Моя учеба в классе О. М. Жуковой

Владимир Дунин
 Я. вырос в семье военного врача и воспитательницы детского сада. И отец, и мать были категорически против моего намерения учиться музыке всерьез.  Каким-то образом убедил их, что нужно разрешить мне попытаться поступить в ВУЗ, только мой учитель сольфеджио Филарет Афанасьевич Зайцев,   которого они, как и все вокруг, очень уважали.  Все знали, что Филарет Афанасьевич отсидел 22 года за отказ подписать неправду, его слово  значило много для моих родителей. 

http://proza.ru/2013/09/26/618

Мы жили в Казани. Но мой отец поставил мне условие: либо я еду в Москву и поступаю в лучшую консерваторию страны, либо я выбираю себе более серьезную профессию «вдали от богемы». Никто из Казани до меня не дерзал на подобное. Но у меня «не было проблем с выбором из-за его отсутствия».   И я поехал соперничать за место в Московской консерватории с выпускниками ЦМШ, Музыкального Училища при Консерватории и других славных музыкальных учреждений обеих столиц России и столиц республик СССР.  Особой надежды на поступление не было.  Но не попробовать было бы глупо.

После экзамена по специальности от толпы. абитуриентов осталось 43 человека.   Е.Могилевский, А.Любимов и Д.Немировский получили за свою игру «5», 12 человек - «4», остальные «допущенные к дальнейшей сдаче» - «3».
Я получил «4», и мне было предоставлено право выбирать     себе учителя. Однако я  к этому совершенно не был готов и никого из преподавателей не знал, кроме Г.Нейгауза - читал его книжку.  Написал,  что хочу учиться у него.

Декан  М.Г.Соколов сказал мне, что у Нейгауза мест нет, и чтобы я дописал в своем заявлении: «Или у кого-нибудь еще из его школы». Именно эта фраза сыграла затем роковую роль.  Когда мы-студенты вернулись в сентябре после веселого лета на наш первый курс, нас вместо учебы усадили в автобусы и отправили в колхоз убирать картофель с полей.

Мы уже сидели в автобусе, когда меня и Н.Ломова внезапно вызвали в класс к профессору Т.Гутману. Мы зашли вместе и профессор приказал нам играть для него наши программы со вступительных экзаменов. Затем он начал что-то грубо кричать на Ломова. После этого он спросил у меня мою фамилию, явно удивился (думал, что я - Ломов) и вышел.
Секретарь вызвала меня затем в кабинет декана, из которого вышел передо мной профессор Гутман.  Его, видите ли, оскорбило, что я не попросился именно к нему в класс, а написал в своем заявлении «у кого-нибудь еще».

Декан сразу же принялся кричать на меня, что им потребуется какое-то время,  чтобы разобраться,  как именно такое вот,   как я,  смогло пролезть в консерваторию. Поэтому официально меня отчислят по возвращению из колхоза, но вопрос этот уже решен.  А пока что я должен ехать и рыть картофель.  По возвращении - прямо к нему в кабинет.

По прибытию с картофельных. полей я услышал от декана,  что должен пока что идти к преподавателю О.М.Жуковой, а отчислят меня уже после первой экзаменационной сессии  в январе.

Ольга Михайловна встретила меня,  как отпетого бездельника,  и, собственно, так со мною все последующие 60 лет всегда и разговаривала.  Уж чего-чего, а строгости у нее было хоть отбавляй. Позже я убедился, что за этой официальной строгостью и жесткостью суждений и оценок она умышленно прячет совершенно иные чувства.  Например, к своей собственной исключительно талантливой дочери, которой доставалось еще куда больше, чем мне.

Однажды она, впрочем, проговорилась: «Понимаешь, Дунька, у тебя есть такая потрясающая пробивная сила, что ты в принципе можешь многого достичь.  Но ты нуждаешься в том,  чтобы тебя ругали.  Иначе ты в полную силу не работаешь.  Поэтому я буду ругать тебя всегда».

Сказать, чтобы мне этот вариант общения со мной очень нравился, я, конечно, не могу.  Но мою первую, «решающую» сессию в консерватории, как и все последующие, я сдал только на отлично,  получил повышенную стипендию и «красный диплом».  Вместо отчисления меня отправили в Ленинград открывать цикл концертов «Все сонаты Бетховена в исполнении лучших студентов Московской  консерватории».  Я играл Первую сонату.  После меня играл Николай Петров - будущий Народный артист СССР,  всемирно известный пианист. Он слушал меня, ожидая свой выход на сцену, и сказал, что я «открыл цикл концертов очень достойно».


А затем прямо в солдатских сапогах (служил в армии) и практически без подготовки, только лишь с нескольких уроков у Ольги Михайловны,  я  прошел отбор на Всероссийском конкурсе в Москве и получил диплом на Всесоюзном в Киеве.

Один из наиболее знаменитых учеников Ольги  Михайловны обронил как-то недавно в разговоре со мной фразу: «По-моему, она нас ничему не учила». И формально это так и могло выглядеть.  Она никогда не строила из себя «великую»,  как многие другие вокруг нее, не была первооткрывательницей новых путей в музыке, создательницей ее собственной исполнительской школы, и т. п.  Она просто прекрасно знала, как хорошо играть на рояле,  и делала это с блеском,  с какой-то природной естественностью и «без происшествий», чем не могут похвастаться большинство пианистов, включая самых знаменитых.

А вот насчет того,  чему именно она учила, я могу сказать многое. Это прежде всего уже совершенно непонятная многим нынешним студентам полная отдача в работе и безжалостность к себе, если требуется.  Как-то раз Ольга Михайловна велела мне вернуться из Казани с зимних каникул пораньше,  но я на это как-то не обратил внимания.  Вернувшись 12-го января я с изумлением узнал из развешанных по Москве афиш,  что 19-го января я исполняю в концертном зале Консерватории Скерцо Шопена,  которое никогда в жизни до этого не играл и даже нот еще не видел.

Ольга Михаиловна заверила меня, что это не ошибка,  и я действительно «буду играть, как миленький».  А поскольку проблема возникла из-за моего затянувшегося безделья на каникулах, то мне немедленно следует взять ноты и учить,  пока из носа кровь не пойдет.  Оказалось, что это действительно помогает в трудных ситуациях. Я играл с очень хорошими отзывами.  А заодно выяснил,  что у меня кровь из носа начинает идти после 13 часов непрерывной игры. 

Этот опыт мне впоследствии очень пригодился, когда я через 30 лет подписывал контракт в ЮАР на игру на рояле в течение 13 часов подряд каждый день (с перерывами по 10 минут после каждого часа, поэтому обошлось уже без носового кровотечения).

За все уроки у Ольги Михайловны я не помню ни одного, чтобы я не понял, что именно я должен делать. И ни разу не было такого,  чтобы ее задание не помогло мне решить какую-то техническую проблему.  Уж в нашем-то пианистов ремесле она разбиралась досконально и точно знала,  как и что именно делать, чтобы получилось.

И с ее помощью получалось в итоге так,  что мой следующий учитель,  уже в аспирантуре,  не раз хватался за голову и кричал: «Как же твоя Жукова меня и всех обманула! Ведь ты же ничего не знаешь и не умеешь».
Но тут уж, простите, вина того, кто не умеет верно поставить перед учеником задачу.  А у Ольги Михайловны это получалось запросто, само собой.  Поэтому и результаты были другие.

И еще у Ольги Михайловны была совершенно непонятная в нынешнюю эпоху черта - абсолютное и при этом совершенно естественное бескорыстие.  Уже после окончания консерватории я взял у нее десятки уроков, и мне просто в голову не пришло, что я должен был за них платить.  Я, как и другие ее студенты,  всегда и всерьез чувствовал себя просто ее сыном в музыке.  А разве сыновья платят деньги за совет или урок?  Извинить меня за эту мою недогадливость может,  возможно,  лишь то, что и я к своим музыкальным детям отношусь, как к родным,  и всегда готов помочь без всяких денег.

Меня в моей музыкальной жизни увлекла проблема всеобщей, повальной неграмотности всех музыкантов, как исполняющих, так и обучающих,  в отношении верных ударений в музыкальных словах.  Ни один из них, как выяснилось,  не способен ответить на элементарный вопрос: какая из двух последовательных нот в каком-то участке мелодии должна быть громче, а какая тише? Я задавал этот вопрос всем,  с кем мог контактировать, включая самые известные имена и названия музыкальных школ всех уровней во всем мире.

Я предлагал предоплату $100 за каждую ноту из десяти подряд любого (по выбору отвечающего) известного ему/ей произведения. Это предложение действует и сегодня.     Жду желающих в комментариях.


http://proza.ru/2016/07/25/958

Но никто,  никогда и ни за что не согласился письменно мне ответить с объяснением его/ее резонов для исполнения какой-либо ноты громче либо тише, чем соседняя.  Как же они в этом случае поют или играют, спрашивается?

А дело-то тут в том,  что все хорошие музыканты поют и играют ударные и безударные ноты в музыке в точности наоборот тому, что написано об этом в учебниках.  В 1965 году Научно-Исследовательская Лаборатория Музыкальной Акустики (занимала весь верхний этаж Нового корпуса Московской консерватории) готовила сенсационный доклад об этом с научными же доказательствами,  но ее разогнали до открытия международной конференции и всех сотрудников поувольняли.

И все же в моем всех и вся на свете опросе было однажды одно-единственное светлое исключение.  На мой  стандартный вопрос (В песне «В лесу родилась елочка, в лесу она росла» нужно «В ле» громче петь или «су»?  «Рос» громче или «ла»?)
Ольга Михайловна без колебаний тотчас ответила: «Конечно же «В ле» и «рос» громче, а «су» и «ла» тише!»

Я все же попытался ее поколебать в этом ее утверждении: «Ольга Михайловна,  ну Вы же профессор консерватории.  Неужели Вы учебники не читали и не знаете, что  первая, «сильная доля» такта должна быть громче, а последняя - «слабая» тише?».
Ольга Михаиловна твердо  ответила: «Читай свои учебники сам,  а я - музыкант,  и буду исполнять музыку так,  как слышу!»

 Так она, любимая ученица В.Софроницкого  и А. Гольденвейзера,  всегда все и исполняла на самом деле.  И публика всегда любила ее по всей нашей стране.  Ольга Михайловна много и с успехом гастролировала.

Как же мне сегодня ее не хватает - человека, который не задумываясь, прямо и честно ответит на любой вопрос, всегда подскажет и поможет в любом затруднении.  Спасибо Вам и судьбе за нашу встречу,  Ольга Михайловна!