Свадебный поезд

Георгий Кучеренко
СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД
(воспоминания и мысли дяди Коли)

         Опять повезло встретиться с дядей Колей во дворе, посидеть на лавочке и услышать от него.
    Миша, тут довелось побывать мне в ЗАГСе на регистрации молодых. Посмотрел на современные ритуалы бракосочетания. Понравилась атмосфера, почувствовал радостное волнение молодых, родственников всех и друзей. Сам тоже разволновался. И вот знаешь, вспомнилось, что пришлось увидеть в детстве в эту тему.
      Больше полвека прошло с тех пор и сдаётся мне, что я не один раз видел не саму свадьбу, а прибытие свадебного поезда, после регистрации брака, тогда так и говорили «увидел свадьбу». В те времена всё в станицах на Кубани было на конной тяге и свадьбы игрались в части передвижения на конях. Мне кони с детства нравились. Раньше конь занимал много мыслей и эмоций в умах детворы, да и взрослых тоже. По книгам, по фильмам и по жизни – везде конь действующее главное существо после человека.
           Это был конец многотысячной эпохи, когда понималось изречение «За коня полцарства», когда конь, как такое значимое существо, заменён был постепенно на разные виды автотранспортных средств и сельхозмеханизмов.
       Получается, что мне довелось увидеть детскими глазами и запомнить пик рассвета и конец этой эпохи, совершенство всевозможных повозок и сельхозорудий на конной тяге. Самих коней во всей красе, которой не сыщешь в эти времена, тоже довелось увидеть. Теперь не встретишь таких коней.
       Раньше кони были в постоянной тренировке по выполнению полезной работы или в разбеге, за ними следили, чтобы чрезмерность этих тренировок не повлияла на их здоровье. Берегли их заботливым содержанием, следили за их сытостью, вовремя и правильно поили, кормили и подковывали, чистили их и купали, держали в тепле в холода…
        Кони были мощными и резвыми, игривыми и норовистыми, иногда, в своей силе, могли понести. Теперь, даже мало кто знает, что это слово значит. Даже бешеными могли быть и в этом бешенстве, которое никакой силой вожжами не сдержать, разбивали брички быстрой скачкой в хлам, оставался только передок или одно дышло от всей повозки, которые они таскали за собой, утихомирившись. Конечно, встречались и не очень красивые кони, может по породе, может здоровьем не вышли, может из-за других причин, но их было мало и они были добрыми и характерными по своему и всё равно значимыми. И все кони в то время даже были военнообязанными. Да, стояли на воинском учёте, как стратегическая составляющая воинского запаса. Весь конный колёсный транспорт в государственных учреждениях имел военную зелёную окраску и тоже значился в том учёте.
          На Кубани в то время была такая повозка – линейка. В неё запрягалась пара коней. Там все повозки в основном были пароконными. Сама линейка имела рессорную подвеску и крылья над колёсами. Хотя, с каждой стороны – это было одно крыло, которое своими изгибами выполняло роль крыльев над передним и задним колесом, а средним изгибом вниз служило подножкой для сидящих на линейке людей. Всё выглядело изящно и даже с шиком по тому времени. С каждой стороны могло сидеть по три человека. Крылья, правда, были покрашены в чёрный с лаком окрас. На таких линейках ездило начальство: председатели всевозможных колхозов, совхозов, учреждений и прочие руководители. Вот из таких, штук пяти-шести, бывало меньше или больше, линеек состоял свадебный поезд. Я думаю от такого свадебного поезда, из череды повозок и пошло, в своё время, название железнодорожного поезда в старые времена.
        Сбруя на конях была тоже отменного качества, с блестящими клёпками на ремнях уздечек, хомутов, шлей и прочего. с махровыми ремёнными кистями с каждой стороны на шлеях около седёлок, для красоты, которые, помнится, назывались «махры» и для того – я слышал, чтобы волк боясь этого махра не мог в бок коню вцепиться. Они, махры, при езде вели свой перепляс, так гармонично колыхались в такт с ногами коней, ещё они запахом своей дегтярной пропитки отгоняли оводов.
        Весь такой выезд имел ошеломляющую красоту для знатока, по сравнению с ним «Мерседес» – это железяка со стеклом. Теперь, Миша, любой водитель такого «Мерседеса» и других авто, у которых под капотом сотни лошадей, не сможет поехать на линейке, у которой два ретивых коня в упряжке. Это тебе не на газульку без мозгульки жать, а уж вожжами управлять такой силой и подавно, даже смелости не хватит.
      До сих пор, Миша, помню запах пропитанной дёгтем сбруи с конским потом – это особый запах, это понимают только лошадники.
       А теперь представь этот свадебный поезд. Кони украшены цветами и лентами – на уздечках, хомутах и шлеях. Цветы бумажные – да! Потому что свадьбы поздней осенью игрались. Там живые цветы от всей лихой езды и не удержатся. На хомутах ещё пристёгнуты накладки с бубенцами «золотого» и «серебряного» блеска и разного перезвона.
     Жених с невестой в своём убранстве с белыми, так называемыми, восковыми цветами, их подобие до сих пор вроде сохранилось на свадьбах. Остальные люди тоже с цветами бумажными на груди, голове – особенно девушки и женщины. На каждой или через одну линейку обязательно гармонь или баян играет. По тем, послевоенным временам, трофейные баяны в множестве появились и они  в основном звучали. Очень звучный инструмент и красивый в своём растяге при игре! И вот знаешь, сколько не пришлось видеть баянистов и гармонистов – ни одного по посадке и по стойке, по манере поведения при игре, по движению тела и выражению лица, по растягиванию мехов и наклону головы – не видел похожего на другого. Меняют эти инструменты людей при игре.
       И вот всё это мчится, с песнями, с девичьим визгом от страха, залихватской игрой баянов и лихими выкриками. Парни свистом подгоняют коней. Те, кто правит конями, погоняют их кнутиками и тут же временами сдерживают вожжами, чтобы не разбить линейку на большом ухабе. Те, кто едут позади, стараются обогнать при случае других, всех охватывает бесшабашный азарт гонки.
       Из разговоров бабушек и тётенек я понял по воспоминаниям их молодости, что невеста от такой лихости сидит вся в тревоге и молит Бога, чтобы всё благополучно закончилось и это был не сравнено больший страх, чем перед предстоящей первой ночью –слышал такое, помню. Она вцепилась в жениха и шепчет в трепете, допустим, «Гришенька, держи меня крепче!», а он невозмутимо, по-мужски, «Сонечка, держись за меня всегда крепче и всё у нас в жизни будет хорошо!». Представляешь, ей ведь самой нужно держаться и фату придерживать, а там ещё ветер и дождик со снежком иногда случаются. И вот, при такой критической обстановке, невеста уже кодируется держаться за мужа, как жена, на всю жизнь. Понимаешь!?
        Тёщенька со свекрушкой дома сидят и только «Господи, да Господи» – молят Бога, чтобы поезд доехал благополучно и тоже уже кодируются такими помыслами на семейное единение.
        На деревьях в улице, повыше, сидят шустрые мальчишки и сначала слышат этот поезд и как только увидят за околицей, орут «Едут-едут!», а теща со свекровью крестятся и вспоминают, сколько ещё опасных мест нужно проехать и снова «Господи да Господи».
        И вот врывается этот поезд в улицу, взрослые строго до этого проследили, чтобы не было там совсем малых детишек – пострадать могут, а повзрослей ребятня свистит, кричит. Кони храпят, рвут на себя вожжи удилами, красивым изгибом шеи или наклоном головы, взмыленные под шлеями и в других местах, в клубках пены и еле сдерживаемые останавливаются, продолжая дёргать вожжи и линейку взад вперёд, перебирая ногами в красивом переплясе, прося ещё скачки – это зрелище, Миша. Это лихая Россия матушка! Это кони, самое красивое и грациозное животное! Это не растянутый в длину автомобиль, Кадиллак он вроде называется, который перед каждым «лежачим полицейским» скорость до нуля сбавляет и вообще едет вальяжно тихо. На линейке нет амортизаторов и коней так не притормозить, там всё подлетает вверх, только держись.
       Народ в весёлом восторге, все румяные от быстрой езды и пережитого волнения, слезают и идут, с весёлыми разговорами и шутками, продолжать свадебный ритуал. Те, кто правил конями осматривают колёса у линеек, рессоры и делятся между собой, где на каком ухабе был сильный удар. Удостоверившись, что всё нормально, докуривая с дрожью в пальцах, следуют за остальными. А кони, привязанные, нервно вздрагивая и изредка похрапывая, постепенно успокаиваются. Ездовые им долго не дают постоять – нельзя, тут же вскорости, видимо, остудив свой пыл чаркой, уезжают медленно, чтобы постепенно охладить коней и поставить в тепло.
     …На Кубани разновидность и красота колёсного конного транспорта больше развита, а саней там нет таких красивых, как на Урале и в Зауралье. Видимо, потому что на Кубани зима короткая и иногда полностью на колёсах проходит, я там не видел таких красивых кошёвок и саней розвальней.
       В конской упряжи на юге не применяется дуга, там упряжь с постромками и проигрывает по красоте и по удобству, и для коня и для человека. На Урале и в Сибири дуга из конской упряжи даже в свадебном обряде, как-то применяется: наряжают её и «украсть» вроде пытаются – припоминается мне из детства, когда пришлось на свадьбе побывать. Дуга – это с Урала и Сибири придумка и русская тройка тоже оттуда, когда коренник под дугой, а пристяжные в постромках. Может я и ошибаюсь, может и с центральной Руси всё это пошло, где зима подольше.
         Теперь вроде возрождается среди людей интерес к коням и меня радует это.
Вот многие люди уважают собак и правильно – это друг человека, но может этот друг и покусать человека зря и напасть стаей на человека, но всё равно собака очень много послужила человеку и отличается своей верностью, а вот конь несоразмерно больше послужил человеку.
       Конь он и в мирной жизни человеку помогал и без него не выжить бы человеку у нас в России, и в войну конь первый помощник, воин и большой страдалец. Ведь даже оружие создавалось и патрон по назначению для поражения коня. Револьвер по требуемым характеристикам, должен был поражать коня с какого-то там расстояния и сколько погибло коней за все войны – не счесть. В средние века шипы колючие рассыпались на дорогах, для поражения копыт у коней, чтобы конницу обезвредить….
         Ставят памятники собакам – правильно это и коням ставят, тоже правильно, но чаще вместе с всадником, а я бы поставил памятник коню отдельно большой, красивый и весь из золота… Заслужил конь!
     Дядя Коля помолчал немного и продолжил.
    У меня у друга дочка – она коня содержит на общественной конюшне. Увлекалась ездой сначала, внучку его пристрастила немного, а потом и взяла одного коня, у него ноги больные, его хотели на мясокомбинат сдать, а она узнала и пожалела. Оплачивает содержание, приходят они часто к нему, фотографируются с ним, гуляют, внучка садится иногда на него и правнучку малую садят уже. Красивый конь, и не хромает даже, лечат они его, но ездить на нём нельзя. Может уже и можно, но они не ездят, берегут его.      Уважаю я за это дочку моего друга, молодец она!... И ты знаешь, её ведь и зовут, как в той песне «Чернобровая казачка подковала мне коня» – Катериной, сейчас только припомнилось, видишь какое совпадение!
     Дядя Коля снова помолчал и сказал, – Как всё в жизни меняется, даже в течении одной. За мою жизнь как всё поменялось в технике, электронике – да во всех отраслях, но больше всего в электронике – телекоммуникациях и вычислительной технике, самый большой скачок там произошёл. В электронике!

      Видел я и слушал разного дядю Колю, но такого восторга и волнения я не замечал в его словах и облике, как теперь, когда он говорил про коней и про свою электронику, которых часто, коротко восхвалял в разговорах, и в общем, не зря, – подумалось мне.

         Дядя Коля опять помолчал и продолжил, – Ещё вспомнилось про коней: давно, по молодости, я слышал рассказ одного фронтовика. В пополнение их кавдивизии пришла из Америки по ленд-лизу партия коней. Он попал в команду, которая принимала этих коней, а кони оказались полудикие, вроде как мустанги. Те, из наших, кто сопровождал их на пароходе замучились с ними. При разгрузке, один конь – ему уже успели сопровождающие дать кличку «Амба» за характер его, вырвался, прыгнул с причала в море и так и уплыл в сторону горизонта. Видишь, какая у него тяга к воле и родине была. С остальными конями у них проблемы появились, кусались они и постоянно зубы скалили. Дня не проходило, чтобы кого из обслуги не искусали, даже до госпитализации иногда. Стали думать и ничего не могли придумать. Потом один старый солдат предложил, что нужно обратиться к цыганам, ему и поручили это дело.  С базара он привёл цыгана, Тот за работу запросил  харчей и денег. Купил брюквы на базаре, сварил её и горячую засунул в пустые рукава своей гимнастёрки, которую ему выдали по его требованию. Стал ходить по проходу в этой гимнастёрке, кони стояли головами в проход, он руками под гимнастёркой, вроде как по нечаянности, стал подставлять им рукава с брюквой. Конь схватит брюкву горячую, а отпустить не может, стоит какое-то время, мотает головой. Конечно, травму получали кони не большую, некоторое время не ели даже, но цыган велел их кормить вкусным кормом, не помню каким, они вскоре стали есть и перестали кусаться.
        Если конь кусается – это большой порок и надо отучать его непременно, иначе беда может случиться, помнить нужно, что это сильное животное и даже зверь в иных случаях и ему нельзя потакать. Можно хоть как любить коней, но тут для блага же коня, нужно идти на жестокость.
     Сложный это вопрос – нельзя из любви к коням, заменить этой любовью любовь к людям. Нельзя допустить, чтобы такое красивое и благородное животное страдало таким пороком, а они могут кусаться даже из любви к хозяину, но это, всё равно порок. Они в табуне играючи кусают друг друга не сильно, а бывают и жестоко кусают, когда это не по дружбе….
     И знаешь, что я ещё заметил по современной жизни – у некоторых людей, особенно у женщин, наблюдается гипертрофированная любовь к животным – к собакам, к примеру. У нас люди бездомные умирают в холоде, голоде, в болезни и никому нет дела, а вот собачкам нужны приюты для пожизненного содержания, а то, что бродячие собаки стаей задирают людей и даже детей иногда, меньше волнует людей, чем отстрел таких собак.
        Тут, по новостям прошло: проводница выгрузила кота из пассажирского вагона, который бродил по вагону ночью, так такой стон поднялся на всю страну, даже постановления сразу оперативно пошли, чтобы не допустить впредь такое, а вот если высадят бродячего человека – никого это не тронет и то, что этот кот бродячий и заразный – тоже, кроме проводницы, никто не подумал и хозяин весь такой праведный, у которого кот сбежал, якобы сам открыл переноску и даже может дверь купе.
        Чрезмерно всё перекошено в сознании людей и это уже значит, что люди забыли одну из заповедей божьих «Возлюби ближнего своего», может и не так она звучит, но вот, что при этом они душу чернят свою, когда животное ставят выше человека, я склоняюсь к тому. Сдаётся мне, что такая «забота о животных» раздувается для того, чтобы подчеркнуть и обозначить тем более якобы большую заботу о людях. Но перекосили всё.   
         Ведь родители заводят животных для детей, чтобы воспитать в них доброту, милосердие, дружелюбие, заботу – именно к людям, а получается иногда наоборот и всё из-за перекошенной любви к животным. Конечно, должна быть забота о братьях наших меньших и помнить надо, что мы ответственны за тех, кого приручили, но не должна быть эта забота и ответственность больше чем о людях и тем более о тех, кого мы родили, а то вот помнится мне случай: у одного знакомого жена была поражена чрезмерной любовью к животным, собаками увлеклась и гуляла со щенками, и кормила их сбалансированным кормом, и витамины им давала, чтобы они здоровыми и умными выросли, а собственная дочурка маленькая, как попало накормленная, оставалась дома без свежего воздуха и солнца. В конце концов, знакомый развёлся с ней, дочку себе забрал, при радостном согласии жены, а она стала закостенелой собачницей, странной в поведении и злобной к людям, и ещё встречались мне по жизни такие же не нормальные зверюшницы. Часто это случается у городских. Грустно всё это…

     Дядя Коля. после паузы, вздохнул и  сменил тему вдруг, как всегда неожиданно, а я успел подумать о том – как много он нанизал всего разного на нить своего монолога, заставляющего удивиться и задуматься…


     (1)