Постой, паровоз, не спешите, колеса

Валерий Рубин
В Германии забастовки парализуют страну. Не успели отгреметь акции протеста фермерских тракторов, как профсоюз машинистов поездов объявил о следующей забастовке, четвертой в продолжающемся споре с правительством о заработной плате. С 2 часов ночи среды до 6 часов вечера понедельника остановится пассажирский и грузовой транспорт. Что делать пассажирам? – им придется как-то пережить эту трудную неделю из-за отмены и задержки поездов, не позавидуешь

Нового тарифного предложения Deutsche Bahn, по-видимому, оказалось недостаточно. В том числе речь идет о сокращении рабочего дня на один час машинистов и проводников поездов и рабочей недели для вахтовиков. Deutsche Bahn считает это требование невыполнимым, так как в этом случае потребуется слишком много новых сотрудников. Профсоюзные лидеры GDL предупреждают о том, что забастовка будет «длительной и жесткой» Это означает, что она парализует движение поездов в Германии со среды и надолго. В сфере грузового транспорта забастовка начнется уже во вторник. Забастовка коснется как региональных, так и междугородних пассажирских перевозок. Пассажиры должны быть готовы не только к задержкам, но и к отмене поездов. В общей сложности это уже четвертая железнодорожная забастовка в текущем споре о заработной плате между GDL и Deutsche Bahn. В 2023 году уже было две забастовки. В январе уже была трехдневная забастовка. Требования GDL к Deutsche Bahn можно резюмировать в следующих пунктах:
повышение заработной платы не менее чем на 555 евро - при этом еженедельное рабочее время должно быть сокращено с 38 до 35 часов,
компенсация инфляции в размере 3000 евро или 1500 евро для стажеров.
увеличение пособия на обучение не менее чем на 324 евро и стандартизация оплаты труда для всех железных дорог.

Но не только забастовкой железнодорожников жива страна, не только она не дает покоя бюргерам. В пику штрейкбрекерам по городам и весям в последние дни прокатилась волна (вероятно, организованная и поддержанная властями) протестов против «правого экстремизма» АдГ. Федеральный президент Штайнмайер благословил митингующих, число которых по разным подсчетам составляло от 60 до 250 тысяч (оценки разнятся оттого, кто считал). «Часть общества хочет подорвать Основной закон, - заявила министр иностранных дел Анналена Бербок («Зеленые»). - Мы должны четко заявить об этом и больше говорить не о рассерженных гражданах, об обеспокоенных людях, о правых популистах, а о тех, кто нападает на нашу конституцию». Демонстрации под лозунгом «Больше никогда» имеют свою историю. Они начались в 1990-е годы. В то время нападения правых экстремистов на дома просителей убежища и поджоги домов турецких семей вывели на улицы десятки тысяч человек. Сегодня АдГ еще более привержена радикальной политике в отношении иностранцев. Опросы общественного мнения показывают, что партия имеет более 20 процентов сторонников в федеральном правительстве. Протестная волна антиАдГ была вызвана, в частности, разоблачениями исследовательского центра Correctiv о встрече правых экстремистов 25 ноября, на которой якобы говорилось о «ремиграции», планах по высылке из Германии нескольких миллионов человек с миграционным досье. Но разве только в Германии злободневны дебаты на эту тему? Отнюдь. Вот и парламент Великобритании под давлением премьер-министра и лидера консерваторов Сунака принимает на днях спорный закон о высылке «незаконных» иммигрантов в…Уганду, где, по его мнению, им самое подходящее место. Да-да, мы все наслышаны об Уганде, рае для мигрантов всех племен и народов, о соблюдении там прав человека.

В чем же дело, почему против новых правых ополчилась вся псевдолиберальная элита? АдГ пробуждает в обществе страх перед возрождением национал-социалистов? Отчасти, да. Но почему правительство не может выйти из парализующего страну спада экономики, а канцлеру Шольцу приходится каждый день возносить молитвы небесам, чтобы «коалиции семафора» (СДПГ- «Зеленые» - СвДП) дожить до следующих федеральных выборов? Из-за некомпетентности властей общество оказалось в ловушке коллективного выгорания: настроения повсеместно хуже некуда, перспективы мрачные. Исследование, проведенное Гамбургским институтом Pinktum, показывает: каждый второй респондент (49,4 процента) сегодня чувствует себя в буквальном смысле не в своей тарелке, и это характерно для всех возрастов и уровней пищевой цепочки. На вопрос о главном виновнике ответы однозначны: бездарная политика (45,8 процента), множественность кризисов (43,2 процента) и экономическая ситуация в стране (42,3 процента). На четвертом месте опрошенные назвали разногласия и стресс в обществе. Находятся, однако, шутники, указывающие на повод к оптимизму: «Мы достигли плато на вершине стресса. Но в конце концов всегда наступает спад». По этому случаю вспоминается русская поговорка: из огня да в полымя…

По некоторым оценкам более 1,4 миллиона человек приняли участие в маршах по всей стране в знак протеста против ксенофобской политики партии «Альтернатива для Германии», к запрету которой все чаще раздаются призывы. 11 января в интервью, показанном на общественном телевидении ARD, Томас Хальденванг, президент Федерального ведомства по защите конституции (BfV), внутренней контрразведки Германии, выразил обеспокоенность пассивностью своих сограждан перед лицом растущих антидемократических сил. «Люди предпочитают комфорт своей частной жизни и не осознают угроз нашей демократии сегодня, - сказал он. - Я надеюсь, что общество проснется и молчаливое большинство, наконец, выступит против экстремизма в нашей стране».

За прошедшие 10 дней Германия, похоже, действительно проснулась. Еще год-два назад вопрос о запрете АдГ казался надуманным. Теперь это не так. большинство депутатов Бундестага должны дать свое согласие на то, чтобы запрос о запрете был направлен в Конституционный суд в Карлсруэ. На данном этапе такого большинства нет. Однако, даже если процедура будет начата, на это уйдут годы, и ее исход остается неопределенным. В истории Федеративной Республики были запрещены только Имперская социалистическая партия, основанная ностальгирующими сторонниками Третьего рейха, и Коммунистическая партия Германии в 1952 и 1956 годах соответственно. С другой стороны, неонацистская партия НДПГ не была запрещена, несмотря на то что в 2000 и 2010 годах против нее было запущено два запретительных процесса. Это связано с ее относительно скромными размерами, что, по мнению судей, означает, что она не представляет угрозы либерально-демократическому порядку. В случае с АдГ, которая имеет 78 депутатов в Бундестаге и которой приписывают более 20% потенциальных голосов избирателей, риск совершенно иной, говорят те, кто призывает к ее запрету. Их можно найти в основном среди «зеленых», но также и в Социал-демократической партии Шольца (СДПГ), и в небольшом количестве справа, как среди консерваторов (ХДС-ХСС), так и среди либерал-демократов (СвДП).

Тем временем, «Альтернатива для Германии» (АдГ), названа самой популярной партией в трех федеральных землях ФРГ, где в сентябре этого года должны пройти выборы в местный ландтаг, - свидетельствует опрос Института исследования рынка и общественного мнения Forsa. В Тюрингии о готовности проголосовать за АдГ заявили 36% опрошенных, в Саксонии — 34%, а в Бранденбурге - 32%. Повлияют ли на мнение избирателей последняя разоблачительная кампания по дискредитации новых правых, сказать трудно. АдГ в названных трех восточногерманских землях является пока второй по влиянию на умы бюргеров. Поживем-увидим…