Поговорка А. П. Чехова Первого

Поль Читальский
А.П. Чеховых в одной семье было два – Александр и Антон
Александр любил свое вербальное кредо жития (присказку):

                «Куй, пока железо»

«…Время от времени Павел Егорович (*отец  двух А.П. Чеховых, а еще Вани, Миши и Маши)) объявлял, что больше не собирается кормить свое неблагодарное семейство, и бормотал себе под нос:
«Блажен муж иже не иде на совет нечестивых».
Евгению Яковлевну (*мать оных) обижало, что Александр живет сам по себе.

Тот же объяснялся в письме Антону:
 «Я имею возможность иметь хорошенькую, удобную комнату, приличный, здоровый стол и чистое белье, а главное, тишину и спокойствие, где не раздаются плачи биемых и гласи биющих, где никто не чадит, не беспокоит и не мешает. <…> Никто из них ни разу не спросил меня, есть у меня деньги, откуда я их беру, чем зарабатываю и много ли их у меня? Им до этого дела нет. Они знают только, что ежемесячно в определенный срок получают 5 руб. от меня и не в счет абонемента раз восемь в месяц пришлют за деньгами взаймы (отдача на том свете горячими угольками). Они видят, что я всегда прилично одет, блещет белье, перчатки и цилиндр, и вполне убеждены, что я миллионер».
 Александр не мог изжить из своего сердца Марию Файст, хотя теперь у него была в Москве женщина, которую он называл женою  Темперамент у него был буйный под стать любимой присказке –

                «Куй, пока железо».

Так называемой женой была, возможно, Мария Полеваева, его домохозяйка. Десять лет спустя Александр заявил, что оттого его жизнь не сложилась, что он в свое время не женился на Марии Файст. А в 1877 году, пробыв в разлуке с ней два года, он все еще хотел видеть ее своей невестой: «Разве я могу не любить ее или позабыть? Да будут покойны тятеньки и маменьки! Никакой черт не заставит меня жениться. Да будет ведомо им, что только она одна вступит хозяйкой в мой дом. Но это будет не раньше того, как я буду вполне обеспечен и заткну глотку родителям!»
 Две недели пробыл Антон у Александра, в доме Марии Полеваевой на Грачевке в Москве, среди воровских притонов и непотребных заведений … (*)»
(* потом была Анна Хрущева-Сокольникова  - гражданская жена, быв. секретарша редакции журнала в Москве) .
Истопник: Рейфилд Дональд.  Жизнь Антона Чехова - Изд. Группа «Азбука-Аттикус», 2014, с.212