Нелокальный детерминизм - орудие труда пророка

Сергей Горский Москва
            Не пиала, а зеркало чудес, —
            Всевидящее око, дар небес!
            Весь мир в многообразии своём,
            Все тайны тайн отображались в нём:
            События, дела и люди — всё,
            И то, что было, и что будет, всё.

            Низами «Фархад и Ширин»


            В одном мгновенье видеть вечность,
            Огромный мир — в зерне песка…

            Уильям Блейк «Прорицания невинности»


            Всё во мне, и я во всём!..

            Фёдор Тютчев




Может ли человек предвидеть будущее? Не рассчитывать по неким формулам некоторые события, как это делают учёные. Не делать прогнозы с некоторой степенью вероятностью, на что все мы — большие мастаки. Не дурить доверчивых простаков, как это делают многочисленные астрологи, гадалки, нострадамусы (намотай себе на ус!) и прочие ГЛОБАльные глыбы развода и обмана.  «Принесите мне что хотите — “Записки сумасшедшего”, оду “Бог”, стихи Фета — что хотите, и я берусь вам вывести из первых же десяти строк, что тут именно аллегория о франко-прусской войне или пашквиль на актёра Горбунова», — писал Достоевский о предсказателях. И ведь вывел бы. Как вывел бесов на чистую воду. 
 
Может ли человек именно предсказывать будущее, как это делал один литературный персонаж по имени Воланд, олицетворявший «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»? Помните, что он напророчил Берлиозу-не композитору? (Просьба не путать председателя Массолита Михаила Берлиоза с французским композитором и дирижёром Гектором Берлиозом. Бедный Гектор!) 

Или как это сделал Иоанн Богослов, который оказался на острове Патмос в день воскресный. Помните? Книга пророчеств называется Откровение Иоанна Богослова. По-гречески, — Апокалипсис.  Тут, правда, надо сделать одно небольшое, но важное уточнение: свои знаменитые пророчества он сделал не сам, а получил свыше. И автор их — уже не литературный, а религиозный персонаж, в которого кто-то верит, а кто-то не верит.   (Хотя… Греческое слово «Библия» переводится на русский язык как «Книги», то есть это тоже литература, но особого рода. Не художественная литература (хоть от слова «худо», хоть от слова «художник»), не беллетристика (буквально — «красивые буквы», фр. — “belles lettres”), не изящная словесность, написанная для красного словца, не бульварное чтиво и не жёлтая пресса, написанная для перекачивания денег в карман издателей, а Слово Знания и Слово Мудрости, которые дарует духовная харизма, дары Святого Духа.)

Наука, которая столкнулась в начале пошлого века с неопределённостью и вероятностью квантовой механики, и жизнь, которая сталкивается с неопределённостью и вероятностью будущего испокон века, вносят большую толику сомнения в возможность предвидеть будущее. (Сладкая парочка: наука и жизнь!) Рассчитать движение баллистической ракеты можно, а рассчитать результаты очередного тиража Спортлото, Лотто-Миллион и прочих лототронов и лохотронов нельзя. Никакие глобы, глыбы и прочие нострадамусы на это не способны. Однако количество доверчивых граждан, верящих, что им это всё-таки доступно, не уменьшается. (Эх, без лоха жизнь плоха!)

Но вот сама наука вдруг наткнулась на один древний философский инструмент, который может послужить орудием труда пророка. Этот инструмент называется «нелокальный детерминизм». Что это за штука такая и с чем её едят? Предоставим слово Вячеславу Жвирблису, написавшему в конце прошлого века короткое, но ёмкое эссе «Физика как предмет веры»:

«В середине [ХХ] века Джон Белл доказал теорему, согласно которой могут существовать только два типа научных теорий, выводы которых согласуются с результатами физических экспериментов.

Если теория совершенно точно описывает поведение объектов подобно классической физике (эту особенность физики назвали детерминизмом), то она, эта теория, должна допускать мгновенные физические взаимодействия (такую особенность теории назвали нелокальностью). Это значит, что вся бесконечно большая Вселенная должна иметь размер бесконечно малой точки, и в ней, в духе восточных вероучений, всё становится всем и любая часть оказывается равной целому.

А если теория локальна, то есть описывает мир, где есть и «самое большое» и «самое маленькое», тогда она не может быть детерминистской — скорость физических взаимодействий в ней ограничена (как в теории относительности), и обо всех событиях можно говорить только с известной долей вероятности (как в квантовой механике).

Проще говоря, мы по-прежнему мыслим, как Берлиоз, которому Воланд абсолютно точно, с подробностями и указанием на виновницу — Аннушку, уже и постное масло разлившую, предсказывает скорую гибель под колесами трамвая. Воланд это точно знает, потому что нелокален, существует вне времени и пространства. А Берлиоз, как все мы, локален и способен лишь с некоторой вероятностью судить о грядущих событиях. Воланд одновременно и везде, и нигде, а смерть Берлиоза — плата за его локальность, за реальное существование».

Что это значит? Стал нелокальной личностью (как ЛГ Воланд) — можешь предвидеть будущее без всякого гадания по картам, по звёздам, по кофейной гуще и по всей прочей мути. Встал вровень со всей Вселенной — получи ценный приз — знание будущего! Объял необъятное — стал пророком.

Но ведь Козьма Прутков молвил ничтоже сумняшеся: «Нельзя объять необъятное…»

            Козьма Прутков сей афоризм сказал зазря,
            Ведь необъятное — лишь переливы мыло-пузыря.
            А вот объять мир голограммы Духа можно,
            Но только сделать это надо крайне осторожно.

            Объемля Целое в его мельчайшей части,
            Ты позабудешь про невзгоды и напасти.
            И необъятным Целым части Духа будешь,
            И, Пробудившись, Знанье-Виденье добудешь!

            И вступишь в мир Любви, Единства, Братства,
            И обретёшь необозримые духовные богатства.
            Познаешь: Мы в своих объятьях мир спасём!
            И молвишь: Всё во мне, и я во всём!

Как крохотная часть может сравняться с необъятным Целым? Так же, как в голограмме, где каждый её мельчайший осколок несёт информацию о всеобъемлющем Целом, Холосе. В этом случае вся бесконечно большая Голографическая Вселенная на некоем ином уровне реальности имеет размер бесконечно малой точки, и в ней, в духе восточных вероучений, всё становится всем, любая часть оказывается равной Целому, а человек становится вровень со всей Вселенной, объяв таким голографическим образом необъятное. 

            Я — это Вселенная.
            Я — микрокосм естества.
            Я — искра жизни нетленная
            В пламени Божества.

            Я — это часть Целого.
            Нет Целого — нет меня,
            Голографически зрелого
            Плода неземного огня.

            Я — часть, что воскреснет как Целое,
            Я — тень, что таит в себе свет,
            Я — Бога творение умелое,
            Я — странник в небесный Инет!

На Востоке это предаётся посредством образа драгоценной сети бога Индры (на иллюстрации). Эта сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех камнях.

Объясняя учение школы Хуаянь, её основатель — живший в 7 веке н.э. китайский монах Фа-цзан — взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах. Этот наглядный пример иллюстрировал два из четырёх базовых положений Хуаянь: «Всё в одном, и одно во всём» — в каждом элементе весь необъятный мир, и этот элемент — в каждом другом элементе.

Да, Восток — дело тонкое! Восточная мудрость с незапамятных времён видит решение всех проблем в трансформации локального, ограниченного сознания, которое превращается в процессе йогической медитации (внутреннего созерцания) в нелокальное всеобъемлющее Знание-Видение (Джняна-Видья) и Запредельную Мудрость (Праджня Парамита). И мудрец вдруг осознаёт: Тат твам аси! (То ты еси! Ты — это то! Всё во мне, и я во всём!)

Знание дарует не только силу, как утверждают мудрецы на Западе, но и Пробуждение из грёз иллюзий сознания, и Освобождение из плена сансары, колесницы жизни-смерти, исполненной страдания, и, как довесок, дары пророчеств.

Такими дарами в книге Откровения обладает Сын Человеческий по имени Иисус Христос, который одержал Высшую Победу! 

               «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём,
               как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Распятый Сын Человеческий, одержавший Победу над неведением (авидья), несвободой и смертью, воскрес Богом-Сыном! Верую!          

А воскреснув, даровал знание будущего Иоанну Богослову. Аминь!


             24 января 2024 года от Рождества Христова