Полотенце

Наталья Бобыкина
Полотенце – это не та тряпица, которой мы сейчас вытираем руки и тело. Такой кусок ткани раньше назывался утиркой и в магическом ритуале не участвовал. Полотенцем назывался кусок полотна с вышитыми узорами на обоих концах.
Полотенца в зависимости от назначения имели и различные названия: убрус, ширинка, рукотер, утиральник, плат, наспишник, накрючник, рушник, божник, подножник, наблинник и др.
Убрус, ширинка, косынея – это полотенца, являющиеся частью головного женского убора. Утирка или рушник – полотенца для повседневного пользования с малой вышивкой или совсем без него. Плат, платовье – большие полотенца для убранства избы в праздничные дни.
Наспишник, накрючник, постинник – это полотенца-платовья, украшающие дом. Наспишник висел на спице, накрючник на крючке, а постинник развешивался на стене в избе и был полностью украшен орнаментами. Постинник часто использовался как рукобитное полотенце при сватовстве. Если сговор удался, то рукобитное полотенце, вышитое невестой, вешали жениху на шею. Этим полотенцем украшали божницу во время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки.
Полотенце с вышитыми птицами приносила сваха в дом невесты. Если это полотенце принималось, значит, жених был желанным, можно засылать сватов.
Дарные полотенца невеста дарила родне мужа в день свадьбы. Вышивки на них было немного, они использовались как будничные полотенца и со временем становились утирками. Каждая девушка к свадьбе должна была подготовить от 12 до 50 дарных полотенец, в богатых семьях готовили до 200 штук, специально приглашая для этого швей и вышивальщиц .
Полотенцем закрывали голову невесты, когда везли её в церковь. Орнаменты, выполненные на таком полотенце, защищали невесту от духов собственной семьи. Дело в том, что духи семьи ревностно относились к своим живым сородичам. Выходящая замуж девушка переходила в семью мужа, то есть к другим духам. Для духов своей семьи она должна была исчезнуть, как бы умереть. Поэтому перед свадьбой  проводился обряд оплакивания невесты её подружками. Девушку закрывали полотенцем с вышитыми орнаментами и начинали причитать о потере в семье. Дух метался в поисках девушки и не находил её, потому что она была защищена специальными магическими узорами. В некоторых деревнях девушку тайком везли в дом жениха (после принятия христианства невесту везли в церковь), пряча её в санях под соломой, прикрытой обрядовым полотенцем. Только после окручивания дружка снимал с девушки полотенце, получал его в дар, показывал полотенце всем гостям и приговаривал: «Невеста не спала, не дремала, всем вам дары припасала». Длинным полотенцем обвязывали жениха и невесту, когда они проходили обряд окручивания, иногда просто связывали вместе руку жениха и руку невесты, так они и сидели всю свадьбу. На подножнике (специальная ширинка, расстилавшаяся на полу под ногами жениха и невесты) проводился свадебный ритуал в церкви. После проведения свадебного ритуала жених привозил невесту в свой дом. Теперь важно, чтобы духи новой семьи приняли девушку. Для этого жених брал на руки невесту, покрытую полотенцем, и переносил через порог. Только там он открывал новобрачную, а женщины рода снимали с неё девичьи одежды и переодевали её в свои родовые, уже женские одежды и выводили её к гостям. Духи семьи даже не замечали, что появился новый член, принимая её за свою.
На вышитое полотенце принимали ребенка при рождении, чтобы видел, как красив этот мир. На простом без вышивок полотенце (иногда бывает малое количество вышивок чёрными нитками)опускали гроб в могилу, чтобы дух умершего не пожалел, что покинул этот свет.
Полотенцами одаривали церковных служителей за выполнение обрядности. Полотенца жертвовали в церковь по случаю смерти близких, а при болезни человека на полотенце вышивали больные части тела и заказывали службу.
У древлян был обычай вешать полотенца на священное дерево (убрусец), крест или лесную часовню, впоследствии этот обычай перешел на украшение могильных крестов и домашних иконостасов.
В тот период, когда деревне грозила какая-то беда: нашествие врагов, болезни или падеж скота - всем селом вышивалось полотенце за один день. Оно называлось обыденным и расстилалось на пути, откуда ждали беду. И болезни отступали, а враг обходил деревню стороной.
Особое свойство полотенце имело при отпугивании духов умерших предков. Наши предки знали о том, что душа, освобожденная от своего тела, могла остаться странствующим призраком или в определённые временные промежутки прийти из загробного мира и нанести вред своим потомкам. Для того чтобы умерший предок не мучил своих родственников, развешивали полотенца с вышитыми орнаментами-оберегами по окнам, дверям, столам, кроватям и даже над печью, то есть загораживали все те места, откуда можно было ожидать непрошенных гостей. Сегодня такие полотенца перевоплотились в шторы, прикроватные подзоры, занавеси, ширмы и др. Обычаи задабривать души предков существуют до сих пор, особенно в дни, когда считалось, что они выходят на поверхность земли: полнолуние, затмение луны и солнца, дни солнечных равноденствий, зимнего и летнего солнцестояний.
Специальное полотенце вывешивается на печи, на специальной приступочке, называемой окойником, куда ставится рюмка вина и кладётся кусочек хлеба. Когда семья садится ужинать в праздничные дни, то души покойных приглашаются трапезничать. Они прилетают и садятся на окойник, ужинают вместе со всеми. Вечером улетают, полотенце убирается, а ритуальная еда выносится на улицу.
Старинные обряды сегодня постепенно исчезают из жизни, но в сёлах и  деревнях старые люди помнят и продолжают проводить их, обучая потомков традиционному использованию полотенец, вышивать орнаменты и понимать их.
Полотенцами украшались и сами крестьяне, и не только девушки. Вышитым полотном закрывались отверстия, например у понёвы, состоящей из нескольких полотен, между которыми оставались открытые места привязывались полотенца. Фартук или занАвеска - это тоже полотенце, на котором как паспорт вышивались узоры, где девушка рассказывала, какую жизнь она мечтает создать в своей семье.
 Свадебные полотенца всегда имели символику рода, но сегодня используются современные рисунки и схемы, взятые в журналах и альбомах. Во второй половине 19 века распространялись журналы с вышивкой по всей стране, они-то и заменили родовые узоры. Девушки с удовольствием использовали новые орнаменты, забывая своё родовое узорочье и его смыслы. Потерян большой пласт знаний, который с большим трудом приходится восстанавливать
Не теряйте свои родовые связи. Они нам ещё пригодятся. В стране проживает 194 народности, у каждой есть свои обрядовые знаки, в каждом селе, каждой семье они были своими. А узор - это связь с предками, которые приходят на помощь, если их попросить.