Скатерти

Наталья Бобыкина
Скатерти, а в старину их называли платы, платовья, столешники, скатерейки, скатёрошки, появились не сразу. У древних людей не было поначалу и стола, где принимали пищу. Были только алтари, на которых богам складывались принесённые жертвы, в основном, пища. Развитие деревообрабатывающих ремесел привело к созданию лавок и столов для ритуалов, а с появлением ткачества возникла возможность покрывать алтарь полотном.
Ткачеством на Руси занимались только женщины, начиная с Великой Богини – Космической пряхи, которая ткала нити человеческих судеб. Прядение считалось наиболее приличным времяпровождением для знатных женщин всей Европы. Боярские и княжеские жены и дочери обязаны были быть не только красивее всех, но и за прялкой быть «вне конкуренции». Остатки веретён находят при раскопках как в бедных избах, так и в богатых кладах рядом с золотом. Видимо, не случайно в сказке о спящей царевне магическую роль играет веретено.
Всё воспитание девочек было направлено на то, чтобы вырастить из них тонкопрях. Даже пуповину девочки разрезали на веретене, чтобы с первых минут жизни магически привязать её к будущему занятию. Свою первую нить девочка берегла всю свою жизнь.
Языковеды свидетельствуют, что полотном называется не всякая ткань. Полотно – это льняная материя и только полотняного переплетения. Никакая рубаха не сравнится с льняной. Зимой льняная ткань хорошо согревает, летом дает прохладу. Лен оберегает человеческое здоровье. Недаром величают лен царской тканью. «Били меня, колотили меня, во все чины производили, на престол царем посадили» - говорит старинная русская загадка.
Лен упоминается в Древнем Шумере, Персии, Древнем Египте. Остатки льняной ткани и части деревянной прялки обнаружены в Вологодской области археологами при раскопках поселения, относящегося к XI тысячелетию до нашей эры. Происхождение слова «лен» теряется в глубине веков, но это типичное русское слово, не встречающееся у других народов. До льна делали ткань из крапивы и конопли. Конопляная ткань называлась «посконная», «замашная», «толстина», в зависимости от качества сырья. «Узчина», «усцина» - среднее полотно, из которого делали мужские и женские рубахи, скатерти, полотенца. Полотно для скатертей так и называлось скатертник, бранина. Более тонкое полотно называлось «бель», «тончица», «частина». Образец такой ткани был найден в Московской области в погребении XI века. Это тонкое, плотное, с ровным переплетением, хорошо отбеленное полотно. Волокно нитей, спряденное истинной тонкопряхой, за многие столетия не утратило пушистости и блеска.
Скатерти изначально были льняными, сшитыми из нескольких полотнищ и назывались столешниками. Края украшались орнаментами-оберегами. При появлении браного ткачества рисунок стал закладываться сразу на ткацком стане. Самые нарядные скатерти были праздничными. Существовала скатерть намогильная, которой покрывали могилу родственника и выкладывали ритуальную пищу для поминовения усопших. Такой обряд существует до сих пор в селе Кугушерга Яранского района Кировской области, родине моего мужа. Ежегодно 21 июля в день Казанской божией матери все жители села, даже те, кто уехал в другие города и даже страны, приезжают сюда, приходят на кладбище к своим родным, расстилают скатерть на могиле или на столике в оградках, расставляют еду, приглашают своих покойников к трапезе, едят вместе с ними, разговаривают менжу собой и с покойниками, как будто они живые. За день до этого или раньше убирают могилы, поправляют памятники и кресты. А в праздник после службы в церкви идут всем селом на кладбище.
В сказках скатерти называли хлебосолкой, самобранкой.
Существует много поговорок с упоминанием скатерти: «Скатертью дорожка», «Скатертью руки вытирать – заусеницы на руках будут» и др.
Алтари, покрытые скатертью для жертвенной пищи, послужили прообразом сегодняшних столов. Столы для приема пищи устанавливали под иконами, которые являлись домашним алтарем. Позднее этот ритуал был забыт, иконы иногда переезжали в другие углы, а в сегодняшней жизни вообще отсутствуют в кухне, где готовится и принимается пища. Но иногда наш современный стол накрывается красивой льняной скатертью и даже простой чай с сушками кажется более вкусным. И разговор проходит неспешно, как будто время остановило свой бег, чтобы мы смогли подольше пообщаться друг с другом в красоте и гармонии.