Что значит самопроизвол? Самопроизвол значит переход предустановленного в установленное. Отсюда следует, что все тождественное обладает способностью к рецессивному познанию. Что значит рецессивное познание? Это способность переходить от установленного к предустановленному, чтобы установить это предустановленное в качестве установленного. Став установленным, предустановленное смыкается с установившем его установленным в тождестве, что и объясняет возникновение тождества. Тождество есть смыкание предустановленного и установленного в рецессионном познании.

28.
Творение есть праздник тождественного противоположного, удивительное присутствие друг друга, где каждый в другом ищет тайну, скрытую в себе. Любовь основана на стремлении постичь эту тайну, тайна любви и есть человек. Любовь есть влечение к тайне, человек в противоположном ищет чудо тождественного явления. Его изумление раскрывает тайну любви до тех пор, пока в себе не найдет то, что ищет в другом человеке. Это и есть понятие, то есть тождественное единство противоположного.