Эволюция творчества Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Олег Аркадьевич Александров
                Предисловие

Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана – уникальное явление мировой литературы, притягивающее внимание ярким стилем, синтезом жанров, фантастической образностью персонажей, множественностью финалов произведений.
Писательское наследие включает произведения разных жанров, от гротескных сказок и рассказов до анекдотов. Анализ хронологии и жанров произведений позволяет говорить о трёх этапах литературного пути:
1) Музыкально-сказочный период;
2) Магический романтизм;
3) Реализм.

От музыки к литературе
Влияние музыкальной деятельности Гофмана сказалось на сюжетах и лирических отступлениях первых произведений – Кавалер Глюк и Крейслериана. Тонкой иронией и самокритикой наполнен рассказ «Необыкновенные страдания директора театра». Не менее интересна «Принцесса Бландина», написанная поэтическим языком, с элементами театральности, сатиры и веселья, временами переходящее в буффонаду.
В «Крейслериане» и «Принцессе Бландине» видны зачатки магического реализма, отражающего сосуществование двух миров – волшебного и реального. Позже художественный инструмент писателя обогатится элементами гротеска и буффонады [7].
Музыкально-литературные опусы неизвестного писателя были не столь интересны публике, как сказка «Золотой горшок», изданная в 1814 году. Одно из лучших произведений, поражающее красочным, сочным стилем, восточной изысканностью описаний сада и природы, юмором и иронизированием автора над экзальтированным романтизмом студента Ансельма. Читая сказку, складывается впечатление, что Гофман одобряет буржуазность и расчёт Вероники, нежели романтические порывы её воздыхателя. В этой сказке нет христианских нравоучений, свойственных произведениям братьев Гримм или Хансу Кристиану Андерсену [1]. Гофман оставляет читателю возможность сделать выводы, порой неоднозначные.
Конечно, Гофман был апологетом романтической традиции в немецкой литературе, развивая идеи Августа и Фридриха Шлегелей, Людвига Тика, Новалиса, Вакенродера о преобразующей роли искусства, которое должно быть выше материалистических расчётов [3]. С другой стороны, как мудрый человек, получивший опыт работы юриста, чиновника, он видел опасность излишней романтичности, оторванность романтиков от реальной жизни. Поэтому для рассказов и сказок писателя характерно акцентирование на самоиронии, сатире, гротеску.
Убедившись, что занятия музыкой не принесут удовлетворения, как и театральная деятельность, Гофман сосредотачивается на литературе, окрылённый успехом рассказов «Кавалер Глюк» и «Магнетизёр», особенно «Золотого горшка».
Практически во всех произведениях автора красной нитью проходит тема двойственности. Тема двойников, влияния злых субличностей на героев была популярной, начиная с издания мистических романов XVIII века. Позднее, Адельберт Шамиссо и Ханс Кристиан Андерсен написали вариации сказки «Тень»; в нашей стране блестящую обработку рассказа Андерсена сделал Евгений Шварц, создав новое произведение.
Великолепная сказка «Щелкунчик и Мышиный король» завершает первый этап творчества Гофмана. Следует отметить, что практически одновременно со сказкой публикуется роман «Эликсиры сатаны». В отличие от сказок и рассказов, это произведение перегружено религиозно-мистическими монологами монаха Меддарда.
Длинные фразы, недостаточная проработка характеров персонажей, несколько скомканный финал тяжело воспринимаются читателями. Обилие прилагательных и пространные описания природы напоминают романы Тика и Новалиса.
Вряд ли «Эликсиры сатаны» можно назвать шедевром творчества Гофмана. В то же время в романе намечены будущие тема двойника, к которой писатель неоднократно обращался. К достоинствам романа следует отнести поэтические описания природы. Обожествление пейзажей соответствует романтическому взгляду на контраст материального и духовного. Эту идею развил философ Шеллинг, предшественник йенской школы романтиков.
Разделяя один из принципов романтизма – возвышение, парение человека над действительностью – Гофман не столь категоричен, как Новалис или Вильгельм Генрих Вакенродер. Йенские романтики возводили природу, нравственность, этику и зло в абсолют, не желая видеть опасность такого взгляда для общества и личности.
Гофман избежал этой крайности, посредством использования юмора и иронии, гротеска, сатиры, и практического опыта работы чиновником, сталкивающимся в суровой реальности. Не случайно его сказки заканчиваются прозаическими свадьбой, исчезновением романтического героя, возвращением к обыденным делам.
Незаконченность рассказов предоставляет самостоятельно домыслить или сделать выводы, решая, что лучше – пламенные мечтания героя, или материальная обеспеченность его возлюбленной. Автор подсмеивается над экзальтированностью, возвышенность чувств и мыслей романтических героев, противопоставляя им пошловатых, скучных обывателей. В поздних рассказах автор всё дальше отходит от романтических взглядов, отдав предпочтение социальным проблемам общества.

В 1816 году выходит в свет сборник «Ночные этюды», большая часть рассказов которого являются мистическими. Период магического романтизма отражал синтез мистики и созданием реальных ситуаций.
В «Игнаце Деннере» и «Пустом доме» отрицательные персонажи обладают даром магнетизма и гипноза [4]. Здесь Гофман отдаёт дань моде на названные явления, господствующей в Европе.
Верил ли Гофман в магнетизм, сверхъестественные способности, вмешательство злых сил в судьбы людей? Скорее всего, он, как и многие его современники, в том числе учёные, не избежал увлечений мистическими теориями, или, как минимум, относился к ним снисходительно, допуская влияние потусторонних «сущностей» на жизнь человека.

                Магический романтизм: от сказок к мистической прозе

В следующем сборнике, «Серапионовы братья», чередуются романтизм и мистика: «историческая» повесть» «Мадемуазель де Скюдери» соседствует с «Зловещим гостем» и «Вампиризмом».
Ряд произведений сборника можно назвать обычными (но не банальными!), или неяркими, сравнительно с искромётной «Принцессой Брамбиллой» или «Повелителем блох». Уточню – обычными с позиции сюжета, но не стиля и сочности языка. Данный эпитет, конечно, неприменим к сказкам «Щелкунчик и Мышиный король» и «Королевская невеста». Последняя сказка, как и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», следует отнести к сатирической. Гофман, как и Андерсен, писал «взрослые сказки», содержащие политическую сатиру и гротеск.
Сатирические произведения дорого обошлись Гофману: из-за «Повелителя блох» с ним судился начальник полиции, узнав себя в одном из персонажей рассказа. Негативную роль сыграл образ жизни писателя, коротающего вечера в кабачках Берлина, и винном погребке своего дома. Позитивным фактом стало использование последнего в качестве места действия рассказа «Новогодняя ночь», в котором Гофман едко высмеял себя.
Рассказ «Автоматы» отражает взаимодействие человека и механизмов. Промышленная революция в XVIII веке, начавшаяся в Великобритании, и охватившая европейские страны, вызвала волну литературных и художественных произведений, осуждавших вмешательство общества в природу, создание уродливых машин. Заметим, что Гофман, в этом жанре – натурализме – продолжил идеи Людвига Тика и Новалиса, противопоставлявших веку машин и технологий «золотой век», мифическую Аркадию.
В «Песочном человеке» герой влюбляется в куклу, отталкивая девушку, а в упомянутых «Автоматах» профессор создал оркестр из автоматов, и механическую куклу, играющую на музыкальных инструментах. Гофман продолжает высмеивать чрезмерные увлечения обществом достижениями прогресса, сталкивая романтизм героев и науку, играя на контрастах рационального и возвышенного.
Искусственные герои рассказов – куклы и автоматы – сатира не столько не увлечённость техникой, но, в первую очередь, на шаблонность мышления, закоснелый этике, правила поведения в обществе. Яркий пример – образ старика в новелле «Ошибка», у которого из головы достают салфетки и столовые приборы. Живое на поверку оказывается автоматами, машинами. Позже, к этой теме, обратится Андерсен в сказке «Соловей».

Невзирая на проблемы с властями, порождённые сатирой писателя, литературная деятельность продолжает оставаться успешной: создание клуба «Серапионовых братьев», выпуск сборников произведений, начало работы над своеобразной автобиографией – «Житейскими воззрениями кота Мурра».
«Серапионовы братья» включают произведения исторического, мистического, гротескного характера, на первый взгляд, не связанные между собой. Объединяет их романтизм, концепцию которого Гофман преобразовал в инструмент воссоздания действительности, наполненной иррациональным.
Названный сборник можно назвать симпрозаическим, учитывая взгляды школы романтиков, выражаемых Гофманом. Термины «симпроза», «симпоэзия» ввёл Фридрих Шлегель, считавший, что романтические произведения подобны симфониям. Литературы и музыка дополняют друг друга, показывая единую картину гармонии человека и природы. Заметим, что музыка была, в некотором роде, культом для романтиков, видевших в ней способ постижения тайн мироздания. Поэт, по мнению Людвига Тика, может правильно интерпретировать музыку. Гофман полностью разделял данную точку зрения, о чём свидетельствует его рассказы «Поэт и композитор», «Крейслериана», «Кавалер Глюк» и другие.
Роман, несущий автобиографические моменты жизни Гофмана, «Житейские воззрения кота Мурра», стал попыткой создать философско-эстетическое произведение, обобщить взгляды писателя роль Человека, коллизии реальности и искусства. Размышления кота Мурра построены на противопоставлении «верха» и «низа», поэтического и прозы жизни, действительности и мистики.
В ней писатель говорит о странном образе жизни кота, оправдывая его диссонансами между искусством и действительностью, бюргерскими обычаями и задачами музыки, литературы, театра. Герой романа одинок среди толпы глупых и пошлых личностей, вращающихся в узком мирке государственной службы, церкви и быта. В нём нет свободы, стремления к познанию тайн природы и искусства. Финал романа закономерно кончается смертью Мурра, так и не примирившегося с действительностью. Юлия выходит замуж, Крейслеру остаётся любимое творчество. По иронии судьбы, Гофман повторил этот финал, в конце жизни терзаемый судом и чиновниками, одинокий и больной, вынужденный наблюдать жизнь из окна. Болезни и разочарованности писателя посвящена зарисовка «Угловое окно».
Тогда же выходит в свет социальная повесть «Повелитель блох», усиленная мистическими элементами (волшебное стёклышко, король блох и прочее). Автор разит мечом сатиры, как в «Крошке Цахесе», слепоту людей, принимающих глупость за ум, тщеславные речи за эрудицию. Несомненно, названный рассказ относится к числу шедевров творчества Гофмана. Его социально-философское и нравственное значение актуальны для наших дней. Идея волшебного увеличительного стекла оказалась столь яркой, что спустя десятилетия Ханс Кристиан Андерсен использует её – как символ – в сказке «Снежная королева». Но, если у датского писателя характер мальчика меняют злые силы, то Гофман пишет о слепоте, недальновидности и глупости людей, не способных отличить настоящее от поддельного.

                Позднее творчество: реализм

Последние литературные опусы Гофмана написаны в стиле реализма, с лёгким уклоном в сатиру. Почему он резко сменил жанр литературного творчества, отойдя от мистики и сказок? Влияние разочарованности в романтике, или исчерпанность идей, творческий застой? Эти вопросы ждут исследователей изменения творческого пути Гофмана.
Всмотримся пристальнее в ткань рассказов писателя, созданных под закат жизни.
Рассказ «Огненный дух» словно показывает разочарование писателя в модных «наука» - магнетизме, спиритуализме, мейсмеризме. Полковник Виктор, герой рассказа принимает обычную женщину за огненного духа, поддавшись «дьявольскому» обаянию майора О’Малли. Эта женщина впоследствии была сиделкой Виктора. Завершается история грустно, и одновременно юмористично: полковник Виктор остался холостяком. Драма соединена с комическим, с присущим Гофману мастерством видеть смешную, порой гротескную, сторону в трагических событиях.
Патетикой наполнен рассказ «Двойники», повествующий о влиянии предрассудков, случайностей, на жизнь персонажей. Хотя данное произведение относится к реализму, в нём присутствует элемент мистики: обоим героям, близнецам, является одна и та же девушка во снах. Писатель обыгрывает тему двойников, к которой неоднократно обращался, в реалистическом ключе.
«Мастер Иоганн Вахт» посвящен теме уходящего ремесленничества, виртуозного труда простых людей. Он перекликается с другим рассказом автора – «Мартин-бочар». По сути, это гимн труду талантливых мастеров, приукрашенный любовной историей. В этой истории сквозит грусть автора по уходящей эпохе ремесленничества, ручным технологиям создания вещей.

Вечная тема зависти и нереализованности в искусстве поднята в «средневековой» истории «Враг». Одним из героев выведен гениальный художник и лучший гравёр Нового времени – Альбрехт Дюрер. У него, как это часто бывает в жизни и романах, есть враг, злой герой, Зольфатерра, бывший одноклассник и коллега по цеху. Он пытается навредить учителю через молодого юношу, художника, в романтическом ослеплении не замечающего недоброжелателей. Но всё заканчивается благополучно - справедливость торжествует, враг умирает, и влюблённые соединяют сердца.
Судебное разбирательство писателя и представителей власти, как и его ухудшившееся здоровье, сказались на качестве поздних произведений. Суховатое изложение и банальные сюжеты отличались от искромётных, фееричных, ярких сказок и захватывающих мистических историй периода «магического реализма». Только «Повелитель блох» стал приятным исключением из ряда пресноватых историй.
В рассказе «Угловое окно» исследователи творчества писателя склонны видеть поворот к реализму, глобальный взгляд на общество и личность. Автор выступает в роли наблюдателя за толпой, акцентируя внимание на колоритных, характерных типажах личностей. Мир – это большая ярмарка, рынок, где всё покупается и продаётся. Вслед за Аристотелем немецкий романтик мог бы сказать: город – это единство непохожих.
«Угловое окно» является зарисовкой, без сюжета и ярких персонажей. Полагаем, что, проживи Гофман ещё несколько лет, он мог переработать это произведение, создав роман. Позже эту тему общества как глобального рынка развили Уильям Теккерей в «Ярмарке тщеславия» и Николай Гоголь в «Сорочинской ярмарке», «Мёртвых душах», письмах к друзьям (т.н. «духовной прозе»).
Фактически, «Угловое окно» стало последним серьёзным произведением Гофмана, поскольку небольшие анекдоты и зарисовки, созданные на исходе жизненного пути, не представляют существенной литературной ценности, за исключением специалистов [9]. Зарисовка «Враг», которую Гофман диктовал жене, в последние дни жизни, осталась незаконченной.
К сожалению, о литературных планах Гофмана имеются обрывочные сведения. Один из его знакомых – Карл Август фон Энзе – в записках отмечает, что писатель намеревался создать роман «Предсвадебный медовый месяц Тимотеуса Шнельпфефера", однако успел написать серию набросков – «Житейские воззрения кота Мурра». Этот план подтверждается свидетельством Штефана Шютце, который отмечал желание Гофмана писать только романы [10]. Способен ли был Гофман к созданию крупных литературных произведений? Вряд ли, о чём свидетельствует неряшливый – во многих аспектах – роман «Эликсиры сатаны». Немецкий романтик был великолепным сказочником, и мастером коротких рассказов.
Окидывая взглядом короткую жизнь выдающегося немецкого писателя-романтика, художника, музыканта, театрального постановщика, удивляешься, как много он создал за девять (!) лет литературного творчества. Гофману удалось не только синтезировать жанры реализма, мистики, усилив их иронией и сатирой, но и осуществить переход от эпохи романтиков к реализму.
Сказки писателя послужили источником вдохновения Вильгельма Гауфа, итальянских и английских детских писателей. Мистические произведения стали популярными в России, породив массу подражателей, от Михаила Лермонтова до Фёдора Достоевского; продолжателем сатирической традиции, гротеска стали Николай Гоголь, Михаил Булгаков и другие писатели.
В наши дни наследие Гофмана изучается учёными многих стран мира, при этом акцент сделан на исследовании пластов его творчества. Темой двойников и автоматов занимается Роберт Друкс, Томас Эйхер – структурой поздних рассказов, Рюдигер Сафрански – проблематикой соотношения реального и фантастического. Гофман-центр в Бамберге изучает биографию писателя, его связи с романтизмом второй половины XIX-начала XX веков.
Произведения немецкого сказочника продолжают вдохновлять новые поколения учёных и читателей, приумножая романтизм в нашей жизни.

                Литература
1. Александров О.А. Волшебный мир Эрнста Теодора Амадея Гофмана // Сайт Проза ру. – 2020 год.
2. Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э. Т. А. Гофмана: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – М., 1971 год.
3. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М.: Аспект Пресс, 2005 год.
4. Гофман Э.Т.А. Песочный человек и другие ночные этюды. – М., Художественная литература, 2021 год.
5. Гофман Э.Т.А. Рождественские сказки. – М., Художественная литература, 2020 год.
6. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений в 6 томах. – М., Художественная литература, 1991-2000 годы.
7. Миримский И.В. Вступительная статья и примечания к собранию сочинений Э.Т.А. Гофмана. – М., 1962 год.
8. Сафрански Р. Гофман. – М., Молодая гвардия, 2005 год.
9. Художественный мир Э.Т.А. Гофман // Сборник научных статей под редакцией Игоря Бэлзы – М., 1982 год.
10. Hoffmann's Fairy Tales by E.T.A. Hoffmann. – London, AndersenPress, 2014 age.
11. Hilda Meldrum Brown. E. T. A. Hoffmann and the Serapiontic Principle: Critique and Creativity. Boydell & Brewer, Camden House, 2016.