В чужом доме

Владислав Сибирев 2
     Аня получила письмо от  Пети из рук Дарьи Карповны. Без слов, с застывшим взглядом свекровь сунула прочитанное письмо Ане в руки, отвернулась и ушла к себе. Аня никак не отреагировала на демонстративное проявление отчуждённости к себе – привыкла, развернула письмо мужа и, увидела знакомый почерк, но какой-то нервный, неровный. "Наверное от неудобств во время писания, или от волнения", – подумала она и  разволновалась сама... В руках дрожание, текст письма расплылся в слезах. Она села на стул, вытерла слёзы рукавом халата и, уняв дрожание, начала читать. Петя обращался к матери, спрашивал её об отце, о братишке и об Ане. Сообщил, что проходит учёбу на военных курсах связистов в Ленинграде. Через недели три, по окончании учёбы, направят в часть. Просил свою мать беречь семью, напоминая ей, что от неё во многом зависит атмосфера семьи. Пожелал Вадиму успехов в учёбе и попросил прислать стихи. Наказал отцу беречь своё здоровье. И только в  самом конце письма была приписка с обращением к Ане: "Любимая моя жёнушка Анечка, я люблю тебя и очень скучаю по тебе. Как развивается Гера. Расскажи мне о нём в ответном письме. Береги себя и моего сына.

     Целую вас всех, мои родные. Пришлите мне фотографию, в которой вы бы были всей нашей семьёй. До свидания".

     Аня отложила письмо и задумалась. Ей хотелось плакать... Плакать нельзя, да и некогда: надо покормить Герочку, сделать укол Ивану Игнатьевичу (запущенный диабет), постирать бельё, прополоскать и повесить во дворе. "Когда успею – не знаю.., но надо. Хорошо, что кухня в распоряжении свекрови. Кстати, она думает, что меня огорчает, не подпуская меня к готовке пищи и стряпне, хотя знает, что я умею это не хуже, но я не огорчаюсь: не успевала бы наверняка, – ведь я теперь руководитель машинописного бюро и работаю полный рабочий день, и груз ответственности за людей, за сроки и качество исполнения, за исправность оборудования прибавляет забот и увеличивает, порой, рабочий день... Так, что, может быть, Дарья Карповна, понимая это, бережёт мои силы и время... Может быть, может быть... Тогда я не справедлива к ней?.. Время покажет, а, пока, что, за дело".

    При свете фонаря под козырьком крыльца Аня, уставшая, полная тревожных мыслей, развешивала бельё.
    - Аня, я Геру уложила в постель, поторопись к нему, – он ждёт сказку, – неожиданно прозвучал с приоткрытой форточки  голос свекрови.  Аня вздрогнула.
    - Бегу, бегу – заканчиваю, – крикнула она, фиксируя простынку сына последней  прищепкой
 
   Аня вошла в комнату. Сынок сидел возле кроватки на коврике и пытался усадить плюшевого зайчика на криво составленную колонку из кубиков. Колонка рассыпалась. Гера наказывал зайчика, хлопая его ладошкой. Аня встала на колени рядом с сыном, медленными действиями показывая ему, как надо, выровняла колонку из кубиков и аккуратно усадила зайчика сверху. Гера, увидев, что зайчик восседал на кубиках,  радостно захлопал ладошками. Потом он потянулся к маме, обнял её. Аня, взяв его на руки, поднялась с ним с пола и уложила его в постельку.
    - Сейчас я почитаю тебе прекрасную сказку про девочку, её маленького братика  и злых гусей. Ты хочешь послушать про их приключения?
    - Хочу, – весело ответил Гера. Аня взяла с этажерки книгу "Русские народные сказки", открыла страницу, на которой был заголовок "Гуси" и начала читать. Аня умела читать сказки каким-то особенным, приглушённым голосом, в котором уже заложено таинство. Читала с выражением и даже меняла голос, придавая его героям сказки. Герочке ещё трудно было понять смысл сказки, но его завораживало само мамино чтение, ну и, конечно, ему были интересны отдельные действия сказочных персонажей. Гера дослушал сказку до конца с широко открытыми глазами.
    -  Вот и сказке конец, – сказала почти шёпотом Аня. Сынок повернулся на правый бок и быстро уснул. Гера редко, очень редко задавал вопросы, но, если его что-то заинтересовало, то он долго смотрел на это - что-то, пытаясь, видимо, понять сам. "Таков уж мой мальчик в два годика", – подумала Аня. Она подоткнула одеяльце сыну под бочок, нежно поцеловала его, куда получилось и, выходя из комнаты, выключила свет и тихо прикрыла за собой дверь.
    - Аня, ты прочитала письмо от Пети? – спросил Вадим, проходивший мимо. Не случайно спросил, – ему было интересно узнать реакцию Ани.
    - Прочитала, Вадим, – полушёпотом, отходя от двери, чтобы не разбудить сына, ответила Аня.               
    - Мы с папой в мамином письме допишем Пете от себя, а ты в общем письме ответишь, или своё письмо напишешь мужу?
    - Своё письмо напишу... А почему мама  твоя не могла спросить меня об этом сама? - Аня внимательно посмотрела в глаза Вадиму и пожалела о вопросе, – извини за бестактность, не обращай внимания.
    -  Я тебя понимаю, Аня... Петя подавлен волей мамы... У него не хватило решимости написать тебе оттуда так, как должен муж написать своей жене. Он боится обидеть маму, а тебя... Мне жаль, что так складывается ваша жизнь.
    -  Я давно всё поняла, Вадим, но у меня пока есть обязанности жены, матери и члена нашей семьи, которые я исполняю, как мне кажется, честно... Я умею терпеть и ждать. За меня не волнуйся, Вадим, я дождусь Петю, и мы вместе, надеюсь, выстроим нашу собственную семью.
    -  Крепись, Аня... Я на твоей стороне... Пойду в свою келью, напишу стих, посвящу его своему брату. Служба в армии – дело серьёзное – суровое и ответственное. Пока, Аня.
    -  Пока.

   Аня заглянула на кухню. Там за столом сидели Иван Игнатьевич с Дарьей Карповной. Она заметила, что свекровь быстро прикрыла исписанный лист бумаги салфеткой, делая вид, что наводит порядок на столе. Свёкор был взволнован, сидел понуро с опасно красным лицом. Аня не решилась при свекрови спросить о самочувствии Ивана Игнатьевича. "Как бы удар не хватил его", – подумала Аня и забеспокоилась.
    - Я не помешаю вам, если возьму свою чашку, – спросила Аня,
    - Заходи, Аня, не помешаешь, – с искусственной вежливостью ответила Дарья Карповна. Она всегда старалась быть вежливой с невесткой в присутствии своего   мужа.
     Аня с неприятным чувством покинула кухню, тихонечко вошла в свою комнату. Не включая свет, почти наощупь, подошла к кроватке сына, послушала его спокойное дыхание, сама как будто бы успокоилась, села за стол Пети и включила свет настольной лампы. Прислушавшись к тишине и, убедившись в том, что не потревожила сон ребёнка, Аня обмакнула перо в чернильницу и начала писать первое в своей жизни письмо на заранее приготовленном листе, откреплённом из ученической тетради по русскому языку. Отступя от красной линии полей, она написала; "Здравствуй, мой любимый муж Пётр Иванович!" Аня почувствовала, что вся она невероятно напряглась. "Как же я волнуюсь,- подумала она и привалилась к спинке стула. – А какого Пете в армии, оторванному от семьи и своей малой родины?.. Почему я назвала его по имени и отчеству?.. Мне кажется, что в письмах так правильно обращаться к уважаемому мужу, а Пете особенно это необходимо... Я должна поддерживать его своим особым к нему отношением, как к единственному и главному для нашей семьи мужчине".

     Аня закончила писать. На двух тетрадных страницах она подробно рассказала о сыночке Гере: о его смешных проделках, любимых играх, о книжках, которых она читала ему уже много раз, и он слушал с огромным удовольствием, об особенностях его характера. О себе сообщила коротко: "У меня всё хорошо, я беременна, – ты, мой любимый, от души постарался перед отъездом. Я очень рада. Тебе сообщаю первому, родным доложу на днях. Мы все ждём твоего возвращения, мы с сыночком целуем тебя крепко и любим безмерно. Гера тоже тебе написал, – две каракули внизу. Подчерк у него ещё плохой, но ты умный, расшифруешь". Аня ни намёком не обмолвилась об отношении к себе со стороны Дарьи Карповны, наоборот, подчеркнула ровное и спокойное отношение друг к другу в семье.

Гнали дни по жизни Ани
Как по небу облака
Злые ветры, ветры брани.
Не написана строка
О её душевной стуже, 
Одиночестве в ночи,
О любви ответной мужа, - 
Многоточием стучит.

     Примерно в таком настроении пребывала Аня несколько минут, глядя на письмо, но, видя сквозь него свою жизнь без Пети. Дом, в котором она жила со своим ребёнком становился для неё всё более чужим. "Завтра объявлю о своей беременности", – решила вдруг Аня. Она подошла к кроватке сына. Гера спал на правом боку, подогнув одну ножку к животу, другую вытянув вдоль кроватки. Руки его были сложены так, как будто он кого-то крепко обнимал. Аня улыбнулась. С улыбкой она подошла к своей кровати, быстро разделась и легла. Улыбка постепенно таяла на лице по мере засыпания.

     Ане приходилось частенько задерживаться на работе. От пулемётной дроби по круглым кнопкам с буквами и цифрами горели пальцы. В машинописном зале сгущалась тревога от женских разговоров про мужей, сыновей и братьев. Кто-то из них на военных сборах, кто-то служил по призыву, а были и те, кто уже воевал. Зимняя война с Финляндией женщинами не очень осознавалась. Их, конечно, пугало, что о ней пишут и говорят по радио, но материализоваться убитыми, покалеченными и обмороженными солдатами не успела. Боль за Петю взрастала и распирала её черепную коробку. Она  волновалась, что письмо, отправленное ею мужу, может заблудиться во время поиска места его службы, или, не дай бог, по пути к нему на фронте.

     Время приближало вторую мировую войну к беспокойным сердцам матерей и девушек, у которых сыновья, мужья и любимые парни служили в армии. Женщины на улицах останавливались и  подолгу смотрели вслед молодых солдат, шагающих в строю. Кирзовые сапоги на ногах молодых людей, избалованных городской обувью, особенно бередили их души. Женщины тяжело вздыхали и спешили на работу рано утром, а после тяжёлой смены спешили мимо такого же строя в магазин за продуктами, коих выбор уменьшался. Потом бежали домой, к детям.

     По дороге домой Аня, по женской доле, зашла в магазин. Вышла из него с проблемами: где достать то необходимое, что не оказалось в магазине. Она спешила домой. Авоська вытянулась и загребала снег. Держать её выше было неудобно, да и руки мёрзли сильно. Продрогшая сверху до низу, Аня на крыльце стряхнула с себя снег, вошла в сени и вздохнула: "Слава Богу!"

    - Я беременна, - заявила спокойно Аня за ужином, глядя с полуулыбкой на свекровь, потом на всех членов семьи.
      - Ну,наконец-то... Я давно догадалась, – мгновенно отреагировала Дарья Карповна на  признание невестки. Взгляд её был недобрым, но Аня ожидала такую реакцию свекрови.
    - Замечательно, Аня! С каждым новым ребёнком в нашей семье мы крепче стоим на  земле, в детях наше будущее. Я поздравляю тебя, Аня, и всех нас с важным событием... Ты в письме сообщила Пете о такой радости? – с искренним ликованием на лице спросил Иван Игнатьевич.
             -  Написала, Иван Игнатьевич. Гера захлопал в ладошки, уловив радостный момент.
    - Петя молодец! Поступок, достойный настоящего мужчины. Поздравляю тебя, Аня! Теперь я уверен, что Петя будет надёжным защитником нашей Родины, – торжественно высказался Вадим.
    - Можно подумать, Вадим, что ты до сообщения Ани сомневался в своём брате? – тихо спросил Иван Игнатьевич.
    - Не сомневался я, папа, но поступок моего брата перед уходом в армию явно говорит в его пользу, – ответил Вадим.
    - Ты прав, сынок... Ты прав...

     Дарья Карповна встала из-за стола и направилась на кухню. Там она в буфете достала спрятанную за жестяной банкой с перловой крупой заветную тетрадочку малого формата, в которой она записывала важные для себя моменты жизни, даты семейных событий, сказанные слова кем-то из семьи, имеющие для неё особое значение. Она села за кухонный столик, открыла  тетрадочку на странице, где записана дата проводов Пети в армию. Сделала арифметический подсчёт: убавила один день, прибавила девять месяцев, как принято думать о сроках вынашивания ребёнка, и подчеркнула получившуюся дату его рождения. Неожиданно вошёл Иван Игнатьевич и заметил, как жена спешно закрыла тетрадочку, о которой он и понятия не имел.
     – Я и не знал, что ты писательница... Так вот в кого наш младший сынок... И давно этим балуешься, или всё на серьёзном уровне? – иронично, даже с усмешкой, спросил Иван Игнатьевич.
     – Да... я в ней рецепты записываю. Завтра надумала постряпать... Искала рецепт печенья, - дала Глафира Воронова. Нашла, завтра , бог даст, испеку по такому случаю... Я удивляюсь на тебя, Иван. Я же не могу все рецепты держать в голове. Конечно, я их уже давно записываю в эту старенькую тетрадочку. Был бы по внимательнее ко мне, заметил бы, что я регулярно в неё заношу важные для меня кухонные сведения.
     – Дарья, не волнуйся. Я и в правду недостаточно внимателен к тебе, родная, коли не замечал этого. Винюсь... Конечно, для памяти, вести такие записи необходимо... Подброшу дров пожалуй и чайник поставлю.

     Ужин закончился чаепитием и всеобщим видимым успокоением. Аня помогла свекрови вымыть посуду, Гера поиграл с дедушкой в "конька горбунка", Вадим, как обычно, заперся в своей комнатке. Видя, что Иван Игнатьевич ещё не утомился от игры с внуком, Аня пошла в свою комнату, чтобы расправить постельку сына, выбрать сказку для чтения и подумать над завтрашним рабочим днём: предстоит какое-то экстренное совещание всего начальства предприятия. Обязательно должна присутствовать и Анна Сергеевна. Её даже предупредили, чтобы она была готова выступить с отчётом. Аню это не пугало, – ведь в её машинописном бюро дела шли чётко, по плану, без нареканий. Её портрет не снимался с доски почёта. Она вынула из портфеля стопку бумаг с чуть-чуть недописанным докладом с намерением его дописать после того, как уложит сыночка спать.

     Доклад готов, но Аню смущали некоторые термины иностранного происхождения. Правильность их написания она уточнила в орфографическом справочнике, а вот точное их толкование можно было прочитать в словаре иностранных слов, но он стоял в книжном шкафу в комнате Вадима. "Уже за полночь – он спит", – посетовала Аня, но вдруг услышала характерное поскрипывание двери его комнаты. Аня приоткрыла свою дверь и увидела Вадима: он разминал ноги, прогуливаясь взад,  вперёд по коридорчику.
     – Вадим, – прикрыв за собой дверь, шёпотом обратилась к нему Аня.
     – Аня! – чуть вздрогнув, повернулся к ней Вадим. – Ты почему не спишь?.. Случилось что?
     – Я подготовила доклад, но несколько иностранных слов мне непонятны. Ты дай мне словарь.
     – Конечно, секунду, – Вадим открыл свою дверь и, не входя в комнату, достал не глядя книгу из шкафа и подал Ане, – на, а какие слова? Аня перечислила три термина, казавшимися ей не постижимыми для понимания. – Ну, это просто! – и Вадим доходчиво объяснил значения этих слов.
     – Эх, какая ж я дура малограмотная... Извини меня за беспокойство и большое тебе спасибо.
     - Ты  умная, Аня... А словарь пусть пока побудет у тебя. Заглядывай в него, запоминай и всё будет в порядке. У отца, да и у меня есть хорошие книги: наша и иностранная классика. Читай, что пожелаешь.
     – Спасибо тебе!.. Ты – настоящий товарищ... Спокойной ночи!
     – И тебе спокойной ночи.

     Доклад Анны Сергеевны на расширенном совещании был последним и встречен в президиуме одобрительными возгласами, а секретарь парткома предприятия Александр Максимович, пошептавшись с директором минутку, встал и предложил Анне Сергеевне подать заявление в партию. Аня растерялась. Она посмотрела на директора, оглядела зашумевший зал и застыла...
     – Вы, Анна Сергеевна, подумайте и, в случае согласия, приходите в партком с      заявлением. Мы ждём.

     Экстренное совещание проходило по случаю перехода их предприятия, выпускающего химическую продукцию гражданского назначения, на выпуск схожей по технологии изготовления продукции военного назначения в связи с начавшимся военным конфликтом с Финляндией и резким обострением международной обстановки в Европе. Война не обещалась, но быть готовым к ней надо. Так постановила наша Коммунистическая партия и Советское правительство. После такого совещания в умах, участвующих работников на нём, установилась не спадающее напряжение: угроза войны поразила всю нервную систему людей. Аня забеспокоилась о Пете. После такого неожиданного одобрения её результатов работы гордость за себя, однако, моментально улетучилась, как только представила, что срочно надо перестраивать работу на военный лад: прежде всего обеспечить секретность и, в связи с этим, ужесточить дисциплину труда в бюро и перестроить организацию доступа к материалу и сдаче его с готовым напечатанным материалом. "Что же мне делать со вступлением в партию?.. Я вовсе об этом не помышляла и,  похоже, отказаться не имею права... Право то я, конечно, имею.., но как этот отказ они оценят, тем более в такое напряжённое для страны время?.. 

     Аня вышла из проходной. Мороз защипал нос, щёки. Она прикрыла лицо шалью справа – колючий ветерок дул оттуда, нагнула голову вниз и заспешила домой.
     – Аня, – услышала она знакомый голос. В сумерках она разглядела сестру. Аня сразу почувствовала недоброе.
     – Мама заболела... Воспаление лёгких. Зайди к нам пожалуйста, – мы в отчаянии...
     – Вот несчастье... Врача вызывали?
     – Да.
     – Прописал врач лекарства?
     – Да. Я как раз из аптеки, все лекарства купила.
   - Хорошо, Вера, сегодня же зайду, решим, что делать... Разбегаемся по домам... Держитесь и ждите меня.               

     Предупредив всех в семье о болезни своей мамы и договорившись с Дарьей Карповной о том, чтобы она посидела с Герой до завтрашнего времени её прихода с работы, Аня поцеловала сыночка, пообещала ему почитать чудесную сказку завтра, потому что сегодня ей нужно навестить свою маму, – она заболела.
     – Ты у меня хороший мальчик. Побудешь с бабушкой, а завтра я обязательно приду к тебе. Ну, родной мой, будь умником, слушайся бабушку. Я побегу, – Аня громко чмокнула сыночка ещё раз в щёчку, поставила Геру на пол и пошла в прихожую одеваться. Гера постоял с полминуты с грустным лицом и побежал в прихожую. Ему каждый вечер был радостью с момента прихода мамы с работы. Он рассказывал ей о своих новостях за день, показывал ей, что он теперь умеет. Ему было хорошо и спокойно сидеть рядом с мамой во время семейного ужина и особенно было для него счастьем слышать мамин голос во время чтения сказок, после которых он с маминым поцелуем засыпал. И вот, вечер наступил, а мама уходит. Всё как будто рухнуло
     – Мама, не уходи!
     – Сыночек, родной мой, пойми, что моя мама – твоя бабушка Рая, заболела и ей надо помочь. Я полечу бабушку сегодня и завтра обязательно приду к тебе. Потерпи сегодня один вечерок, всего один вечерок... Я спешу, милый мой, бабушке Рае плохо, очень плохо...  Ей срочно надо помочь.
     – Гера, отпусти маму.., ей нужно срочно помочь своей маме... Я с тобой, дедушка с тобой... Он ещё поиграет с тобой, а потом я тебе сказки почитаю... Отпусти маму. – Дарья Карповна взяла мальчика за плечи и притянула к себе.
     - Прости, сыночек, – Аня поцеловала Геру, стоящего в объятиях бабушки в растерянности, и вышла из избы, прикрывая дверь с грустью.

     Войдя в родной двор, Аня увидела отчима. Даниил Васильевич разгребал снег, заваливший за день двор и крыльцо дома. Увидев Аню, он искренне обрадовался (он любил Аню, как родную дочку), бросил лопату и обнял редкую и очень желанную гостью.
     – Здравствуй, папа!  Как мама?
     – Маму твою крепко прихватило. Температура высокая спала, но держится тридцать восемь с небольшим. Слабость и кашель замучил. Врач прописал лекарства и постельный режим на неделю, а то и дольше. Обещал зайти. Приказал немедленно вызывать его, если будет резкое обострение состояния. Ступай, дочка, к ней, – она ждёт тебя... Соскучилась.

     Рахиль Григорьевна лежала в постели и давала указания Вере по хозяйственным делам в доме, коих не было конца. Она услыхала стуки в сенях.
     - Аня пришла... Узнаю по стуку, – обрадованно воскликнула мать. Заскрипела дверь. С трепетом она прислушивалась, как дочка раздевается. Вот-вот войдёт. Сердце взволнованно застучало.
    Вошла Аня в комнату и сразу посмотрела на маму, лежащую в кровати вдоль горячей печной стены. Увидев старшую дочь Аню, которую они ждали, пыталась встать, но закашлялась, да так сильно, что Ане пришлось приподнять её, а Вера поднесла под подбородок матери банку для того, чтобы сплёвывать мокроту. Подбежал Коля. Он придерживал маму со спины. Когда кашель угомонился, Аня поцеловала маму в мокрый лоб и аккуратно опустила головой на подушку, накрыла одеялом: – Не волнуйся, мама, скоро всё пройдёт, всё будет хорошо.
     – Спасибо вам, дети! Спасибо! - Рахиль Григорьевна взяла руку Ани, – давно не была у нас, дочка... Как тебе там живётся с Герочкой?.. Что пишет Петя?

     Аня рассказывала про сына подробности забавного его поведения увлечённо и настолько образно, что Рахиль Григорьевна, как будто, забыла про болезнь, улыбалась и даже смеялась. Слушая рассказ Ани про свёкра – Ивана Игнатьевича, сказала: – Я его не знаю, никогда не видела, но он мне представляется хорошим человеком, порядочным, справедливым, и, мне кажется, что он тебя понимает и, видимо, по какой то причине жалеет... Может быть не может защитить тебя от деспотичной жены?.. 
     – Почему ты так думаешь, мама?
     – Из твоих рассказов, дочка. Ты по доброму, сочувственно описываешь Ивана Игнатьевича, а о свекрови, как о человеке, ни слова от тебя не слышу... Чувствую я, что есть на то причина... Подозреваю я, как мать, что тебе не сладко с ней живётся... Признайся, дочка.
     – ...
Молчишь... Соврать не можешь и расстроить меня не хочешь... Да?..
     – Мама, для волнений нет причин. У меня с Дарьей Карповной установились вполне ровные отношения... В них нет особой доброжелательности, но и нет агрессии... Мы терпим друг дружку... Самое главное, мама, что она хорошо относится к моему сыну и спокойно отнеслась к моему объявлению о моей беременности... Ой, прости, мама, проговорилась. Я хотела тебя подготовить, прежде чем сообщать об этом, – Аня увидела на лице Рахиль Григорьевны усиление розоватости щёк и остановившийся взгляд, – мама, тебе плохо?
     – Да, дочка. Подай мне вон те таблетки и воды в стакан налей. Чувствую, что давление сильно подскочило.

     Аня поняла, что ей необходимо на время болезни мамы переселиться с сыном в свой родной дом. На работе она оформила три дня отпуска за свой счёт и, придя с работы, сообщила с порога, что сейчас она с сыном вынуждена уехать в свой дом: мама тяжело болеет, нужна ей помощь.
     – Как это!? – раздался возмущённый голос Дарьи Карповны из кухни. – Что ты себе позволяешь?.. Гера мой внук, здесь его дом, никуда он не поедет! Поняла? – Выходя из кухни уже на крик перешла свекровь. - Ты поезжай на сколько угодно дней, а Гера останется дома... Мучить его условиями жизни в вашем доме я не позволю!

     Аня не ожидала такой реакции свекрови. Она с минуты стояла молча, лихорадочно обдумывая, как ей поступить в таком случае.
     – Гера, подойди сюда, ко мне, – приказным тоном обратилась Дарья Карповна к внуку, выскочившему из своей комнаты. Мальчик мгновенно весь внутренне напрягся медленно, кося по сторонам глазами, как будто чего-то остерегаясь, подходил к бабушке, но, увидев маму, которую он вначале не заметил за бабушкой,  неожиданно подбежал к ней, как к спасительнице, и прижался к ней.
     – Мама, мамочка, я соскучился. Пойдём в комнату. Я покажу тебе, что я умею делать,        – Гера взял маму за руку и потянул её за собой в их комнату. Такой поступок сына решил проблему Ани: как поступить, а Дарья Карповна была буквально сражена. Она бессильно смотрела им вслед с чувством глубокой обиды. "Если ты посмеешь увести моего внука, я тебе этого не прощу никогда... Ещё не известно, кто повинен в твоей беременности, сучка..." – в таком духе размышляла Дарья Карповна, пребывая в ярости минуту неподвижного стояния на месте.

     Из депо, чуть задержавшись, вернулся Иван Игнатьевич. Раздеваясь и переобуваясь в прихожей, по привычке глянул на кухню и сразу обратил внимание на понурое, даже злое лицо жены. "Опять чем то не угодила ей невестка, – подумал он, – надо бы эти бессмысленные распри прекратить.., – ведь может однажды плохо кончиться". Только повернулся, чтобы пойти помыть руки, увидел Аню с Герой, выходящими из своей комнаты с чемоданчиком и узелком с вещами.
     – Вы куда собрались, молодые люди! – крайне удивлённый спросил Иван Игнатьевич.
     – Мама моя серьёзно заболела. Нужен за ней уход, да и семье помочь в делах домашних, – не успевают без участия мамы. Взяла отпуск за свой счёт три дня, а там видно будет.
     – Что за болезнь у мамы? 
     – Воспаление лёгких.
     – Да, неважная ситуация... Решила правильно... Надо помочь семье... А Геру зачем тревожишь?.. Оставила бы, – ведь за три дня с твоим сыном у нас ничего плохого не случится.
     – Иван Игнатьевич, я не выдержу без сына и трёх дней. Может быть придётся задержаться и дольше... Пусть Гера будет со мной... Иван Игнатьевич посмотрел на внука и увидел его испуганные глаза.
     – Испугался, малыш?.. Не бойся, родной, иди с мамой... Трудно вам будет конечно, но я понимаю, что быть вместе важнее. Ступайте, берегите себя. – Иван Игнатьевич посмотрел на закрытую дверь своей комнаты. – Даша, выходи попрощаться с внуком и Аней. Дарья Карповна вышла из комнаты, прикрыв веками глаза со следами слёз, подошла к внуку, наклонилась, двумя руками взяла голову ребёнка и поцеловала в лоб и обе щёчки, выпрямилась, глянула влажными, серыми глазами на Аню, чуть заметно кивнула седеющей головой и скрылась за дверью своей комнаты.
     – Так вот и живём... Ступайте уже – вечереет, – Иван Игнатьевич заметил, как Гера начал протягивать к нему руки, да от робости убрал их. – Ах ты, родной мой, давай обнимемся. Дед согнувшись и внук на цыпочках крепко обнялись.

     Анна Сергеевна спешила домой, в правой руке у неё чемоданчик, в левой руке рукавичка с рукой сына, на шее, повешен узел, мягко постукивающий по груди, отсчитывая каждый шаг. Рукавичка периодически оказывалась пустой и тянулась на резинке, потому что маленький мальчик не успевал за мамой. Маме приходилось останавливаться, греть холодную, такую маленькую, милую, детскую ручку своим тёплым дыханием и надевать рукавичку. Поняв, что торопиться бессмысленно, Анна Сергеевна пошла медленнее и не допускала выскальзывания руки, сжимала её в своей руке, чтобы почувствовать и погреть её. Медленный шаг располагал к размышлениям, из которых вдруг всплыло предчувствие: сегодняшний уход из мужниного дома, прощание с его семьёй есть знак расставания с жизнью у них навсегда. Такое же предчувствие родилось в головах Ивана Игнатьевича и Дарьи Карповны. Но они не высказались о нём вслух, – страшно открывать правду.

     "Жаль, что не удалось попрощаться с Вадимом, - подумала Анна Сергеевна. – Придёт с литературного вечера, устроенного впервые в его школе учителем русского языка и русской литературы, огорчится, – ведь он искренне привязался к племяннику, да и мы с ним, можно сказать, в настоящих, родственных отношениях... Хороший он мальчик...Наверняка ему захочется поделиться со мной впечатлением  от первого в жизни профессионального творческого вечера. Мне и самой интересны его результаты в поэзии. Я, кажется, его поклонница."- Она улыбнулась от собственного признания и неожиданно подумала: "А ведь с этой минуты у меня началась новая жизнь... Как она сложится?..

Декабрь 2023 г.