Виртуальная реальность

Александр Бутюгин
В Википедии сказано:
Виртуа;льная реа;льность — созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие.

Такое определение справедливо в основном в отношении 21 века, когда технические средства позволяют это делать. Это, так сказать,  техническая виртуальная реальность.

Но есть еще и, как бы, «естественная» виртуальная реальность, являющаяся продуктом нашего мозга.

Мы смотрим на окружающий мир и видим картинку, которую принимаем за реальность. На самом деле – это картинка, созданная нашим мозгом на основании информации, поступающей от органов зрения, слуха, осязания (вкуса, запахов) и, даже, генетической информации. Мозг идентифицирует получаемую информацию и складывает своего рода пазл, основу которого составляют идентифированная информация. Идентификация происходит на основании информации, уже имеющейся в мозге (не только визуальной и пр., но и  словесно-терминологической). Неиндетифицированные элементы  мозг вставляет в пазл на основании подобия с чем-то, чтобы картинка была целостной.

Творческая деятельность мозга со времен первобытного человека формирует и виртуальную картинку окружающего мира. Религия, художественная литература, театр, музыка, архитектура, живопись, отчасти и наука – это все элементы виртуальной реальности с давних времен, влияющие на картинку мира в головах людей. В 20 веке добавились радио, кино, телевидение, СМИ, которые увеличили объем визуальной и слуховой информации, но при этом уже добавилась идеологические компоненты, влияющие на представления людей об окружающей действительности.

Компьютерные технологии, включая ИИ – это современные технические средства, позволяющие максимально реально представлять виртуальную реальность, сознательно формируемую с самыми разными целями – от чисто развлекательных до идеологических, политических.

Визуальные, максимально реалистические эффекты появились уже в кинематографии в 30-е годы 20 века. Но тогда были лишь незначительные эпизоды. Компьютерные технологии именно в кино – в основном в фантастических фильмах, боевиках  - позволили реализовать масштабные визуальные эффекты как максимально реалистические. Компьютерные технологии из кино также начали реализовываться в СМИ для формирования максимально реальных картинок (от фото до видео), не являющихся правдивыми.

ИИ – это изначально элемент компьютерных технологий. Сейчас он вышел, как бы на первые места, проявляя творческие способности, практически неотличимые от людей. Но есть основания считать, что почти такие способности у ИИ были уже минимум 10 лет назад.

Техническая виртуальная реальность, естественно, влияет на изначально «естественную» виртуальную реальность, создаваемую мозгом, еще более искажая картину окружающего мира. Стирается грань между реальной и виртуальной реальностью. Это особенно плохо в отношении отрицательных явлений, которые могут признаваться сознанием как нереальные, а чисто компьютерные. Без всяких моральных издержек.

Техническая виртуальная реальность все ближе к реальности Матрицы.