Студент. Побеждающая любовь

Гайкова Нина Николаевна
   Рубрика "Студенты Гайковой Н.Н". Головин Александр Артурович   
  «Побеждающая любовь…»
Семья не просто слово. Она основа русской жизни, основа формирования человека. От того, как воспитывался человек в семье, во многом зависит то, как будет он общаться, выстраивать отношения с другими людьми, как определит своё место  в обществе.
Потому не могла, конечно, не отразить семью - семейное воспитание и наша высоконравственная литература. Во многих  произведениях прежде всего через семью показана суть человека, отношение его к другим людям. 
Но, а может быть, именно поэтому нередко видим мы в литературных произведениях  отношения, противоречащие тому, как должно относиться друг к другу, утрату истинных ценностей, того, что людям заповедал Сам Господь.
Одним из самых ярких примеров того, наверное, стали пьесы замечательного драматурга А.Н.Островского, в которых герои часто словно показывают людям, как быть не должно.
Например, в пьесе «Гроза» - но о ней немного позже.
Пока же обратимся к одной из первых пьес – «Свои люди - сочтёмся». С самого начала кажется, что писатель показал известный всем конфликт отцов и детей. Но это не совсем так. Ведь хозяин дома,  глава семьи – купец Большов о семье вовсе не думает. Жена и дочь – дочь особенно – для него словно  «товар», словно «сбережения», которые надо удачно «вложить». Вот он и  «вкладывает», выдав дочь за приказчика – потому что объявил себя банкротом, а все деньги, всё имущество на приказчика этого переписал.
Не говоря уже о чувствах дочери, о том, что именно ей с выбранным, навязанным отцом мужем до конца дней жить – делить и стол, и ложе, подобный брак противоречил всем правилам приличия. Но деньги, выгода затмили Большову и это.
А в итоге ещё недавно близкие, как считал Большов,  люди его предают – и остаётся он ни с чем – в долговой яме, из которой, возможно, зять его вытащит, обманув кредиторов, как обманывает всех вокруг.
Дочери же, которая, по её словам, до двадцати лет света не видела, безразлично всё, кроме собственного благополучия. Все помыслы о богатом доме, орловских лошадях и бархатных платьях?
И супруг Лазарь Подхалюзин  не лучше. Да, молодые в пьесе ужасны – но кто их такими воспитал?  Ответ очевиден…
 И не стоит Большову «удивляться» предательству близких. Можно сказать, что он собственными силами вырастил таких «учеников». Таких же жадных, волнующихся  только о своём личном благосостоянии. И что можно сказать наверняка, «ученики» - Подхалюзин и родная дочь Липочка  -  превзошли своего «учителя»…
И нет в пьесе ни одного положительного героя. Думаю, драматург решил показать, к чему приводит такое отношение к жизни, к людям. Не договорились, не «сочлись».
Вот если бы договорились, тогда можно было считать, что нет в жизни ничего хорошего, что всё можно купить и продать. 
Но зло всё же наказано. Значит, не всё потеряно – и сама жизнь, можно сказать, Промысел Божий зла не попускает. Ведь герои пьесы всё время Священное Писание цитируют,                а поступают противоположно. Вот и заслужил Большов такой финал – наказание... 
И вот, как говорилось в самом начале, знаменитая «Гроза». Главная героиня Катерина замуж выходила, наверное, не по принуждению – мама дочку любила, лелеяла. Просто время пришло.  И муж Тихон не тиран,                не самодур  – только всё это можно сказать о его матери -  Марфе Игнатьеве, а Тихон матери поперёк слова не скажет.
 Да и вообще в этом городе все почему-то считают, что семья может только на страхе держаться. Любовь словно «изгнали» из города, из жизни.
Марфа Игнатьевна называет сына дураком за то, что он хочет, чтобы жена его любила,                а не боялась.
Сама она  вдова – и о муже её ни слова. Только, очевидно, что был он или тираном, вроде Дикого, или забитым, вроде Тихона. В любом случае счастья в доме не было. И вот теперь
вдова словно «отыгрывается» на детях. Словно «витает» над нею: «Я была несчастной – и Вы права на счастья не имеете».  Да счастья она, наверное, в принципе не представляет.
Но страх и любовь несовместимы – и Господь любовь завещал, а не тиранию. Кажется, в городе все об этом забыли, хоть и в храм ходят. И вот кругом, как сказано в Писании, «дурная бесконечность времени».
А итог – самоубийство главной героини – и слова Кулигина о том, что она сейчас пред Судией, Который милосерднее тех, кто на земле, кто тиранит, кто осуждает других, кто живёт без любви.  Речь не только о самом грехе самоубийства – а о том, что духовное, нравственное начало всеми здесь утрачено.  Так что же удивляться?! Удушье грозой разрешается…
Совершенно очевидно, что великий русский драматург не принимает жизненную позицию многих своих героев и говорит читателю, что так жить нельзя. И показывает,  как поступать не должно.
Но всё же, наверное, и говорит писатель о том, что жизнь можно исправить, если начать строить её по-другому, если научиться любить и уважать тех, кто рядом.
 В пьесе «Бедность не порок» влюблённые Митя и Люба в финале соединяются после всех бед и страданий.
И не менее важно то, что сам отец Любы – Гордей Торцов словно нравственно перерождается. Его слова: «Я теперь совсем другой человек»  - имеют гораздо больший смысл, чем может показаться  на первый взгляд.  Торцов, наконец, понимает, что чуть не погубил дочь, желая выдать её за московского фабриканта-вдовца Коршунова, о котором ходят только дурные слухи.
Не мог А.Н.Островский позволить, чтобы победило зло. Надо было вовремя «прислать» Любима Торцова – младшего брата Гордея, чтобы узнал он в Коршунове того, кто много лет назад обманул его и лишил состояния.
Словно Сам Господь  не попустил хороших людей несчастными сделать...
За детей должно ответ перед Богом держать. Писатель вкладывает слова эти, которые ни один совестливый человек не решится оспорить, в уста не священника или философа,  а в уста простого русского парня - чистого сердцем Мити. Это – его жизненная позиция, а не лицемерие, как у Подхалюзина. 
И Митя, и Люба не просто отличаются от героев пьесы «Свои люди - сочтёмся». Они в принципе не способны на обман, на поиск выгоды, попирающей любовь.
А ещё на то, чтобы отцу мстить – пусть он и самодуром был.
Кто же их такими «сделал»? Совершенно очевидно, что добрая, тоже сердцем чистая мама Любы – Пелагея Егоровна.  Она тоже говорит, что не смогли бы отмолить они греха, если бы дочь за «постылого» отдали.
Для положительных героев слова о Боге не пустой звук. Оттого и приходит к ним истинное, выстраданное счастье…
В произведениях великого русского драматурга звучит  надежды на то, что русский человек поймёт, осознает, что семья – понятие сокровенное, что с этими мыслями должно воспитывать детей.
Как сказал русский мыслитель И.А.Ильин, семью, воспитание детей должно «ставить перед   Лицем Божиим».
Так и поступают положительные герои А.Н.Островского.