Что важнее процесс или результат

Александр Бутюгин
В определенный период развития человечества появились детские игрушки разной сложности и конструкций.
Большинство детей играли и радовались.
Но части любопытных детей было интересно, как устроены эти игрушки.
Дети начали их разбирать, а потом пытаться и собирать.

Немногим удавалось разобрать и полностью собрать. Из этих детей потом получались механики, инженеры, конструкторы. Эти люди (с детского возраста) поняли принципы устройства конструкций элементов окружающего мира. Эта категория людей обеспечивала и обеспечивает технический и технологический прогресс человечества.

Кому-то из детей удавалось, как бы, собрать игрушку, но оставались лишние детали.
Остальным собрать игрушку не удавалось. Самые упорны затем просто разбивали детали игрушки.
 Из части таких любопытных детей в будущем получались ученые.

Из категорий ученых только химики близки механикам, инженерам и конструкторам. По той же причине: химики поняли принципы устройства материи на вещественном (молекулярном) уровне и механизмы химических реакций. При этом следует понимать, что химики открывали вещества и химические реакции, которые были созданы (придуманы) и разрешены природой. И синтез новых (условно, новых, так как все классы химических веществ придуманы природой) веществ – это попытка повторения природы на технологическом уровне человечества. Все, что не запрещено (законами природы, химии) – то разрешено. Да, химики превзошли природу по удельной скорости синтеза многих продуктов, но проигрывают природе в сложности и простоте, экономичности и экологичности.

Самое главное: механикам, инженерам, конструкторам и химикам важны как процесс, так и результат.

У биологов самая главная проблема – в понимании, что такое жизнь. Живые организмы – это химия на уровне молекул (начиная от генома) и физика на уровне элементарных частиц, из которых состоят химические элементы. Геном же живых организмов – это фактически компьютерная программа. Смысл жизни – в самой жизни. Но, что такое жизнь, так и не понятно?
Биологи пока пошли по пути физиков микромира – попытка что-то найти на уровне атомов и молекул  (молекулярная биология). Но прогресса пока нет.

Физики микромира (элементарных частиц) – пытаются найти какие-то ответы (как устроено вещество) на своем уровне. Основной результат – процессы дробления и синтеза, а также рост количества обнаруженных (точнее, синтезированных) новых элементарных частиц. Важным, похоже, является процесс поиска.

Физики макромира (Вселенной – астрофизики, астрономы, теоретики) – пытаются найти ответ, как создан наш мир. Здесь также преобладает процесс достижения наибольшего соответствия теоретических моделей наблюдениям.

Физиков микромира и макромира объединяет непонимание принципов устройства материи и Вселенной, что влияет на уровень построения теоретических моделей. Хотя принципы устройства окружающего мира были сформулированы философами еще 19 века. Это законы диалектики. Но эти принципы никак не используются физиками. И реальная, но не заявляемая публично цель этих физиков – это получение доступа к энергиям комического масштаба. Эта цель, похоже, декларируется только спонсорам, которые финансируют данные работы.

Для понимания важности процессов и результатов следует понимать, что деятельность этих ученых (в отличие от античных и даже средневековых) – это не  хобби, а работа, которая обеспечивает социально-экономический уровень их жизни. То есть их интерес в большей степени связан с процессом работы, а не в достижении результатов в ближайшей и средней перспективе.

Механики, инженеры, конструктора и химики – их работа самоокупаемая.


ПРИМЕЧАНИЕ:
Накопленных человечеством данных уже достаточно для понимания принципов окружающего мира и его элементов. Механики, инженеры, конструктора, химики – используют это понимание в своей деятельности.

А принципы микро- и макромира едины – это непрерывные процессы синтеза и деструкции, перехода вещества в энергию и наоборот (именно это отражено в знаменитой формуле Эйнштейна), переход количества в новое качество, диалектически противоположное предыдущему качеству. И все это – вот у нас перед глазами.

Отсутствие понимания в остальных науках связано с рядом причин:

Объективная причина – переизбыток данных + «мусор», которые не способствуют пониманию. Для понимания необходимо достаточное и необходимое количество.

Субъективная причина – нежелание понимания в связи с тем, что важен процесс, а не конечный результат, который означает конец работы и потребность в поиске новой. Как ни странно, но для Природы, похоже, также важнее именно процессы, которые постоянны, а не результаты этих процессов.

Что нам даст знание (или подтверждение), как  образовалась Вселенная (и ее элементов – галактик, звезд, планет) в результате Большого взрыва? То же, что дало знание, из чего устроено вещество – атомы, электроны и прочие элементарные частицы, число которых растет?
Кроме того, что вот мы какие умные? Или сразу появится вопрос о том, из чего и по какой причине произошел Большой взрыв? То есть начнется новый процесс?