Мысли о древнем...

Александр Ивашкевич
       Фиванская космогония считает Амана (Амуна, Амена,  Ammouneisa -  отсюда  "аммоний", "хлорид аммония" . "аммиак") - единственным Явленным  творением (Образом, Обликом) , создавшим всё сущее, отцом отцов и  отцом всех  богов, поднявшим небо и утвердившим землю.
       Другие боги возникли из его уст  (т.е. сотворены были его словом), из его слёз родились люди. Его женой была богиня Мут - великая мать  богов: олицетворяющая  некую первичную  жидкую материю (нечто подобное  илу Нила или, выражаясь современным языком, суспензию, эмульсию, гель...
         Кстати, милетский философ  или, как тогда выражались, "фисиолог" - от   греческого "фюсис", что отражает  истинную природу всех вещей - под впечатлением этого мифа считал, что  первоначалом всего  сущего является вода.  А Фалеса сейчас считают, признают основателем всей европейской философии.
Другой мыслитель Анаксимен явно под влиянием  учения жрецов  Гелиополя ( Гелиополь - столица 2-го Нижнего египетского округа с культом бога Ра  -  Восьмибожий храм)  о божественной первопаре Шу и Тефунт и фивинской концепции  амунеев о божествах бесконечности  Амоне и Мут,  выдвинул представление  о том, что  первосущностью  всего в природе  является воздух .
      Анаксимандр же , также придерживающийся учений Гелиополя и вере в Хух и Хауха в первоначало всего положил  понятие " апейрон". «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в вечном движении. Апейрон — это бескачественная материя; всё возникло путём выделения из апейрона противоположностей (например, горячее и холодное).
       Согласно Александру Афродизийскому, апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй.
       Пифагорейцы называли апейроном беспредельное бесформенное начало, которое вместе с противоположным ему «пределом» является основой сущего.
       На Пифагора египетские богословия, мифология, астрономия, астрология, математика  оказали огромное влияние. За 12 лет от 539 до 527 годов до нашей эры Пифагор обошел  все храмы Египта. Отправится в Египет Пифагору порекомендовал престарелый Фалес, к покровительству которого  он прибегал  в Милете, после бегства с Самоса. Ну это уже отдельная история...
      Я здесь, единственное, хотел подчеркнуть,  что в развитие науки  имеет большое значение  преемственность и взаимообогащение новыми знаниями , учениями идеями, концепциями  между учёными  разных цивилизаций, культур, наций стран .
      Греческие и римские  концептуальные теологические, космологические системные знания , учения исходят из единого источника - египетского, а те, в свою очередь из более древнего, вавилонского, аккадского, шумерского...
      Евреи сочинили своё главное учение - Тору - И Пятикнижие  Моисея или Ветхий завет  под существенным влиянием  этих древних учений. Это нормальный процесс. Ничто не создаётся на пустом месте!
      Понятно, что никто ничего тупо не копировал - всё создавалось творчески! 
      На основе имеющегося... На базе парадигм понимания прочитанного и актуальности имеющегося бытия. А в этом процессе всегда рождается нечно новое!
      Всё создавалось на текущей базе актуальных идейных парадигм, новых методологических схем,  специфических и актуальных гносеологических концепций - каждый  брал, выбирал  всё то из них, что в наибольшей степени  отвечает культурным традициям текущего момента народа и может в наибольшей степени  быть использовано и реализовано  в конкретных текущих исторических обстоятельствах.

       "Мифы. Мифотворчество - форма познания мира."
 http://proza.ru/2024/01/25/1493