Птицы в народном творчестве

Наталья Бобыкина
Мировая уточка снесла яйцо, из которого вышел Бог. Именно она на планете Земля достала песок с морского дна, из которого выросла суша. За это Бог наградил её красным горлышком (краснозобая гагара, обитающая в северных районах).
И все последующие боги умели превращаться в птиц для того, чтобы посещать людей. Именно птица стала символом творящей Вселенной, она сидела на голове у Бога, сопровождала его повсюду и являлась связным между Богом и человеком. Птица летает по небу, она наиболее приближена к Богу и может быть связным между Богом и человеком, поэтому её часто стали изображать на обрядовых полотенцах.
Изображения птиц встречаются в скифской культуре, в пермском зверином стиле.
В женском костюме часто присутствуют шейные украшения красного цвета, женщина в этом случае становится прообразом той самой мировой уточки, принёсшей мировое яйцо.
Во многих сказках мира птица превращается в прекрасную девушку и становится женой главного героя или волшебница часто принимает образ птицы (н-р, Царевна Лебедь).
Птица Матерь Сва (Матерь Слава) считалась покровительницей России. Она оберегала русский народ, как своих детей. «Она стережет нас и крылья распускает во все стороны, а тела наши в середине, и голова ясуни на плечах в венце славном, она не может лишиться ее в сече… Матерь Слава бьет крылами по бокам своим с двух сторон, как в огне, сияя светом, и все перья Ее - иные: красные, синие, рыже-бурые, желтые и серебряные, золотые и белые. И так же сияет, как Солнце-царь, и идет она близ ясуни, и также сияет седьмой красой, завещанной от богов» («Мифы древних славян», стр. 255).
И Главному Богу во многих религиях стал соответствовать Орёл – царь птиц.
Птицы в руках Богини-матери олицетворяют творящий принцип Вселенной или двух богинь Рожаниц, которые помогают главной богине в сотворении Мира. Они символизировали Зарю утреннюю и Зарю вечернюю (зарождение и смерть).
Солнце представлялось Жар-птицей, солнечные лучи - перья этой птицы. Жар-птица, похищенная силами тьмы, успевает снести Золотое яйцо – источник следующей жизни, света и тепла.
Есть древняя легенда о том, что когда-то проходила война зверей и птиц. Человек в этой битве встал на защиту птиц. С тех пор птичья мифология стала главенствующей, поэтому на вышивках так много птиц. Это говорит о том, что человек в свое время выбрал дорогу к Богу вместо движения по земле.
В русской мифологии много птиц. Это Сирин, Алконост, Гамаюн, Семаргл, Стратим, Финист, Феникс и др. В арабской и персидской мифологии существует огромная птица Рух – птица-слон, – помогающая главному герою выбраться из подземелья или с высокой горы, огромный Орёл, на котором летит царь Давид. Ей соответствует более древний образ птицы Гаруды из индуисткой мифологии.
На рельефах Дмитровского собора (1194-1197 гг.) есть сюжеты, как птица Сирин борется с барсом, грифон, терзающий зайца. Такие же рельефы есть на храме Покрова на Нерли (1165 г.)
Сюжет, где на двух птицах летит Александр Македонский был очень популярен в средневековье на территории Европы, Владимиро-Суздальской Руси: «Александр Великий выбрал пару птиц посильнее, приказал три дня морить их голодом. Затем их впрягли в повозку с троном, начал крутить перед головой крылатых скакунов куском конской печени на длинной палке. Птицы потянулись за ней и взлетели. Такой сюжет встречается и в старинных вышивках. Историки рассматривают его как вознесение Александра Македонского, духовное преображение человека, символизирующее вознесение Иисуса Христа. В поисках бессмертия Александр сел в летающую повозку, желал быть как Бог. Аполлон и Артемида прилетают в Грецию из Гипербореи в повозке, запряжённой лебедями.
Птицам приписываются необычные способности, они сопровождают хтонических божеств. Рядом с Кащеем Бессмертным летают вороны, Бабу Ягу сопровождают совы. В русской сказке о Стрельце-молодце, с юмором пересказанной Леонидом Филатовым, его жена превращается в голубицу и ждёт возвращения мужа домой.
Образы птиц на Руси часто используются в деревянной и каменной резьбе, кружеве и вышивке, скульптуре, игрушках, да практически во всех народных ремеслах. Да потому что душа наша русская всегда готова к полёту!