Роковые полгода 28-й эскадры

Олег Каминский
Многие авиационные соединения, так называемые эскадры, ВВС Германии за время второй мировой войны добились значительных успехов и успели прославиться. Однако далеко не все. Например, боевой путь 28-й бомбардировочной эскадры (KG.28) оказался довольно коротким.

Эта бомбардировочная эскадра формировалась в 1939-1940 годах и отметилась участием в Западном походе, т. е. в нападении на Францию. Вскоре после этого эскадра была расформирована, а ещё чуть позже — вновь сформирована. Детали этих преобразований не столь уж важны, поэтому можно их опустить.

Главное, что в 1941 году от всей эскадры остались только штаб (Stab/KG.28) и 1-я группа (I./KG.28), на вооружении которых были стандартные двухмоторные бомбардировщики Хейнкель-111 (Не 111). Они-то и приняли участие в войне с Советским Союзом.

Поначалу, с 19 июля по август, части эскадры базировались на аэродроме Брест-Литовска, затем с августа по октябрь — в Бобруйске, а с октября по декабрь — на Сещинском аэродроме.
 
Командовал эскадрой Oberst Ernst-August Roth, а командиром I./KG.28 был Obstlt. Herbert Heckmann.

Одной из главных целей немецких экипажей в июле-августе была Москва.

Например, в первом налёте на советскую столицу в ночь с 21 на 22 июля приняли несколько экипажей «Хейнкелей» из I./KG.28, в том числе экипажи Major Franz Boehme, Oblt. Horst Frhr. von Luttitz. 

3 He 111 из этой же I./KG.28 участвовали в налёте на Москву в ночь с 25 на 26 июля.

Много раз «Хейнкели» из I./KG.28 бомбили Москву и в дальнейшем.

Однако в середине августа 1-й отряд (1./KG.28) под командованием Oblt. Gerd Schaeffer был изъят из состава авиагруппы и перебазирован в Румынию, откуда стал действовать против морских целей, применяя бомбы, морские мины и торпеды. Таким образом, отряд стал первым подразделением немецкой авиации, предназначенным для торпедных атак советских кораблей в Черном море.

Впервые на «охоту» за русскими кораблями два торпедоносца из 1./KG.28 вылетели 28 августа, правда, морских целей не обнаружили.

Через два дня — 30 августа — экипажи Хе-111 из 1./KG.28 в период с 20 часов 40 минут до 21 часа 50 минут сбросили на подходах к Севастополю восемь мин LMB.

6 сентября самолеты Хе-111, в том числе из 1./KG.28, поставили морские мины на рейде Феодосии. Вскоре, 12 сентября здесь на донной мине подорвался и погиб базовый тральщик Т-402 «Минреп» (500 тонн). Из 56 членов экипажа было спасено всего 16 человек.

Ночью 7 сентября «Хейнкели» из 1./KG.28 снова минировали Феодосийскую бухту, а 11 сентября — сбросили мины в Новороссийской бухте.   

Тем не менее, чаще всего лётчикам отряда приходилось действовать в качестве обычных бомбардировщиков, при налётах на различные наземные цели.

Особенно доставалось в то время Одессе. Этот крупнейший и важнейший порт на Чёрном море подвергался в сентябре многочисленным налётам немецких и румынских бомбардировочных частей, в том числе 1-го отряда 28-й эскадры. Например, лётчики отряда бомбили Одессу 7, 8, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20 и 21 сентября, в том числе с применением очень мощных 1.000-килограмовых воздушных мин.

Так, вечером 19 сентября три Хe-111 из 1./KG.28 сбросили бомбы на город. Большие бомбы упали в центре города, а 1.400 штук мелких зажигательных бомб рассеялись над всей областью города.

А вечером 21 сентября два Хe-111 из 1./KG.28 сбросили зажигательные бомбы в северной и южной части города, вызвав два больших и четыре малых пожара. По докладам экипажей зенитные батареи не стреляли, отмечалась лишь незначительная деятельность прожекторов.

Бросается в глаза довольно пренебрежительная оценка противником действий нашей противовоздушной обороны. Однако факт остаётся фактом — за всё время ночных налётов на Одессу ни один немецкий самолёт так и не был сбит.

В конце сентября целями «Хейнкелей» были различные города, в том числе Армянск (21 и 22 сентября), Татарский вал (24 сентября), Юшунь (24 сентября) и Севастополь (28 сентября) в Крыму, а также Новороссийск (30 сентября) на Кавказе.

30 сентября реально отличились и торпедоносцы из 1./KG.28, которые в 100 км западнее Новороссийска атаковали небольшой караван и потопили недостроенный грузовой теплоход «Пугачев» (2.150 брт) с грузом зерна. К счастью, вся команда корабля (25 человек) была полностью спасена.

Продолжались и вылеты «Хейнкелей» на минирование Новороссийской бухты. Например, были установлены мины 2, 3, 4, 5 и 9 октября (в этот день на внешнем рейде Севастополя другие экипажи сбросили ещё 5 донных мин).

Судя по всему, вскоре торпедоносцы приступили к выполнению своих прямых обязанностей — поиском морских целей с торпедами. Один из таких полётов стал причиной ужасной морской трагедии, во время которой погибло больше людей, чем на печально известных «Титанике» и «Лузитании», вместе взятых.

Незадолго до полудня 7 ноября, а именно в 11 часов 25 минут, одиночный Хе-111 из 1-го отряда 28-й бомбардировочной эскадры с дистанции 600 метров сбросил две торпеды по конвою в районе мыса Ай-Тодор.

Одна торпеда прошла мимо, зато вторая попала в носовую часть санитарного теплохода (бывшего грузопассажирского теплохода) «Армения» (4.727 брт). Уже через 4 минуты «Армения» скрылась под водой. Погибли практически все из находившихся на корабле примерно 7-10 тысяч человек, сторожевым катерам «СКА-051» и «СКА-0122» удалось спасти лишь восьмерых счастливчиков.
               
После этого немцы в ноябре и декабре продолжали вылеты на вооруженную разведку с подвешенными торпедами, но никаких других успехов не добились. Зато с другой стороны, за всё время действий на южном участке советско-германского фронта 1./KG.28 не понёс абсолютно никаких потерь. Просто поразительно!

Вернемся, однако, на центральный участок советско-германского фронта, где продолжали действовать экипажи 2./KG.28 и 3./KG.28. 

Кроме нескольких ночных налётов на Москву, лётчики этих отрядов произвели также множество налётов на Брянск, Каширу, Серпухов, Тулу, железнодорожные станции и военные объекты, расположенные в Подмосковье, а также промышленные центры глубокого тыла, например на Горький. Правда, какие-либо подробности и результаты этих налётов мне пока узнать не удалось. 

Однако в Военном архиве города Фрайбург, в одной из папок под шифром RL 10/424 мне удалось найти любопытные сведения о успехах экипажей I./KG.28 в воздушных боях с русскими истребителями. Пользуясь возможностью, я охотно поделюсь этой интересной информацией с читателями: 

Например, 26 июля Хе-111 (бортовой код 1T+EL) с экипажем в составе Oblt. Schulz, Uffz. Hoppe, Uffz. Koglin и Fw. Mueller из 2./KG.28 вёл бой в районе Брянска, при этом совместными усилиями бортрадиста Uffz. Koglin и бортмеханика Fw. Mueller пулемётным огнем был сбит один МиГ-1.

Через месяц — 25 августа, «Хейнкель» (бортовой код 1T+GK) с экипажем в составе Lt. Gustav Adolf Meisenholl, Hptm. Paul Сlaas (опытнейший наблюдатель, на счету которого было уже более 150 боевых вылетов), Ogefr. Franz Fichtenbauer и Gefr. Fiedler из 2./KG.28 с трудом отбился от истребителей. В районе Чернигова бортрадист Ogefr. Franz Fichtenbauer сбил один МиГ-1, однако и бомбардировщик был подбит, получив примерно 30-40 попаданий.

В сентябре — 8 числа, самолёт Хе-111 (бортовой код 1T+DL) с экипажем в составе Lt. Rudolf Marggraf, Gefr. Heinrich Kuhlmann, Gefr. Erich Ruoff и Gefr. Karl Frank в районах Нежина и Чернигова подвергался атакам нескольких советских истребителей. Огнем из пулеметов бортрадист Gefr. Erich Ruoff и бортстрелок Gefr. Karl Frank сбили 2 истребителя — И-15 (И-153) и И-16.

За ноябрь экипажам бомбардировщиков удалось одержать 3 воздушные победы.
 
6 ноября «Хейнкель» (бортовой код 1T+CL) с экипажем в составе Lt. Dietrich Fuhrmann (к тому времени совершил около 42 боевых вылетов), Uffz. Friedrich Gerlach, Uffz. Kubetschka, Uffz. Helmut Hoffmann при полёте по маршруту Михайлов — Раненбург — Елец вёл воздушный бой с истребителями. Бортрадисту Uffz. Kubetschka удалось пулемётной очередью сбить один истребитель (И-15?) в районе посёлка Лев Толстой в Липецкой области.

А 18 ноября в воздушных боях экипажи сбили 2 русских истребителя.

Так, самолёт Хе-111 (бортовой код 1T+AB) из 2./KG.28 с экипажем в составе Uffz. Heinz Gericke, Hptm. Paul Сlaas, Uffz. Bernhard Twickler, Ogefr. Heinz Sandfuchs и Gefr. Spira сбил в районе Венева один И-16. Меткими очередями из пулеметов отличились бортрадист Uffz. Bernhard Twickler и бортстрелок Ogefr. Heinz Sandfuchs.

Другой «Хейнкель» (бортовой код 1T+KL) с экипажем в составе Lt. Hermann Eick, Ogefr. Hannes Humpe, Gefr. Erich Rosskothen и Ogefr. Johann Weber отбивался от атак двух Як-1 западнее Каширы. Один из истребителей удалось сбить бортстрелку Ogefr. Johann Weber. Правда, и бомбардировщику не довелось вернуться на свой аэродром, о чём ещё будет сказано ниже.
   
Само собой разумеется, за время боевых действий на Восточном фронте 28-я эскадра понесла ощутимые потери в самолётах и лётном составе (данные не полные и нуждаются в уточнении):

24 июля самолёт He 111H-5 W.Nr. 3800 из состава 2./KG.28 повреждён при аварийной посадке в районе г. Барановичи. Степень повреждений самолёта 80%. Экипаж не пострадал. 

11 августа самолёт He 111H-6 W.Nr. 4132 из состава 2./KG.28 потерпел аварию при взлете с аэродрома Бобруйск. Степень повреждений самолёта 60%. Экипаж не пострадал.

22 августа самолёт He 111H-5 W.Nr. 3683 из состава 2./KG.28 сбит в воздушном бою истребителем на центральном участке фронта. Степень повреждений самолёта 100%. Экипаж не пострадал.

22 августа самолёт He 111H-5 W.Nr. 3504 (1H+FL) из состава 3./KG.28 не вернулся из полета в район г. Торопец. Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести 4 лётчика:
Lt. Hans Paque - пилот, пропал без вести               
Gefr. Anton Pasternak (Pasternek) - наблюдатель, пропал без вести               
Uffz. Karl Schmuck - бортрадист, пропал без вести               
Gefr. Herbert Schmidt - бортстрелок, пропал без вести

25 августа самолёт He 111 (1T+GK) из состава 2./KG.28 подбит в воздушном бою истребителем в районе г. Чернигов. Степень повреждений самолёта не известна. Экипаж не пострадал. 

29 августа самолёт He 111H-4 W.Nr. 5700 из состава I./KG.28 подбит в воздушном бою истребителем и произвел посадку на фюзеляж в районе г. Бобруйск. Степень повреждений самолёта 25%. Экипаж не пострадал.

7 сентября самолёт He 111H-6 W.Nr. 4131 (1T+GL) из состава 3./KG.28 не вернулся из полета в район г. Гомель. Степень повреждений самолёта 100%? Пропали без вести? (вернулись в часть?) 4 лётчика:
Oblt. Gottfried (Gustav) Gaebert - пилот, пропал без вести? (вернулся в часть?)               
Gefr. Paul Matthias - наблюдатель, пропал без вести? (вернулся в часть?)               
Ogefr. Otto Peetz - бортрадист, пропал без вести? (вернулся в часть?)               
Ofw. Rudi Stein - бортстрелок, пропал без вести? (вернулся в часть?)               

16 сентября самолёт He 111H-5 W.Nr. 3754 из состава I./KG.28 произвел посадку на фюзеляж в районе г. Бобруйск. Степень повреждений самолёта 45%. Экипаж не пострадал.

23 сентября самолёт He 111H-6 W.Nr. 4389 из состава 2./KG.28 поврежден при взрыве своей авиабомбы на аэродроме Брянск. Степень повреждений самолёта 35%. Экипаж не пострадал.

28 сентября самолёт Не 111 из состава 2./KG.28 поврежден в районе с. Светловичи. Степень повреждений самолёта неизвестна. Погиб 1 лётчик.
Uffz. Martin Spann - бортрадист, погиб

30 сентября самолёт He 111H-5 W.Nr. 3680 (1T+LL)  из состава 3./KG.28 сбит огнем зенитных пулеметов в районе г. Льгов. Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести 4 лётчика:
Uffz. Ernst Aschmutat - пилот, пропал без вести
Fhr. Walter (Werner) Bartels - наблюдатель, пропал без вести (погиб?)
Gefr. Herbert Kairiefs - бортрадист, пропал без вести
Gefr. Heinz Mueller - бортмеханик, пропал без вести (погиб?)

2 октября самолёт Не 111Н-5 W.Nr. 3986 из состава 3./KG.28 сбит в воздушном бою истребителем в районе г. Брянск. Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести 4 лётчика:
Uffz. Johannes Sanders - пилот, пропал без вести
Uffz. Fritz Wachmuth - наблюдатель, пропал без вести
Gefr. Erhard Sanders - бортрадист, пропал без вести
Gefr. Herbert Pobursky - бортмеханик, пропал без вести

3 октября самолёт He 111H-5 W.Nr. 3643 (1H+DK) из состава 2./KG.28 не вернулся из полета в район г. Брянск. Степень повреждений самолёта 100%. Погибли (пропали без вести?) 3 лётчика, ранен 1 лётчик:
Lt. Gustav Fuenftelmann - пилот, погиб (пропал без вести?)               
Ofw. Roman Pickteler - наблюдатель, погиб (пропал без вести?)               
Uffz. Johannes Schneider - бортрадист, ранен               
Gefr. Josef Mertens (Mertons) - бортстрелок (бортмеханик), погиб (пропал без вести?)               

3 октября самолёт He 111H из состава 3./KG.28 поврежден в район г. Брянск. Степень повреждений самолёта неизвестна. Погиб 1 лётчик:
Uffz. Erich Schuerfeldt - бортрадист, погиб

4 октября самолёт Не 111Н-6 W.Nr. 4230 (1T+CK) из состава 2./KG.28 не вернулся из полета на центральном участке фронта. Степень повреждений самолёта 100%. Погиб 1 лётчик:               
Uffz. Siegfried Gronemann (Grememann) - бортмеханик, погиб

4 октября самолёт Не 111Н-6 W.Nr. 4445 (1T+LK) из состава 2./KG.28 не вернулся из полета на центральном участке фронта. Степень повреждений самолёта 100%. Пропал без вести (погиб) 1 лётчик:               
Ogefr. Helmut Gebauer - бортмеханик, пропал без вести (погиб)
               
5 октября самолёт He 111H-6 W.Nr. 4482 из состава 2./KG.28 подбит и произвел посадку на аэродром Сеща. Степень повреждений самолёта 45%. Ранен 1 лётчик.
Ofw. Gerhard Schubert - пилот, ранен

9 октября самолёт He 111H-6 W.Nr. 4438 (1Т+КL) из состава 3./KG.28 сбит в районе г. Белгород. Степень повреждений самолёта 100%. Погибли 4 лётчика:
Lt. Kurt Siegmann - пилот, погиб
Ogefr. Josef Lorz - наблюдатель, погиб
Ogefr. Ernst Koch - бортрадист, погиб
Ogefr. Rudolf Schrittwieser - бортстрелок (бортмеханик), погиб

12 октября самолёт Не 111Н-6 W.Nr. 4387 из состава 3./KG.28 подбит огнем зенитной артиллерии и произвел посадку на фюзеляж на центральном участке фронта. Степень повреждений самолёта 50%. Экипаж не пострадал.

17 октября самолёт He 111H-6 W.Nr. 3772 из состава 2./KG.28 разбился в результате столкновения с землей в районе Сеща. Степень повреждений самолёта 90%.  Ранены 2 лётчика:
Uffz. Horst Witschen - наблюдатель, ранен
Gefr. Hermann Hofstedter - бортмеханик, ранен

5 ноября самолёт He 111H-6 W.Nr. 4444 (1Т+НК) из состава 2./KG.28 в воздушном бою на подступах к г. Москва был таранен истребителем в правое крыло, но долетел до своего аэродрома Сеща и совершил аварийную посадку. Степень повреждений самолёта 35%. Экипаж не пострадал.

11 ноября самолёт Не 111Н-6  W.Nr. 4409 (1T+FK) из состава 2./KG.28 не вернулся из вылета в район Pl.Qu. 35/Ost 74621 (разбился из-за возгорания левого двигателя на ж.д. участке Волова - Горбачево). Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести (вернулись в часть?) 5 лётчиков:
Ofw. (Ogefr.) Bruno Mueller - пилот, пропал без вести (вернулся в часть?)
Oblt. Gottfried Goebel - наблюдатель, пропал без вести (ранен, вернулся в часть)
Fw. Anton Schloesser - бортрадист, пропал без вести (вернулся в часть?)
Ogefr. Kurt Haertel - бортмеханик, пропал без вести (вернулся в часть?)
Fhr. Hans Groth - бортстрелок, пропал без вести (вернулся в часть?)

14 ноября самолёт He 111H-6  W.Nr. 4543 из состава I./KG.28 был подбит и совершил аварийную посадку на аэродроме Сеща. Степень повреждений самолёта неизвестна. Экипаж не пострадал.

18 ноября самолёт He 111H-4 W.Nr. 6966 (1T+KL) из состава I./KG.28 в воздушном бою с двумя истребителями Як-1 западнее г. Кашира был подбит и совершил вынужденную посадку в 15 км юго-восточнее г. Серпухов. Степень повреждений самолёта 100%. Погибли 2 лётчика, ранены 2 лётчика.
Lt. Hermann Eick - пилот, погиб
Ogefr. Hannes Humpe - наблюдатель, ранен
Gefr. Erich Rosskothen - бортрадист, погиб
Ogefr. Johann Weber - бортстрелок, ранен

21 ноября самолёт Не 111Н-6 W.Nr. 4400 из состава 2./KG.28 не вернулся из вылета в район г. Кашира. Степень повреждений самолёта 100%. Погиб 1 лётчик, пропали без вести 4 лётчика:
Ofw. Kurt Benneckendorf - пилот, погиб
Gefr. Engelbert Kainberger - наблюдатель, пропал без вести
Fw. Heinz Hoppe - бортрадист, пропал без вести
Gefr. Heinrich Madrischewski - бортмеханик, пропал без вести
Gefr. Heinz Sonntag - бортстрелок, пропал без вести

27 ноября самолёт He 111H-5 W.Nr. 3960 (1Т+КК) из состава 2./KG.28 не вернулся из вылета в район г. Москва. Степень повреждений самолёта 100%. Погиб 1 лётчик, пропали без вести 2 лётчика:
Lt. Martin Ebert — пилот, пропал без вести (ранен, попал в плен)
Gefr. Wolfgang Spahrl — наблюдатель, погиб
Uffz. Werner Oеser — бортрадист, пропал без вести
Примечание:
Есть две версии потери этого самолёта. По одной версии, он был сбит огнем батареи 112-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона и упал в районе д. Кузмищево, при этом был взят в плен один из членов экипажа. По другой версии, около 9 часов утра он был сбит в районе г. Дмитров пилотом истребителя Як-1 старшим лейтенантом И. Н. Калабушкиным из состава 562-го;истребительного авиационного полка ПВО.

29 ноября самолёт He 111H-6 W.Nr. 4403 из состава 2./KG.28 не вернулся из вылета в район г. Кашира. Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести 4 лётчика:
Uffz. Karl Gollen - пилот, пропал без вести
Uffz. Alfons Reysku - наблюдатель, пропал без вести
Uffz. Guenter Schymura - бортрадист, пропал без вести
Gefr. Rudolf Zieisner - бортстрелок, пропал без вести

4 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4479 (1T+KK) из состава 2./KG.28 не вернулся из полета в район г. Москва. Степень повреждений самолёта 100%. Ранен (позже умер) 1 лётчик:
Ogefr. Richard Hadicke - бортмеханик, ранен (позже умер)
Примечание:
Есть версия, что самолёт был сбит в районе г. Мытищи пилотами истребителей Р-40 «Томагаук» старшим лейтенантом С. Г. Ридным и младшим лейтенантом  И. П. Левша из состава 126-го;истребительного авиационного полка ПВО.

8 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4388 из состава I./KG.28 был подбит и произвел посадку на фюзеляж на аэродром Сеща. Степень повреждений самолёта 25%. Экипаж не пострадал.

10 декабря самолёт He 111H-5 W.Nr. 3815 из состава 3./KG.28 произвел вынужденную посадку в районе г. Сталиногорск. Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести 5 лётчиков:
Uffz. Hans Flemming - пилот, пропал без вести
Ofw. Erich Haushalter - наблюдатель, пропал без вести
Gefr. Josef Jetschge - бортрадист, пропал без вести
Gefr. Fritz Boehm - бортмеханик, пропал без вести
Ogefr. Jean Doersan - бортстрелок, пропал без вести
      
13 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4573 (1T+LL) из состава 3./KG.28 потерян по неизвестным причинам. Степень повреждений самолёта 100%. Экипаж не пострадал.

15 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4575 (W.Nr.4573) (1T+LL) из состава 2./KG.28 не вернулся из полета в район г. Кшень. Степень повреждений самолёта 100%. Пропали без вести 4 лётчика:
Uffz. Paul Weidling (Leidling) - пилот, пропал без вести
Fw. Rolf Reiter (Reiters) - наблюдатель, пропал без вести
Ogefr. Willi Weissenberger (Weissenburger, Weidenburger) - бортрадист, пропал без вести
Uffz. Johann (Hans) Schwaimhofer (Schweinhafer) - бортмеханик, пропал без вести

15 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4412 (1T+HK) из состава 2./KG.28 сбит на центральном участке фронта. Степень повреждений самолёта 100%. Экипаж не пострадал.

16 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4408 из состава 3./KG.28 не вернулся из полета в район г. Тула. Степень повреждений самолёта 100%. Экипаж не пострадал.

17 декабря самолёт He 111P-2 W.Nr. 2623 из состава I./KG.28 (II./KG.100) во время плохой погоды разбился в результате столкновения с землей на аэродроме Барановичи. Степень повреждений самолёта 90%. Погибли 3 лётчика, ранены 2 лётчика и 1 человек из наземного персонала:
Lt. Rudolf Dostal - пилот, погиб
Obstlt. Herbert Heckmann - наблюдатель, погиб
Ogefr. Egon Anders - наблюдатель, погиб
Gefr. Fritz Fischer - бортрадист, ранен
Gefr. Bruno Herlt - бортстрелок, ранен
Gefr. Hans Dieckmann - 1. Wart, ранен

18 декабря самолёт Не 111 W.Nr. 4547 из состава I./KG.28 потерпел катастрофу при взлете с аэродрома Сещинская. Степень повреждений самолёта 80%. Погиб 1 лётчик:
Fw. Hans Schnaider - пилот, погиб

22 декабря самолёт He 111H-6 W.Nr. 4423 из состава I./KG.28 из-за отказа мотора произвёл посадку на фюзеляж в районе г. Сухиничи. Степень повреждений самолёта 100%. Экипаж не пострадал. 

Как раз в декабре 1941 года, то ли из-за ощутимых потерь, то ли в силу других причин, немецкое авиационное командование решило окончательно расформировать остатки 28-й эскадры. Лётчики штаба эскадры и первой группы были отправлены на пополнение других эскадр.

Так завершилась история  KG.28, последние полгода боевых действий на советско-германском фронте оказались для неё роковыми. Тем не менее, за эти полгода эскадра добилась определённых успехов. Самым значительным было потопление санитарного теплохода «Армения», на котором погибло примерно 7-10 тысяч человек.          

Нелишним будет упомянуть, что за успехи в боях некоторые лётчики KG.28 были в ноябре-декабре 1941 года награждены Германскими золотыми крестами. Среди награждённых — командир эскадры Oberst Ernst-August Roth, командир 1-го отряда Hptm. Gerd Schaeffer, командир 2-го отряда Hptm. Paul Сlaas, лётчики Oblt. Heinz Bula, Oblt. Horst Freiherr von Luttitz. 

Вот что, например, написано в наградном документе об успехах Hptm. Paul Сlaas:             
04.11.1941: Прямое попадание в цеха Горьковского автозавода, где зафиксированы сильные пожары и взрывы.
05.12.1941: Крушение поезда на пути Москва — Юхнов, разрушено 12 вагонов.
12.12.1941: Возглавил налет звена бомбардировщиков, полностью уничтоживший бомбами и бортовым вооружением сильную колонну противника южнее Ливны. Тем самым фланговая угроза отступающей немецкой дивизии была ликвидирована. Этот успех был подтвержден радиосообщением той же дивизии.
20.12.1941: 2 тяжелые батареи уничтожены в районе северо-западнее Тулы при форсировании реки Оки.

Добавлю напоследок, что Paul Сlaas в дальнейшем заслужил даже Рыцарский крест и будучи командиром I./KG.100 погиб 20 июня 1943 года. Впрочем, это уже совсем другая история...