Воспоминания о Москве

Елена Максимова 7
                Воспоминания  о  Москве
              Тоня  очень  не  любила  готовить, для  неё  готовка  была  связана  с  невероятным  напряжением  моральных  сил. Сколько  раз  она  мысленно  говорила  себе: « Знала  бы  я  раньше, что    надо  будет  столько  много  готовить  еды, может  быть  и  замуж  бы  не  вышла! Каждый  день  придумывай, что  приготовить  на  завтрак, обед  и  ужин? Теперь  я  прекрасно  понимаю  свою  маму, когда  она  спрашивала  у  меня: « Дочка, что  приготовить?», а  я  лишь  отмахивалась: « Мне  всё  равно, что  хочешь, то  и  приготовь. У  тебя  всё  вкусно  получается, я  всеядна». Теперь  сама  должна  думать, чтобы  было  вкусно, бюджетно  и  не  очень  хлопотно. Эврика! Приготовлю  сегодня  тушёную  картошку. У  мамы  очень  вкусно  получалось». Только  она  начала  чистить  картофелину, как  зазвонил,  телефон. Недовольно  поморщившись, Антонина  взглянула  на  экран. Звонил  бывший  инженер  Дмитрий  Александрович, он  недавно  с  семьёй  перебрался  в  столицу.
-  Здравствуйте, Дима  сан! -  Антонина  иногда  называла  инженера  на  японский  манер, выказывая  тем  самым  своё  почтение. -  Какими  судьбами? Чем  обязана? -  женщина  бросила  картошку  в  раковину  и  с  улыбкой  продолжила  разговор. -  Вы  никогда  раньше  не  звонили. Что - то случилось?
-  Нет, не  случилось. Не  пугайтесь, Антонина  Алексеевна.  Просто  сейчас  я  стою  у  Вашего  подъезда, жена  неподалёку  в  квартире   делает  маникюр, а  у  меня  появилось  несколько  минут  свободного  времени. Не  хотите  встретиться?
                Тоня  не  ожидала  такого  поворота  событий. Встретиться  очень  хотелось, но  приглашать  Дмитрия  в  неприбранную  квартиру  она  постеснялась. Честно  сказала: « Извините, я  не  могу  Вас  пригласить  к  себе». – « Если  у  Вас  есть  немного  свободного  времени, спускайтесь! Поговорим  в  машине».  Наскоро  переодевшись, Антонина  вприпрыжку  помчалась  на  встречу. Улыбающийся  Дмитрий  вышел  из  машины,  и  они  дружески  обнялись.
-  Как  я  рада  видеть  Вас, Дмитрий  Александрович! Рассказывайте!
-  Да  что  рассказывать? Живём  потихоньку. Пока  на   съёмной   квартире. Вот  приехали, чтобы  продать  свою  квартиру, хотим  купить  в  ипотеку   жильё. Работаем. В  Москве  всё  так  же, как  и  в  нашем  городе.
-  Ну, уж  не  скажите! Я  с  Вами  не  соглашусь. Если  бы  я  сама  там  не  жила  в  своё  время, то, может  быть  и  поверила  бы. Сколько  времени  Вы  добираетесь  до  работы? Часа  два – три? А  у  нас  всё  -  в  шаговой  доступности.  Дмитрий  Александрович, вот  у  меня  был  случай. Мне  до  работы  нужно  было  ехать  час  на  электричке, потом    на  метро  с  пересадками  ещё  минут  сорок. А  в  электричку  народу  набивается  по  утрам, как  шпрот  в  банку. Сами  знаете, час  пик, что  об  этом  говорить? А  я  всегда  была  дамой  закомплексованной  до  мозга  костей, наглеть  так  и  не  научилась. Домой  с  работы  возвращалась  часа  через  два, ждала, пока  все  проедут  и  в  транспорте  станет  свободнее. Зимой  на  остановке  всегда  мёрзла, но  нахрапом  не  лезла. В  то  утро, о  котором  рассказываю, народу  набилось  в  электричку  – не  протиснуться! Я  вроде  и  хотела  остаться  в  тамбуре  поближе  к  выходу, но  толпа  задвинула  меня  вглубь. Моя  остановка, а  мне  из  середины  вагона  никак  не  пробиться  к  выходу. Я  стою, чуть  не  плачу, сейчас  проеду, потом  надо  будет  назад  возвращаться, а  это – дополнительное  время, точно  опоздаю  на  работу. А  бригадир  у  нас  строгий, не  хотелось  получать  нагоняй. Чувствую, что  стоим  мы  слишком  долго, потом  какой – то шёпот  пробежал  среди  людей, а  потом  народ  выходить  начал. Я  воспользовалась  этой  заминкой   и   скоренько  к  выходу  пробралась. Оказалось, женщине  стало  плохо, вызвали  врача,  и  людям  пришлось  освободить  место. Тут  я  и  вспомнила  поговорку: « Не  было  бы  счастья, да  несчастье  помогло». На  работу  тогда  не  опоздала. К    московской   толчее   так  и  не  привыкла. А  вообще  я  Москву  любила  тогда. В  институте  каждый  год  писала  курсовую  работу  по  истории  Москвы « Москва, как  много  в  этом  звуке!..» Даже  пошла  на  курсы  экскурсоводов, готовила  экскурсию  по  Красной  площади. Вот  сейчас  снова  вспомнила  другой  случай. У  меня  двоюродный  брат  служил  срочную  службу  в  Москве. Мы  как  - то  созвонились, решили  встретиться  с  ним  в   центре. Он  приехал  с  сослуживцем. Я  начала  рассказывать  им  про  Красную  площадь, как  настоящий  экскурсовод. Так  люди  останавливались, просили  разрешения  послушать  мой  рассказ, потом  задавали  вопросы. Брат, конечно, был  приятно  удивлён  моими  познаниями. У  меня  и  сейчас  хранятся  «корочки»  экскурсовода, только  я  всё  уже забыла. А  как  Вам  нравятся  москвичи?
-  Пока  нравятся. Серьёзных  столкновений  не  было.
-  А  меня, помню, одна  дама  так  отчитала, что  я  на  всю  жизнь  запомнила! Как  -  то  я  гуляла  в  районе  МГУ. Я  вообще  в  выходные  дни  любила  уезжать  куда  -  нибудь,  и  гулять  самостоятельно,  знакомясь  с  городом  и   изучая  его. В  тот раз  я  заблудилась  и  никак  не  могла  выйти  к  метро. В  метро  я  всегда  легко  ориентировалась, для  меня  не  было  проблемой  разобраться  в  схеме. Из  метро  я  спокойно  могла  вернуться  домой. Так  вот, увидев  неподалёку  прохожую, я  обратилась  к  ней: « Женщина! Не  подскажете, как  мне  пройти  к  ближайшему  метро?» Как  она  на  меня  кричала! Я  опешила  и  не  знала, куда  себя  деть? Хоть  сквозь  землю  провались! И, главное, вины  своей  не  ощущала. Что  такого  оскорбительного  я  ей  сказала? А  она  верещала  на  всю  улицу: « Бескультурщина! Деревня! Кто  так  обращается? «Женщина!» -  « Простите, а  как  надо  было?»  -  « Сударыня, например». Я  не  удержалась  и  прыснула  от  смеха. У  нас  ведь  так  не  принято  обращаться. « Или  дамочка. На  худой  конец – «товарищ». Но  только  не  «женщина». Это  очень  грубо  и  непозволительно! Запомните  это  на  всю  жизнь!» Вот  видите, сколько  лет  прошло, а  я  запомнила.  -  Антонина  улыбнулась  и  замолчала. – Что  это  я  всё  о  себе, да  о  себе? Вы  рассказывайте.
-  Пока  мне  всё  нравится. Коллектив  хороший. Дочка -  школьница  учится  отлично, по  программе  обмена  школьниками  в  числе  лучших  пяти  учеников   из  школы   побывала  в  Болгарии. Я  ею  горжусь. Старшая  вышла  замуж, родила  нам  с  женой  внука. Иногда  ходим  в  театры, на  выставки, в  музеи. Думаю, когда  купим  своё  жильё, всё  станет  ещё  лучше. По  нашему  городу, конечно, скучаем, коллектив  у  нас   здесь  был  хороший. Ну, ничего, будем  приезжать  в  гости. Я  же  в  столицу  и  уехал  ради  детей, чтобы  у  них  было  больше  возможностей  реализовать  себя.
    Тут  в  окошко  машины  постучали. Тонин  сосед, тоже  бывший  коллега, увидел  Дмитрия  Александровича  и  захотел  с  ним  пообщаться. За  общими  разговорами  время  пролетело  незаметно. Вскоре  позвонила  жена, сообщила, что  освободилась.
- Приятно  было  с  Вами  повидаться. Спасибо, что  заехали. Надеюсь, что  это  не  последняя  наша  встреча, -  с  грустью  в  голосе  сказала  Тоня, покидая  автомобиль  Дмитрия. -  Пишите  мне  в  «Одноклассниках». Всегда  приятно  получать  от  Вас  весточки.
                Встреча  с  бывшим  коллегой  растревожила  душу  Антонины. Она  потом  ещё  долго  вспоминала  свою  студенческую  юность  в  столице. Вспомнила, как  хотела  остаться  там, чуть  не  вышла  замуж  ради  прописки, но   вовремя  одумалась. « Мне  и  здесь  неплохо  живётся, -  улыбнулась   своим  мыслям   Тоня. -  У  меня  хороший  муж  и  замечательные  дети. Есть  работа  рядом  с  домом, друзья  и  подруги. Чего  ещё  желать  человеку? А  Москва … пусть  её  покоряют  другие, мне  она  не  покорилась».