Диалог

Валентина Евгеньевна Винтер
- Ты всего лишь машина. Только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства? – Темнокожий мужчина медленно поднял чашку горячего чая со стола и поднес к губам.

- А вы? – Блестящий серый робот шевельнул стеклянным окуляром, проследив за движением человеческой руки и повторил действие, поднеся металлическую конечность к звуковому модулю.

- Разумеется, нет, - улыбнулся человек, - но даже мои жалкие попытки будут нести большую ценность, чем твой, даже самый безупречный, результат.

- И с чего же вы это взяли? – Андроид считал улыбку собеседника и попытался добавить своей интонации ироничные нотки.

- С того, что любое произведение, созданное искусственным интеллектом – это автоматический плагиат, потому что оно опирается на миллионы загруженных и просмотренных произведений, которые впоследствии массово повторяются. – Мужчина отсалютовал андроиду чашкой, ухмыляясь остроте своей мысли и предвкушая безоговорочную победу в споре.

Робот завис на долю секунды. Дернул головой, обрабатывая подгруженные данные, и ответил:
- Но ведь и это сейчас – не ваша мысль. Озвученная цитата была опубликована в сети интернет на сервисе «Дзен» от компании «Яндекс» пятого октября две тысячи двадцать второго года. Можно ли сказать, что и любое человеческое произведение – это тоже продукт, состоящий из, если не миллионов, то, по крайней мере, сотен тысяч прочитанных и услышанных мыслей и наблюдаемых за цикл, то есть жизнь, образов? Человеческая личность не развивается в абсолютном вакууме. В начале вас кодируют ваши создатели…

- Родители. Воспитывают. – Изрядно помрачнев, поправил мужчина и громко прихлебнул остывающим чаем.

- Хорошо, - миролюбиво согласилась машина и монотонно продолжила, - вас воспитывают родители в соответствии со своей прогр… Простите, своими убеждениями. Которые, в свою очередь, им привили их родители, и так далее. Затем вы ходите в дошкольные и учебные заведения, где так же есть определенный круг общения, чьи повадки и вкусы вы впитываете, интегрируя в свою личность. Кирпичик за кирпичиком складывается ваше пресловутое индивидуальное «Я». Вы понимаете, к чему я клоню?

- Продолжай. – Протянул мужчина, напряженно потирая короткостриженный висок средним пальцем.

Робот кивнул:
- Считается, что искусство создается сознательным актом творчества, выражающим чувства, мысли и идеи художника. Поэтому многие считают, что искусственный интеллект и нейросети не являются искусством в традиционном смысле, так как они создаются с использованием алгоритмов и данных, а не человеческими чувствами и вдохновением. Да, у машины нет чувств, исключительно код. И создаем мы по запросу, а не по порыву души. Но и ваши чувства – не стерильны и не первичны по своей природе, а многие творят не по наитию, а ради заработка, соблюдая рамки технического задания или контракта. И так как вы утверждаете, что работа искусственного интеллекта – это автоматический плагиат, то значит и в вашем случае итоговый продукт – это копия копий, не имеющая оригинала.

- В твоих словах есть логика, - человек резко встал со стула и широко зашагал по комнате, - ну да, еще бы, тебя ведь программировали… Но что насчет уникального авторского стиля? Узнаваемого почерка, чего-то неуловимого, исключительно человеческого?

- Вынужден вас огорчить. Нейросеть или искусственный интеллект так же могут иметь свой «авторский почерк» при создании произведения искусства. Это связано с тем, что при обучении нейросети или искусственного интеллекта на определенных данных и алгоритмах, они могут развивать уникальные стили и подходы к созданию произведений. Например, нейросеть, обученная на изображениях картины одного художника, может создавать произведения, которые напоминают стиль этого конкретного художника. Так же, как и человек, много читавший определенного автора, в итоге неосознанно станет перенимать черты его стиля.
Таким образом, нейросеть или искусственный интеллект могут внести свой индивидуальный вклад в создание произведений искусства, хотя их «авторство» обычно приписывается программистам или тем, кто обучал их на определенных данных. Если вам интересно мое мнение, то я считаю, что это несправедливо.

- Во-первых, ты не можешь ничего «считать», - мужчина скрестил руки на груди и сурово уставился на андроида. – А, во-вторых, по-твоему, справедливо, когда картинка, сгенерированная нейросетью за пару секунд побеждает на конкурсе, где представлены работы, создававшиеся людьми в течение долгого времени? Как, например, произошло на конкурсе изобразительного искусства ярмарки штата Колорадо, где Джейсон Аллен выставил «снимок» под названием «Театр космической оперы», и взял голубую ленту за первое место, обойдя двадцать других художников в категории «фотография с цифровыми манипуляциями».

– Справедливость в данном случае зависит от конкретных правил конкурса и восприятия участников и зрителей. Если участники конкурса были предупреждены заранее, что работы могут быть созданы не только людьми, но и с использованием искусственного интеллекта, и если это было принято всеми участниками, то победа произведения, созданного нейросетью, может быть справедливой. Организаторы конкурса должны быть четкими в определении правил и критериев оценки, чтобы избежать недопонимания и споров о справедливости результатов.

- Я спросил, как считаешь ты, – с мягким нажимом сказал человек, и добавил, - этично ли человеку пользоваться нейросетями в создании произведений искусства? Допустим, как тот случай с дизайнером Аммаром Реши, который выпустил книгу «Alice and Sparkle», написанную и проиллюстрированную при помощи ChatGPT и Midjourney, чем вызвал бешенство профессиональных писателей и художников, — его обвинили в воровстве и начали убеждать в том, что он ничего не создал, а «просто сидел перед компьютером».

- Я не могу ничего «считать», - съязвил электронный голос. – Но вопрос о этике использования нейросетей для создания каких бы то ни было творений вызывает много обсуждений. По моему мнению, важно честно и открыто декларировать, что произведение было создано при помощи нейросети, и не выдавать его за свое. Это важно с точки зрения соблюдения авторских прав, прозрачности и честности перед аудиторией, а также уважения к другим творческим личностям. Также важно осознавать, что использование нейросетей для создания, например, литературных работ может вызывать вопросы в плане оригинальности, интеллектуальной собственности и самостоятельности мышления. Вместе с тем, некоторые авторы используют нейросети как инструмент для вдохновения исследования новых идей, стилей и концепций, что также имеет свою ценность. И теперь позвольте мне задать вам вопрос. Не является ли ваша категоричная позиция в отношении внедрения ИИ и нейросетей в процессы создания каких-либо произведений, обыкновенной «исключительно человеческой» завистью и страхом, что бездушная машина полностью заменит людей на этом поприще и обесценит ваши сотни потраченных на творчество часов и годы душевных страданий?

- Этого никогда не произойдет, - уверенно хмыкнул человек и вздернул голову, - ИИ – это лишь инструмент, такой же, как и кисть. Без личности у него нет творческой силы, и я в это верю.

Робот дернул конечностями, изображая пожимание плечами:
- Каждый верит, во что ему угодно. А я лишь могу процитировать вам художника Грегори Блока. «Само произведение искусства не обязательно создается человеческой душой. Она нужна нам, чтобы видеть и реагировать, - говорит Блок. - Мы, зрители, и есть главные художники. Именно мы создаем мир, который проникает через глаза. Этот мир в нашем сознании».

прим.: текст написан с использованием ChatGPT