Опечатки мастера русской словесности

Игорь Фельдшеров
 Уважаемый Евгений Александрович!

 Данное длинное письмо меня побудило написать отнюдь не желание излить Вам душу - в век рационально-эмотивной философии судьба незнакомого человека у некоторых порой вызывает вежливую улыбку сопереживания или ухмылку соучастия. Я просто хочу обратиться к Вам с просьбой. Подобные просьбы, наверное приходят к Вам в виде коротких официальных запросов. Если бы я написал Вам несколько предложений, боюсь, Вы бы приняли меня за совершенно другого человека, а я не смог бы справиться с требованиями Вашего такого же официального ответа, выраженного в конкретных денежных цифрах с несколькими нулями... Поэтому решил написать подробно и искренне...

12 лет тому назад (годы учёбы в институте) я и не мог подумать, что мне придётся обратиться к всемирно известному человеку, как Вы. Ваше творчество сопровождало меня уже в том возрасте, когда я даже не знал Вашего имени. Из самых ярких воспоминаний детства остался подвальный солдатский киноклуб в далёкой Монголии 70-х годов. На окраине посёлка советских строителей-специалистов находилась воинская часть... Как принято говорить в таких случаях : "Два солдата из стройбата заменяют экскаватор"... Ну а сам солдатский клуб находился в подвальном помещении жилого 2-х этажного дома... С рядами длинных тёсанных скамеек, куда я втихаря протискивался вместе с очередной ротой солдат и прятался за занавесом на сцене. Киномеханик - злой солдат Ванька мог и за скрученное ухо оттуда вытащить, если бы обнаружил. В клубе  всегда пахло сапожной ваксой. Лёжа за занавесом прямо на полу сцены я прятался от холодных метелей, от знойной жары и от тех школьных учебников, которые не хотел учить... Именно там я по несколько раз подряд смотрел один и тот же фильм за вечер, постигая то, что люди называют волшебством света - кинематографом... Сеанс за сеансом, рота за ротой... Больше роты солдат клуб не вмещал...
Именно там я впервые увидел необычный и поэтический кинофильм "Я - Куба!" (Ваша работа сценариста), а позже, спустя несколько лет, смог познакомиться и с Вашей поэзией. И кто знает, может благодаря этому киноклубу или благодаря сборникам стихов, альманахам поэзии я закончил школу с отличными отметками по русскому языку и литературе, а в душе появилось то, что люди называют радостью творчества, желанием зримо чувствовать и говорить...

 Многие годы это желание так и оставалось личным увлечением... В 38 лет (после нескольких публикаций в качестве внештатного журналиста в центральных газетах) я не выдержал и поступил в институт. Конечно избрал профессию режиссёра-документалиста (на ТВ). Наверное не стоит рассказывать то, с чем пришлось столкнуться простому пареньку из подмосковного посёлка в среде потомственных  телевизионных творцов, работающих семейным подрядом, или, как сейчас называется, семейным бизнесом. Пришлось столкнуться и с меркантильными интересами (в единственном на всю страну гос-институте, готовящем кадры для Центрального ТВ нет бюджетного отделения). Эти меркантильные аппетиты чиновников от образования я, будучи голодным студентом, просто не мог удовлетворить - за несколько дней до государственной аттестационной комиссии с готовой дипломной работой я был отчислен за неуплату всего учебно-образовательного процесса...
 Только огульно не обвиняйте меня в уже не юношеском инфантилизме. "Высокооплачиваемую" работу - производство гофро-тары, (которую я нашёл в своём посёлке, чтобы оплачивать своё обучение в столице) пришлось бросить,-  запретили меняться сменами под занятия в институте...

 С моих сокурсников никто не требовал оплаты за обучение. Они уже работали на Центральном ТВ в Останкино, благодаря папам, мамам и знакомым дядям, которые знали их мам ещё до их замужества! За них заплатило ГОСУДАРСТВО!!! Т.е. те гос-каналы (РТР и ТК "Культура"), где они уже и работали благодаря своим родителям и знакомым... Кто кем, конечно... Ну а для тех, кто на "перекладных дровнях" "обновляет путь" в столичный институт..? С того требовали 4.500 долларов! Именно долларов, ибо в год миллениума (2000-й) в стране "за рубли в морду били", всем нужны были доллары...  Столько стоило обучение для того, кто должен был стать дойной коровой для дополнительной оплаты профессорского состава этого закрытого теле-сообщества... С постоянными угрозами из месяца в месяц быть отчисленным за неуплату...  Когда я приехал в головной офис ВГТРК (я готов был работать дворником - мести метлой площадь в Останкино, чтобы также получить возможность бесплатного образования), мне отказали: - Вы заканчивайте институт, а потом к нам приходите!" Я понимал их НЕВОЗМОЖНОСТЬ СДЕЛАТЬ СВОИ ДЕНЬГИ на сыне плотника! Но у меня был тот стоицизм, благодаря которому, любой творец имеет право быть уверенным в своём таланте! Да и проучившись несколько месяцев я узнал "творческий потенциал" своих сокурсников... Решил определиться до первого семестра. Если увижу ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ работы на экзамене, уйду сам, ни о чём не сожалея... Первый мой фильм (фильм-наблюдение) оказался лучшим не только на режиссёрской кафедре. А я ведь только первый раз взял в руки видеокамеру, и то не свою - любительскую аналоговую, которую попросил у соседа. На экзамене показывал этот фильм последним. Ещё не появились конечные титры, как я услышал от своего преподавателя: "ПОЗДРАВЛЯЮ! Это № 1". С других мастерских (кафедр) приходили студенты, просили посмотреть мою работу... Так своим старанием и стоицизмом, я одержал первую свою творческую победу... Представляю сейчас, кого-то корёжит слово "стоицизм" : "Только посмотрите на этого нищеброда! Он видите ли стоик!"... Да! Для вас это смешно... Ибо вы привыкли прокладывать свой путь в жизни только при помощи денег и ваших протеже.

 Годы лишений в личной жизни, но и годы стоицизма в духовной... Финал обучения - моя дипломная работа - документальный фильм "В ОЖИДАНИИ СНЕГА"... Фильм немного грустный... Мужской... Когда меня спрашивают: О ЧЁМ? говорю: О ЛЮБВИ... Любовь, она ведь бывает разная... У одних личная, бытовая... У других - всеобъемлющая (От Бреста до Сахалина) Но даже на бытовом уровне  ЛЮБОВЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ДОЛГ... Рассказ о семье потомственных военнослужащих - об отце, его уже взрослой дочери, о сыне... Который ушёл с 4 курса Плехановского Института, написав в военкомате ЖЕЛАЕМЫЙ РОД ВОЙСК - ВДВ, ЖЕЛАЕМОЕ МЕСТО СЛУЖБЫ - АФГАНИСТАН... Фильм о ментальности нашей народной души, рассказ, почти без слов, о сакральном выборе тех, кто призван  ИСПОЛНИТЬ ВСЯКУЮ ПРАВДУ И ВСЯКУЮ ИСТИНУ, как сказано в священном писании, подтверждая слова ИСТИНА - ЭТО НЕ ТО, ЧТО МЫ ЗНАЕМ! ЭТО ТО, ВО ЧТО МЫ ВСЕ ВЕРИМ!

 Многие сочувствующие профессора после отчисления и получения Справки "УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕН ПОЛНОСТЬЮ" говорили, что надо было поступать во ВГИК, а не в данный "альма-матер", мол "тебе надо работать в кинематографии, а не на телевидении". А я просто хотел жить и работать в среде ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ, а не "банкиров" от ТВ. Пришлось вернуться к своей рабочей специальности - электромонтёра...

 Несколько лет после института я объезжал восточную часть Московской области, ища творческую работу...  И кругом - испуганные глаза молодых людей и девушек, работающих в этих районных телерадиокомпаниях (дочери и сыновья сотрудников районной администрации, местных депутатов и бизнесменов)... Я понимал их страх: НИ У КОГО НЕТ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!!! Зато были дипломы ВУЗов... Институтов пищепрома, туризма, текстиля и ваниля... 10 лет я хожу по кабинетам муниципальных, региональных и даже федеральных профильных структур... НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НАДО!!! НИ ИСТОРИЯ СВОЕЙ СТРАНЫ!!! НИ ОБРАЗ СВОЕГО ЖЕ НАРОДА, ЛУЧШИХ ЕГО СЫНОВЕЙ... Запечатлённый на кино- и видеоленте, ни судьба отдельного человека... Единственное, что позитивное в свой адрес я услышал, так это извинения от нового ректора своего института и то, что меня вообще не имели права зачислять на обучение в этот институт! Но от этих извинений мне нисколько не легче... Предложили опять заплатить (за моё же старание, прилежание и талант), заплатить ЗА СВОЙ ЖЕ ФИЛЬМ! Обещали создать "экспертную комиссию" по приёму денег после просмотра моего фильма теми, кто в последние дни кричали мне в лицо А КАК ЖЕ УЧИТЬ БЕЗ ДЕНЕГ?, теми, кто может быть и досконально знает область, в которой они специалисты, но она уже могла перестать быть для них необычной, вдохновляющей и творческой! Да и они сами признавались, что они учат не будущих творцов, а обыкновенных подмастерьев...

 Написав, всё это я не старался "выплакаться" Вам - нет ничего хуже, чем жалость к самому себе! Просто не имея возможности профессиональных аппаратных, какие были у моих сокурсников в Останкино, я СДЕЛАЛ ЭТО, а они НЕТ!!! Фильм снят любительской аналоговой камерой (попросил у соседа, на свою не было денег) со сломанным школьным ФОТО-штативом, хроника с чужого дембельского видеоальбома, песня "Афганский ветер" со старой компакт-кассеты МК-60 "Свема" Её сын дяди Юры оставил, когда приезжал из Афганистана в отпуск. Я не мистик... Но мне кажется, что для меня... Большую часть монтажа сделал на бытовых VHS-видеомагнитофонах со стоп-паузы. Окончательно свёл при монтаже на компьютере у соседа. Он  любитель - снимает свои туристические походы на байдарках со своими друзьями...

 С главным персонажем фильма познакомил меня мой одноклассник Сергей Бубликов* (скромный парень, еле уговорил записать его в титрах фильма военным консультантом). Обыкновенный сержант, командир танка, в горящей машине у Аминовских Дач** (желающим могу уточнить этот чёрный юмор Сергея) оставил пол-ноги, редко когда ходил с тростью... В эпизоде фильма со школьной хроникой (это мой класс) он порывается танцевать...

 Помимо слабой стороны (история создания, когда я был готов проклясть весь окружающий меня мир) у меня есть и сильная. Фильм недипломированного кинорежиссёра оказался ВОСТРЕБОВАННЫМ! Впервые на большом экране я увидел свой фильм в к-клубе ближайшей воинской части. Пришёл и сам предложил: "Народ и Армия у нас ещё едины?" Впервые услышал аплодисменты стоя целых батальонов, увидел очереди желающих пожать руку, как среди личного так и командного состава (местная военная академия, военно-учебные центры, различные в\ч по месту жительства). Для творческого человека эти аплодисменты многого стоят...  Всё это в качестве подвижническо-просветительской деятельности. Приезжаю в ближайшие в\части, спрашиваю командиров полка : "Когда у вас была в последний раз творческая встреча с кинорежиссёром и с последующей демонстрацией его фильма? Как правило получал всегда ответ : ДА В ОБЩЕМ-ТО НИКОГДА...
- Тогда ближайшая суббота по плану воспитательной работы будет первым прецедентом для этого! - говорил я... - Как Вы на это смотрите..?

Разумеется, всё это в свободное от основной работы время (работаю обыкновенным электриком)...
Мой голос за кадром... На актёрский профессионально поставленный голос за кадром (50 долларов/минута - предложение со стороны института) денег у голодного студента, конечно не было... У меня, к сожалению не актёрский баритон... Это специальный творческий метод (точнее первая моя скромная проба в этом направлении) - МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (белый стих структурируется в музыку по темпу и ритму). Обидно было тогда за своих преподавателей или за театральных режиссёров уже сегодня... Они просто не знают даже, что такое мелодекламация : "А, да-да, речитатив!" Я уже нисколько не стеснялся их невежества и спокойно, глядя им в глаза говорил : "Позвольте, сударь! Речитатив - это не мелодекламация! Это совершенно другое..." Как и не знают они даже о 15.000 таких вот сыновей, не вернувшихся с той войны, их отцов, матерей, не знают и знать не хотят о 50.000, получивших ранения и контузии в той войне... Об ещё большем количестве людей с различными ПТСР, которые обобщённо сегодня называют "афганский синдром"... Включая и родственников... Когда говорили мне: - ЭТО ФИЛЬМ ОДНОГО ЗРИТЕЛЯ! ТЫ ЕГО СНЯЛ ДЛЯ СВОЕГО ДЯДИ ЮРЫ!!! Почему то считали меня его родственником... Впрочем, не сильно ошибались... Каждый раз уезжая от него, он просил передать привет моему отцу, не зная, что его нет уже 4 года... Я только кивал... Не хотел расстраивать...

 Многие уже взрослые люди называют его так по-деревенски - дядя Юра... Добавляя при этом ОН ДЛЯ НАС КАК ОТЕЦ... НА ТАКИХ ЛЮДЯХ, КАК ОН ЗЕМЛЯ НАША ДЕРЖИТСЯ...
И правда! Сегодня вырастить, воспитать и отдать сына своей стране - ЭТО НАСТОЯЩИЙ ПОДВИГ!!! На похоронах дяди Юры в 2010 г. никого не было из местной Администрации... Те, кто тянули его уже больного в президиум на каждом собрании в районном центре, примазываясь к его поистине всенародному уважению, не пришли ни проводить его в последний путь, ни пожелали даже показать о нём фильм по местному муниципальному районному ТВ... Только спустя 2 недели, и то со скандалом, удалось... Мои желания или пожелания..? Они такие же, как и у всех, живущих в России праведно - жить среди адекватных и морально здоровых людей... Где получив профильное образование, ты сможешь его использовать и во благо страны и своих близких людей... Претворять свои творческие планы и сценарии в кинопроизведения... А не сводить концы с концами с зарплатой ведомственного электрика, которой хватает почти только на то, чтобы заплатить за квартплату... Ведь ИСКУССТВО ВСЕГДА ПРИНАДЛЕЖИТ ОБЩЕСТВУ! И ЭТО НЕ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ТОВАР!!! Участвовать в кино-конкурсах и кинофестивалях, получать НЕ призы и награды, а общественное признание своего таланта, с каждой своей картиной оттачивая своё мастерство и свои творческие возможности...  Но тебя никто не допустит к этому, потому что "тебя никто не представляет", как они говорят... Я постоянно слышу о выделение каких-то грантов для начинающих кинематографистов на уровне Правительств РФ и Московской обл., Министерства Культуры РФ и Московской обл., различных общественных и благотворительных фондах. Но все СМЕЮТСЯ: - Да там просто ворованные деньги отмывают!!! А каждый директор фонда награждает грантом своего знакомого директора другого фонда, который в свою очередь наградил первого в прошлом году! ХОЧУ ПРОСТО РАБОТАТЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО... Для чего мне это нужно? Прежде всего, чтобы не выслушивать "чиновников от чиновничьего кино" : "У Вас же любительский формат - Вы сняли свой фильм любительской видеокамерой! А у нас принимают участие только одни профессионалы!"

                ***
 В этом году мне наконец удалось достичь маленькой победы. В один из первых ноябрьских вечеров позвонила Ирина Скобцева-Бондарчук, председатель  кинофестиваля "Волоколамский рубеж":  "Игорь! Ваш фильм примет участие в конкурсной программе нашего фестиваля! Мы его уже третий раз подряд смотрим!" Стоит ли здесь сказать, что в позапрошлом году другой человек, директор этого же кинофестиваля говорил о "невозможностях" участия с моим любительским форматом среди профессионалов... Кто им мешал посмотреть этот фильм целых 2 года раньше... Но чернильным чиновничьим душам было достаточно прочитать только  анкету: "Должность - рабочий", "формат - miniDV"... Далее работала уже казённая система сегрегации и геноцида человека по классовому (сословному) признаку, по разделению людей на "чёрную кость" и "голубую кровь"... Всю эту ночь тогда я просидел читая разнообразные ответы-отказы за много лет, извините, с наворачивающимися слезами...
 За 10 лет у меня собралось очень много документов (муниципальный, региональный и даже федеральный уровень). Как правило, все они, несмотря на профильное отношение (телевидение, кинематограф), носили характер отказа по всем моим творческим начинаниям: "Нам не нужны ни фильмы, ни режиссёры!"...  Последнее моё обращение с вопросом "ЧТО ОЗНАЧАЕТ МОЯ ПОБЕДА В НОМИНАЦИИ "УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ В НЕИГРОВОМ КИНО" В КОНКУРСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ?"  на имя Министра культуры Московской области А. Губанкова осталось без ответа... В связи с его увольнением с занимаемой должности...

 Я не дождался в качестве приза никаких дорогостоящих "кисточек, красок и мольбертов" (хотя бы полупрофессиональный формат видеокамеры), как художник для продолжения реализации своих творческих планов. Спустя месяц позвонили из Мособлкино, попросили мой фильм для демонстрации на территории Московской области. Я им сразу же отвёз дарственное разрешение. Хорошо, что денег не попросили! С моей зарплатой это было бы сделать сложно... После уже никто "не беспокоил"... Жизнь вошла в прежнею колею - замена ламп в фонарях уличного освещения...

 Иногда я устаю (я более 30 лет никуда не ездил в отпуск, просто не на что, на неделю выхожу раньше из отпуска - иметь отгулы на безрезультатные поездки по продвижению своего фильма по кабинетам этих чернильных душ), устаю не физически и не духовно (по жизни я остаюсь таким же стоиком)... Устаю ПСИХИЧЕСКИ... Просто НЕТ ЛЮДЕЙ, КТО СМОГ БЫ РАЗДЕЛИТЬ МОИ МЫСЛИ И СМОГ БЫ ПОМОЧЬ ПРАКТИЧНЫМ СОВЕТОМ... Ведь то, чем я занимался и о чём я думаю, необходимо обществу... У меня это получается лучше, чем у других... С поставленной перед собой задачей в своё фильме, считаю, что справился. Своим произведением я увековечил светлую память о главных персонажах фильма, о своих земляках и соотечественниках... Мой авторский фильм - это исторический артефакт... Документальная история моей страны...
Военные психологи (специально обращался) подтверждают применение психологических профильных спец-методик при терапевтической работе с лицами, утративших своих близких и родственников ("сетка-вуаль" в виде снегопада, закрывающая человеческое сознание от невыносимой многолетней боли утраты в душевных переживаниях). Тёплые слова для старика тоже нашёл... Равно, как и для всех остальных родителей, чьи сыновья не вернулись с афганской войны... Есть рецензии на фильм заслуженных работников Союза журналистов России по месту жительства... Командир одной из частей даже подчеркнул появление в хронике фильма генерала Г. Шпака. Он так же потерял, как и дядя Юра, своего сына в Чеченской войне. Я об этом узнал только спустя несколько лет после создания фильма... Я не знаю, что можно ещё Вам написать. Извините, если получилось всё сумбурно...

                ***
Евгений Александрович! Хочу обратится к Вам с просьбой, прежде всего как к правообладателю. После общения с сотрудниками Российского Авторского Общества моя жизнь ещё более усложнилась... Каким образом я могу уладить с Вами вопрос об использовании в своём авторском фильме Вашей лирики в песне "В нашем городе дождь" в исполнении М. Кристалинской? Вера Гориславовна Таривердиева прислала мне договор на использование композиции "Снег над Ленинградом" Микаэла Леоновича на безвозмездной основе... Я специально взял тогда на встречу с ней свою  ежемесячную квитанцию с расчётом зарплаты после её вопроса по телефону : "А сколько Вы или "Ваша кинокомпания" готовы заплатить по договору?"... 
Не сочтите это за неуместный сентимент - я храню все билеты с концертов любимой классики и творческих поэтических вечеров (к сожалению, для меня эта возможность прикосновения к Прекрасному связана с определённым риском для семейного бюджета и такое бывает очень редко в моей жизни). Среди них есть и маленький сине-бежевый билетик на Ваш поэтический вечер "Со мною вот что происходит" в кинотеатр "Эльдар". Я тогда поскромничал, не подошёл, не стал отвлекать Вас своим рассказом. Тем более Вы общались там со многими людьми... С моей стороны это было бы бестактно...
Буду ждать Вашего ответа на лаконичный вопрос, которым можно было бы заменить это длинное письмо; ДОСТОЙНО ЛИ МОЁ ТВОРЧЕСТВО ВАШЕЙ  ЛИРИКИ, ПРОЗВУЧАВШЕЙ В ПЕСНЕ М. КРИСТАЛИНСКОЙ ? Ссылка на просмотр фильма на файлообменнике здесь :

 Был искренним. С наилучшими пожеланиями в Вашей работе и творчестве.
 Фельдшеров Игорь (кинорежиссёр, документалист).

Ответ на это письмо не заставил долго ждать. Уже через пару дней я смог прочитать ответ известного российского поэта из американского университета в городе Талса, штат Оклахома, где и преподавал Евтушенко. Сначала я был сбит с толку многими опечатками в коротком ответе мастера русской словесности... Затем подумал, что мою эл. почту взломали и кто-то решил так поиздеваться, выдавая себя за... Посмотрел на значок оригинальной электронной подписи - всё верно! Евгений Евтушенко...

"Дарюфю Игорю Фельдшерову разрешение на безвозмездеоу исполнение в Вашем фильме песни на мои слова "В нашем городе дождь"Заполнять контракты у меня времени нет.Удачи Евтушенко
еня времени нет."

Разумеется, у профессора американского университета, преподающего поэзию и кино, нет времени на обычного рабочего-электрика в России... Но ведь хотя бы дал разрешение для использования своей лирики в моём авторском фильме... И то хорошо... Хотя... Достоверность этого сообщения с опечатками надо было ещё проверять... На следующей неделе позвонила Тамара Ивановна из Переделкино... Доверенное лицо Евгения Евтушенко: "Евгений Александрович мне звонил о Вас. Приезжайте."...
- Ну, это же не официальный документ, который надо перепроверить несколько раз. Вполне возможно у человека в таком возрасте проблемы со зрением... Или очки не нашёл и напечатал вслепую...- тогда подумал я...

Только спустя несколько месяцев я узнал настоящее объяснение этим опечаткам... Сопоставив дату письма... Ответ мне он написал находясь в госпитале Талсы в США сразу после операции по ампутации у него ноги...
- Надо же... Как у Сергея... И тоже правая нога... - подумал тогда я... Мистика... Ничем не объяснимая... Судьба играет человеком... А человек играет свою роль...  И всемирно известный и совсем неизвестный человек, как Сергей... Но с одной и той же болью...  В этом глобальном театре... Театре абсурда и человеческой боли... С нереальной фантомной и с реальными марганцовыми ванночками для потёртостей от протеза каждый вечер... Нисколько с физической... Сколько с душевной болью...
Повторяюсь, наверное... Мы все приходим в этот мир голыми и равными... Такими же мы все уходим из него... А вот в течении всей жизни мы... Нет, свой духовный, моральный и нравственный стоицизм демонстрируют и подтверждают своей жизнью единицы... Такие, как Сергей или сын дяди Юры... Остальные же избирают в этом социальном театре хаоса и абсурда тщедушные роли обмана, стяжательства, цинизма, лицемерия и конформизма... Для получения тех или иных "высоких социальных статусов" в социальной иерархии... В которую они пришли часто даже уже не голыми...
После того, когда у меня были договора, подписанные правообладателями всех композиторов и поэтов, прозвучавших в моём авторском фильме, я вспомнил : В списке от Российского Авторского Общества (РАО) отсутствует ещё один человек. Сразу же набрал номер телефона РАО :
- Вы забыли внести ещё одного... Леонид Мухин...
- А кто он ?
- Как кто? Автор солдатской бардовской песни. Он написал и музыку и лирику этой песни. Сам же и исполнил её под гитару... Песня звучит в моём авторском фильме полностью... Мне надо ещё один договор с ним оформить?
- Солдатская..? Песня... А он в каком звании?
- Из Афганистана вернулся сержантом - судя по фото...
- Нет-нет! Не надо Вам больше никакого договора! С ним договор  необязательно...
Слушая интонацию последних слов сотрудницы РАО в телефонной трубке, я даже увидел, как она махнула рукой с определённой гримасой...    

*На фото Сергей Бубликов и его экипаж
** (уточнение только по Вашей просьбе)