Оливье с рябчиками. Часть вторая

Александр Павлович Антонов
   Из часов на стене выскочила кукушка и прокуковала пять раз.
 «Время здесь, должно быть, как сырая резина - также тянется и липнет» - мелькнуло в голове. По моим представлениям уже должна быть глухая полночь. А тут только пять вечера.

 - А может  быть, даже пять утра, - ехидно прошептал голос внутри меня.
 – Да пошёл ты, - послал я его, - ты где был, когда я чуть не обделался на кладбище? Нет чтобы поддержать хозяина… ладно некогда мне тут с тобой зубатить. Голос пропал, как всегда внезапно, когда ему было нечего сказать.

     Хозяева радостно суетились – ещё бы, не каждый скучный зимний вечер приносит такие сюрпризы.   Колян принёс стоявший  на печи чайник, Вера накрывала на стол, я стал стягивать валенки.  Едва не залпом выпил я большой фарфоровый с оленями бокал горячего чая. Колян с Верой терпеливо ждали, пока я напьюсь. 
- Ну, сказывай, как ты в наших местах оказался в эку пору. Поди, машина где-ко в лесу у тебя сломалась, или сгегоход, - строил догадки Колян.
               
                * * *
  С  Коляном  мы друзья с детства, хотя какое-то время жили в разных местах, ежели на нынешнее время считать, так даже в разных странах:  я в Казахстане, а он в Молдавии. Пришло время, и мы как рыбы из породы лососёвых,  вернулись на свою родину малую. Лет двадцать мы прожили в странах чужедальних и только от общих знакомых знали друг о друге, и через них же приветы передавали, когда приезжали сюда в отпуск. Звала, тянула к себе нас малая родина, и так получилось, что в один год, не сговариваясь, вернулись мы в родные места.  Колян ещё до отъезда женился на Вере, жившей в соседнем селе, так что за столом сидели люди, знавшие друг друга почти полвека. Мало-помалу уходили родные  и близкие - наши ровесники, и поэтому с годами всё больше дорожили мы друг другом. Новое время, давя безудержным прогрессом, с каждым годом всё больше выжимало нас на обочину жизни, и мы, противясь этому, подсознательно старались сохранить себя, свой мир. Проявлялось это в том, что после пятидесяти, оставив городские квартиры, мы построили себе деревянные дома в сельской местности и переселились в деревню. А ещё, при встрече мы говорим между собой на понятном нам с детства чистом русском языке, на котором говорили наши родители, на том русском,  который нынче исчезает, засоряется иностранными словами: тренд, бренд, лайфхак, кэш, маркет, фейк, менеджер, трафик….  Нет,  мы не спорим, не стараемся никого убедить в том, что нужно сохранять, беречь и так далее. Мы понимаем, что это невозможно – всё течёт, изменяется, исчезает. У всех нас высшее образование, а у меня даже два, но мы всё равно говорим между собой на том языке, который знали с детства. Нам так теплее, уютнее жить и встречать старость, мы так пытаемся противостоять времени, так жизнь кажется нам длинее; пусть это иллюзия, самообман... а разве не иллюзией была вся наша жизнь?
  Я позволил себе это нелирическое отступление, чтобы как-то объяснить, почему я использую    простонародную речь,  рассказывая о своих приключениях. Мне представляется, что это наиболее  точно и органично передаёт чувства и впечатления от того о чём рассказываю.
               
                * * *
   - Ну, дак что ты можешь пояснить, друг мой ситный? – Повторил Николай.
 – Тут дело такое, Коля, - запихивая в рот большой шаньги, начал я объяснять, - задумала супруга моя законная  на Новый год салат оливье сделать по европейскому рецепту  - детей удивить.
 – А ты здесь при чём? – Удивилась Вера Никитична, - ты что, к нам за рецептом прибежал что ли?
 - Ей для этого рябчики нужны, ну вместо колбасы и раковые шейки ещё, вот я пошёл на охоту – рябчиков добыть.
 – Это что, она тебя за рябчиками, значит, послала, вроде, как в сказке «Двенадцать месяцев» злая мачеха  падчерицу за подснежниками отправила? – Прищурившись и вникая в суть, предположила Никитична, - вот, ведь, говорила я тебе, Саня, чтобы не женился ты на молодухе – выскет она тебя, будешь, как чижик на жёрдочке в  клетке  у неё прыгать. Мысленное ли дело- старика с больными ногами зимой в лес отправить… рябчики ей понадобились. А за раковыми шейками ты куда отправишься? В омут нырять?  Я вот ей  выскажу  всё при встрече.
  – Да это я сам насыкался (вызвался), - отвёл я напраслину от супруги, - она тут  не причём.
  –Да ладно, знаю я твою Оленьку, - махнула рукой Вера Никитична,- она ведь у меня училась, с пятого по восьмой я у них русский и литературу вела. Тихоня, тихоня, а чего удумает - не своротишь. Это что? Ты, значит, по ночам в лесу рыскаешь, а ей и горя нет - где ты есть, да? Что хоть говорит? Поди, без рябчиков не приходи, да?
  – Кто говорит, - не понял я.
 – Ну, Ольга твоя.
 – Не знаю что  она говорит, я ведь с утра ушёл из дома.
 – И что, не звонил за день ни разу.
 –Дак, у меня аккумулятор на телефоне разрядился, не работает.
- Это что, значит, бедная девочка там, поди, в истерике вся, - округлила глаза Вера, - а ты тут полчаса уже как чаи распиваешь, и телефон не догадался попросить, чтобы сказаться где ты есть. Она там извелась вся, а тебе хоть бы штучки. Говори номер сейчас же, - достала телефон из душегрейки Вера.
  - Аллё… Это кто, Колянка ты? Да, Вера Никитична, а что ты у отца делаешь, ты же,  вроде, на сессии должен быть. С матерью плохо? Скорую… Да, здесь он, у нас чаи гоняет, сейчас передам трубку.
–Держи, охотничек, - Никитична передала мне телефон, - удавить тебя Саня мало, скотинку такую.

 Сын сказал кого и во сколько подняли по тревоге, пока он из областного города летел домой на такси, дочь спросила есть ли у меня  лекарства  с собой, супруга сказал всё что обо мне думает и раскаялась в своём подстрекательстве меня на охоту, а насчёт моего наказания оставила вопрос открытым – «Дома поговорим!»

  Супруги Глуховы – друзья мои стародавние сидели напротив меня, как заседатели  в народном суде, и высказывали мне своё отношение к моему поступку. Вера, конечное дело, обличала меня как отпетого эгоиста и безответственного супруга, дожившего до седых волос, но так и не набравшегося ума. Колян осуждающе вздыхал и качал головой.

      У Веры зазвонил телефон.

 –Аллё …, когда? Через полтора- два часа, хорошо. Приготовим. На, - передала она мне трубку.
 - Батя, я тут договорился, мы за тобой с парнями прилетим на снегоходах, часа через полтора. Скажи, как лучше добраться, - голосом сына сказала трубка.
 
 Я стал объяснять: - через реку на Липята, там краем леса до железки, а после неё сразу в лес и пять километров по зимнику строго на север. Адрес?  – Лесная восемь.

  Подожди, Саня, -встрял в разговор Николай, - ты их на хрена по зимнику направил? там Юрчиха разлилась, лывы большие – вода под снегом. Ты шёл сюда, так не видел что ли?
 – Так я не по зимнику шёл, а через лес.
 –Да ты что, как это ты ночью насмелился, ты, поди, годов семь пешком там не ходил, как ноги болеть стали. Заросло ведь всё, днём – то не найдёшь дорогу, да и боязно одному.
– Да ну, кого бояться-то? – снисходительно улыбнулся я, - волков нынче нет и  ружьё у меня.
 – С чего ты взял, что волков нет?
 - Парни давеча в бане сказали, что всех волков перебили.  Ещё прошлой зимой, один де волк ушёл – под флажки нырнул, - объяснил я свою осведомленность.
 – Прошлой зимой, да, перебили, а нонче  пришла с пермских лесов стая, пять ли шесть волков. Природа, Александр, не терпит пустоты. На прошлой неделе у Степана Лукиных из будки во дворе кобеля вытащили, только голова одна в ошейнике осталась. Мы Музгарку, вон, в сени  на ночь запирать стали.
  - Да, Саник, где так ты умный, а тут вовсе, ровно,  незнайка после инсульта, - вздохнула осуждающе Вера,  - так и ищёшь себе приключений на седалищный нерв.
 - Подожди, подожди, Александр, а где ты тогда шёл? Ну, через лес, так всё рано у развилки на Батурино должен был выйти на зимник, - недоверчиво посмотрел на меня Колян.
- Я  через Чёрный ельник шёл, решил срезать, напрямки попёр, да прошибся маненько. На Батуринское кладбище вышел.
 – А потом?
 – Чё потом? Через кладбище потом, дорога там прогребена – идти легко, - придав лицу беспечное выражение, спокойно пояснил я.
 
– Восподи Батюшка, - перекрестилась двумя перстами бывший секретарь партийной организации поселковской  школы.
 
 – Дарью Егоровну третьего дня хоронили, помнишь, завхозом у нас в школе была.  До ста лет дожила, -  медленно, как бы оценивая мой ответ, сказал Николай.
– Да что вы на меня как на вурдулака смотрите? – Нарочито возмутился я.
–Да, кто тебя знает, - также нарочито серьёзно усомнился Колян. (Это у нас с ним детства: с серьёзным видом обсуждать всякую чушь заведомо небывальную).
 –И тебе не страшно было, Саня? – Спросила оторопевшая Вера Никитична.
– Ну, как не страшно, стрёмно конечно, - решил я признаться, чтобы хоть немного смягчить в глазах  Веры Никитичны впечатления от моих рассказов.  Вот, - с нами крестная сила, - достал я из-за отворота свитера серебряный крест.
  - Саня, вы дома пельмени стряпаете?  - Перевела вдруг разговор Вера.
 – Ну, стряпаем. А при чём здесь пельмени?
 - Значит, скалка у Ольги есть, а то я свою хотела ей послать, чтобы она  головушку тебе буйную поправила.

  Разговор понемногу успокоился; мы пили чай, рассуждали о жизни нынешной, о детях рассказывали, беседовали, словом, по душам. Время снова набрало свой нормальный ход, то есть полетело. Два часа прошли незаметно.


   На улице послышался рёв снегоходов, в окнах заметался свет фар.
  – Вон, приехали за тобой, друг ты мой бесталанный, - хлопнув  себя по коленям, встал из-за стола Николай.
 – Чё это бесталанный? – для порядка обиделся я.
 – Ну, как, тебя за рябчиками послали, а ты и рябчиков не стрелил и сам потерялся.  Ладно, вот у тебя друган  верный есть, - выходя в сени, на ходу сказал Колян.
 
 Я уже оделся и стал выходить. В дверях столкнулся с Николаем.
 – На вот, - протянул он мне полиэтиленовый пакет, - тут три рябчика, тебе хватит.
 – Ну, спасибо Колян, век  не забуду. Это ж какое смягчающее обстоятельство мне для разборок  будет. Спасибо.
 
    Возле двора Николая стояло три снегохода и человек  пять парней в камуфляжах и шлемах.
   - Здорово дед, ну ты дал шороху – всех на уши поставил.
   - Экстремал, а ещё  молодёжь попрекаете за экстрим.
   Приветственно галдели прибывшие на снегоходах друзья сына.
 –Железный у тебя старикан, Никола! – Восторженно сказал кто-то, обращаясь к сыну.
 – Да какой он старикан, - ответил Колянка,  - он ещё полтинник на бицепс три раза тягает.

 –А сидел бы дома на печи, о тебе никто и не вспомнил бы, - как всегда неожиданно, но к месту,- заметил внутренний голос – мой тайный советник, - а так глядишь и в анналы истории попадёшь.
-Думаешь?
– Стопудово, Санёк, - то ли ухмыльнулся, то ли всерьёз подтвердил голос.

 Дома у ворот встречали нас потревоженные родные и любопытные соседи. Всем было интересно -  в каком состоянии меня привезут. Ждать подробностей до завтрашнего дня терпения ни у кого не хватало. Вдруг обмороженный или вообще - с ума съехал дед. Шутка в деле – убежал с утра за Каму и ни слуху ни духу, а уж под жопу лет пердуну.  Такое любопытство всегда жило в деревне, пробавляясь от случая к случаю выходками да приключениями, которые претерпевали некоторые незадачливые её жители. И награда этим героям всегда была одна – их помнили десятками лет,  о них рассказывали на всех мало-мальских сходах и беседах, имена их становились достоянием истории села. Похоже и я в этот вечер удостоился быть внесённым в этот список простых и великих.

 – Вона, жив здоров зверобой наш.
 - Целёхонек, на своих ногах стоит. – Удивлялись соседи.
 - А чё ему сделается - пасечник, – ёрничал кто-то.
 – Не дождётесь, земляки!  - Задиристо и бодро отвечал я встречающим.
 – Живи сто лет дед! –  Сказал кто-то согласно этикета. Ну, так для  порядка сказано было.

  Спасатели-волонтёры жали мне руки, хлопали по плечу, предлагали обращаться ещё, ежели что. Супруга вытирала слёзы кухонным полотенцем от которого пахло корвалолом, им же пару раз для острастки, и чтобы показать соседям, что спуску мне не будет, стеганула меня по спине.
 
 – Вот, на,  держи своих рябчиков, - передал я ей мешок, - за раками завтра на пруд поеду.

    А оливье с рябчиками и креветками у нас на  новогоднем столе всё-таки было. Второго числа Николай с Верой приезжали, так мы и с ними ещё приготовили этот салат европейский.