Для того, чтобы обозначить нехороших людей среди последователей марксизма, существовало достаточно много "бранных" терминов : ревизионисты, оппортунисты, ренегаты и т.д. Таких марксистов обвиняли в начётничестве и догматизме, в отступничестве и искажении славной теории . Однако это всего лишь слова, за которыми реального содержания не было, в наличии же имелось лишь желание обвинителей выглядеть единственно верными последователями Маркса при одновременном представлении своих оппонентов исказителями главнейшей революционной теории.
Если вспомнить того же Ленина, то он сказал в своё время замечательную фразу :"Марксизм не догма, а руководство к действию". В переводе на язык родных осин это означает, что теорию не нужно понимать как набор обязательных правил и она лишь задаёт некий вектор развития революционных сил.
В советские времена популярным был тезис о необходимости творческого развития марксизма. Да и вообще имя Ленина присоединили к имени Маркса и в результате родился гибрид под названием марксизм-ленинизм. Отсюда следует, что и Ленина, и партию большевиков в целом можно легко обозначить ревизионистами. Однако это не мешало доблестной партии и её славным вождям клеймить "бранными" терминами своих противников, как реальных, так и мнимых.
Любой шаг в сторону в 30-е, например, годы прошлого века в нашей стране мог рассматриваться как отступление от марксизма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из сказанного следует, что и большевиков, и меньшевиков, а также и другие социалистические партии, ну и отдельных членов и участников партийных фракций легко можно назвать ревизионистами и найти для этого подходящую базу.
А если озадачиться вопросом о том, чьи же всё-таки взгляды были более верными, то единственным критерием для этого могло бы стать лишь осуществление взглядов на практике. И в таком случае можно вроде бы сказать, что в реальности были осуществлены лишь программные установки большевиков. Однако анализ подсказывает, что в советской действительности претворялись идеи, условно говоря, не только сталинистов, но и троцкистов, а также «уклонистов» различных мастей.
И такого рода эклектика сделает некорректным наш анализ, точнее, сделает некорректными возможные выводы из него о верности взглядов большевиков. Хотя разрушение советской модели социализма свидетельствует и о его нежизнеспособности, и о неверности идей, положенных в основу его развития.