Королевский загон

Артем Александрович Крылов
Самое парадоксальное: пока идет сезон загонной охоты на копытных, и ты поучаствовал уже в нескольких охотах и даже если посчастливилось добыть зверя – интерес к такому виду охот затухает. Но стоит закончится сезону, как о загонах начинаешь мечтать, иногда такая охота начинает сниться.

Мне кажется мощь и продолжительность выброса адреналина, начинающегося с первого крика загонщика не сравнима с другими видами охот. А если в загоне еще и собачки заработали, а еще если и гонят в твою сторону, а если и лес трещит под напором лося. Кайф!

Как обычно планировать загонные охоты я начал еще в мае. Определил даты и угодья, начал формировать коллективы. Закрытие загонов было запланировано на 6 января, но изначально на эту охоту записалось всего 6 стрелков. Маловато. А тут еще в конце года европейскую часть России накрыли продолжительные снегопады, это исключало использование в загонной охоте собак. Вероятность закрытия шестого января падала.

Для меня сезон прошел удачно. Охот было много, зверь на меня многократно выскакивал и падал. Поэтому особых усилий к добору команды я не предпринимал. Но неожиданно к концу года на закрытие загонов записалось аж пятнадцать человек.

В последние дня декабря пошел дождь. Значительно потеплело. Последствия рекордных снегопадов были практически нивелированы природой: сугробы из выдающихся – превратились в обычные. Появился наст. А с обеда 31 декабря стал крепчать мороз. Первого января – уже минус двадцать. Дальше холоднее, еще холоднее. В чатике, посвященном охоте, появилось первое сообщение о сомнении в целесообразности проведения охоты в такой, сильный для москвичей, мороз.
Четвертого утром вышел на связь директор хозяйства:
- Артем, у нас сейчас тридцать, давай принимать решение. Если завтра утром будет такая же погода – надо отменять охоту. Вы не выстоите в мороз, - говорил Валентиныч.
- Постараемся. Но давай подождем до завтра, команда собирается – ответил я,
- Сколько человек?
- Пятнадцать.
- Хорошо. Ждем

Но к концу дня нас осталось семеро. Остальные восемь стрелков отвалились, испугавшись мороза. Я поставил в курс дела Валентиныча. Вероятность того, что охота состоится резко снижалась.

Все изменилось утром пятого. Во-первых, мороз во Владимирской области, куда нам предстояло ехать, попустил. Во-вторых, благодаря активной агитации наших самых опытных друзей охотников, Сережи, Эдика и Бори, ну и меня команда стрелков опять выросла до одиннадцати человек. Ура. Выдохнули! Охота состоится.

Утро шестого. Я еду один, мой напарник на эту охоту разболелся. Завожу машину и ура – всего минус шестнадцать и это в четыре утра – прекрасная погода для охоты.
Но мой оптимизм истончался по мере приближения к Владимиру. Минус восемнадцать на выезде из Москвы сменила цифра минус двадцать два на границе областей. Затем минус двадцать восемь на съезде с нового платника и конкретно тридцать возле Владимира. Меня обуревала тревога: не отменится ли охота в последний момент.
Мои друзья, добирающиеся до места охоты своим транспортом, испытывали похожие чувства.

Я выехал чуть раньше, чем надо, дорога была свободна и к базе я приехал уже к половине восьмого утра. Гена, егерь-водитель на шестьдесят шестом, только подъехал и открывал ворота, а из охотников меня опередил только Андрюха. Мы вышли из машин поздоровались – обнялись.
- Следы видел, - спросил Андрей,
- Конечно. Смотри – прямо тут! Олени. Много – ответил я.

Чтобы попасть на охотничью базу, надо было свернуть с асфальтированной дороги между последними деревнями на тракте вправо и проехать по прочищенному проселку метров триста. Возле базы, кроме больших деревьев, росли кусты и именно они привлекли зверей. Возле них кормилось этой ночью стадо оленей.
- Ворота были бы открыты – мы бы их на базе встретили, - сказал подошедший к нам Гена,
- Точно,
- Вроде никто не отменялся. Все должны приехать, - сказал я,
- Ага. Нормальная погода – на базе всего минус 25, - поддержал Андрюха.

Для него действительно «всего». Андрей какое-то время жил в Якутии и позднее работал в Приморье, поэтому к такой температуре воздуха зимой был привычен, как и я, проживший двадцать лет в Красноярске.

Я выкатил снегоход, и мы пошли в вагончик переодеваться. В бытовках, несмотря на растопленные буржуйки еще было холодно. Даже химические стельки не запускались. Но пока мы собирались – потеплело и начали подтягиваться друзья охотники. Никто не подвел. Приехали все. В том числе и один «новенький» - впервые с нашим коллективом охотившийся, но опытный Макс.

Все переоделись, собрались. Чай, бутерброды. Морозно, но терпимо. В кунге шестьдесят шестого уютно топится буржуйка. Погода обещает быть ясной, солнечной. Мы все обсуждаем ночной выход оленей к базе.

Но какой смысл мерзнуть, пока не приехал старший мы располагаемся в штабном вагончике, греемся.
- Валентиныч обещал нашей команде королевский загон, - сказал я,
- Это какой?
- Я точно не знаю, могу только предположить, что там – в неопределенную сторону махнул я рукой, - он говорил, что этот загон давно не гоняли и там держатся лоси.
- Холодно и снег глубокий, наверное, за один загон хочет сделать охоту, - предположил кто-то из охотников,
- Скорее всего.

Приехал Валентиныч, как всегда хмурый и нарочито строгий в начале охоты. Мы знаем, что это маска, но она позволяет настроиться на нужный лад. Четче воспринимаются не раз слышанное: «Главное безопасность! Свой сектор! С номера не сходить! Стрелять по четко видимой цели и, сакраментальное: не уверен – не стреляй. Собираю документы, записываемся, расписываемся. А на инструктаже я спрашиваю:
- Валентиныч, ты обещал королевский загон,
- Да. Но давай посмотрим оленей. Юра поехал обрезать.

Надо сказать, что оленя у Валентиныча много. Но добыть его в загоне крайне сложно. Зверь очень умный и практически никогда не бежит на стрелков в отличие от лося или кабана. Он старается пропустить или обогнуть загонщиков. Добыть оленя в загоне – редкая удача и поэтому этот зверь – ценный приз. Я еще он вкусный!

Вернулся Юрка, он практически не охотился в этом сезоне. Так получилось. Мы очень рады его видеть – самый опытный егерь. Он сказал Валентинычу, что хорошее стадо оленей перескочило дорогу, следов обратно нет.

Егеря принимают решение, обрезать глубже, чтобы убедиться, что звери не ушли в дальний лес, а остались где-то в оврагах в полях между дорогой и деревней и сразу же делать загон. Если все получится, и олени действительно остались перед деревней, много загонщиков не потребуется, а вот номера надо расставить на длинной линии и еще одним номером перекрыть выход в сторону, в направлении которого также могут побежать олени.

Мы с Юрой выезжаем на снегоходах обрезать оленей. Вот тут-то мороз и показал свою силу. С непривычки было резко и неожиданно жуть как холодно. Но первый укол, а наверное, даже удар мороза, быстро прошел и чуть спрятавшись за ветровыми стеклами снегоходов мы набрали хороший темп.

Движемся с достаточно большим запасом, чтобы ненароком не толкнуть оленей на выход из загона. Конечно поглядываем в сторону ближайших оврагов, заросших кустарником – вдруг увидим. Но тщетно. Оставив справа деревню, не помню ее название, мы подъехали к лесу, от которого мы должны были обрезать стадо, то есть увидеть, что следов перехода оленей от дороги в лес – нет. Обрезаем. Ура чисто. Выворачиваем, оставляя деревню метрах двустах слева и движемся обратно в сторону дороги.

Переходов нет. Олени внутри загона. Прекрасно. В это время стрелки, используя, насколько позволяет достаточно глубокий на опушках снег, шишигу расставляются на номера. Юра командует мне продвинуться еще метров на 200 и, припрятав снегоход встать на номер, перекрыв поле, а сам возвращается своим следом для начала загона с противоположного от меня края деревни. К нему присоединяются еще загонщики.

Убрав из вида снегоход я встал на номер и очень явно представил, что вот там, чуть правее в моем секторе стрельбы, перед пригорком должны выскочить олени. Но пространство передо мной было открыто в сторону линии стрелков метров на 800, потом небольшой перелесок, еще одна поляна после дороге и номера, расставленные на опушке леса. Звери скорее всего побежали бы именно на номера, но существовала вероятность, что они вывернут на меня.

Загон начался. Я услышал протяжный крик «А-а-а» загонщика, дальше крики не прекращались. Все. Мороза не было больше. Куда там, казалось, что каждая мышца моего тела напряжена, а по мере приближения загонщиков – напрягается еще больше и больше. Какой там мороз, мне было жарко!

Проходит буквально минут пятнадцать с начала загона и вот они! Восемь или девять оленей показались на несколько мгновений очень далеко – метров семьсот от меня именно там, где я и предполагал, и тут же исчезли из вида. Несколько минут и канонада!

Загон завершен. Валентиныч командует мне сниматься с номера. Бегу к снегоходу и ходом смотреть – следы, где выскочили олени. Вот тут, и сразу развернулись и зашли в перелесок. Черт не проехать, надо объезжать. Объехал вот цепочка следов, через дорогу и дальше на поляну к опушке леса, на которой стрелковая линия. Я туда, уже на подъезде вижу. Ура! с полем! Есть добыча.

Парни с соседних номеров собрались возле трофея и рассказывают, что первым начал стрелять опытный Эдик – он стоял на первом номере. Но чуть раньше, чем мог гарантировано взять зверя. Метров за триста. Поторопился? Номера стояли как в тире – звери были как на ладони, но был шанс, что они обойдут Эдика справа и уйдут ближе к базе – а там: ищи – свищи. Поэтому его выстрелы спасли охоту, звери вывернули на номера.

Про мороз никто не вспоминает. Бурно обсуждаем охоту. Перчатки сняты, шапки на затылках. Жарко. И как удар по нервам крик из леса: «След с кровью». Подранок.

Ух как не приятно. Но мы не отчаиваемся. Собираем стрелков на базу, благо совсем рядом – в пределах видимости и на двух снегоходах с нартами берем стрелков, чтобы расставить номера – добрать подранка.

В этом году я немного изменил традицию и вместо приготовления на сковородке печени трофея на финской свечке, стал брать на охоту афганский казан. Чуть дольше, но разнообразнее. Еще дома нарезал лук, апельсины, помидоры перец и капусту: достаточно заложить и посолить-поперчить мясо и накрыть его заготовками и через час на огне получится прекрасное блюдо.

 Но готовить самому некогда – надо ехать добирать подранка. Выручили друзья! Сами все сделали.

Спасибо загонщикам парни встали на след и сделали два круга за зверем по лесу, пока не вытолкнули его на стрелка. Причем номера также пришлось переставлять. Олень очень хитрый зверь. Ура добрали. Приехали на базу. Мясо готово!
Выдохнули, сели за стол. Все, кроме Леши, за рулем! С закрытием парни!
«Ну что, Артем, Королевский загон получился?», - подмигнул мне Валентиныч!


Артем Крылов
2024-01-24