Лейтенант Ветров. Глава 19

Петрович 8
 
     52. «Бранденбург - 800». Новое в тактике Германии.

 Преподавали нашим диверсантам и опыт применения специальной группы Вермахта, так называемого  полка «Бранденбург - 800». И самых свежих данных о нём. Ну, почти, прямо с фронта.
Сформирован он был 1 июня 1940 года как 800-й учебный полк особого назначения «Бранденбург» (Lehrregiment "Brandenburg" z.b.V. 800), разросшийся впоследствии до дивизии, но утративший при этом своё первоначальное назначение.

С момента своего формирования и до определённого этапа Второй мировой войны этот полк никогда не действовал в полном составе как целое подразделение под единым командованием. Использовали его поротно, придавая различным немецким армейским корпусам или армиям. Роты, в свою очередь, делились на боевые группы, состав которых мог быть различным в зависимости от выполняемых задач. Подразделения «Бранденбурга» являются самыми первыми из немецких частей, начавших боевые действия на территории СССР 22 июня 1941 года.

В июне/июле 1941 года 7-я и 8-я роты 800-го учебного полка особого назначения «Бранденбург» действовали в авангарде армейских корпусов 4-й танковой группы (Panzergruppe 4), в группе армий «Север» (Heeresgruppe Nord), способствовали быстрому продвижению немецких войск через Прибалтику к Ленинграду.

Их главной задачей был захват мостов, предотвращение их подрыва и удержание их до подхода своих войск. За два месяца, в течение которых они находились на фронте в Прибалтике, Псковской и Ленинградской областях СССР, им удалось достигнуть впечатляющих боевых результатов.

Главное отличие и новшество, внесённое солдатами «Бранденбурга», состоит в том, что для достижения успеха годятся любые средства: переодевание в форму армии противника (в случае попадания в плен такие пленные не подпадали под Женевскую конвенцию 1929 года), передвижение на трофейной технике и с трофейным вооружением, использование захваченных документов и много другое.

 Всё перечисленное требовало от военнослужащих этого подразделения определённых свойств: наглости, уверенности в своих силах, знания обычаев населения и политической системы, правил ношения гражданской одежды и униформы солдат противника, умения разбираться в званиях, структуре и иерархии армии противника.
Многие операции полка можно охарактеризовать одним словом – авантюра.

Не смотря на авантюризм операций, они требовали предварительной подготовки, которая доходила по продолжительности до 5 недель. В неё входило изучение  документов на объекты атаки (аэрофотосъёмка, агентурные данные), полная информации о частях РККА возле объектов атак (фамилий командиров, точный список подразделений), подготовка униформы, транспорта и вооружения РККА.

Советское командование для предотвращения захвата ключевых мостов в полосе своей обороны минировало их, уделяя также огромное внимание охране. Охранение велось пехотными частями с большим количеством пулемётов, усиливалось танками и бронеавтомобилями, прикрывалось противотанковой артиллерией и зенитными средствами.
Попытка захвата такого объекта «в лоб» заранее обречена на неудачу – либо атака будет отбита, либо мост будет взорван.

Солдаты «Бранденбурга» двигались в авангарде немецких наступающих войск, чуть позади частей непосредственного боевого соприкосновения. При приближении к объекту атаки они выдвигались вперёд, отделялись от своих войск и приступали к операции.

Возможный удачный вариант захвата – одновременная атака предмостных укреплений и уничтожение средств подрыва и/или проводов, ведущих к зарядам. Атаку необходимо проводить силами небольших подразделений, переодетых в советскую военную форму или скрытно подобравшихся к боевому охранению.

По тактике захвата объектов Бойцы «Бранденбурга» уделяли большое внимание скрытному приближению, успех операции зависел от следующего:
1. Маскировки;
2. Правильного выбора пути подхода;
3. Расположения войск охранения объекта;
4. Благоприятного времени;
5. Чёткого взаимодействия со своими войсками.
Помимо этого учитывался характер боевых действий и психология (менталитет) противника.
При ведении боевых действий учитывалось:
1. Быстрота манёвренной войны;
2. Отсутствие устоявшейся линии фронта;
3. Неразбериха в управлении, приказы приходят с запозданием, частично потерянного управления войсками;
4. Подразделения не знали, кто кому подчинялся;
5. Непосредственные вышестоящие командиры были неизвестны в лицо нижестоящим;
6. Не было единой формы для пропусков, использовались различные документы.

При такой обстановке, имея запас наглости и продемонстрировав напор, легко было ввести в заблуждение начальствующий состав, отвечающий за охрану, смешаться с колоннами отступающих или перемещающихся частей и приблизиться к объекту нападения, распространяя ложные приказы и требования для облегчения задачи захвата.

Таким образом, происходило смешивание с частями противника и с мирным населением, двигавшимся по дорогам. При стационарном фронте вести такие действия крайне сложно, точнее – практически невозможно. В описанной обстановке диверсионные группы должны перемещаться под видом подвижных соединений на трофейных мотоциклах, грузовиках и лёгкой бронетехнике – это повышает подвижность диверсионной группы, снижает риск обнаружения и даёт возможность избежать вооружённого столкновения при приближении к объекту атаки (какие-то участки можно объехать). В случае обнаружения такой группы непосредственно около объекта всё ещё существует вероятность проникновения на него прежде, чем противник поймёт, в чём дело.

А достижения врага нужно по максимуму использовать при своих диверсионных  действиях, особенно учитывая психологию и менталитет врага, при выборе маскировки.
Имелся определенный боевой опыт диверсий во времена Гражданской войны, Финской зимней кампании, Испанской войны с Франко. А это богатые знания.
Программу обучения приходилось менять на ходу. Иначе теорию было просто не засунуть в те часы, которые отводились на это. А теория без практики слаба, как и наоборот.

53. Пластуны

Касались и истории специальных подразделений Императорской российской армии, которая основывалась на казачьих формированиях, так называемых пластунах! Их команды были учреждены в России в 1842 году!
История подразделений специального назначения в российской армии  насчитывает, на самом деле, не такой уж долгий срок. Имеются в виду регулярные подразделения, выполняющие специальные войсковые задачи. Потому, что разведка и диверсионные операции знакомы людям с тех самых пор, как они придумали войну.
Тем интереснее их появление и становление, потому что в нашей армии они ведут свое начало от пластунов. Всем знакомо выражение «ползти по-пластунски», но не все знают, кем же, собственно, были пластуны.
Исследователи отмечают, что казаки-пластуны, разведчики (от слова «пласт» — слой, поверхность земли) на самом деле были не простыми лазутчиками, хотя и славились умением ползти среди трав, затаиваться на ровной земле и внезапно нападать на врага. Они были именно теми чародеями, которые хранили тайные знания племён древних ариев, которые пришли в незапамятные времена из северной Индии на земли киевской Руси.
 
Спустя тысячелетия хранителями древней магии были уже киевские языческие волхвы — вещуны и чародеи 6-10 веков. После крещения Киевской Руси волхвы преследовались князьями и священниками-греками. Но чародеи объединялись вместе с воинами-охранниками языческих храмов в тайные группы и в отдалённых, глухих местах создавали сечи (от тайных засечек на деревьях, которыми они отмечали путь к нужному месту). На островах Днепра, берегах Буга и Днестра, в Карпатах и дебрях Полесья волхвы и воины создавали поселения со школами магии и боевых искусств. Древние бродники, выгонцы («бродяги» и «изгнанники») и волхвы в начале 16-го века передали свои тайные знания казакам, которые тогда появились в Украине.

Первые упоминания о пластунах в Запорожской Сечи относятся к XVII веку (в Сечи был даже особый Пластуновский курень).
Это было время почти непрекращающихся войн с турками, крымскими татарами и регулярными войсками Речи Посполитой: ведение боевых действий требовало хорошо организованной разведки, и все противники отмечали, что у запорожцев она была поставлена очень хорошо. Запорожцы того времени предпочитали биться в пешем строю, используя коней в первую очередь для перемещения
Недаром и Запорожская Сечь возникла на острове Хортица. Ещё в первой половине 10-го века византийский император Константин Багрянородный писал, что у русов есть пристань на острове Святого Георгия (Хортица), где возле огромного дуба они приносят жертвы. Так же почитали этот тысячелетний дуб и запорожцы. Казацкая рада собиралась под ним для решения общественных и политических вопросов. Тут молились запорожцы. Здесь освящали оружие против врагов. В 1775 году, перед взятием Сечи русскими войсками, запорожские казаки последний раз поклонились дубу и станцевали ритуальный танец.

Похоже на то, что многие пластуны не были христианами. По крайней мере в церковном понимании. Таких казаков никогда не хоронили священники. Ведь попы считали, что в пластунах живут бесы. Запорожцы погребали побратимов по-своему. По легенде, некоторым даже вбивали в грудь кол, чтобы они не вставали после смерти. Распространённым обычаем погребения пластунов было захоронение их лицом вниз — чтобы Солнце уже никогда не прикоснулось к их лику. Этот очень древний обряд применяли к тем колдунам, чьё посмертное возрождение было нежелательным. Это подтверждают и археологические исследования.

 Например, в 1936 году возле села Архангельское Ясиноватского района Донецкой области была раскопана могила казака. Он лежал в дубовом гробу, закрытом без единого гвоздя. Казак был повернут лицом вниз, одет в синий жупан и красные шаровары, а подпоясан широким зелёным поясом. За поясом виднелась целая фляга горилки, запечатанная сургучом.

Сейчас историки сравнивают украинских казаков-пластунов с японскими ниндзя. Ведь пластуны могли открывать замки без ключей, плавать на лодках по суше, по степи, переходить через реки, бросив на воду плотную ткань или камышовую циновку…
Они видели на многие километры вокруг, могли долго прятаться под водой, на дне или же брать в руки раскалённые ядра. Пластуны легко выбирались из туго завязанных или даже зашитых мешков — с голыми руками. Говорят, что эти казаки могли также оборачиваться котами и превращать других людей в кусты, а всадников — в птиц. Могли забраться в обычный казан и проплыть в нём под водой по Днепру сотни вёрст…

Да у них в Запорожской Сечи было даже своё воинское подразделение — Пластунский курень. Именно о пластунах рассказывал украинский писатель и историк 19-го века Андрей Чайковский: «Кто из казаков ловкий и хитрый, умеет за себя постоять и уцелеть в трудную минуту, тот получает от братства казаков звание пластуна или «характэрныка», эдакого сверхчеловека, которого пуля не берёт и который самого черта сумеет вокруг пальца обвести и заставить себе служить». Как тут не вспомнить гоголевского Вакулу — потомка таких казаков?! Известный историк запорожской старины, академик Дмитро Яворницкий, тоже утверждает, что меж казаков были такие пластуны, чародеи, которых ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной, не брали. Такие казаки могли использовать некие «верцадла» (зеркала) для видения за сотни километров… Вот и думай теперь — что ж это такое у казаков было?

54. Мистика на службе у пластунов

Но современные исследователи говорят, что пластуны умели использовать энергию космоса. Поэтому они могли стать невидимками, читать мысли других людей, понимать и говорить с животными, передвигаться по воздуху, воде и даже сквозь огонь, которого они не чувствовали и не боялись. Всё это, как мы видим, напоминает практики индийских йогов — что и неудивительно.

Ведь мы уже отмечали, что древнеиндийские арии были теми носителями тайн и магии, которые сохранили их потомки духовные — казаки-пластуны, характерники.
Но, кроме прочего, пластуны знали основы наук, в том числе и медицины. Например, известно, что пластуны лечили раненых казаков, вводя их в гипнотический транс. В этом состоянии пластуны извлекали пули из побратимов, складывали сломанные кости — не прибегая к обезболивающим препаратам. Понятно, что пластуны отлично знали свойства лечебных растений и применяли это на практике.

Но почему же пластунов не брали пули и сабли? Современные исследователи и специалисты по практикам йогов отвечают на этот вопрос. Казаки концентрировали внутреннюю энергию на ту часть тела, куда был направлен или нанесён удар противника. Сон на гвоздях или бескровные операции у йогов сродни такому искусству.

Но вот способности разведчиков-пластунов проникать незамеченными в самое сердце вражеских лагерей и крепостей, их побеги из темниц без разрушения замков и засовов, незаметно от часовых, до сих пор никто объяснить не может.
Пластунами готовились стать с детства. Это было сродни буддийским школам. Время обучения варьировалось — в зависимости от способностей ученика. Если учитель, старый казак, считал, что ученик науку освоил, то тот проходил ритуал тайного посвящения в пластуны.
Пластуны сравнивали себя с росомахами. Этот зверь известен своей смертельной хваткой и мастерским заметанием следов. Своеобразным девизом пластунов были слова: «Волчья пасть, лисий хвост». Всё это указывает на древность знаний и традиций казаков-пластунов.

Недаром они как оберег сохраняли отличие арийских воинов, которому насчитывается 20 тысяч лет, — прядь на голове, чуб, оселедец. Ещё в середине 19-го века кубанцы, прямые потомки запорожцев, носили оселедец. Горцы Кавказа, когда брали в плен такого казака с одной прядью на голове, вынуждены были срезать оселедец. Ведь он помогал казаку бежать из плена, как бы его ни охраняли, да и работорговцы не хотели покупать человека с оселедцем на голове.
Среди кубанских казаков обычай носить оселедец просуществовал, несмотря на царские запреты, вплоть до времён Первой мировой войны. В период с 1917 по 1920 год чуб-оселедец носили бойцы Вольного казачества, части гайдамаков и запорожцев.

Именно пластуны придумали камуфляж: ведь свои сорочки, шаровары и прочее они пачкали намеренно, катаясь по земле, по ягодникам, делая одежду незаметной в поле.

Пластуны также практиковали стрельбу навскидку по куликам-побережникам, быстрым и юрким птицам. Отсюда практику меткой стрельбы англичане со времён Крымской войны назвали снайпингом. Один из видов куликов (бекас) по-английски называется snipe, и того умельца, который мог подстелить быструю птицу, назвали снайпером.
После разрушения Запорожской Сечи войсками Екатерины II пластуны с другими казаками основали Задунайскую Сечь. Но некоторые не хотели жить на территории Оттоманской империи и подались на земли Габсбургов — на Подолье, в Буковину, Галицию, Закарпатье. Таким образом продолжилась слава пластунов в 19-20 веках — вплоть до Первой мировой.

К концу Первой мировой войны количество пластунских батальонов значительно возросло. Они применялись и на Кавказском театре военных действий, и в Галиции... Там, где командование использовало их с поправкой на их специфические умения, они достигали выдающихся успехов. Там, где их бросали, как обычную пехоту, в лобовые атаки на укрепленные вражеские позиции — несли жестокие потери.

Ограничение на службу казаков в Красной Армии было снято только в конце 1930-х годов. Во время Великой Отечественной войны некоторые казачьи батальоны получили наименование «пластунских», название «пластунской» получила и 9-я стрелковая Краснодарская дивизия.

Сейчас все армии мира имеют в своем составе подразделения специального назначения. Приятно осознавать, что в организационном отношении наши казаки-пластуны были первыми.
Пластуны как отдельные подразделения казачьих войск принимали активное участие в Кавказских войнах Российской империи, в обороне Севастополя в Крымской войне, русско-турецкой войне 1877—1878 годов, в русско-японской и Первой мировой войнах.