Выход из заблуждения

Александр Гусев 5
С большим удовольствием перечитал роман Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик». Вообще творчество Улицкой воспринимаю как прооперированное человеческое достоинство. Только художник способен наполнить этот безОбразный и безликий материальный мир образным ликованием, движением мысли и чувства, побуждая к самопознанию, приближая к истине, определяя нашу готовность ее воспринять. В данном случае глубокой и актуальной идеей.

Сложившееся сегодня в мире политическое напряжение национально-религиозного безрассудства приводит сознание человека к тому, что он уже не может по-прежнему верить в абсолютные истины и догмы. Он жаждет нового считая, что существующие догмы искажают его представление о жизни и явлениях. Так устроен человек. Смирение перед Творением Создателя необходимо, но оно не должно препятствовать эволюции религиозного сознания.
 
Улицкая не придумывает никаких конкретных конструктивных решений и проектов. Она, уловив чутким сердцем художника проблему, предлагает идею возвращения еврейства в христианство не как возвращение блудного сына, а как объединяющую идею сопричастного отношения и понимания истины. Идею, которая, придёт время, прочно и с любовью укрепится (искренне надеюсь) в сознании людей.

Можно только предполагать, как сложился бы ход истории, если бы (не пренебрегайте сослагательным наклонением как условием возможного анализа) христианство было воспринято как развитие религиозного сознания, как религия нового времени, обретшая в слиянии с иудаизмом свою питательную среду, как шаг вперед в духовном развитии и объединении народов.

Святость. Что стоит за этим понятием? Конечно беззаветное служение, основанное на особом просветлённом состоянии духа, которое крепче любой крепости. Вселяющие надежду светящиеся добротой глаза. Руки, отдающие последний кусок хлеба и постоянно занятые работой. Состояние кроткой и бескорыстной любви, преодолевающей мирскую суету и несущей в себе благость. Блажен, кто приходит к этому. Трижды блажен, кто с этим приходит в мир.

Стоптанные сандалии Штайна, как и стоптанные сандалии Христа, это не просто символ святости, а символ праведного и единственно верного пути, объединяющего народы и ведущего к вере, к Богу.