10. 7 Деятельность и психические процессы

Лариса Болотова
                Какие психические процессы участвуют в человеческой деятельности?

 «Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать. Запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как её неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой виды деятельности».

                В каком направлении происходит развитие? Что развивается в человеке: разум, рассудок, ум, сознание (дух), чувства (душа) или физическое тело? А это зависит от рода деятельности, которой занимается человек.

«ВОСПРИЯТИЕ в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства».

                Каким бы видел человек окружающий мир, если такого (трёхмерного) восприятия не было, а было другое? Имеем виртуальный мир?

«Практическое манипулирование ребёнка с объёмными, близлежащими и удалёнными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определённые измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые синергетическими, координированными сокращениями определённых групп мышц, способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и замедлениях сокращений определённых групп мышц и это обучает органы чувств восприятию скорости».

Синергетический эффект – это непропорциональное возрастание от сложения простых элементов. Когда элементы сами по себе выдают эффективность равную 1, а сложенные вместе усилия выдают в 2, 3, а иногда и в 10 раз больше. (Интернет)

                За счёт чего это может  происходить? За счёт взаимодействия элементов между собой.

                То есть физическое тело человека можно воспринимать как объект, которым дух управляет. Причём, он должен научиться этому. Именно поэтому человек, также как и животные, не рождаются сразу взрослыми, а  имеют младенческий период. И у них есть центральный «компьютер» - мозг, который координирует все процессы, происходящие в физическом теле. Если рассматривать растения, то из зерна вырастает сразу взрослое растение, но в миниатюрном виде, то есть мозг им не нужен, управление идёт свыше. Права ли я?

                Кроме того, восприятие невозможно без внимания, то есть погружения сознания в физический мир.

ВООБРАЖЕНИЕ тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности».

                Так ли это? Разве нельзя вообразить то, чего нет ни в опыте, ни в деятельности, ни в окружающем нас физическом мире? Допускаю, что нельзя вообразить то, чего не существует во Вселенной. Хотя и это спорный вопрос.

«Ещё в большей степени это относится к ПАМЯТИ, причём к двум основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами. Включение разнообразных предметов и движений в процессе запоминания и т.п.

Мнемическая способность – это средство запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Это одна из составляющих памяти. (Интернет).

Припоминание также предполагает выполнение определённых действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспоминать запечатлённый в памяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе которой некий материал был запомнен, способствует тому,  что он легче припоминается.

МЫШЛЕНИЕ в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах – образное и логическое – деятельностный момент выступает в нём в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

РЕЧЬ также представляет собой особого рода деятельность, так что, характеризуя её, пользуются словосочетанием «речевая деятельность».

Было экспериментально доказано, что внутренние, то есть психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность … .Внешняя деятельность в результате её специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Таким интериоризованными психическими процессами являются произвольные и опосредствованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических процессов не протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние, обычные двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность, переключаемость и рассеянность.  При решении человеком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность  без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 133).