Поток. Музыка

Владимир Сукосян
18. Музыка

Самое простое, самое великое и самое загадочное искусство
 данное нам Богом, - это музыка.
(Гёте)


     Психологи Женевского университета Клаус Шерер и Марсель задавали сотням меломанов вопрос о том, что те испытывают, когда слушают свои любимые произведения. В ответах лидировали девять эмоций: восхищение, печаль, радость, нежность, грусть, чувства покоя и могущества, возбуждение и ощущение выхода за грани реальности.
    Музыка, как муза и вдохновительница, сопровождает многих творцов и исследователей. Н.А. Бердяев: «Весь план моей книги “О назначении человека”, которая, может быть, самая систематическая из моих книг, мне вдруг пришел в голову, когда я сидел в балете Дягилева, не имевшего никакой связи с темой книги».
     «Музыка очень телесна, – говорит музыковед Дина Кирнарская, – именно поэтому мы так легко входим с ней в резонанс, подпеваем, качаемся в такт, отбиваем ритм, чувствуем душевное волнение. Мы буквально пропускаем ее сквозь себя. И эта интимность делает музыку для многих из нас любимым видом искусства».
     Григорий Померанц, философ: «Мне доставляет огромное внутреннее удовлетворение слушать Баха или Моцарта. Когда мне было шестнадцать лет, – я был потрясен фрагментом из «Лунной сонаты» Бетховена. В этот момент я понял, что есть огромный мир, дающий человеку массу радостей, в который я обязательно должен войти».
      
     Музыка способна возвратить нас в прошлое. Когда мы слышим мотивы, знакомые с детства, то часто непроизвольно возвращаемся к давно минувшим переживаниям. Это происходит потому, что наши эмоции, без нашего ведома, оказываются навсегда привязаны к определенным мелодиям и звукам. Немного есть видов искусства, которые бы позволяли настолько полно погрузиться в свое прошлое переживание.
     В моём дошкольном детстве звуки песни «Страна моя, Москва моя – ты самая любимая!» - это всегда ощущение всенародного праздника, безотчётной радости. В юности я в одиночестве тихо плакал при звуках полонеза Огинского.
    Позже, в институте, (да и до сих пор), музыка и слова «Колыбельной» (Пусть милая тебе спокойно спится, а я пока долину обойду…) – это позывные светлой, чистой, искренней любви…
   
     Хорошая музыка, минуя разум, попадает прямо в душу, в сердце; она преобразует страдание в светлую печаль, она делает нас добрее, и чище.
     А как рождается музыка? Чаще, композиторы пишут музыку. Но иногда, музыка приходит к композитору сама.
     Шуберт не, снимал очки даже ночью, во время сна. Одному из друзей он признался, что как-то раз, во сне, он услышал прекрасную музыку, отчего проснулся. Желая немедленно записать эту музыку, он начал искать очки, бумагу, но пока нашёл всё это, музыка бесследно исчезла, он не успел её записать. Осталось только чудесное воспоминание…
     Когда я это прочитал, то сразу же вспомнил о Каравайчуке, который не расставался с портфелем, где была нотная бумага и ручка, чтобы успеть записать, когда «пойдёт музыка».
    Бах,   конце каждого своего произведения, ставил три буквы: SDG (solo Dei gloria) – одному Богу слава.


     Музыка, рождаясь в высоте, попадает в высокое и сокровенное в нас; музыка приоткрывает нам дверь в мир Духа; музыка - это лестница по которой можно подняться на небеса.
     «…Это, наверное, единственное искусство, которое за счёт своей волновой природы может вывести на путь к Всевышнему. Это способ прикоснуться к Божественной истине. Когда у нас при звуках музыки ни с того ни с сего появляются слёзы или мурашки – это и есть прорыв туда». (композитор Э. Артемьев)
     В ходе многочисленных исследований неврологи обнаружили, что ежедневное прослушивание симфоний Моцарта, достоверно во всех случаях приводит к значительному уменьшению эпилептических припадков, а также к снижению частоты аномальной мозговой электрической активности у больных эпилепсией. Эти эффекты возникали даже после одного сеанса прослушивания и сохранялись длительное время. Это не первый подобный обзор влияния музыки на эпилепсию.
     Есть примеры и обратного, отрицательного воздействия музыки на человека. Например, диссонансная музыка Малера, способна вызвать опасные нарушения ритма сердца.

     Что такое музыка? Почему так происходит? Что за сила в звуках музыки?
     Несомненно одно: музыка пробуждает наше сознание, открывает нам пространство памяти, вызывает сильные эмоции, изменяет состояние организма и способна расширить горизонт нашего мышления.
     Музыка, видимо, каким-то образом, родственна миру Духа.