Мнение о фильме Воздух 2024

Александра Вежливая
Фильм Воздух, самолеты Як-1 и женщины-пилоты.
-----------------------------
Начну с самолетов:

Цитата из достоверного источника:
«Первые полтора годы войны Як-1 однозначно был лучшим советским истребителем на фронте. Простой, дешевый, легкий в управлении, истребитель Як-1 обладал хорошими летными характеристиками и мощным вооружением… Наибольшее количество истребителей было выпущено в 1942 году.
 
Летом того же года начался выпуск самолета Як-1б – модификации с более мощным форсированным двигателем М-105ПФ. Это позволило истребителю разгоняться практически до 600 км/ч и выполнять вираж за 19 секунд. Кроме того, было усилено вооружение самолета: теперь оно состояло из пулемета УБ (12,7 мм) и двух автоматических пушек ШВАК (20 мм).
(Вооружение истребителя Як-1 состояло из 20-мм пушки ШВАК, которая была установлена в развале двигателя, стреляла через втулку редуктора и полый вал винта, а также двух пулеметов ШКАС (7,62 мм), расположенных над двигателем по бокам фюзеляжа. Самолет был оснащен синхронизатором, который исключал возможность попадания пуль в винт. Пушка и пулеметы имели как пневматическую, так и ручную перезарядку. На модификации Як-1б пулеметы ШКАС были заменены более мощным пулеметом УБ калибра 12,7 мм.)

После модернизации Як-1 получил возможность достойно сражаться с немецкими  Ме-109 последних модификаций. Сильной стороной советского самолета был бой на горизонтали, в вертикальных маневрах Ме-109 превосходил Як-1. Кроме того, были внесены некоторые изменения в конструкцию истребителя: он получил новый фонарь, который обеспечивал достаточный обзор задней полусферы, а также переднее бронестекло.

Производство Як-1 было завершено в июле 1944 года, уже изготовленные машины еще какое-то время поставлялись в войска. Эксплуатация Як-1 продолжалась до самого конца войны…

Следует отметить, что Як-1 был очень «дружелюбен» к пилоту, прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. После очень строгого  и сложного в пилотировании И-16 летать на Як-1 было просто удовольствием. В заключении, которое написали о новой машине летчики-испытатели, было означено, что он «доступен летчику с квалификацией ниже среднего».

Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Bf-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой...

На Як-1 воевал единственный в РККА женский истребительный авиаполк (586-й ИАП), что можно назвать подтверждением легкости этой машины для летчика…»
-----------------------------------------
Что касается кино: В новом фильме «Воздух» излагается совершенно придуманная история, которая не имеет никакой исторической достоверности, с точки зрения показанных в фильме событий. 
---------------
Во-первых:о «Дороге Жизни»: Эта трасса имела исключительно важное стратегическое значение для осажденного Ленинграда, поэтому охрана и оборона «Дороги Жизни» - была одной из главных задач для сил и средств: ПВО и авиации. Это, простите, осуществлялось не неким «потрепанным в боях» истребительным авиационным полком из фильма «Воздух», в который была направлена для доукомплектования женская эскадрилья, из мало обученных летчиц с ускоренных летных курсов «взлет-посадка».
Кстати; истребительная эскадрилья – это три авиационных звена по три самолета в каждом.

Процитирую из достоверного источника о «Дороге Жизни»:
«Для защиты трассы от авианалётов, вдоль ледовой дороги, через каждые 3 км устанавливались орудия малокалиберной зенитной артиллерии, а через 1—1,5 км попарно ставились зенитные пулемёты. С воздуха маршрут перевозки грузов прикрывался истребителями. В декабре 1941 года эту задачу выполняли три истребительных авиационных полка, в январе 1942 года — четыре авиаполка, оперативно подчинявшихся командующему Ладожским районом ПВО:
123-й истребительный авиаполк 7-го корпуса ПВО прикрывал объекты на западном побережье Ладоги и трассу до островов Зеленцы; от Зеленцов до восточного берега озера и объекты на побережье прикрывали 5-й и 13-й истребительные авиаполки Балтийского флота; станции Жихарево и Войбокало, а также пути юго-восточнее озера прикрывал 159-й истребительный авиаполк Ленинградского фронта …

За мужество, отвагу и стойкость в боях над Ладогой в январе 1942 года 5-й и 13-й истребительные авиаполки ВВС флота были преобразованы соответственно в 3-й и 4-й гвардейские. Летчики А. Ю. Байсултанов, М. Я. Васильев, В. Ф. Голубев, П. П. Кожанов, Г. Д. Костылев и Г. Д. Цоколаев удостоились высокого звания Героя Советского Союза...»
-------------------------------
Надо снимать и показывать настоящие фильмы о героизме в годы Великой Отечественной войны, о погибших, выживших и завоевавших Победу для грядущих поколений. Вечная им память!
Рассказывать правду: как на самом деле обороняли Дорогу Жизни!
 --------------------------
Внимание:«Воздух»!
--------------
Зачем снимать такие фильмы, как «Воздух» о том, чего не было в действительности? Я о содержании и сюжете.

О чем фильм аннотация:
«Идет Великая Отечественная война. Советская армия ведет тяжелые и кровопролитные бои, но немецкая армия неумолимо наступает. А в это время в смешанный авиационный полк прибывает пополнение из совсем молодых летчиц. Они еще не нюхали пороха и в мужском коллективе им не просто, но они рвутся в бой, чтобы доказать, что они не хуже мужчин.»
---------------------------------------------------
Во-вторых: о женщинах – пилотах (истребительной авиации Великой Отечественной войны):

 «Приказ НКО СССР 0099 от 08.10.41 г. «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» (Цитата):

«В целях использования женских летно-технических кадров приказываю к 1 декабря 1941г. сформировать и подготовить к боевой работе:

1. 586-й истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату No. 015/174, дислокация г. Энгельс…

4. Командующему ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осоавиахима…»

Таким образом, в истребительную авиацию, в частности - в 586-й авиаполк призывались пилоты с опытом работы и летной подготовки и, имеющие достаточно большое количество часов налета. Желающие могут найти об этом в достоверных источниках необходимую информацию.
Для примера:
Буданова Екатерина Васильевна. Гвардии старший лейтенант, старший летчик. Окончила  аэроклуб в 1934 году. Работала летчиком-инструктором Киевского  района Москвы. Окончила  Херсонскую авиационную школу пилотов в 1939 году. В Красной Армии с 1941 года.

Бурдина Галина Павловна. Лейтенант, командир звена. На летной работе с 1939  года. Работала летчиком - инструктором Осоавиахима в Свердловске. В  Красную Армию была переведена из Осоавиахима в октябре 1941 года.

Смирнова Таисия Дмитриевна. Лейтенант. Работала летчиком-инструктором в  аэроклубе Гражданского Воздушного Флота. Имела общий налет 585 часов. В Красную Армию была переведена из  ГВФ в июле 1942 года.
И так далее.

Безусловно, летчиц пришлось готовить для пилотирования истребителей Як-1, но для этого было достаточно много времени. 586-й истребительный авиационный полк сформирован 9 декабря 1941 года на аэродроме Энгельс на базе 122-й Авиационной Группы. В составе действующей армии: с 10 сентября 1942 года.

То есть не было никаких ускоренных выпусков юных летчиц с подготовкой типа: «взлет-посадка». Не было женских истребительных эскадрилий в составе авиаполков при обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
------------------------------------------------
О фильме «Воздух»: эффектные съемки – «леталки-стрелялки» и какие-то «хороводы из мелодрамы» (извините за такие слова).

Что особенно поразило? Как же!

Командир полка (ничего личного к актеру – исполнителю этой роли) – временами странный и готовый вот-вот зарыдать.
Какая-то тема о якобы плохих двигателях самолетов Як-1?

По сути сюжет в фильме отсутствует, какой-то набор различных эпизодов.
Главная героиня - дочь репрессированных родителей (как же - только так, по мнению авторов фильма), причем, ее изнасиловал в детстве - педофил (!), а еще по ходу этой фильмы - ее пытался изнасиловать пилот-сослуживец, которого она застрелила (!). О как! Где комиссар полка, начальник особого отдела полка? Где детальное разбирательство ЧП компетентными лицами, в том числе - представителями вышестоящего командования? Так и командира полка можно - под Трибунал или как минимум - снять с должности. Ничего себе - такое ЧП в военное время! Але, сценаристы!

Эпизод «со спасением» ребенка? Как такое выдумать?
Крестьянка с младенцем подбегает к летчице (которая прибыла к партизанам(!!) забирать самолет). Какие такие партизаны и откуда в лесу самолет, заправленный топливом? Крестьянка просит летчицу взять с собой ребенка в блокадный Ленинград (!). И так далее и тому подобное.

Изобилие разговоров персонажей, которые, на мой взгляд: какие-то неестественные, «деревянные» и лишенные интонаций. Много всякого-разного и несуразного показано в фильме. Нет желания более подробно еще что-либо описывать.

Фильм «Воздух» произвел тягостное впечатление.

Кстати, самолеты Як-1, Як-1б (по-моему: они показаны в фильме) - очень даже неплохие по характеристикам и пилотированию, а не «гробы» (как говорили некоторые в интервью о фильме).
Любопытно: возможно ли попасть в быстро летящий Як или даже сбить его из стрелкового оружия, скажем, из ручного пулемета? Вряд ли.
---------------------
Зачем в фильме демонстрируют такой ужасный (на мой взгляд) эпизод? В котором героиня киноленты убивает беззащитную лошадь.
-------------------------
О лошадях на «Дороге Жизни». Почему? Важно!
----------
Авторы фильма подумали бы головой: можно ли убивать лошадь, используя ее в качестве живой мишени?
Они вполне могли бы найти в открытых источниках о том какова была значимость лошадей на Дороге Жизни и спасении жителей блокадного Ленинграда!
Первые обозы с продуктами по Дороге Жизни прошли в ноябре 1941 года, и они были конными!
Процитирую из открытых источников:
«Движение на Дороге Жизни открыли 20 ноября 1941 года, но на еще не вполне окрепший лед автомобили не выпустили.
Конно-санный обоз из состава конно-транспортного полка доставил в Осиновец на 350 упряжках 63 т муки. И в последующем гужевой транспорт  (па лошадях) использовался на ледовой Дороге жизни наряду с автомобильным...

Численность различных транспортных средств на Дороге жизни с течением времени существенно менялась.
В пиковый период, перед началом ледохода в апреле 1942 года, на трассе работали 2957 грузовых и 348 специальных автомобилей, 84 трактора, 241 лошадь...» 
--------------
Следует отметить, что лошади в РККА использовались во многих сухопутных частях и соединениях. Их берегли как могли.
Помощь лошадям, в том числе раненым, оказывали военные ветеринары - на Дороге Жизни работал целый ряд ветеринарных лазаретов. Именно благодаря их стараниям лошади смогли доставить многие и многие тонны продуктов по тонкому льду, когда по нему не могли ехать машины.

С 1941 по 1945 годы на территории Всеволожского района дислоцировался ветеринарный отдел Ленинградского фронта, а также фронтовые и армейские (полевые) ветеринарные лазареты: 293 ФВЛ, 411 АВЛ, 444 АВЛ и 2149 фронтовой ветеринарный склад. Они помогали обеспечивать бесперебойную работу Ленинградского фронта и Дороги Жизни.
Во Всеволожском районе Ленинградской области (п.Романовка) поставлен памятник, посвященный военным ветеринарам, которые служили на Дороге Жизни во время блокады Ленинграда.
------------------------------
В фильме «Воздух» звучит вопрос: Что важнее Родина или человек?
Извините, у меня такое мнение: вопрос звучит как провокационный.
Интересно: героические летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, совершившие огромное количество боевых вылетов (например: Герой Советского Союза гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1008 боевых вылетов), задавали такой вопрос?
Я всегда за то, чтобы создавать настоящие фильмы о героизме и подвигах в годы Великой Отечественной, основанные на реальных событиях, а не на придуманных сюжетах о том, чего не было.
--------------
Фото из интернета.