Денеб 3. Полоса расселения

Виктор Гранин
От
http://proza.ru/2024/01/03/52
http://proza.ru/2024/01/04/104
и к:

Послушайте, земляк. Радиант Пильмана - это совсем простая штука. Представьте себе, что вы раскрутили большой глобус и принялись палить в него из револьвера. Дырки на глобусе лягут на некую плавную кривую. Вся суть того, что вы называете моим первым серьезным открытием, заключается в простом факте: все шесть Зон Посещения располагаются на поверхности нашей планеты так, словно кто-то дал по Земле шесть выстрелов из пистолета, расположенного где-то на линии Земля-Денеб. Денеб - это альфа созвездия Лебедя, а точка на небесном своде, из которой, так сказать, стреляли, и называется радиантом Пильмана.
Пикник на обочине. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий.



    Есть у меня подозрение что после первых двух глав этого моего  повествования, и, особенно после галактических моих завихрений главы второй о прицеле вечности, надо объясниться несколько подробнее.
            Хотя всё уже элементарно выражено в эпиграфе, взятом из Пикника.

            Но с твоего, дорогой читатель, позволения несколько раскрою основания моей мотивации к действию под прицелом звёздных миров.

            Как я уже об этом намекнул - мудрость такой приятной особы как Жизнь, не один раз отвращала меня от попытки написать некий шедевр на все времена, в котором предполагались странствия некоего персонажа от берегов Чёрного моря к берегам тихоокеанским по дуге радианта Пильмана в эпоху, которую автор вздумал назвать Одна Тысяча Восемьсот Пятьдесят Четвёртый Год. Ну, плюс-минус один-два десятка лет, что – согласитесь – мизерная в масштабе тьмы веков такая произвольность  точности  (как в масштабе времени световых лет), а больше - в пространствах театра действия моего произвола.
 
             Ведь - рассуждал я - расстояния от Денеб до Земли в вычислениях радианта Пильмана  допускает (значением угловой величины  исчезающе малой при расстояниях в конкретных световых летах) некоторые  на поверхности геоида отклонения от математически точно определяемой параллели 45° 16; 49; северной широты по обе стороны в пределах минимальной погрешности.
               И тогда уж она с поразительной точностью совпадает с демографически определяемой главной широтной полосой расселения жителей моей страны между меридианами 19 градусом восточной долготы и 169  долготы западной.

            Как и всякая статистическая разработка, эта линия на схеме расселения, хоть и неплохо отражает сложившееся значение плотности населения, но скрывает от наблюдателя саму сущность использования этим населением пространств, доставшихся ему ценой - порой и драматических - коллизий как истории народов вообще, так и самой жизни в ней отдельно взятого человека.
             Есть в статистике такое понятие как «ураганное значение», манипулируя которым,  статистик  рисует заказчику комплиментарную картину исследуемого явления. 

               Вот, например, ставится задача показать приятную для глаз картину социального благополучия в отдельно взятом сообществе – насколько же хороша та же зарплата его работников? Заказчиком здесь выступает главный администратор. И ему нет необходимости подмигивать статистику, дескать, сделай красиво. Статистик же – он специалист, ему излишне о чём-то там подмигивать. Он начинает работать с данными.
                Итак,  во взятом мной условном примере исходные они таковы: численность работников – 20 человек, фонд оплаты труда - 1000 000. Вот и выходит, что средняя зарплата  - 50 000. Не плохо, а даже настолько и хорошо, что можно позавидовать. Если, конечно, упустить из виду тот малозначимый факт, что есть в коллективе двое (догадайтесь кто?) которые получают на двоих 500 000.
                Тогда остальным 18 достаётся тоже 500 000. Так, по этакой справедливости, получается, что эти 18 имеют по 27 777. Уже как-то не очень. Но это обстоятельство не находит своего отражения в статистике.
                А те двое не названных мною счастливцев и являются носителями ураганных значений. И в общей картине как бы не участвуют.

                Такого рода статистическими выкрутасами и объясняю я для себя  резкое возвышение к северу средней линии расселения в западной части страны.
                Именно там и находятся объекты с ураганными значениями численности своего населения. Двух агломераций: московской и питерской достаточно чтобы понять что к чему. Исключив из статистики эти два значения можно вернуть среднее значение в логику понимания жизни населения страны.


                И тогда, если стрельнуть по полосе расселения соотечественников, не из пистолета вообще,  а только прицелиться прихотливо разборчивым своим взором, да и через возбуждённое сознание зафиксировать в знаках письма образ  моей сторонушки в исторической её ретроспективе, то  ещё неизвестно мне что из этого получится.

 Пока же я  - несмотря на множественные, но странные для меня, усилия краснобаев открыть мне глаза на то, как чудесна моя страна – всё ещё пребываю во власти неведомой силы, которая однажды поселила в моей душе такой образ отчизны
    
Родимая земля! Как остров в океане -
Раскинула ты свой этнопустынный скит.
Европе мы чужды. И Азия не манит.
Не от того ль душа похмельная болит
От участи своей - нелепой, окаянной,
- Когда лицом мы припадаем ниц
К правителям своим – но с фигою в кармане!-
Душа же алчет воли без границ.
Как долго будет так? И кончится ль однажды
Шизоидный, тот вековечный бред?
Ведь всё-таки - нам говорят - бываем мы отважны,
Смелы и жертвенны - в годину лютых бед!
Но, словно вынут код охотничий теперь –
С которым шли в пространствах, оставляя метки.
Как сами оказались мы в имперской клетке,
Где мечемся как дикий, безнадёжный зверь?!


                А для того, чтобы проверить основания таких моих представлений  и собираюсь как бы пройти по  полосе расселения с запада на восток с дискретностью около 10 градусов долготы. Или как уж там получится.

Первый шаг же сделан мною в главе про море.

В пандан (pendant) водных пространств той локации сорокового  градуса восточной долготы естественным образом предстают горы.