Чёрная мама-26

Иванов Василий Михайлович
               
 
                Заирские пленники.

 
     Уже с утра меня меня поздравили все мои родные, но, к сожалению, в свой день рождения мне приходится работать, везём командующего ВВС Анголы Нето в Конго,
 Киншасу. Строим прямоугольный маршрут для захода на посадку над великой рекой Конго. Мягкое касание колёсами ВПП(заслуга Нельсона) и мы заруливаем на военный перрон. Сколько нам ждать, неизвестно. Переговоры могут затянуться, поэтому я договорился с адъютантом командующего, что он мне позвонит, когда будут возвра-щаться на аэродром.
    –Сергей Михайлович, давайте съездим на рынок, погуляем по городу, а пообедаем в ресторане аэропорта после возвращения,-предложил второй пилот.
    Все остальные поддержали.Нас сегодня восемь человек, плюсом двое наших инже-неров, бортоператор Мигель и инспектор.
    Киншаса расположена на южном берегу реки Конго, раньше была столицей Заира, который после приобретения независимости стал Демократической Республикой Конго,в пику своим соседям, наверно.
    Население столицы около 6 миллионов, все тянутся в большой город, цивилизацию можно увидеть лишь в административном районе Гомбе, где проживают образованные и богатые люди. Посмотрели резиденцию президента, Дворец нации, кафедральный собор Святой Анны, Монумент Свободы, скульптурную композицию «Щит революции». Обо всех
этих достопримечательностях рассказал (и показал), конечно же, Нельсон, бывавший
здесь неоднократно. С местным населением не поговоришь-они не знают английского(о
русском молчу), а мы французского.
    Решили заглянуть на рынок Гран Марше. По дороге отметили, что и в богатых, и бедных районах чисто, уборщиков улиц в форме здесь великое множество. Да, местный народ не любит, когда его фотографируют, поэтому мы не стали рисковать. На рынке ничего интересного, ну, разве что, шаманские принадлежности.
    –Командир, сувениры для дома возьмёте в Луанде, я отведу вас на наш рынок, там всё качественней и выбор солидный,-предложил Нельсон.
    Остальные члены экипажа его поддержали. Я заметил,что мясо на этом рынке про-давалось вместе со шкурой животного, но нам оно не нужно. Овощи и фрукты тоже не было смысла отсюда везти, в Анголе они в изобилии.
    Ходили по Киншасе пешком, в местные «маршрутки» было страшно садиться, в них набивалось до сорока человек.
    В туалетной комнате ресторана привели себя в порядок: стряхнули пыль с одеж-ды, умылись, причесались и освежённые уселись за большой обеденный стол. Меню здесь было довольно разнообразное, каждый выбирал по своему вкусу.Я не стал изощ-ряться, заказал хороший кусок тушёной говядины,приготовленной со специями, карто-фель, поджаренный соломкой, салат из свежих овощей и бокал сока манго. Кого-то потянуло на экзотику, но это их выбор.
    –Михалыч, смотри,-прикоснулся ко мне Вадим, когда мы вышли из аэровокзала.
     К нам ускоренным шагом приближался лётчик из наших, в чёрных брюках и белой сорочке, белизна которой лишь угадывалась. Измождённый вид, тоскливые и, я бы сказал, голодные глаза.
     –Здравствуйте,-сказал он охрипшим голосом,-я второй пилот Иван Сорокин, из Киева. Мы работали здесь, а хозяин нашего самолёта хапнул чьи-то большие деньги и куда-то свалил. Члены экипажа стали заложниками и нас уже месяц держат в яме. Де-нег у нас нет, только начали работать, получили лишь командировочные. Всё,что бы-ло, охрана из нас высосала, покупая что-нибудь поесть, попить. Сейчас питаемся объедками, пьём какую-то отвратительную воду, все уже начали заболевать.
     –Где вас держат?
     –Недалеко от военного перрона, сначала за каждого просили по 1000 долларов, сейчас снизили цену до 3000 за всех. Сказали, если не заплатим в ближайшее время, то так и бросят в этой яме.
     –Пойдём, покажешь,-и мы все пошли за ним.
     Солдат с автоматом остановил нас и жестом показал, что я один могу подойти к яме. Картина была неприглядная-пожилой лётчик, видно, командир, лежал, двое дру-гих, помоложе, сидели у стены и подняли головы, когда я заглянул в их зиндан глу-биной около четырёх метров. Запах оттуда шёл не из приятных. Успокаивающе махнув пленникам рукой, я отошёл к своим.
     –Скажу одно, нужно выкупать, иначе пропадут. Предлагаю скинуться по пятьсот баксов. Возражений нет?
      –Какие могут быть возражения? –полез в карман за деньгами Саня, Вадим тоже начал рыться в своём штурманском портфеле, инженеры, правда, немного замешкались, а Нельсон уже держал деньги наготове.
      Собрав три тысячи, я пошёл к солдату-охраннику.Рядом с ним уже стоял какой-то бравый вояка, похоже, старший этого караула. Он сразу протянул руку за деньга-ми. Я сделал останавливающий жест рукой, затем показал на яму, движение рукой вверх.Вояка кивнул и отдал распоряжение.Из сторожки вышли ещё двое солдат с верё- вочной лестницей и спустили её в яму. Первым показался командир, с трудом перева-лился через край и некоторое время отдыхал, двое оставшихся тоже выбрались из ямы и помогли ему подняться.
     Старший караула снова протянул руку за деньгами.Я отрицательно покачал голо-вой:показал на пленников, затем на самолёт и потом на деньги.Тот кивнул и что-то скомандовал, а солдаты взяли меня на прицел.
     -Ведите их на самолёт,-сказал я своим.
     Увидев, что они в безопасности, повернулся к сержанту, улыбнулся, вручил выкуп и выдал по-французски:
     -Мерси боку!
     Cержант пересчитал доллары, сунул в карман и что-то сказал подчинённым. Один из солдат сходил в сторожку, вышел оттуда с штурманским портфелем и отдал мне. Я открыл его:сборники аэаронавигационной информации, полётные карты и,главное, пас-порта и свидетельства пилотов, штурмана и бортмеханика.
     -Так, друзья, что будем делать?-спросил я, зайдя в самолёт, передав порт-
фель штурману.
     -Что ты имеешь ввиду, командир?-уточнил Виктор.
     -Непонятно, как к ним отнесётся Нето. Вот и думаю-спрятать их или доложить.
     -Обязательно нужно доложить о спасённом экипаже и попросить разрешения за-брать их в Анголу,-сказал Нельсон, кинув взгляд на инспектора,-всёравно ему ста-нет известно, а его реакция может быть непредсказуемой и спасённый экипаж может попасть в ангольскую тюрьму. Да и нам не поздоровится.
     -Скорее всего, так и случится, надо докладывать,-поддержал второго пилота Александр. Все присоединились к этому мнению.
     У меня зазвонил телефон, звонил адъютант:
     -Мы выехали, будем минут через пятнадцать.
     -Спасибо, ждём.
     -Вот такая ситуация, будем уповать на человечность командующего,-обратился я  к бывшим пленникам.
     -Нам это только и остаётся,-вздохнул командир.
     -Давайте все выйдем из самолёта и будем ждать делегацию снаружи.
     Мишка опустил рампу и мы вышли.
     -Всем построиться под правым крылом лицом к рампе, в первом ряду мой экипаж, во втором спасённый.
     Показался кортеж делегации, мы застыли по стойке смирно.
     Вышедший из машины командующий сразу обратил внимание на наше построение и остановился. Я подошёл к нему строевым шагом и доложил:
     -Товарищ генерал де авиацио*, экипаж и самолёт к полёту готовы. Разрешите обратиться по личному вопросу?
    -Обращайтесь!-удивлённо ответил Нето.
    -Хозяин самолёта бросил наших друзей, экипаж Ан-32 из Киева, на произвол судьбы в Киншасе, а сам сбежал с деньгами, полученными на выполнение полётов. Экипаж взяли в заложники и месяц продержали в яме. Мы их выкупили и теперь от Вас зависит, вернутся ли они домой, к своим семьям. Разрешите взять их с собой в Луанду?
    -Да, история,-протянул командующий.
    -Пусть подойдут ко мне.
    Я жестом пригласил их подойти к генералу. Командир, поняв правила игры, отра-портовал:
    -Товарищ генерал, экипаж Ан-32 по Вашему приказанию прибыл!
    Нето осмотрел их внимательно:
    -Я помогу вам вернуться домой, садитесь в самолёт,-и сам пошёл к рампе, свита за ним.
    Мой экипаж бросился обнимать спасённых.
    -Садитесь возле рампы, чтобы глаза генералам не мозолить,-посоветовал я и пошёл к трапу.
     В Луанде после посадки Нето подозвал меня к себе:
     -Командир, будут трудности с отправкой экипажа домой, обращайтесь ко мне.
     -Спасибо, товарищ генерал де авиацио!
     Подъехала наша машина, мы дружно уселись, места хватило и нашим новым друзь-ям, водитель Жулино удивлённо посматривал на них.По приезду в наш оазис мы отпра-вили ребят отмываться, а сами собрали их шмотки и заложили в стиральную машинку. Подобрали им шорты, футболки, сланцы-и  в ресторан заирские пленники появились вполне спортивной командой.
     -Присаживайтесь, у нас сегодня борщ и зразы,-пригласил я их за стол,-только не накидывайтесь на еду во избежание проблем.